Логопедическая программа работы с учащимися младших классов с билингвизмом «Радость общения»
рабочая программа по логопедии (1, 2 класс)

Столбихина Марина Васильевна
Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания образования создают ситуацию, позволяющую по-новому оценить логопедическую работу в общеобразовательной школе. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Контингент учащихся школы за последние годы претерпел значительные изменения. Среди детей с недоразвитием или нарушением речи различной этиологии и степени выраженности особую группу представляют так называемые двуязычные дети. Проблема коррекционного обучения детей с нарушениями устной речи и письма, овладевающих русским языком как вторым, становится все более актуальной в связи с расширением межкультурных контактов. В понятийно-терминологическом словаре логопеда под редакцией Селиверстова В.И. даётся следующее определение: «Двуязычие (или билингвизм) – это одинаково совершенное владение двумя языками». [9, с.15] Билингвизм представителей нерусских народов России неоднороден: от подлинного билингвизма до весьма слабого владения русским языком или полного его не владения. Для логопедии билингвизм интересен тем, что он нередко становится причиной возникновения специфического рода речевых ошибок на русском языке, обусловленных как особенностями взаимодействия языковых систем, так и нарушением речевого развития не доминирующего языка, а нередко обоих языков. Фактор билингвизма для детей с речевой патологией является отягчающим, что не может не сказаться на развитии речевой, познавательной, а следовательно, и учебной деятельности. У таких детей нарушения речи носят характер общего недоразвития речи средней степени выраженности. Оно проявляется в виде: 
- нарушения звукопроизношения;
- недоразвития фонематических процессов;
- аграмматизмов, проявляющихся в сложных формах словоизменения и словообразования;
- недостаточной сформированности связной речи;
- дислексии и дисграфии.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_logopeda_radost_obshcheniya.docx50.26 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая программа

работы с учащимися младших классов с билингвизмом

«Радость общения»

1. Актуальность проблемы

Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания образования создают ситуацию, позволяющую по-новому оценить логопедическую работу в общеобразовательной школе. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Контингент учащихся школы за последние годы претерпел значительные изменения. Среди детей с недоразвитием или нарушением речи различной этиологии и степени выраженности особую группу представляют так называемые двуязычные дети. Проблема коррекционного обучения детей с нарушениями устной речи и письма, овладевающих русским языком как вторым, становится все более актуальной в связи с расширением межкультурных контактов. В понятийно-терминологическом словаре логопеда под редакцией Селиверстова В.И. даётся следующее определение: «Двуязычие (или билингвизм) – это одинаково совершенное владение двумя языками». [9, с.15] Билингвизм представителей нерусских народов России неоднороден: от подлинного билингвизма до весьма слабого владения русским языком или полного его не владения. Для логопедии билингвизм интересен тем, что он нередко становится причиной возникновения специфического рода речевых ошибок на русском языке, обусловленных как особенностями взаимодействия языковых систем, так и нарушением речевого развития не доминирующего языка, а нередко обоих языков. Фактор билингвизма для детей с речевой патологией является отягчающим, что не может не сказаться на развитии речевой, познавательной, а следовательно, и учебной деятельности. У таких детей нарушения речи носят характер общего недоразвития речи средней степени выраженности. Оно проявляется в виде:

- нарушения звукопроизношения;

- недоразвития фонематических процессов;

- аграмматизмов, проявляющихся в сложных формах словоизменения и словообразования;

- недостаточной сформированности связной речи;

- дислексии и дисграфии.

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

2. Характеристика детей - билингвов

В современной психолингвистике выделяют три типа билингвизма:

- координативный;

- субординативный;

- смешанный.

Координативный тип билингвизма – это такой тип билингвизма, при котором, владение разными языками в равной мере свободно, субординативный тип-владение одним языком лучше, чем другим. Идеальным считается координативный тип, когда ученик свободно переключается с одной семантической базы на другую, т.е. говорит свободно на двух языках. Однако в современной школе на две семантические базы наслаивается третья (для одних - русского языка, для других - английского и т.д.). Определить степень доминирования и взаимодействия разных семантических баз у того или иного ученика очень важно для определения общей стратегии скоординированного обучения трем языкам. Отсутствие такой стратегии отрицательно влияет не только на речевую деятельность, но и на деятельность мыслительную, эстетическую, нравственную. Бабаева Г.А. в своих исследованиях выделяет три группы детей-билингвов:

- первая группа: дети-билингвы с сохранностью всех основных компонентов речепроизводства и отсутствием речевых дефектов;

- вторая группа: дети-билингвы у которых есть неглубокое общее недоразвитие речи (задержка речевого развития), ФФН и дисграфия;

- третья группа: дети-билингвы у которых отмечается моторно-функциональная дислалия или стёртая форма дизартрии.

В школу поступают дети, относящиеся ко второй и третьей группе (по Бабаевой Г.А.), при этом у них наблюдается развитие речи на бытовом уровне или они совсем не владеют русским языком. У таких учащихся отчётливо проявляются вторичные нарушения: неустойчивость почерка, обилие грамматических ошибок, затруднения в построении связного высказывания, нарушения техники чтения, наличие стойких специфических ошибок письма в виде аграмматической дислексии и дисграфии. Аграмматические ошибки встречаются:

- в словообразовании и словоизменении;

- в работе с суффиксами, приставками, предлогами;

- в согласовании слов в предложении в роде, числе и падеже.

        Для Сибири билингвизм является распространённым явлением, так как эту территорию населяют буряты, якуты, русские, татары. За последнее десятилетие увеличилось число переселенцев из ближнего зарубежья: таджики, узбеки, киргизы. Для школы характерны группы билингвов: русский-таджикский, русский-киргизский, русский-узбекский языки. Поэтому в содержании программы отмечается специфика работы с такими детьми.

3. Цель программы: 

Успешная адаптации в учебной деятельности и дальнейшая социализация детей с билингвизмом.

4. Задачи:

  • Коррекция дефектов устной и письменной речи детей билингвов;
  • Обогащение и уточнение словарного запаса детей с билингвизмом;
  • Формирование навыков словообразования и словоизменения;
  • Обучение произношению слов различной слоговой сложности;
  • Обучение правильному согласованию различных частей речи;
  • Отработка понимания пространственного значения предлогов;
  • Обучение правильному грамматическому оформлению предложений;
  • Обучение свободному пользованию приобретенными навыками в самостоятельной речи;
  • Воспитание терпимости и взаимоуважения в условиях межнационального общения.

5. Новизна содержания программы

        Особенностью программы является блочный принцип её построения, что позволяет четко выделить адресный характер и учитывать конкретные запросы обучающихся.

        Разработана         модель реализации логопедической поддержки учащихся – билингвов, коррекции их речевых нарушений, уточнены понятия «билингвизм» и особенности речевых нарушений у младших школьников – билингвов, носителей таджикского, киргизского, узбекского языков.

6. Особенности коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий у детей - билингвов

Известно, что стандартные программы для коррекционного обучения рассчитаны на русскоязычных учащихся. Но дети - билингвы, имеющие нарушения в развитии речи, как и их русскоязычные сверстники с аналогичными дефектами, должны получать специальную помощь. Анализируя характер и выраженность затруднений, которые испытывают дети с билингвизмом при обучении в школе и результаты обследования устной речи, можно выделить этих учащихся в отдельную группу для проведения логопедической коррекции. Известно, что, чем младше ребенок, тем легче он обучается другому языку, усваивает самые тонкие его особенности. Поэтому профилактику и коррекционное воздействие необходимо осуществлять в период обучения грамоте.

Особенностью логопедической работы со школьниками – билингвами является то, что решение этих задач происходит с учетом принципов изучения русского языка как иностранного. Этой специфике подчинена логика построения занятий, их содержание, методы и приемы обучения.

Основным подходом при изучении русского языка как иностранного является лексико-грамматический, так как он способствует расширению и совершенствованию словарного запаса при одновременной работе над различными грамматическими категориями. На занятиях изучаются все базовые параметры грамматики русского языка: предложные конструкции (предлоги), типы предложений, падежные конструкции, согласование различных частей речи, словообразование и словоизменение.

Подбор лексико-грамматических тем, их последовательность определяется особенностями формирования речи при общем её недоразвитии. Для эффективного усвоения детьми – билингвами учебного материала в ходе каждого занятия надо делать произносительный акцент на изучаемой грамматической форме, то есть выделять голосом предлог, окончания существительных, прилагательных мужского и женского рода. При этом следует знать и учитывать особенности фонетики, лексики и грамматики родного детям языка, так называемое явление интерференции, сущность которого заключается в переносе особенностей родного языка в иностранный (русский).

Особое внимание уделять изучению категории рода. Освоение категории рода – одна из простых задач для русского ребенка и одна из сложных для ребенка с билингвизмом. Тем не менее, благодаря коррекционным занятиям дети перестают совершать ошибки в данной области, хорошо овладевают этой грамматической категорией.

Каждое занятие по своей структуре включает в себя организационно-подготовительный, основной и заключительный этапы. В середине основного этапа проводится динамическая пауза на развитие двигательного праксиса и моторики пальцев рук.

Учебный материал предъявляется поэтапно – сначала задания на аудирование, затем репродуктивные упражнения. Наличие для каждого этапа занятий индивидуального наглядного материала обязательно (предметные и сюжетные картинки, лото, игрушки, муляжи, фишки, разнообразные схемы, карточки, условные обозначения).

7. Адресат программы

Программа адресована учителям - логопедам, учителям начальных классов, работающим с детьми с недостатками речевого развития, обусловленными билингвизмом, психологам.

8. Срок реализации программы

Два года (1,2 классы), 68 часов в год. Занятия проводятся во внеурочное время, 2 раза в неделю, 35-40минут. Полный курс обучения 136 занятий (часов).

На занятиях применяются разные виды работ: работа в группах с наглядно-практическим материалом; работа в парах; по цепочке; выполнение действий по инструкции и называние их; ролевое моделирование ситуации.

9. Содержание деятельности и методы реализации программы

1)  В основе курса лежат принципы:

- учёта родного языка;

- учёта доминантного речевого механизма;

- систематичности и взаимосвязи учебного материала;

- конкретности и доступности;

- постепенности, концентрического наращивания информации.

Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, что обеспечивает поступательное развитие. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа, синтеза.

2) Программа обеспечивает достижение учащимися – билингвами определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

формирование чувства гордости за Россию, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

Метапредметные результаты:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевого высказывания;

готовность слушать собеседника и вести диалог.

Предметные результаты:

понимание обучающимися того, что язык - это основное средство человеческого общения, осознание русского языка как языка межнационального общения;

овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных);

осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, владение умением проверять написанное;

освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике, графике, лексике, словообразовании морфологии и синтаксисе.

3)  Программа позволяет сформировать у учащихся билингвов универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

1.        формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

2.        освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

1.        овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

2.        осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Коммуникативные УУД:

1.        оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

2.         адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

3.        высказывать и обосновывать свою точку зрения.

4)  Содержание курса

1 класс.

Название блока

Тема занятия

Количество часов

I. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи

Звуки речи и буквы.

1

Звуки речи: гласные и согласные.

2

Алфавит.

1

Твердые и мягкие согласные звуки.

2

Звонкие и глухие согласные звуки.

2

Обозначение мягкости и твердости согласных с помощью гласных.

2

Деление слов на слоги.

2

Ударение.

2

Ударение. Перенос слов.

2

II. Обогащение и развитие лексического запаса

Речь. Для чего она нужна? Устная и письменная.

1

Техника речи: дыхание, голос.

1

Техника речи: дикция. Скороговорки.

1

Слово, его значение. Знакомство с толковым словарем.

1

Слова приветствия и прощания.

1

Слова, выражающие просьбу, благодарность, извинения.

1

Слова – предметы.

2

Слова – признаки предметов.

2

Слова – действия предметов.

2

Антонимы.

2

III. Развитие грамматического строя и связной речи

Предложение. Дифференциация понятий «слово», «предложение».

2

Общее понятие о тексте.

1

Тема текста.

1

Опорные слова в тексте.

2

Заглавие текста.

1

Составление предложений на заданную тему по опорным словам.

3

Составление предложений – полных ответов на вопросы по тексту.

3

Составление предложений – кратких ответов на вопросы к тексту.

3

Деление сплошного текста на предложения.

3

Пересказ  с опорой на вопросы.

3

Пересказ по сюжетным картинкам.

3

Восстановление деформированного текста по серии картинок.

2

Восстановление деформированного текста по демонстрации действий.

2

Восстановление деформированного текста по событиям из личного опыта детей.

2

Составление рассказа – описания предмета по картинке.

2

Составление рассказа – сравнения предметов.

2

Письмо – важный вид письменной речи.

2

        I. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

Дети получат возможность обобщить сведения по звукобуквенному составу русского языка, уяснят смыслоразличительную роль фонемы, научатся проводить звукобуквенный анализ слов с установлением соотношения между звуками и буквами. Уточняются практические представления о предложении, слове, слоге, ударении, букве, звуке, гласном, согласном.

II. Обогащение и развитие лексического запаса.

Уточняется лексическое значение слов и обогащается словарный запас, как путем накопления новых слов – различных частей речи, так и за счет овладения навыками подбора антонимов, синонимов и способов их употребления.

Отрабатываются предложения различных синтаксических конструкций, осуществляется работа  по овладению моделями различных предложений.

Совершенствуются навыки полноценного чтения и письма.

III. Развитие грамматического строя и связной речи.

Совершенствуются  умения и навыки построения связного высказывания, формируются практические представления о тексте, развиваются умения и навыки определять тему рассказа, основную мысль текста, последовательность и связность предложений в тексте, устанавливать смысловую зависимость между предложениями.

2 класс.

Название блока

Тема занятия

Количество часов

I. Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматического строя речи

Слово. Повторение изученного в I классе.

2

Определение лексического значения слов.

2

Прямое и переносное значение слова.

2

Однозначные и многозначные слова.

2

Синонимы. Подбор синонимов к слову. Нахождение синонимов в тексте.

2

Антонимы. Подбор антонимов к слову. Нахождение антонимов в тексте.

2

Пословицы и поговорки.

2

Загадка. Обучение сочинению загадок.

2

Считалки. Обучение сочинению считалок.

2

Предложение и словосочетание. Их отличие.

2

Предложение. Виды предложений по цели высказывания.

2

Предложение. Виды предложений по интонации.

2

Члены предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

2

Связь слов в словосочетании и в предложении.

2

Выделение признаков связного текста.

2

Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст.

2

II. Развитие умений и навыков построения самостоятельного высказывания

Текст. Тема и основная мысль текста.

2

Текст. Опорные слова.

2

Части текста. Опорные слова.

Деление текста на части.

2

План текста.

2

Виды плана. Составление планов разных видов.

2

Составление плана текста с обозначенными частями.

2

Тип текста. Текст – повествование. Характерные признаки текста – повествования. Схема построения повествовательного текста.

2

Текст – описание. Характерные признаки текста – описания. Схема построения описания.

2

Сочинение – описание по  готовому началу, коллективно составленному плану и опорным словам.

2

Текст – рассуждение. Характерные признаки текста рассуждения. Схема построения рассуждения.

2

Выразительное чтение. Интонация.

2

Сочинение сказки.

2

Связь между предложениями в тексте. Повторы в тексте и пути их устранения.

1

Работа с деформированным текстом. Грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами.

2

Речь. Средства выразительности устной речи (темп, громкость, мимика, жесты).

2

Основные правила общения. Требования к речи.

2

Культура общения. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии.

2

Художественные произведения. Стихи и проза.

1

I. Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматического строя речи

Формируются способности объяснять значения слов, употребляемых в тексте в прямом и переносном смысле, а также значений фраз и предложений. Поясняется, что большинство слов русского языка имеет не одно, а несколько значений. Даются готовые образцы синонимических рядов и пар слов – синонимов в качестве примеров для наблюдения и запоминания. Слова-антонимы изучаются в текстах пословиц и поговорок.

Показываются способы использования новых слов в предложениях различных синтаксических конструкций. Даются понятия о различиях предложения и словосочетания, о видах предложений по интонации и цели высказывания.

II. Развитие умений и навыков построения самостоятельного высказывания

Формируются практические представления о тексте. Развиваются навыки узнавания существенных признаков связного высказывания, составления плана, замысла, последовательности развертывания высказывания. Привлекается внимание к собственной речи, что позволяет совершенствовать речемыслительную деятельность. Отрабатываются такие навыки чтения как: осознанное чтение вслух знакомых и незнакомых текстов, ориентировка на сочетание слов внутри предложения, выбор правильного ответа из предложенных. Объясняются основные правила и культура общения, соблюдение речевого этикета в споре.

10. Планируемые результаты

1 класс.

Учащиеся научатся:

- выделять звук из слова;

- дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки;

- дифференцировать глухие и звонкие согласные звуки в устной речи и соответствующие им буквы при чтении и на письме;

- дифференцировать непарные по глухости-звонкости согласные звуки и буквы: Х, Ц, Ч, Щ, Й, а также буквы Ь и Ъ.

Учащиеся получат возможность научиться:

- различать правильное и неправильное произнесение звука;

- правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста;

- осознанное и адекватное использование интонационных средств выразительной четкой речи.

Метапредметные:
Регулятивные УУД:

  1. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  2. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

  1. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
  2. осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Коммуникативные УУД:

  1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  2.  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
  3. высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные УУД:

  1. формирование чувства сопричастности к своей Родине, народу и истории;
  2. осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.
  3. ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей.
  4. развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения.

2 класс.

Учащиеся научатся:

- производить звукобуквенный анализ и синтез слов;

- производить слоговой анализ и синтез слов;

- правильно ставить ударение;

- обозначать мягкость согласных двумя способами: с помощью ь и гласных второго ряда;

- дифференцировать смешиваемые согласные, имеющие акустико-артикуляционное сходство;

- дифференцировать сходные по начертанию буквы.

Учащиеся получат возможность научиться:

- правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности;

- минимизировать фонологический дефицит (умение дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим признакам);

- осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;

- владеть основными закономерностями грамматического и лексического строя речи.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  1. самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
  2. составлять план решения коррекционной проблемы совместно со взрослым;
  3. развивать адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Познавательные УУД:

  1. владение всеми видами речевой деятельности;
  2. извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  3. осуществление анализ и синтез;

Коммуникативные УУД:

  1. готовность слушать собеседника и вести диалог;
  2. овладеть навыками коммуникации: уметь начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
  3. уметь корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; умение поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации.

Личностные УУД:

  1. формирование картины мира и культуры как порождение трудовой предметно-преобразующей деятельности человека; ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием;
  2. знание основных моральных норм (взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность).

11. Список использованной литературы

  1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.2. Предложение. Текст.: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. – М. гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 302с.
  2. Кобзаев Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения. Практическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001. – 80с.
  3. Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 128с.
  4. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб: ИД «МиМ», 1997. – 286с.
  5. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: учебное пособие. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 224с.
  6. Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей – логопедов.- М.: ГНОМ и Д, 2009.
  7. Михайлова М.М. Двуязычие: принципы и проблемы. – М.: Просвещение. 1978.
  8. Румега Н.А. Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей с билингвизмом. // Логопедия в школе: практический опыт / под ред. В.С. Кукушкина. – М.: МарТ, 2004.
  9. Селиверстов В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда. – М.: 2001.
  10. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Как помочь детям с недостатками речевого развития. – М.: АРКТИ, 1997. – 131 с.

12. Приложение

Фрагменты логопедических занятий и примеры заданий - упражнений из занятий.

1класс.

Тема занятия: Дифференциация звуков Д-Т, букв Д-Т.

Цели: закрепление навыка различения согласных д-т в устной и письменной речи; уточнение и активизация словаря; отработка умения формулировать задание, проводить дифференцированный опрос и оценку ответов учащихся; развитие произвольности в общении.

Оборудование: зеркала, тетради, сюжетные картинки, карточки с текстом предложений.

Логопед: Сегодня мы продолжим работу по различению согласных д-т. Возьмите зеркала и произнесите эти звуки.

- Чем похожи эти звуки? (они согласные, язык на т-д одинаково бьет в бугорочки за верхними зубами)

- Чем отличаются эти звуки? (на звук д включается голос, а на звук т – нет)

- Значит звук д какой? А звук т? (согласный звонкий и согласный глухой)

- Дети, сейчас мы будем зашифровывать слова: вместо слова со звуком т вы будете рисовать в тетрадях кружок, а вместо слова со звуком д - треугольник.

- Внимательно слушайте слова: долго, стук, одуванчик, задумался, темно и т.д. Сравните свою запись с той, что я делаю на доске. У всех так? (да)

- Сколько слов зашифровали с согласной глухой т? А с согласной звонкой д?

Проводится работа по различению слов у доски (2-3 ученика).

Далее дети выполняют еще одно задание: логопед открывает написанные на доске слова с пропущенными буквами д-т: побе-ил, сле-ы, с-ая, -икий, пос-авил и т.д. Ученики поочередно выходят к доске и проводят следующую работу:

1 ученик: Я вписываю букву д. Прочитаем получившееся слово.

2 ученик: Победил.

1 ученик: Правильно. Напишите это слово в тетрадь, букву д подчеркнем.

Выступающий в роли учителя ученик следит, как выполняются задания, и затем делает сообщение типа: «Все написали правильно».

Затем логопед выставляет сюжетные картинки и раздает учащимся карточки с предложениями, каждое из которых соответствует определенной сюжетной картинке. (Дима рубит дрова; Наташа и Даша поют; Толя догоняет Диму и т.д.)

Логопед напоминает, что во время проведения работы с предложениями они могут давать своим товарищам одно из трех заданий:

- написать все предложения;

- выписать слова с буквой д;

- выписать слова с буквой т;

1 ученик: Толя догоняет Диму. Повтори, пожалуйста.

2 ученик повторяет сказанное предложение.

Логопед: Правильно. Напиши это предложение. (Дети повторяют правильность выполнения задания по записи на доске).

Затем подводится итог занятия: Вы сегодня выполнили несколько заданий: писали слова, зашифровывали и расшифровывали эти слова, писали предложения. Для чего вы это делали? (Мы учились различать буквы д-т).

Приведенные фрагменты занятий иллюстрируют не только современный подход к организации речемыслительной деятельности детей - билингвов, единицей которой является высказывание, но и показывают возможности развития их связной речи при выполнении любого коррекционного задания.

Виды заданий, используемых на занятиях:

- Подобрать и записать два слова, начинающиеся со звука а.

  Подобрать и записать слово, заканчивающее звуком а.

  Подчеркнуть в записанных словах букву а.

- Отгадать, в каком слове, начинающемся со звука м, три звука о.

  Записать слово в тетради и подчеркнуть букву о. Обозначить цифрами (2, 4,

  6) место каждой из этих букв.

- Из диктуемых логопедом слов (умный, мухи, туман, удалой) запомнить

  только те, в которых звук у находится на втором месте.

  Записать слова. Подчеркнуть в них букву у.

- Найти те из окружающих предметов, названия которых оканчиваются на

  звук ы. Записать слова и подчеркнуть буквы ы.

 

2 класс.

Тема занятия: Способы образования приставочных глаголов.

Цели: научить детей правильно употреблять глаголы с разными приставками.

1. Логопед демонстрирует 2 действия – наливает и выливает воду. Спрашивает у детей: одинаковые ли действия выполнены? Передаёт интонационно различное звучание на – вы в словах наливает – выливает, которые обозначают противоположные действия. Далее логопед спрашивает: что можно наливать, выливать? Дети составляют предложения типа: Таня наливает молоко. Мама выливает воду.

Логопед вызывает одного помощника, предлагает ему выполнить ряд действий (завязать бант мишки, развязать узел, повязать косынку и т.д.) Дети составляют предложения по демонстрируемому действию.  

2. Игра «Скажи наоборот». Логопед бросает ребенку мяч, называет действие с одним оттенком. Ребенок, возвращая мяч, называет действие с противоположным значением: входит – выходит, влетает – вылетает, вносит – выносит, закрывает – открывает, приплывает – отплывает.

Примеры заданий по теме: «Образование слов посредством приставок».

- Каждый ученик получает конверт с инструкцией:

сжать - разжать

1. Выйди к доске.

2. Сожми руку в кулак.

3. Задай вопрос ученикам: «Что я сделал?»

4. Разожми руку.

5. Задай вопрос ученикам: «Что я сделал?»

6. Напиши на доске слова сжать – разжать.

7. Дай задание ученикам списать эти слова

        Попроси каждого прочитать эти слова.

        Оцени ответ.

Аналогичны инструкции к другим парам слов – действий: застегнуть – расстегнуть; приклеить – отклеить; завязать – развязать; соединить – разъединить; согнуть – разогнуть.

Примеры заданий по теме: «Развитие и закрепление навыка конструирования повествовательного сообщения».

- Составить небольшой текст по данному плану.

- Составить текст по данному концу его.

- Составить к тексту заключение и вступление.

- Составить текст с данными словами.

- Составить текст на данную тему с данными словами.

- Составить текст на тему «Погода осенью» на основании непосредственных наблюдений и данных календаря природы.

- Рассказать, каким был лес летом и каким он стал осенью.

- Составить письмо товарищу, посоветовав ему научиться кататься на коньках.

- Дать описание сегодняшнего утра.

- Составить письмо товарищу о своем классе.

- Рассказать, что будут делать учащиеся на новогоднем утреннике.

- Передать содержание стихотворения своими словами.

Таким образом, выполнение заданий по конструированию повествовательных сообщений позволят реализовать один из основных принципов развития связной речи – от ситуационной формы к контекстной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения при работе с учащимися младших классов

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организов...

Особенности словарной работы с учащимися младших классов.

Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка, поэтому проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии....

«Организация коррекционной работы с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»

«Организация коррекционной работы с  учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»...

Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (с интеллектуальной недостаточностью)»

Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (VIII вид)» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Фе...

Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 4 класса (VIII вид)»

Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 4 класса (VIII вид)» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Фе...

Выпускная квалификационная работа студентки ФГБОУ ВО "РГПУ им.А.И.ГЕРЦЕНА" Аверкиной Галины Николаевны по теме: «Нарушения письма и специфика логопедической работы по их коррекции у учащихся младших классов общеобразовательной школы». (2016 год).

ВКР по теме: «Нарушения письма и специфика логопедической работы по их коррекции у учащихся младших классов общеобразовательной школы». В работе широко освещается проблема нарушения устной...