Статья "Радость творчества"
статья (русский язык, 1 класс) по теме
В данной статье раскрываются особенности речевой деятельности младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
radost_tvorchestva.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Радость творчества.
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.
Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Способность к творчеству, то есть созданию чего – то нового, ранее не известного, - редкий дар, которым владеют только избранные, наделённые не иначе как «искрой Божьей», так гласит расхожее житейское мнение.
Но мы позволили себе утверждение, что все дети изначально творцы, а не копиисты.
Нас заинтересовал вопрос развития речи, творческого воображения детей. Анализируя литературу различных авторов по данному вопросу, можно отметить, что одной из общепедагогических проблем является именно проблема речевой деятельности.
Речевая деятельность – это фундаментальная деятельность человека, в ней скрыты богатейшие возможности развития личности, сознания, всех познавательных возможностей человека.
Особенности речевой деятельности состоят:
- в воспитании человеческой речи других;
- в выражении им собственных мыслей, суждений, переживаний;
- в активном воздействии на слушателей, собеседника.
Через общение в речевой деятельности человек может выразить богатство и бедность содержания своей жизни, её мотивы, направленность, может познать самого себя. От развития речевой деятельности зависит общая и специальная (научная, техническая, эстетическая) культура человека.
Уже с первого класса дети отличаются своим восприятием окружающего мира. Они воспринимают всё с эмоциональностью, у них существует потребность оживить, очеловечить, наделить душой, словом, поведением всё, что их окружает.
О готовности ребёнка к введению в художественное творчество свидетельствуют некоторые качества его игрового поведения, которые могут выступать, как своеобразные индикаторы и вполне доступны наблюдению внимательного взрослого.
Можно выделить пять качеств, важных для дальнейшего художественного развития, они возникают в процессе сюжетно – ролевой игры.
Что же это за качества?
1. Лёгкость принятия роли в сюжетно – ролевой игре и обращение к выразительным средствам в ролевом поведении (мимика, пантомимика).
2. Способность придумать, что должно случиться с игровым персонажем, т. е. способность к игровому сюжетосложению.
3. Планирование последующих игровых действий, согласование их с партнёром, что свидетельствует о наличии замысла.
4. Словесное замещение предметных игровых действий.
5. Попытки выразить отношение к игровому персонажу.
Если внимательно наблюдать за игрой детей, можно с помощью этих свойств индикаторов составить себе представление о том, насколько готов ребенок творческой работе. Предпосылки могут никогда не стать способностями, если не создать определённых педагогических условий.
Дети очень многому хотят научиться, стремятся удовлетворить своё бунтующее творческое воображение. Они часто стараются представить окружающие их предметы и природу в необычных причудливых сочетаниях
Природа письменной речи резко отличается от природы устной речи. По мнению Л. С. Выготского если устную речь считать арифметикой речи из – за конкретики, то письменная речь, в силу своей абстрактности, будет алгеброй речи. Письменную речь следует специально выращивать в младших школьниках, задавать и воспитывать мотивы письменно – речевой деятельности, учить формам общения с помощью письменной речи; открывать в них содержание письма и благодаря всем этим условиям давать импульс для более высокой, качественной, богатой жизненной культуры и личностного развития.
Умение письменно – речевой деятельности как личностное качество ребёнка открывает перед ним широкие возможности для проявления и утверждения многих творческих способностей, для расширения и качественного возвышения сферы общения, обращает его на самопознание и самовоспитание.
Письменно – речевая деятельность выращивается в детях с помощью специфических знаний, особо организованных упражнений, создания стимулирующей и мотивирующей среды.
35 – минутные уроки по письменно – речевой деятельности проводятся 2 раза в неделю со 2 класса. На этих уроках ведётся интенсивная подготовительная работа, которая направлена на понимание детьми важности и необходимости обладания письменной речью уже сейчас, в начальных классах. Дети на каждом уроке заняты различными видами учебной деятельности, полностью вовлекающими их в познание Речи как уникального дара, преподнесённого Природой только человеку. Дети шаг за шагом постигают тайны Слова, особенности общения человека с людьми, с самим собой, с чистым листом бумаги посредством Слова.
В непосредственной практике обучения учащихся письменно – речевой деятельности определились и уточнились основные компоненты педагогического процесса, приближающие детей к азам письменной речи. Это:
Составление предложений из разрозненных слов.
Словесный «снежный ком».
Обогащение (пополнение) лексического запаса.
Интонирование речи (предложения, текста).
Представление детьми воображаемых ситуаций и их речевое оформление.
Прослушивание художественных текстов (приобщение к красоте слова, к духовности, доброте).
Составление детьми рассказов по сюжетным картинкам.
Работа над газетой.
Система работы по выработке письменно – речевой деятельности начинается в 1 классе с использованием таких приёмов как: «Интонирование», «Снежный ком», работа с анаграммами Валерия Эдыгея.
Интонирование речи (предложения, текста).
Назначение данного компонента – научить детей точно отображать в письменных знаках мелодику устной речи. В этом виде работы применяются материализованные записи текста (каждоё слово – небольшая горизонтальная линия), чтобы не отвлекать детей на выведение букв и правописание слов, чтобы они сосредоточились на развитии умения чувствовать и точно обозначать на письме мелодику устной речи.
Следующий компонент, Словесный «снежный ком».
Для этого вида упражнения учитель подбирает словосочетание или предложение из двух слов (нераспространенное с главными членами) и предлагает детям «сбросит» его (в своём воображении) с высокой снежной горы и помочь «обрасти» словами, подобно маленькому кому, который, катясь со снежной горы, обрастает снегом и валится на землю огромной снежной глыбой.
Как конкретно ведётся работа?
И ещё один компонент педагогического процесса – это анаграммы Валерия Эдыгея.
Предложенный автором оригинальный способ выгодно отличается от традиционного. Привлекает его сравнительная простота и доступность в любых условиях работы, не требующая каких – либо громоздких средств. Развивающий эффект при использовании данной технологии трудно спрогнозировать, на развитие стольких психических функций он направлен: это и концентрация внимания, и осмысленное запоминание, быстрота, гибкость, самостоятельность мышления, способность к предвидению, чувство целого, творческого мышления, лингвистические способности. Данная методика развивает грамотность, чувство языка школьников через углублённое изучение буквенного состава слов и их активное конструирование. Но самое главное это направленность на пробуждение познавательной мотивации учащихся как исходного, определяющего условия полноценной учебной деятельности. Применение данной технологии способно превратить урок в источник творческого вдохновения приносящего наслаждение детям и самому учителю.
В творческом процессе можно выделить 3 этапа:
1. Внутренне переживание и осмысление увиденного.
2. Выбор того, что особенно запомнилось, вызвало сильное впечатление.
3.Попытка словесного выражения нахлынувших чувств.
Наиболее ярко и полно это можно увидеть на уроках письменно – речевой деятельности в 3 – 4 классах, когда дети могут реализовать свой творческий потенциал при изготовлении классных журналов, выпуске газет.
В самом процессе творчества, направленного на решение некоторой задачи, возникают барьеры, препятствия.
Радость открытия, познания, а также признания достижений человека обществом являются мощными стимулами жизнедеятельности в целом. Возникает ощущение собственной состоятельности, чувство «внутренней, личностной свободы», «свободы как духовного состояния, самоощущения человека».
Духовное состояние личностной свободы возникает у человека при осознании им наличия внешних возможностей выбора и сформированной внутренней готовности осуществить этот выбор – немеханический перебор альтернатив, а творческое преобразование ситуации выбора.
Итак, мы утверждаем, что творчество – это фундаментальное свойство психики каждого человека. Более того, это свойство совершенно необходимо для развития психики в онтогенезе. От природы мы все – творцы нового, оригинального и личностно своеобразного. Заурядными мы становимся, главным образом, потому, что нам не удаётся успешно преодолеть столь же естественные, сколь трудные внутренние барьеры (самоорганизация психики, своего внутреннего мира, повторяющаяся каждый раз, когда наша психика обогащается новыми знаниями и умениями).
Люди, не боящиеся этих трудностей, люди увлечённые достигают уровней своего акме (жизненной вершины самовыражения) и тем самым становятся мастерами своего дела, получают общественное признание, личное удовлетворение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Тропинки творчества"программа дополнительного образования детей по изобразительному творчеству для детей 6-9 лет
"Тропинки творчества" программа дополнительного образования детей 6-9 лет по изобразительному творчеству.Основная особенность программы - обучение детей живописи. Программа адаптирована для занятий с ...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
От творчества учителя к творчеству ученика.
Повышение педагогического мастерства, поиск новых условий обучения, воспитания и развития младших школьников....
Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя».
Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя»....
Технология ТРИЗ: от творчества на уроке к творчеству в жизни.
Методы и приемы ТРИЗ-технологии, их использование в начальной школе....
Обобщение педагогического опыта «Технология ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач): от творчества на уроке к творчеству в жизни».
Обобщение опыта работы учителя начальных классов. ТРИЗ....
Положение проведения Городской недели детского творчества «Оригами – творчество и мастерство» «Путешествие в мир ОРИГАМИ…»
Положение разработано для проведения городского мероприятия, с целью ознакомления детей других школ с таким видом работы с бумагой, как оригами. Была проведена беседа, мастер - класс, экскурсия по выс...