Беседа с родителями "Радость общения. Как понять ребенка и не обидеть его?
консультация (1 класс) на тему
Родительское собрание с использованием интерактивной технологии активного слушания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Беседа с родителями "Радость общения. Как понять ребенка и не обидеть его" | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Радость общения. Как понять ребенка и не обидеть его?
Беседа с родителями
1. Знакомство.
Здравствуйте. Я благодарю Вас, что вы пришли на эту встречу.
Сегодня мы будем говорить о детях, но для начала мне хотелось бы узнать, какие они у вас. Мы с нашими детьми идем рука об руку. Соедините 2 ладошки.
И продолжите фразу «Мой ребенок самый …». Если эта фраза относится и к вашему ребенку тоже, скрестите пальчики. Позвольте я начну. Я тоже мама. «Мой ребенок самый заботливый» (показываю перекрещивание пальчиков)
-А ваш ребенок какой?
- Кто хотел бы продолжить?
- Посмотрите, какой крепкий замочек образовался из наших ладошек.
2. Организация выбора.
И на нашем столе лежат замки это 3 замка – 3 проблемные темы (озвучить)
- Какой замок вы хотели бы сегодня открыть?
- Какую тему вы хотели бы сегодня обсудить?
(2 лишних замка убираю)
3. Беседа.
- Посмотрите на этот замок. Что вы можете сказать про него? (Замок - как замок. Самый обычный. Железный. Закрытый и т.д.).
- Да, замок закрыт. Что же нужно для того, чтобы открыть этот замок? (Ключ).
- Хорошо. Вот и связка ключей (демонстрируется связка ключей). Любым ли ключом можно открыть данный замок? (Нет).
- Для каждого замка существует свой ключ, с помощью которого можно открыть предложенный замок.
- С чем же можно сравнить замок и ключи, обсуждая сегодняшнюю тему нашей беседы. (Замок – это ребенок, а ключи – методы воздействия на ребенка, методы воспитания, формы и приемы взаимодействия с ним).
-----------------
- Для того чтобы ребенок открылся нам, необходимо правильно подобрать тот единственный ключик, т.е. метод общения с ним. Об этом и пойдет речь.
- А зачем нам искать этот единственный ключик – эффективный метод общения?
- Возможно ли замок открыть другим способом, не применяя ключи? Как? (с помощью, ножовки, лома, топора, хитроумной отмычки).
- А что тогда с замком произойдет?
Эти методы можно отнести к жестким, т.к. их применение обязательно приводит к поломке замка. То же самое происходит и с ребенком, его психикой, когда в отношении него применяются неправильные методы общения.
- Давайте сегодня попробуем определить эффективные методы, приемы общения. Подберем ключики.
- Что значит слушать ребенка? Как его нужно слушать, чтобы услышать?
Что нужно сделать, чтобы и он услышал вас?
- Предлагаю начать с анализа ситуаций.
Дочка (расстроенная): Знаешь, я сегодня в школе бежала по коридору, а Сережка Петров поставил мне подножку, и я упала.
- Что вы ответите, как отреагируете?
- При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживанием. Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет.
- Попробуем изменить свои высказывания – фразы, обратив внимание на чувства ребенка.
- Какие чувства испытывал ребенок? (было больно, обидно, досадно)
- Какие слова можно было бы сказать ребенку?
- Трудно? Действительно, очень трудно говорить с ребенком, ориентируясь на его переживания, чувства.
Предполагаемые ответы родителей:
Тебе было больно и обидно.
Ты очень расстроена и тебе обидно.
- Послушайте следующую ситуацию и обратите внимание на то, что говорит отец в разговоре с сыном?
В субботу вечером сын в заметно подавленном настроении слоняется по дому.
ОТЕЦ: Ты что такой кислый?
СЫН: Да так, делать ничего не хочется.
ОТЕЦ: Пойди, погуляй, погода какая хорошая.
СЫН: Нет, гулять не хочу.
ОТЕЦ: Ну, позвони Мише, поиграйте.
СЫН: Играть надоело, да и Мишка сегодня занят.
ОТЕЦ: Возьми в конце концов книжку!
СЫН: Да ладно, пап, чего ты привязался. Не понимаешь ты меня. (Уходит в другую комнату, закрывает дверь).
- Как вы думаете, услышали ли отец с сыном друг друга?
- Почему? Обратите внимание, что говорил отец сыну: почитай книжку, иди погуляй, позови Мишку…
- Обратил ли внимание отец на чувства и переживания ребенка?
- Поставьте себя на место этого ребенка. Что было бы для вас важнее в аналогичной ситуации: чтобы вам давали советы, что делать или чтобы вас выслушали и поняли?
Предполагаемые ответы родителей:
Дает указания, советы – пойди погуляй, возьми книжку
Задает вопросы – почему ребенок такой кислый
- Послушайте, как можно было построить диалог и как изменилась ситуация.
Разговор пошел иначе, когда отец вспомнил о методе активного слушания. Через некоторое время он заходит в комнату сына, садится рядом.
ОТЕЦ (положив руку на плечо мальчика): Все еще плохое настроение.
СЫН: Да, плохое.
ОТЕЦ (внимательно посмотрев в глаза сына): Делать ничего не хочется.
СЫН: Ага, а тут еще этот доклад.
ОТЕЦ: Задали доклад приготовить.
СЫН: Ну да, к понедельнику, по мифам Древней Греции, а книжки нет, по чему буду готовить?
ОТЕЦ: Думаешь где найти материал.
СЫН: Вот именно, негде… (Пауза). Есть, правда одна идея, у Кольки дома – энциклопедия.
ОТЕЦ: Пожалуй, там про это написано.
СЫН (уже бодрее): Сейчас я ему позвоню.
Звонит, договаривается о книге, говорит: «А потом погуляем».
- Что изменилось в разговоре отца с сыном?
- Такая форма беседы показывает, что родитель понял чувства, настроение ребенка и готов, услышав о ней, принять ее.
Психологи нашли и очень подробно описали способ «активного слушания». Активно слушать - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
- Давайте вместе подумаем и сформулируем правила активного слушания. Это и будут ключики к сердцу нашего ребенка. (на предложенные способы общения выкладываю ключик)
Ответы родителей:
- При беседе повернуться лицом к ребенку.
- При разговоре глаза ребенка и родителя должны находиться на одном уровне.
- Разговаривать на близком расстоянии (посадить на колени, придвинуть стул)
- Понять чувства, переживания ребенка.
- В современном мире и замки современные. Они открываются с помощью сетчатки глаза, тембра голоса, по отпечатку пальца. Поэтому помните это при общении со своими детьми: глаза в глаза, мягкий голос, прикосновения – все это помогает понять друг друга при общении.
- Посмотрите, сколько ключиков мы с вами насобирали. Один из этих ключиков приведет вас к открытию внутреннего мира вашего ребенка.
- В заключение нашей беседы я хотела бы подарить вам на память ключики с советами, которые помогут вам взаимодействовать с вашими детьми.
Радость общения.
Как понять ребенка
и не обидеть его?
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа с родителями "Виртуальное общение - благо или зло?"
Вопросы для обсуждения: опасности увлечения компьютером; значение компьютера в развитии интеллекта; использование компьютера в домашних условиях для подготовки к урокам....
Беседа с родителями "Как организовать свободное время ребенка"
Беседа с родителями на тему «Свободное время ребенка – кто решает, как его организовать?»Цель беседы: способствовать формированию у родителей ответственного отношения к воспитанию детей через уч...
Беседа с родителями "Как научиться доверять своего ребенку"
Материал содержит беседу с родителями на тему "Как научиться доверять своему ребенку"...
Беседа для родителей "Как заставить 7-летнего ребенка слушаться"
Как заставить 7-летнего ребенка слушаться...
Беседа для родителей "Как нельзя разговаривать с ребенком…"
Как нельзя разговаривать с ребенком…...
Беседа с родителями на тему "Общение как важнейший фактор становления детско-родительских отношений!"
Беседа с родителями на тему "Общение как важнейший фактор становления детско-родительских отношений!"...
Тренинги для родителей Психологический тренинг-практикум для родителей: «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения»
Тренинги для родителейПсихологический тренинг-практикум для родителей: «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения»...