Беседа с родителями "Радость общения. Как понять ребенка и не обидеть его?
консультация (1 класс) на тему

Юркова Галина Александровна

Родительское собрание с использованием интерактивной технологии активного слушания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Радость общения. Как понять ребенка и не обидеть его?

Беседа с родителями

1. Знакомство.

Здравствуйте. Я благодарю Вас, что вы пришли на эту встречу.

Сегодня мы будем говорить о детях, но для начала мне хотелось бы узнать, какие они у вас.  Мы с нашими детьми идем рука об руку. Соедините 2 ладошки.

И продолжите фразу «Мой ребенок самый …». Если эта фраза относится и к вашему ребенку тоже, скрестите пальчики. Позвольте я начну. Я тоже мама. «Мой ребенок самый заботливый» (показываю перекрещивание пальчиков)

-А ваш ребенок какой?

- Кто хотел бы продолжить?

- Посмотрите, какой крепкий замочек образовался из наших ладошек.

2. Организация выбора.

И на нашем столе лежат замки это 3 замка – 3 проблемные темы (озвучить)

- Какой замок вы хотели бы сегодня открыть?

- Какую тему вы хотели бы сегодня обсудить?

(2 лишних замка убираю)

3. Беседа.

- Посмотрите на этот замок. Что вы можете сказать про него? (Замок - как замок. Самый обычный. Железный. Закрытый и т.д.).

- Да,  замок закрыт. Что же нужно для того, чтобы открыть этот замок? (Ключ).

- Хорошо. Вот и связка ключей (демонстрируется связка ключей). Любым ли ключом можно открыть данный  замок? (Нет).

- Для каждого замка существует свой ключ, с помощью которого можно открыть предложенный замок.

- С чем же можно сравнить замок и ключи, обсуждая сегодняшнюю тему нашей беседы. (Замок – это ребенок, а ключи – методы воздействия на ребенка, методы воспитания, формы и приемы взаимодействия с ним).

-----------------

- Для того чтобы ребенок открылся нам, необходимо правильно подобрать тот единственный ключик, т.е. метод общения с ним. Об этом и пойдет речь.

- А зачем нам искать этот единственный ключик – эффективный метод общения?

- Возможно ли замок открыть другим способом, не применяя ключи? Как? (с помощью, ножовки, лома, топора, хитроумной отмычки).

- А что тогда с замком произойдет?

Эти методы можно отнести к жестким, т.к. их применение обязательно приводит к поломке замка. То же самое происходит и с ребенком, его психикой, когда в отношении него применяются неправильные методы общения.

- Давайте сегодня попробуем определить эффективные методы, приемы общения. Подберем ключики.

- Что значит слушать ребенка? Как его нужно слушать, чтобы услышать?

Что нужно сделать, чтобы и он услышал вас?

- Предлагаю начать с анализа ситуаций.

Дочка (расстроенная): Знаешь, я сегодня в школе бежала по коридору, а Сережка Петров поставил мне подножку, и я упала.

- Что вы ответите, как отреагируете?

- При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его  переживанием. Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет.

- Попробуем изменить свои высказывания – фразы, обратив внимание на чувства ребенка.

- Какие чувства испытывал ребенок? (было больно, обидно, досадно)

- Какие слова можно было бы сказать ребенку?

- Трудно? Действительно, очень трудно говорить с ребенком, ориентируясь на его переживания, чувства.

Предполагаемые ответы родителей:

Тебе было больно и  обидно.

Ты очень расстроена и тебе обидно.

- Послушайте следующую ситуацию и обратите внимание на то, что говорит отец в разговоре с сыном?

В субботу вечером сын в заметно подавленном настроении слоняется по дому.

ОТЕЦ: Ты что такой кислый?

СЫН: Да так, делать ничего не хочется.

ОТЕЦ: Пойди, погуляй, погода какая хорошая.

СЫН: Нет, гулять не хочу.

ОТЕЦ: Ну, позвони Мише, поиграйте.

СЫН: Играть  надоело, да и Мишка сегодня занят.

ОТЕЦ: Возьми в конце концов книжку!

СЫН:  Да ладно, пап, чего ты привязался. Не понимаешь ты меня. (Уходит в другую комнату, закрывает дверь).

- Как вы думаете, услышали ли отец с сыном друг друга?

- Почему? Обратите внимание, что говорил отец сыну: почитай книжку, иди погуляй, позови Мишку…

- Обратил ли внимание отец на чувства и переживания ребенка?

- Поставьте себя на место этого ребенка. Что было бы для вас важнее в аналогичной ситуации: чтобы вам давали советы, что делать или чтобы вас выслушали и поняли?

Предполагаемые ответы родителей:

Дает указания, советы – пойди погуляй, возьми книжку

Задает вопросы – почему ребенок такой кислый

- Послушайте, как можно было построить диалог и как изменилась ситуация.

Разговор пошел иначе, когда отец вспомнил о методе активного слушания. Через некоторое время он заходит в комнату сына, садится рядом.

ОТЕЦ (положив руку на плечо мальчика): Все еще плохое настроение.

СЫН: Да, плохое.

ОТЕЦ (внимательно посмотрев в глаза сына): Делать ничего не хочется.

СЫН: Ага, а тут еще этот доклад.

ОТЕЦ: Задали доклад приготовить.

СЫН: Ну да, к понедельнику, по мифам Древней Греции, а книжки нет, по чему буду готовить?

ОТЕЦ: Думаешь где найти материал.

СЫН: Вот именно, негде… (Пауза). Есть, правда одна идея, у Кольки дома – энциклопедия.

ОТЕЦ: Пожалуй, там про это написано.

СЫН (уже бодрее): Сейчас я ему позвоню.

Звонит, договаривается о книге, говорит: «А потом погуляем».

- Что изменилось в разговоре отца с сыном?

- Такая форма беседы показывает, что родитель понял чувства, настроение ребенка и готов, услышав о ней, принять ее.

Психологи нашли и очень подробно описали способ «активного слушания». Активно слушать - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

- Давайте вместе подумаем и сформулируем правила  активного слушания. Это и будут ключики к сердцу нашего ребенка. (на предложенные способы общения выкладываю ключик)

Ответы родителей:

  • При беседе повернуться лицом к ребенку.
  • При разговоре глаза ребенка и родителя должны находиться на одном уровне.
  • Разговаривать на близком расстоянии (посадить на колени, придвинуть стул)
  • Понять чувства, переживания ребенка.

- В современном мире и замки современные. Они открываются с помощью сетчатки глаза, тембра голоса, по отпечатку пальца. Поэтому помните это при общении со своими детьми: глаза в глаза, мягкий голос, прикосновения – все это помогает понять друг друга при общении.

- Посмотрите, сколько ключиков мы с вами насобирали. Один из этих ключиков приведет вас к открытию внутреннего мира вашего ребенка.

- В заключение нашей беседы я хотела бы подарить вам на память ключики с советами, которые помогут вам взаимодействовать с вашими детьми.

Радость общения.

Как понять ребенка

и не обидеть его?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями "Виртуальное общение - благо или зло?"

Вопросы для обсуждения: опасности увлечения компьютером; значение компьютера в развитии интеллекта; использование компьютера в домашних  условиях для подготовки к урокам....

Беседа с родителями "Как организовать свободное время ребенка"

Беседа с родителями на тему «Свободное время ребенка – кто решает, как его организовать?»Цель беседы: способствовать формированию у родителей ответственного отношения к воспитанию детей через уч...

Беседа с родителями "Как научиться доверять своего ребенку"

Материал содержит беседу с родителями на тему "Как научиться доверять своему ребенку"...

Беседа для родителей "Как заставить 7-летнего ребенка слушаться"

Как заставить 7-летнего ребенка слушаться...

Беседа с родителями на тему "Общение как важнейший фактор становления детско-родительских отношений!"

Беседа с родителями на тему "Общение как важнейший фактор становления детско-родительских отношений!"...

Тренинги для родителей Психологический тренинг-практикум для родителей: «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения»

Тренинги для родителейПсихологический тренинг-практикум для родителей: «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения»...