ПРОГРАММА КРУЖКА «КАЛЕЙДОСКОП»
рабочая программа по теме

АРСЕНТЬЕВА  ЖАННА ВАЛЕРЬЕВНА

Проблема приобщения детей к духовным ценностям общества предполагает в первую очередь формирование нравственных и эстетических качеств личности.

Нравственно-эстетическое воспитание может достигаться при помощи разных средств. Одно из важных средств – изобразительного творчества: рисование, аппликацию, лепку из пластилина. Перечисленные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой и должны дополнять друг друга в течение всего учебного года,  которая может осуществляться индивидуально, а может объединяться в общую композиционно-коллективную форму работы.

 Программа предусматривает чередование занятий по рисованию, лепке и аппликации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kaleydoskop.docx32.96 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

кружковой работы

«КАЛЕЙДОСКОП»

Содержание

  1.  Пояснительная записка

II. Программное содержание

  1. Анализ проблемной ситуации
  2. Цели программы
  3. Задачи программы
  4. Формы занятий
  5. Методы
  6. Требования к знаниям и умениям, критерии их оценки

       7. Результативность образовательной программы.

А) Рисование

  Б) Лепка

   В) Бумажная пластика (аппликация, оригами)

III. Сроки реализации программы

IV. Прогнозируемый результат

V. Мониторинг

VI. Список литературы.

VII. Календарно- тематическое планирование

I. Пояснительная записка

Проблема приобщения детей к духовным ценностям общества предполагает в первую очередь формирование нравственных и эстетических качеств личности.

Нравственно-эстетическое воспитание может достигаться при помощи разных средств. Одно из важных средств – изобразительного творчества: рисование, аппликацию, лепку из пластилина. Перечисленные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой и должны дополнять друг друга в течение всего учебного года,  которая может осуществляться индивидуально, а может объединяться в общую композиционно-коллективную форму работы.

 Программа предусматривает чередование занятий по рисованию, лепке и аппликации.

  Направленность программы  «Калейдоскоп» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – 1год

Особенности изобразительного творчества: рисование, аппликацию, лепку из пластилина не исчезает в момент прекращения ребенком действий по созданию изображения. Созданное  детьми изображение остается. Его можно рассматривать, оценивать, сравнивать с ранее созданными, совершенствовать. В коллективной деятельности оценивается не только общий результат, но и вклад каждого участника общей работы.

      Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

  1. Программное содержание

1.Анализ проблемной ситуации

        Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

      В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

   Занятия являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

 Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа  направлена  на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

  1. Цели программы

Основная  цель  программы:

      Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу  приобретения личностного опыта и самосозидания;

    художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру  цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

    технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

В целом занятия в кружке способствуют  разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Принцип построения программы:

      На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных этапах и учитывается дифференцированный подход.

     Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей

Отличительные особенности  данной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала потворчеству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебно- воспитательной  работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил у детей с ОВЗ развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;
  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
  • предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
  • система постоянно усложняющихся заданий с разными  вариантами сложности позволяет  овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися;
  • в каждом задании предусматривается  исполнительский и творческий компонент;
  • создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий (наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия);
  • создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
  • объекты творчества  обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

4.Формы занятий

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий..Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются  как подарки для родных, друзей. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

5. Методы

Для качественного развития творческой деятельности программой предусмотрено:

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только, копировать,  не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный  (воспроизводящий); иллюстративный  (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.  Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы , где  стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет  работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области.

Занятия  способствуют развитию у детей:

  1. мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
  2. сенсорного восприятия;
  3. глазомера;
  4. логического мышления;
  5. воображения;
  6. волевых качеств: усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца;
  7. художественных способностей и эстетического вкуса.

В процессе эстетического воспитания большое значение имеют правильное педагогическое руководство. Важно, чтобы воспитатель поддерживал стремление детей проявить себя в самостоятельной деятельности.

Задачи:

  1. Развивать у детей творческие способности через наблюдения, поэтический образ природы, методы творческого воображения и элементы теории решения изобразительных задач.
  2. Развивать целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие при рассматривании картин, иллюстраций.
  3. Развивать цветовое восприятие – способность различать оттенки цветов.
  4. Учить на основе сформированных обобщенных представлений об однородных предметах и их характерных различиях выполнять работу творческого характера.
  5. Формировать умение использовать в сюжетных рисунках рациональные способы рисования однородных предметов.
  6. Формировать навыки совместной работы (распределять работу между собой, участвовать в совместном обсуждении композиции)

        Программа нацелена на взаимосвязь и единство различных видов изобразительной деятельности (рисование, аппликация, лепка) друг с другом. Предлагаемые занятия являются одним из эффективных средств развития детей. Реализация программы основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей этого возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, в лепке, аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.

  1. Требования к знаниям и умениям, критерии их оценки

        Ребенок  имеет очень маленький опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т.п. Овладеть и развить творческие способности маленького художника помогает программа по изобразительной деятельности. На занятиях дошкольник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.

          На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией дети научаются бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, лепки, аппликации.

          Принцип тематизма в программе является основным. В течение года последовательно рассматривается каждая тема как ведущая. Изображение природы, животного мира, сказочных сюжетов связано с обучением детей умению самостоятельно выбирать различные выразительные средства, уметь передавать радостное настроение праздника, используя разные способы (графический, пластический, декоративно-силуэтный, нетрадиционный). Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа.

8.Результативность образовательной программы.

А) Рисование

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

  • названия основных цветов (красный, желтый, синий) и элементарные правила их смешивания;
  • применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;
  • основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
  • название материалов и инструментов и их назначение;
  • правила безопасности и личной гигиены.

Обучающиеся должны уметь:

  • правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);
  • определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
  • получать простые оттенки (от основного к более светлому);
  • рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);
  • рисование предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
  • изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.

Б) Лепка

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

  • скатывать ком из пластилина, соленого теста между ладонями и на доске прямыми и круговыми движениями. Лепить колобки, колбаски, тарелочки и т.д.;
  • пользоваться набором стек;
  • лепить посуду ленточным способом;
  • лепить фигуру с натуры и по представлению, передавая характерные особенности, строение, пропорции;
  • лепить животных, птиц и людей передавая характерные движения туловища и конечностей;
  • создавать композиции из 3-4-х фигур (сюжетная лепка);
  • устойчиво устанавливать поделки на подставку.

В) Бумажная пластика (аппликация, оригами)

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

  • навыки и приемы рационального вырезания:
  • симметричное вырезание;
  • вырезание из гармошки.
  • прием обрывания, аппликацию с кантом;
  • основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.);
  • базовые формы, принятые в оригами;
  • правила безопасности и личной гигиены.

 Обучающиеся должны уметь:

  • выполнять поделки из конусов, цилиндров, квадрата;
  • работать по готовой выкройке, понимать условные обозначения;
  • составлять узоры из квадратов, кругов, треугольников, чередуя их по цвету;
  • выполнять пейзажные композиции, тематическую аппликацию;
  • правильно и аккуратно пользоваться бумагой и ножницами, клеем, салфеткой;
  • пользоваться различными приемами и способами действий с бумагой в технике оригами такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание.

III. Сроки реализации программы

     Программа  кружка «Калейдоскоп» адресована учащимся начальной школы коррекционной школы - интерната  8 вида на 1 год. Учитываются возраст и индивидуальные особенности детей  с ОВЗ и новизну материала для успешной реализации программы. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы 12-13лет.

Реализация программного материала предполагает занятия - 1 раз в неделю по 30 минут.

IV. Прогнозируемый результат

       Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.

V. Мониторинг

Способы фиксации результатов

  • Составление альбома  творческих работ   ребенка
  • Проведение выставки работ  учащихся:

-в группе

- в школе

  • Участие в районных, городских, Всероссийских выставках, конкурсах.

VI Список литературы.

  1. Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов.,

« Просвещение»,  Москва, 1988 г.

  1. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад.развития», Ярославль, 2001
  2. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992
  3. Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение»,

Москва, 1990

  1. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. «Просвещение»,  Москва, 1985 
  2. Рукоделие. Умелые руки. «Фолио», Харьков
  3. 10.Учим детей мастерить , Э.К. Гульянс, «Просвещениеп», Москва
  4. Сказка оригами. Игрушки из бумаги. «ЭКСМО СПб Валерия СПД», 2004
  5. Узоры из бумажных лент./ Пер.санг. – М.: Издательство
  6. «Ниола - Пресс», 2007.
  7. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Калейдоскоп наук"

Программа кружка "Калейдоскоп наук" для учащихся 2-4 классов...

Программа кружка "Калейдоскоп наук"

РАбочая программа кружка для 1-4 классов...

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

тематическое планирование кружка "Калейдоскоп творчства"

Публикуемый материал использую в своей работе. ...

Анализ открытого занятия по кружку «Калейдоскоп чудесных ремесел»

Дата: 10.03.2016Учитель: Яицкая Олеся ВикторовнаТема: «Витраж»Открытое занятие  руководителя кружка «Калейдоскоп чудесных ремесел»  О.В. Яицкой был проведен 10 марта 2016 года, на кото...

Рабочая программа кружка "Калейдоскоп наук" по подготовке к ВПР

Рабочая программа кружка "Калейдоскоп наук" по подготовке учащихся 4 класса к ВПР....

План сетка кружка "Калейдоскоп игр"на пришкольный лагерь.

Маленькая программа  кружка на весенний  пришкольный лагерь ....