Программа кружка "Калейдоскоп наук"
рабочая программа по теме
РАбочая программа кружка для 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_kaleydoskop_nauk.docx | 19.29 КБ |
prilozhenie_1.tematicheskoe_planirovanie.docx | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа поисково-исследовательского кружка
«Калейдоскоп наук»
– Беляевская Татьяна Яновна
- Несмеянова Ирина Анатольевна
Номинация: внеклассная работа
Название работы: авторская программа исследовательского кружка «Калейдоскоп наук»
Должность: учителя начальных классов
Наименование образовательного учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 12 ЗАТО Шиханы Саратовской области»
Пояснительная записка
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта направлен на развитие у учащихся самостоятельной мыслительной деятельности, творческой инициативы, самовыражения. Практической реализации этих качеств поможет работа кружка «Калейдоскоп наук».
Выбор направления программы кружка – проведение учебных исследований с младшими школьниками, так как на уроке у учителя всегда не хватает времени на поисково-исследовательскую деятельность, развитие воображения, креативности мышления.
Предлагаемая программа позволит учащимся самим находить ответы на многие «почему?» и «как?», используя более 10 методов исследовательской деятельности: информационный поиск, наблюдения, опыт, опрос, анкетирование и т.д. Результатами работ будут: исследовательские работы, проекты, альбомы, стенды, газеты, выступления на классных часах, конференциях.
Цель работы кружка: трансформировать процесс развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка в процесс саморазвития путем самосовершенствования его исследовательских способностей.
Задачи программы:
- Развитие познавательных потребностей школьников;
- Развитие творческих способностей школьников;
- Обучение школьников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектирования;
- Формирование и развитие у школьников умений и навыков исследовательского поиска и творческого проектирования;
- Формирование у школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Содержание программы способствует:
- овладению учащимися навыками самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем;
- саморазвитию и самовыражению;
- осмыслению природы, прошлого родины, своего организма как объектов исследований;
- востребованию творческого потенциала учащихся;
- получению преобразованию школьниками новой информации, развитию умения сопоставлять свои наблюдения со сведениями, полученными из других источников.
В программе выделены четыре блока: предметы и методы исследования, мир и человек, историко-краеведческий раздел, экономика. С каждым последующим годом содержание каждого блока изучается глубже. В результате обучения по данной программе ученики получат возможность научиться:
- работать с разными источниками информации;
- пользоваться изученной терминологией;
- ориентироваться в окружающем пространстве;
- выполнять инструкции при решении учебных задач;
- изготавливать изделия из доступных материалов по образцу;
- сравнивать, анализировать полученную информацию;
- рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли;
- раскрывать общие закономерности;
- составлять простейшие ребусы, кроссворды;
- работать в группе, в паре.
Работа начинается со 2 класса, рассчитана на три года обучения, проводится во внеурочное время 1 раз в неделю, всего – 102 часа.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучающихся. Основной принцип программы: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому на каждом занятии используется ИКТ. Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
- на развитие внимания и закрепления терминологии;
- игры-тренинги;
- игры-конкурсы (с делением на команды);
- сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
- интеллектуально-познавательные игры;
- интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому занятие состоит из «кусочков», среди которых и гимнастика ума, и логика, и рубрика «это интересно» и многое другое.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Проводится всегда с целью отслеживания: какой процент информации остается в голове у каждого конкретного ребенка. Проводится в следующих формах:
- один вопрос – четыре ответа, выбрать нужный;
- вставить пропущенное ключевое слово;
- опрос по «цепочке»;
- цифровой диктант;
- графический диктант;
- маршрутная карта;
- обнаружение ошибок (фактических и логических) и их исправление;
- повторение последней фразы и оценка ее корректности;
- продолжение ответа, прерванного в произвольном месте;
- организация цепочки отвечающих;
- комбинированная эстафета и т.д.
Содержание программы:
Раздел 1.Обучение начинающих (12 ч)
Кто и что может быть предметом исследования. Общее знакомство с методами исследования. Методы информационного поиска. Методы наблюдения и опыта. Методы опроса, анкетирования.
Раздел 2.Мир и человек (54 ч)
Вода на земле. Почему бывают туманы. Откуда пришли названия растений.
Откуда пришли названия животных. Кто и что есть на суше и на земле. Как животные предсказывают погоду. Как растения предсказывают погоду. Почему опадают листья. Почему надо следить за своим здоровьем. Интересное в нашем мире.
Раздел 3.Историко-краеведческий раздел (24 ч)
Старинные названия профессий. Старинные музыкальные инструменты. Из истории фамилий. Старинные русские праздники. Старинные русские игрушки. Старинный русский костюм. Откуда пошли названия городов. О чем говорит герб России. О чем говорит герб моего города. Памятники архитектуры. Русские художники, композиторы. Художники и композиторы моего города.
Раздел 4.Человек и экономика (12ч)
Что такое экономика. Зачем нужны деньги. Что такое бюджет. Ярмарка. Банк и валюта. Продукция и производители. График. Конкуренция. Импорт и экспорт. Что такое аукцион. Реклама. Откуда в магазине товары. Дарение и долг.
Предварительный просмотр:
Планирование во втором классе.
№ | Название темы | Кол-во часов |
1. | Обучение начинающих | 4 |
1.1. | Кто и что может быть предметом исследования. | 1 |
1.2. | Общее знакомство с методами исследования. | 1 |
1.3. | Методы информационного поиска. | 1 |
1.4. | Методы наблюдения и опыта. | 1 |
2. | Мир и человек | 19 |
2.1. | Вода и человек. | 1 |
2.2 | Как появляются реки, моря, океаны. Материки. | 1 |
2.3 | Как образуются водопады | 1 |
2.4 | Почему бывают туманы | 1 |
2.5 | Почему вода в море соленая | 1 |
2.6 | Может ли вода течь в гору | 1 |
2.7 -2.9 | Откуда пришли названия растений. Изготовление альбома. | 2 1 |
2.10 | Почему опадают листья | 1 |
2.11 | Бактерии. | 1 |
2.12 | Грибы. Плесень | 1 |
2.13-2.14 | Интересное из жизни растений | 2 |
2.15 | Откуда пришли названия животных | 1 |
2.16 | Из жизни насекомых | 1 |
2.17 | Из жизни морских животных | 1 |
2.18 | Как животные предсказывают погоду | 1 |
2.19 | Настроение человека. Зависит ли настроение от цвета | 1 |
3. | Историко-краеведческий раздел | 6 |
3.1 | Старинные названия профессий | 1 |
3.2 | Из истории фамилий | 1 |
3.3 | О чем говорит герб России | 1 |
3.4- 3.6 | Музеи России | 3 |
4. | Человек и экономика | 3 |
4.1 | Что такое экономика | 1 |
4.2 | Деньги. Из истории денег. Нумизматика | 1 |
4.3 | Откуда в магазине товары | 1 |
4. | Резервные | 2 |
Планирование в третьем классе.
Планирование в четвертом классе.
№ | Название темы | Кол-во часов | ||||
1. | Обучение начинающих | 3 | ||||
1.1. | Методы информационного поиска.
| 1 | ||||
1.2. | Методы наблюдения и опыта. | 2 | ||||
2. | Мир и человек | 16 | ||||
2.1 | Куда деваются сточные воды | 1 | ||||
2.2 | Что такое Мертвое море | 1 | ||||
2.3 | Гейзеры и вулканы | 1 | ||||
2.4 | Циклон, тайфун, смерч | 1 | ||||
2.5 | Водопады. Самые большие водопады | 1 | ||||
2.6 | Землетрясения | 1 | ||||
2.7-2.8 | Откуда пришли названия растений | 2 | ||||
2.9-2.10 | Интересное из жизни растений | 2 | ||||
2.11 | Откуда пришли названия животных | 1 | ||||
2.12 | Почему вымерли динозавры | 1 | ||||
2.13 | Простейшие живые организмы | 1 | ||||
2.14 | Из жизни кораллов | 1 | ||||
2.15 | Что такое минералогия | 1 | ||||
2.16 | Болезни, которые победил человек | 1 | ||||
3. | Историко-краеведческий раздел | 9 | ||||
3.1 | Праздники народов мира | 1 | ||||
3.2 | Старинные русские игрушки | 1 | ||||
3.3 | Старинный русский костюм | 1 | ||||
3.4 | Геральдика. Герб России | 1 | ||||
3.5 | Саратов. Из истории города | 1 | ||||
3.6 | Улицы города Саратова | 1 | ||||
3.7- 3.9 | Музеи мира (обзор) | 2 | ||||
4. | Человек и экономика | 4 | ||||
4.1 | Банк и валюта | 1 | ||||
4.2 | График. Конкуренция | 1 | ||||
4.3 | Импорт и экспорт. | 1 | ||||
4.4 | Реклама | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наука даром не даётся - наука трудом берётся.
Очень важно сформировать умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и уважительного отношения к иному мнению.Формирование умения понимать пр...
Особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой.
Существует два понятия психология: Психология житейская – психологические знания, почерпнутые из обыденной жизни.Отличительные характеристики:§...
Риторика-наука всех наук
Статья о том, что необходимо ребенку для успешного общения и развития его коммуникативных компетенций....
Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов «Английский в фокусе» (Spotlight), рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации под редакцией «Москва, Просвещение и ExpressPublishing», 2015 год, авторы программы: Н.И. Бык
Методическая разработка к УМК "Spotlight" для 2-4 классов...
Программа "Занимательные науки" (дополнительных образовательных услуг)
Представлена программа дополнительных образовательных услуг по математике для 2 класса общеобразовательной школы...
Открытое занятие "Введение в программу "Занимательная наука""
Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей 7-8 лет. Занятие разработано в соответствии с методическими рекомендациями и отвечает всем необходимым требованиям....