Мастер - класс "Раскрась свои чувства"
план-конспект занятия по теме
Цель мастер - класса : выявление с помощью рисуночных тестов личностных особенностей ребенка и его уровня эмоционального состояния на определенном этапе развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс "Раскрась свои чувства".
Цель: выявление с помощью рисуночных тестов личностных особенностей ребенка и его уровня эмоционального состояния на определенном этапе развития.
Задачи: 1.Выявление через цветовую гамму уровня тревожности,
взаимодействия ребенка с другими, его коммуникативных
способностей.
2. Развитие навыков управления эмоциями.
3. Воспитание эстетического вкуса.
Оборудование: схематичное изображение человечка, карточки с условными обозначениями цветов, цветные карандаши: желтый, оранжевый, зеленый, красный, коричневый, черный.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП. ЗНАКОМСТВО ДРУГ С ДРУГОМ.
ОБРАЗОВАНИЕ ПАР (3 ПАРЫ - 6 ЧЕЛОВЕК).
ЗАДАНИЕ: РАССКАЗАТЬ ДРУГ О ДРУГЕ.
2. ВВОДНАЯ БЕСЕДА О ЗНАЧЕНИИ ЦВЕТОВ. ВСЕ, ЧТО НАС ОКРУЖАЕТ- ЭТО РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР.
ЗЕМЛЯ ОДНА, А ЦВЕТЫ НА Ней РАЗНЫЕ. МЫ, УЧИТЕЛЯ, С РАННЕГО ДЕТСТВА УЧИМ ДЕТЕЙ РАСПОЗНАВАТЬ ХОЛОДНЫЕ И ТЕПЛЫЕ ЦВЕТА, ЗНАКОМИМ СО СПЕКТРОМ ЦВЕТОВОЙ ГАММЫ. ЦВЕТА ЗАНИМАЮТ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
1) У КАЖДОГО НАРОДА СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗНАЧЕНИЯМ ЦВЕТОВ. Например, у БУРЯТСКОГО НАРОДА - ПРИСУЩИЕ 5 ЦВЕТАМ ХАДАКИ, КОТОРЫЕ ЗАЩИЩАЮТ ЖИЛИЩЕ (ДОМ) ЧЕЛОВЕКА ОТ УЩЕРБА, ОБЕСПЕЧИВАЮТ МИР И БЛАГОПОЛУЧИЕ В ДОМЕ:
- ЗЕЛЕНЫЙ ХАДАК - ПОЖЕЛАНИЕ БОГАТСТВА, БЛАГОПОЛУЧИЯ.
- СИНИЙ ХАДАК - ПОЖЕЛАНИЕ МИРА И ДРУЖБЫ.
- КРАСНЫЙ ХАДАК - ПОЖЕЛАНИЕ НЕГАСНУЩЕГО, НЕУГАСАЮЩЕГО ОЧАГА.
- БЕЛЫЙ ХАДАК - ПОЖЕЛАНИЕ БЛАГОНРАВИЯ, ЧИСТОТЫ ПОМЫСЛОВ, ПРЯМОЛИНЕЙНОСТИ И СЧАСТЬЯ.
- ЖЕЛТЫЙ ХАДАК - ЗАЩИТА ОТ ЗЛЫХ ДУХОВ, НЕГАТИВНОЙ СИЛЫ.
2) ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТНЫХ ПОЛОС НАГРУДНОЙ ЧАСТИ МУЖСКОГО БУРЯТСКОГО КОСТЮМА (ДЭГЭЛ):
- ВЕРХНЯЯ ПОЛОСА СИНЕГО ЦВЕТА ОЛИЦЕТВОРЯЕТ НЕБО И ЧИСТОТУ ПОМЫСЛОВ, СИЛЬНЫЙ ДУХ МУЖЧИНЫ.
- СРЕДНЯЯ ПОЛОСА ЧЕРНОГО ЦВЕТА ОЛИЦЕТВОРЯЕТ ЗЕМЛЮ И БОГАТСТВО, БЛАГОСОСТОЯНИЕ.
- НИЖНЯЯ ПОЛОСА ОЛИЦЕТВОРЯЕТ СПОКОЙНУЮ ЖИЗНЬ, ЗАЩИТУ ОТ ЗЛЫХ ДУХОВ, ЗАВИСТИ, ПЛОХИХ МЫСЛЕЙ.
3) ТАКЖЕ КРАСКИ ПОМОГАЮТ НАМ УЗНАТЬ О ВНУТРЕННЕМ МИРЕ ЧЕЛОВЕКА. ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЗАГЛЯНУТЬ В ДУШУ РЕБЕНКА, ПСИХОЛОГИ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЮТ РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ, И МЫ, УЧИТЕЛЯ, НА УРОКЕ РИСОВАНИЯ МОЖЕМ БЫТЬ В РОЛИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА.
3. УПРАЖНЕНИЕ "КОМПЛИМЕНТ".
КАЖДОГО УЧАСТНИКА ПРОСЯТ ПОЯСНИТЬ, ЧТО ОН ЧУВСТВУЕТ, КОГДА ЕМУ ГОВОРЯТ ЧТО-ТО ПРИЯТНОЕ. ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ТО, ЧТО ЧУВСТВА У НИХ РАЗНЫЕ, НО СХОЖИЕ И ЧТО В ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗГОВОР ПОЙДЕТ ИМЕННО О ЧУВСТВАХ.
4. ЗАДАНИЕ "РАСКРАСЬ СВОИ ЧУВСТВА".
У ДЕТЕЙ СХЕМАТИЧНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧКА И ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ.
ИНСТРУКЦИЯ: ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ, ЧТО ЭТОТ ЧЕЛОВЕЧЕК - СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ, В КОТОРОГО ВЫ ПРЕВРАТИЛИСЬ. ЭТОТ ЧЕЛОВЕЧЕК, КАК И СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ, МОЖЕТ ИСПЫТЫВАТЬ РАЗНЫЕ ЧУВСТВА, И ЕГО ОЩУЩЕНИЯ ЖИВУТ В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ ЕГО ТЕЛА.
РАСКРАСЬТЕ ЭТИ ЧУВСТВА:
РАДОСТЬ - ЖЕЛТЫМ;
СЧАСТЬЕ - ОРАНЖЕВЫМ;
УДОВОЛЬСТВИЕ - ЗЕЛЕНЫМ;
ГНЕВ, РАЗДРАЖЕНИЕ - КРАСНЫМ;
ЧУВСТВО ВИНЫ - КОРИЧНЕВЫМ;
СТРАХ - ЧЕРНЫМ.
Потом участники показывают свои рисунки остальным и рассказывают, почему они использовали тот или иной цвет.
5. АНАЛИЗ РИСУНКОВ. ЗНАЧЕНИЕ РИСУНОЧНЫХ ТЕСТОВ.
Если ребенок раскрашивает «человечка» розовым, желтым и зеленым и другими спокойными цветами, то можно говорить о том, что его состояние достаточно стабильно и гармонично, он конструктивно будет воспринимать и реагировать на занятия.
Если большая часть рисунка окрашена черным, возможно, этот ребенок нуждается в психокоррекции. Бывает, что черные, коричневые и ярко-красные пятна узко локализованы в определенном месте тела. Если цветовые пятна находятся в области головы, то можно предположить, что ребенок о чем-то напряженно думает, какие-то мысли не дают ему покоя и даже пугают его. В этом случае необходимо переключить мысли ребенка в другом направлении. Имеет смысл чаще привлекать его к двигательным упражнениям или придумыванию чего-нибудь.
Если черный цвет локализован в области рук, можно предположить, что ребенок испытывает определенные трудности во взаимодействии с другими. Может быть, он просто замкнут или его отвергают другие дети.
Иногда черные руки может нарисовать ребенок, которому часто говорят, что у него «руки как крюки» или «не трогай, не прикасайся, отойди от меня». В любом случае такому ребенку необходимы принятие и поддержка, а также дополнительные психотехнические упражнения. Можно более активно включать ребенка в упражнения на групповое взаимодействие.
Черные и коричневые пятна могут быть расположены в области ног. Такое может встречаться в рисунках детей, ощущающих себя недостаточно уверенно и защищенно.
Если черное, коричневое или ярко-красное пятно появилось в области груди, можно предположить, что ребенок испытывает серьезные эмоциональные затруднения, беспокойство.
Данные анализа являются конфиденциальной информацией, которая не обсуждается с детьми. Результаты анализа рисунков можно использовать для индивидуальной работы, а также ориентироваться на них при подборе партнеров и ролей в упражнениях во время занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Я –король своих чувств»
Тематическая неделя "Я - король своих чувств". Эмоции в жизни детей . Может ли человек управлять своими чувствами? Для старших дошкольников и младших школьников....
Мастер-класс "Формирование чувства гуманности у младших школьников"
Цели и задачи: развитие внутригрупповых отношений; умение работать в группах, по заданию:развитие эмоциональных отношений как внутри группы, так и между детьми и взрослыми;учить работать с толковым сл...
Воспитание чувства ответственности за свою безопасность
родительское собрание...
Конспект урока «В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы)» 2 класс (Неменский)
Тема: «В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы)»...
Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Человек выражает свои чувства, мысли.. " 2 класс
Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Человек выражает свои чувства, мысли.. " 2 класс...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). Выставка творческих работ» (УМК "Школа России", 2 класс)
Тема урока: «В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). Выставка творческих работ» Тип урока: "...
Мастер-класс «Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста».
Мастер-класс «Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста»....