Мастер - класс "Раскрась свои чувства"
план-конспект занятия по теме

Цель мастер - класса :  выявление с помощью рисуночных тестов личностных особенностей  ребенка и его уровня эмоционального состояния на определенном этапе развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

                       

      Мастер - класс "Раскрась свои чувства".

Цель: выявление с помощью рисуночных тестов личностных особенностей  ребенка и его уровня эмоционального состояния на определенном этапе развития.

Задачи: 1.Выявление через цветовую гамму уровня тревожности,  

                 взаимодействия ребенка с другими, его коммуникативных 

                 способностей.

               2. Развитие навыков управления эмоциями.

               3. Воспитание эстетического вкуса.

Оборудование: схематичное   изображение человечка, карточки с условными обозначениями цветов, цветные карандаши: желтый, оранжевый, зеленый, красный, коричневый, черный.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП. ЗНАКОМСТВО ДРУГ С ДРУГОМ.

ОБРАЗОВАНИЕ ПАР (3 ПАРЫ - 6 ЧЕЛОВЕК).

ЗАДАНИЕ: РАССКАЗАТЬ ДРУГ О ДРУГЕ.

2. ВВОДНАЯ БЕСЕДА  О ЗНАЧЕНИИ ЦВЕТОВ.  ВСЕ, ЧТО НАС ОКРУЖАЕТ- ЭТО РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР.

 ЗЕМЛЯ ОДНА, А ЦВЕТЫ НА Ней РАЗНЫЕ. МЫ, УЧИТЕЛЯ, С РАННЕГО ДЕТСТВА УЧИМ ДЕТЕЙ  РАСПОЗНАВАТЬ ХОЛОДНЫЕ И ТЕПЛЫЕ ЦВЕТА, ЗНАКОМИМ СО СПЕКТРОМ ЦВЕТОВОЙ ГАММЫ. ЦВЕТА ЗАНИМАЮТ  В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

1) У КАЖДОГО НАРОДА СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗНАЧЕНИЯМ ЦВЕТОВ. Например, у БУРЯТСКОГО НАРОДА  - ПРИСУЩИЕ 5 ЦВЕТАМ ХАДАКИ, КОТОРЫЕ ЗАЩИЩАЮТ ЖИЛИЩЕ (ДОМ) ЧЕЛОВЕКА ОТ УЩЕРБА, ОБЕСПЕЧИВАЮТ МИР И БЛАГОПОЛУЧИЕ В ДОМЕ:

- ЗЕЛЕНЫЙ ХАДАК -  ПОЖЕЛАНИЕ БОГАТСТВА, БЛАГОПОЛУЧИЯ.

- СИНИЙ  ХАДАК - ПОЖЕЛАНИЕ МИРА И ДРУЖБЫ.

- КРАСНЫЙ ХАДАК - ПОЖЕЛАНИЕ НЕГАСНУЩЕГО, НЕУГАСАЮЩЕГО ОЧАГА.

- БЕЛЫЙ  ХАДАК -  ПОЖЕЛАНИЕ БЛАГОНРАВИЯ, ЧИСТОТЫ ПОМЫСЛОВ, ПРЯМОЛИНЕЙНОСТИ  И СЧАСТЬЯ.

- ЖЕЛТЫЙ   ХАДАК - ЗАЩИТА ОТ ЗЛЫХ ДУХОВ, НЕГАТИВНОЙ СИЛЫ.

2) ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТНЫХ ПОЛОС  НАГРУДНОЙ ЧАСТИ МУЖСКОГО БУРЯТСКОГО КОСТЮМА (ДЭГЭЛ):

- ВЕРХНЯЯ ПОЛОСА СИНЕГО ЦВЕТА ОЛИЦЕТВОРЯЕТ НЕБО И ЧИСТОТУ ПОМЫСЛОВ, СИЛЬНЫЙ ДУХ МУЖЧИНЫ.

- СРЕДНЯЯ ПОЛОСА ЧЕРНОГО ЦВЕТА ОЛИЦЕТВОРЯЕТ ЗЕМЛЮ И БОГАТСТВО, БЛАГОСОСТОЯНИЕ.

- НИЖНЯЯ ПОЛОСА ОЛИЦЕТВОРЯЕТ СПОКОЙНУЮ ЖИЗНЬ, ЗАЩИТУ ОТ ЗЛЫХ ДУХОВ, ЗАВИСТИ, ПЛОХИХ МЫСЛЕЙ.

3) ТАКЖЕ КРАСКИ ПОМОГАЮТ НАМ УЗНАТЬ О ВНУТРЕННЕМ МИРЕ ЧЕЛОВЕКА.   ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЗАГЛЯНУТЬ В ДУШУ РЕБЕНКА, ПСИХОЛОГИ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЮТ РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ, И МЫ, УЧИТЕЛЯ, НА УРОКЕ РИСОВАНИЯ МОЖЕМ БЫТЬ В РОЛИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА.

3. УПРАЖНЕНИЕ "КОМПЛИМЕНТ".

            КАЖДОГО УЧАСТНИКА ПРОСЯТ ПОЯСНИТЬ, ЧТО ОН ЧУВСТВУЕТ, КОГДА ЕМУ ГОВОРЯТ ЧТО-ТО ПРИЯТНОЕ. ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ТО, ЧТО ЧУВСТВА У НИХ РАЗНЫЕ, НО СХОЖИЕ И ЧТО В ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗГОВОР ПОЙДЕТ  ИМЕННО О ЧУВСТВАХ.

4. ЗАДАНИЕ "РАСКРАСЬ СВОИ ЧУВСТВА".

        У ДЕТЕЙ СХЕМАТИЧНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧКА И ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ.

ИНСТРУКЦИЯ: ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ, ЧТО ЭТОТ ЧЕЛОВЕЧЕК - СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ, В КОТОРОГО ВЫ ПРЕВРАТИЛИСЬ. ЭТОТ ЧЕЛОВЕЧЕК, КАК И СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ, МОЖЕТ ИСПЫТЫВАТЬ       РАЗНЫЕ ЧУВСТВА, И ЕГО ОЩУЩЕНИЯ ЖИВУТ В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ ЕГО ТЕЛА.

                  РАСКРАСЬТЕ     ЭТИ ЧУВСТВА:

РАДОСТЬ - ЖЕЛТЫМ;

СЧАСТЬЕ -  ОРАНЖЕВЫМ;

УДОВОЛЬСТВИЕ - ЗЕЛЕНЫМ;

ГНЕВ, РАЗДРАЖЕНИЕ - КРАСНЫМ;

ЧУВСТВО ВИНЫ -  КОРИЧНЕВЫМ;

СТРАХ - ЧЕРНЫМ.

        Потом участники показывают свои рисунки остальным и рассказывают, почему они использовали тот или иной цвет.

5. АНАЛИЗ РИСУНКОВ. ЗНАЧЕНИЕ РИСУНОЧНЫХ ТЕСТОВ.

           Если ребенок раскрашивает «человечка» розовым, желтым и зеленым и другими спокойными цветами, то можно говорить о том, что его состояние достаточно стабильно и гармонично, он конструктивно будет воспринимать и реагировать на занятия.

             Если большая часть рисунка окрашена черным, возможно, этот ребенок нуждается в психокоррекции. Бывает, что черные, коричневые и ярко-красные пятна узко локализованы в определенном месте тела. Если цветовые пятна находятся в области головы, то можно предположить, что ребенок о чем-то напряженно думает, какие-то мысли не дают ему покоя и даже пугают его. В этом случае необходимо переключить мысли ребенка в другом направлении. Имеет смысл чаще привлекать его к двигательным упражнениям или придумыванию чего-нибудь.

         Если черный цвет локализован в области рук, можно предположить, что ребенок испытывает определенные трудности во взаимодействии с другими. Может быть, он просто замкнут или его отвергают другие дети.

        Иногда черные руки может нарисовать ребенок, которому часто говорят, что у него «руки как крюки» или «не трогай, не прикасайся, отойди от меня». В любом случае такому ребенку необходимы принятие и поддержка, а также дополнительные психотехнические упражнения. Можно более активно включать ребенка в упражнения на групповое взаимодействие.

Черные и коричневые пятна могут быть расположены в области ног. Такое может встречаться в рисунках детей, ощущающих себя недостаточно уверенно и защищенно.

       

Если черное, коричневое или ярко-красное пятно появилось в области груди, можно предположить, что ребенок испытывает серьезные эмоциональные затруднения, беспокойство.

 

     Данные анализа являются конфиденциальной информацией, которая не обсуждается с детьми. Результаты анализа рисунков можно использовать для индивидуальной работы, а также ориентироваться  на них при подборе партнеров и ролей в упражнениях во время занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Я –король своих чувств»

Тематическая неделя "Я - король своих чувств".  Эмоции в жизни детей . Может ли человек управлять своими чувствами? Для старших дошкольников и младших школьников....

Мастер-класс "Формирование чувства гуманности у младших школьников"

Цели и задачи: развитие внутригрупповых отношений; умение работать в группах, по заданию:развитие эмоциональных отношений как внутри группы, так и между детьми и взрослыми;учить работать с толковым сл...

Конспект урока «В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы)» 2 класс (Неменский)

Тема: «В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы)»...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Человек выражает свои чувства, мысли.. " 2 класс

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Человек выражает свои чувства, мысли.. " 2 класс...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). Выставка творческих работ» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока: «В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). Выставка творческих работ» Тип урока: "...

Мастер-класс «Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста».

Мастер-класс «Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста»....