Коррекционный курс "Оригами рядом с нами"
рабочая программа по теме
Программа коорекционного курса разработана для детей младшего школьного возраста художественно-эстетической направленности. Создана для частичной занятости детей в выходные дни. В программе приведено примерное календарно-тематическое планиорование. имеется пояснительная записка. Программа резензированна, использовалась для аттестации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи – областной центр диагностики и консультирования «Развитие»
ПРОГРАММА КОРРЕЦИОННОГО КУРСА
«ОРИГАМИ РЯДОМ С НАМИ»
Разработала
Воспитатель Банникова
Надежда Александровна
Ульяновск
Содержание
- Пояснительная записка.
- Примерный учебно - тематический план.
- Содержание программы.
- Контрольно- измерительные материалы.
- Учебно - методическое обеспечение.
- Список литературы.
Пояснительная записка.
Программа «Оригами рядом с нами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной для воспитанников младшего школьного возраста для детей с ограниченными возможностями здоровья обучения основам искусства оригами, посредством развития мелкой моторики рук.
Программа «Оригами рядом с нами» состоит из 4 разделов: «Знакомство с оригами», «Животные», «Птицы», «Сюжетная композиция».
Программа «Оригами рядом с нами» как структурная единица процесса воспитания способствует:
- обеспечению целостности педагогического процесса, осуществляя в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания;
- развитию творческих способностей и активности воспитанников;
- формированию познавательных мотивов воспитанников, т.к. воспитанники видят конечный результат свой деятельности, которая возвеличивает их в собственных глазах. Вызывает желание совершенствовать свои знания и личностные качества.
Оригами — особый вид конструирования из бумаги: при помощи операций перегибания листа, изменения его положения в пространстве можно переходить от одной геометрической формы к другой, в результате чего появляется модель-образ. За простотой внешней формы, возникающей в результате серии последовательно и аккуратно исполняемых действий, скрывается комплекс воздействий, благотворно влияющих на развитие ребёнка, происходящее как становление целостной индивидуальности. Поэтому в основе программы — концепция саморазвития, а оригами предложено как метод целостного развития ребёнка.
Программа нацелена на создание педагогических условий для реализации целостного подхода к образованию детей, творческому их становлению средствами оригами, а также на осуществление практико-ориентированного подхода к развитию мышления ребёнка.
Среди наиболее актуальной основы организации воспитательной работы является понятие о «социализации» как процессе вхождения ребенка в социальную среду, усвоения им социального опыта, освоение и приобретение системы социальных связей, так как наши воспитанники развиваются в условиях деформированного процесса социализации:
- в условиях интернатных учреждений, где семья заменена учреждением;
- в условиях «социального сиротства»;
- в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения ребенка в различные виды практической деятельности;
- в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта и пр.
Программа «Оригами рядом с нами» предназначена для развития творчества и мелкой моторики рук детей с ограниченными возможностями здоровья.
Творчество предполагает наличие у личности творческих способностей, а также возможность получения и применения на практике знаний, умений и навыков, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Исходя из этого, я поставила цель:
- Ввести ребенка в коллектив сверстников, используя оригами для развития способности работать руками под контролем сознания.
- Создавать условия, наиболее благоприятные для совершенствования мелкой моторики рук, коррекции внимания и конструктивного мышления.
Основными задачами курса «Оригами рядом с нами» являются:
По содержанию: формирование наглядно-образного представления о механизмах творческого воображения и развития манипулятивных действий с помощью художественной обработки бумаги.
По влиянию на формирование личности: развитие внутреннего плана действий, произвольности, коммуникативных навыков.
Обучающие:
- знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
- формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
- обучение различным приемам работы с бумагой;
- применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
- воспитание интереса к искусству оригами;
- расширение коммуникативных способностей детей;
- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Программа коррекционного курса «Оригами рядом с нами» рассчитана для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Срок реализации дополнительной программы 1 год. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В зависимости от интересов детей, допустимо использование индивидуальных занятий с воспитанниками.
Принципы построения программы:
- Постепенность.
- Единство образовательных задач, требований жизни, интересов развития личности.
- Акцентирование занимательности.
- Возврат к пройденному ранее содержанию, с тем чтобы применить его в качестве основы или элемента для формирования содержания других разделов.
- Учёт индивидуальных особенностей процесса развития ребёнка.
Результаты освоения программы коррекционного курса
«Оригами рядом с нами»
Знания | Умения | Навыки |
- знают историю возникновения оригами, бумаги -знают свойства и разновидности бумаги, ее строение -знают и соблюдают правила техники безопасности -знают и называют геометрические фигуры -употребляют в речи техническую терминологию -знают базовые формы оригами -знают условные обозначения | - умеют читать схему изготовления поделок - умеют складывать основные базовые формы - умеют окрашивать бумагу различными способами - умеют создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами - умеют создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами | - складывают простейшие образцы самостоятельно без опоры на схему - самостоятельно оценивают свое изделие - более точно ориентируются на листе бумаги - улучшают свои коммуникативные способности и приобретают навыки работы в коллективе |
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в группе,
– в учреждении,
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Разделы и темы | Количество часов | ||||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Итого | |
I Раздел «Знакомство с оригами» | |||||
Тема1. «Лягушка» | 1ч. | 1ч. | 1ч. | 1ч. | 4 |
Тема 2. «Стаканчик» | 1ч. | 1ч. | 1ч. | 1ч. | 4 |
II Раздел «Животные» | |||||
Тема 1. «Щенок» | 1ч. | 1ч. | 1ч. | 1ч. | 4 |
Тема 2. «Поросенок» | 1ч. | 1ч. | 1ч. | 1ч. | 4 |
III Раздел «Птицы» | |||||
Тема 1. «Сова»» | 1ч. | 1ч. | 1ч. | 1ч. | 4 |
Тема 2. «Петушок» | 1ч. | 1ч. | 1ч. | 1ч. | 4 |
Тема 3. «Голубь» | 1ч. | 1ч. | 1ч. | 1ч. | 4 |
Тема 4. «Лебедь» | 1ч. | 1ч. | 1ч. | 1ч. | 4 |
Тема 5. «Журавль счастья» | 1ч. | 1ч. | 1ч. | 1ч. | 4 |
IV Раздел «Сюжетная композиция» | |||||
Тема 1. «Всемирный потоп. Легенда о Ноевом ковчеге» | 1ч. | 1ч. | 1ч. | 1ч. | 4 |
Итого | 10 | 10 | 10 | 10 | 40 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ | ТЕМА | ЗНАНИЯ | УМЕНИЯ |
I. «Знакомство с оригами» | 1. «Лягушка» | 1. Историю возникновения оригами. 2.Правила пользования инструментами. 3. Правила техники безопасной работы. | 1. Делать квадратную заготовку 2. Оперировать понятием оригами, диагональ. |
2. «Стаканчик» | 1. Историю возникновения бумаги. 2. Понятие геометрические фигуры, | 1. Складывать базовую форму - треугольник. 2. Делать стаканчик техникой оригами. 3. Находить прямой угол. 4. Оформлять поделку. | |
II. «Животные» | 1. «Щенок» | 1. Строение бумаги. 2.Базовую форму треугольник, воздушный змей. 3. Правила техники безопасности. 4. Условные обозначения. | 1. Изготавливать щенка техникой оригами. 2. Читать схему. 3. Оформлять поделку |
2. «Поросенок» | 1. Условные обозначения. 2. Правила техники безопасной работы. 3. Употреблять в речи техническую терминологию. | 1. Делать поросенка техникой оригами. 2. Окрашивать бумагу набрызгом. 3. Работать аккуратно. | |
3. «Лев» | 1. Разновидности бумаги. 2. Соблюдать правила при работе с бумагой | 1. Складывать базовую форму – двойной квадрат. 2. Читать схемы, пользуясь условными обозначениями. 3.Оформлять поделку. 4. Пользоваться инструментами. | |
III. «Птицы» | 1. «Сова» | 1.Правила техники безопасной работы. 2. Условные знаки, принятые в оригами. | 1. Определять направление волокон. 2. Делать сову, используя схему. 3. Подбирать цветовую гамму для изготовления поделки. |
2. «Петушок» | 1. Свойства бумаги. 2. Правила безопасной работы. | 1. Изготавливать петушка, используя схему. 2. Подбирать цветовую гамму. 3. Дополнять аппликацией, рисунком. 4.Работать аккуратно. | |
3. «Голубь» | 1. Употреблять в речи техническую терминологию. 2. Разновидности птиц, особенности голубей. | 1. Пользоваться трафаретом. 2. Работу выполнять по схеме | |
4. «Лебедь» | 1. Разновидности бумаги, ее свойства. 2. Условные знаки, принятые в оригами. | 1. Делать лебедя по схеме. 2. Работать с бумагой. 3. Соблюдать правила безопасной работы с инструментами. | |
5. «Журавль счастья» | 1. Разновидности бумаги. 2. Употребление технической терминологии. 3. Правила техники оригами. | 1. Делать поделку по схеме. 2. Окрашивать различными способами. 3. Аккуратно работать. | |
IV. Сюжетная композиция» | 1. «Всемирный потом. Легенда о Ноевом ковчеге»» | 1. Основные геометрические понятия. 2.Правила пользования инструментами. | 1. Самостоятельно читать чертежи. 2. Самостоятельно складывать базовые формы. 3. Анализировать работу. |
КОНТРОЛЬНО- ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Назначение: оценка результатов освоения программы.
Способы фиксации результатов
• Проведение аттестации воспитанников после каждого раздела программы «Оригами рядом с нами»
• Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы» по каждому разделу программы коррекционного курса «Оригами рядом с нами»
РАЗДЕЛ 1. «Знакомство с оригами».
АНКЕТА «ОТВЕТЬ ПРАВИЛЬНО»
- Оригами - это:
1.вырезывание из бумаги;
2.складывание из бумаги;
3.аппликация из бумаги.
- Как получить квадрат из прямоугольника?
(выбери лишний)
1. 2.
3.
- Правила пользования материалами:
(отметь верные высказывания)
- Не разбрасывать инструменты
- Не мыть кисточку после клея
- Ножницы передавать за сомкнутые лезвия
- Обрезки бумаги оставлять на столе, полу
- При склеивании деталей пользоваться салфеткой
РАЗДЕЛ 1. «Знакомство с оригами».
Фамилия, имя воспитанника | Критерии оценивания | ||
ОРИГАМИ - это | Как получить квадрат из прямоугольника | Правила пользования материалами | |
2 балла – сделал правильный выбор ответа
1 балл – выбор сделал с помощью педагога или товарищей.
0 баллов – ответил неверно
РАЗДЕЛ 2. «Животные».
Знание основных геометрических понятий и заполнение угла.
Фамилия, имя воспитанника | Критерии оценивания | ||||
умение самостоятельно получать квадрат из прямоугольника | умение складывать базовую форму треугольник | умение читать схему | умение окрашивать набрызгом | умение выполнять оформление работы | |
2 балла - делает работу самостоятельно, почти полное совпадение контура и натянутых нитей.
1 балл - делает с помощью педагога и товарищей, незначительные отклонения от контура по одну сторону образца.
0 баллов - значительные отклонения от контура по обе стороны образца.
РАЗДЕЛ 3. «Птицы».
Умение создавать изделие, пользуясь схемами.
Фамилия, имя воспитанника | Критерии оценивания | ||||
умение окрашивать трафаретом | Умение различать виды бумаг | Умение работать со схемой | Правильность подбора цветовой гаммы | аккуратность выполнения работы | |
2 балла – выполняет поделку самостоятельно по схеме.
1 балл – делает с небольшой помощью педагога или товарищей, имеются незначительные отклонения от образца.
0 баллов – нарушение диспропорции, цветовой гаммы, работа только на совместном уровне.
РАЗДЕЛ 4. «Сюжетная композиция».
Творческое развитие, формирование культуры труда.
Фамилия, имя воспитанника | Критерии оценивания | ||||
умение самостоятельно пользоваться инструментами | умение самостоятельно читать схему, чертеж | Умение оперировать основными геометрическими понятиями | умение адекватно оценивать поделку | Аккуратность в работе | |
2 балла - работа отличается индивидуальностью, оценивает самостоятельно.
1 балл - выполняет работу и оценивает её с небольшой помощью педагога.
0 баллов - нарушение диспропорции, цветовой гаммы, значительные отклонения от заданной схемы, работает только с помощью педагога.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
- Методическое обеспечение программы:
- Технологические карты
- Образцы изделий
- Методические разработки конспектов
- Альбом лучших работ детей
Программа реализуется при соблюдении следующих условий:
- сочетание разных форм занятий (дети могут конструировать, решать задачи, составлять кроссворды, «осваивать» поделку в игре и др.);
- содержание материала имеет занимательную форму, развивающая ситуация носит характер проблемной ситуации;
- совместный характер деятельности, полнота «проживания—переживания»;
- используется активизирующая детей форма соревнования;
- включены формы, способствующие усилению мотивации (экспозиции, экскурсии, конкурсы и праздники, участие в выставках и олимпиадах);
- инициируется творческая активность. Оказывается должное внимание к попыткам ребёнка формировать свои подходы к процессу моделирования.
В психологии нет строго научной классификации форм обучения, но по количеству и составу воспитанников, продолжительности программы коррекционного курса «Оригами рядом с нами» формы обучения воспитанников могут быть: индивидуальные, коллективные и групповые.
Специфика форм организации деятельности по программе коррекционного курса «Оригами рядом с нами» состоит в том, что поделки, выполняемые воспитанниками, могут быть изготовлены как индивидуально, так и группой (группа разбивается на микрогруппы, члены которой выполняют часть общего замысла или самостоятельно завершенное задание).
Организуя деятельность по коррекционному курсу «Оригами рядом с нами» воспитатель может осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанникам. Для этого используются различные по уровню сложности поделки. Их можно подразделить на несколько групп: репродуктивные задания, направленные на создание новых объектов.
Программа по коррекционному курсу «Оригами рядом с нами» помогает обеспечить целостность педагогического процесса и единство обучения, воспитания и развития воспитанников. Поэтому есть все основания говорить о методах обучения воспитанников.
Методы обучения, способствующие организации и реализации программы коррекционного курса «Оригами рядом с нами», являются методами, активизирующими творческое мышление:
- вербальные методы: рассказ, беседа, дискуссия;
- наглядные методы: демонстрация, наблюдение, работа по схемам, образцам;
- практические методы;
- метод упражнений, который помогает отрабатывать действия и приемы выполнения отдельных операций, исправления допущенных ошибок.
Эти методы побуждают познавательную активность воспитанников, содействуют становлению самостоятельности в мышлении и умении выполнять поделки техникой оригами.
Методы используются в комплексе. При этом на каждом этапе коррекционной деятельности те или иные методы играют первостепенную роль.
Функции воспитателя в процессе выполнения поделок:
- обучение;
- наблюдение за ходом работы;
- оказание помощи отдельным воспитанникам и стимулирование их деятельности;
- поддержание рабочей обстановки в группе;
- анализ и обобщение результатов работ воспитанников.
К поделкам, изготовленным детьми, предъявляются такие требования:
- Экономичность. Изделия изготавливаются с наименьшими затратами.
- Системность. Содержание разделов комплексно отражает изученный материал.
- Безопасность. Предусматривается как на стадии изготовления поделки, так и на стадии эксплуатации.
- Творческая направленность и занимательность. Предполагает творческую деятельность и учитывает интересы воспитанников.
- Посильность. Предполагает соответствие уровню развития и подготовки воспитанников.
- Эстетичность. Изделие должно соответствовать требованиям дизайна, быть внешне эстетически красивым, практичным, функциональным.
- Значимость. Изготовление изделия должно иметь определенную ценность, полезность для общества и конкретной личности.
В отличие от ранее существовавшей практики единоличного оценивания успехов только воспитателем, выполненную поделку вначале оценивает автор, а затем группа и воспитатель. Критерии оценивания выполненных работ включает в себя самостоятельность, законченность, оформление и качество изделия.
- Материальное обеспечение программы:
- Виды бумаги, картона
- Набор цветной бумаги
- Ножницы
- Клей-карандаш, клей ПВА
- Краски акварельные
- Кисточки, зубные щетки
- Трафареты
- подставка для кисточек и ножниц
- подстилка для работы с клеем
- коробка для обрезков
- чистая салфетка
Список литературы
- Выгонов В.В. “Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели”. М.: Первое сентября, 2002
- Долженко Г.И.“100 оригами”. Ярославль: Академия холдинг, 2003.
- Сержантова Т.Б.“Оригами для всей семьи”. М.: Айрес-пресс, 2003
- Соколова С.В. “Игрушки и забавы. Оригами”. С.-Пб.: Нева, 2003
- Соколова С.В. “Театр оригами. Теремок”. С.-Пб.: Нева, 2003
- Проснякова Т.Н.“Уроки мастерства”. М.: Учебная литература, 2003
- Цирулик Н.А.,Хлебникова С.И.“Твори. Выдумывай. Пробуй”. Самара: Корп. Федоров, 2004
- “Делаем 50 моделей из оригами”, сборник. Минск: Попурри, 2001
- “Оригами – искусство складывания из бумаги”. М.: Московский центр оригами, 1993
- “100 игрушек из бумаги”. С.-Пб.: Дельта. Кристалл, 2000
- “Детская энциклопедия животных. Узнай. Сделай. Поиграй.”. Перевод с немецкого Н. Лебедевой. М.: Олма-Пресс, 2002
- Афонькин С. Ю., Е. Ю. Афонькина. «Весёлые уроки оригами в школе и дома». Учебник СПб.; Издательский дом «Литература,» 2001 – 208с.
- Соколова С. «Школа оригами: Аппликация и мозаика». – М.: Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.
- Соколова С. «Сказка оригами: Игрушки из бумаги». М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.
- Бич Р. «Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия» (Перевод с английского) - М: Издательство Эксмо, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Зелёная аптека" рядом с нами (о лекарственных растениях моей местности)
Очень часто мы проходим мимо тех растений,которые помогут от многих болезней. Расширить кругозор детей,усвоить народную мудрость помогут знания, усвоенные на этом уроке....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/19/picture-164996-1355933056.jpg)
Разработка экскурсии по профориентации «Профессии рядом с нами»
Тема: «На почте. Знакомство с новыми профессиями».Объект: Почта с. ВосходТип экскурсии: познавательная...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/19/picture-164996-1355933056.jpg)
Разработка экскурсии по профориентации «Профессии рядом с нами»
Тема: «На почте. Знакомство с новыми профессиями».Объект: Почта с. ВосходТип экскурсии: познавательная...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/26/picture-317518-1382816729.jpg)
Проектная деятельность с учащимися 1 класса по теме "Животные рядом с нами".
В презентации описаны этапы работы с учащимися 1 класса над проектом....
Конспект открытого занятия во второй младшей группе №7 на тему: «Кто живет рядом с нами»
Содержание конспекта позволяет расширить представления дошкольников о домашних животных и их детёнышах, закрепить характерные особенности внешнего вида, поведения, образа жизни домашних животных...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-521705-1415642124.jpg)
Ветераны боевых действий рядом с нами
Встреча с воинами-интернационалистами, посвященная 25-годовщине вывода советских войск из Афганистана...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/18/picture-543522-1418915913.jpg)
"Птицы зимующие рядом с нами"
Беседа и рассказ о зимующих птицах Липецкой области, сопровождающийся слайдами презентации и музыкой....