Коррекционный курс "Оригами рядом с нами"
рабочая программа по теме

Банникова Надежда Александровна

Программа коорекционного курса разработана для детей младшего школьного возраста художественно-эстетической направленности. Создана для частичной занятости детей в выходные дни. В программе приведено примерное календарно-тематическое планиорование. имеется пояснительная записка. Программа резензированна, использовалась для аттестации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kor_kursa.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи –                                                                    областной центр диагностики и консультирования  «Развитие»

ПРОГРАММА КОРРЕЦИОННОГО КУРСА

«ОРИГАМИ РЯДОМ С НАМИ»

Разработала

Воспитатель Банникова

Надежда Александровна

Ульяновск

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Примерный учебно - тематический план.
  3. Содержание программы.
  4. Контрольно- измерительные материалы.
  5. Учебно - методическое обеспечение.
  6. Список литературы.

Пояснительная записка.

         Программа «Оригами рядом с нами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной для воспитанников младшего школьного возраста для детей с ограниченными возможностями здоровья обучения основам искусства оригами, посредством развития мелкой моторики рук.

         Программа «Оригами рядом с нами» состоит  из 4 разделов: «Знакомство с оригами», «Животные», «Птицы», «Сюжетная композиция».

      Программа «Оригами рядом с нами» как структурная единица процесса воспитания способствует:

- обеспечению целостности педагогического процесса, осуществляя в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания;

- развитию творческих способностей и активности воспитанников;

- формированию познавательных мотивов воспитанников, т.к. воспитанники видят конечный результат свой деятельности, которая возвеличивает их в собственных глазах. Вызывает желание совершенствовать свои знания и личностные качества.

      Оригами — особый вид конструирования из бумаги: при помощи операций перегибания листа, изменения его положения в пространстве можно переходить от одной геометрической формы к другой, в результате чего появляется модель-образ. За простотой внешней формы, возникающей в результате серии последовательно и аккуратно исполняемых действий, скрывается комплекс воздействий, благотворно влияющих на развитие ребёнка, происходящее как становление целостной индивидуальности. Поэтому в основе программы — концепция саморазвития, а оригами предложено как метод целостного развития ребёнка.

         Программа нацелена на создание педагогических условий для реализации целостного подхода к образованию детей, творческому их становлению средствами оригами, а также на осуществление практико-ориентированного подхода к развитию мышления ребёнка.

        Среди наиболее актуальной основы организации воспитательной работы является понятие о «социализации» как процессе вхождения ребенка в социальную среду, усвоения им социального опыта, освоение и приобретение системы социальных связей, так как наши воспитанники развиваются в условиях деформированного процесса социализации:

- в условиях интернатных учреждений, где семья заменена учреждением;

- в  условиях «социального сиротства»;

- в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения ребенка в различные виды практической деятельности;

- в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта и пр.

         Программа «Оригами рядом с нами» предназначена для развития творчества и мелкой моторики рук  детей с ограниченными возможностями здоровья.  

          Творчество предполагает наличие у личности творческих способностей, а также возможность получения и применения на практике знаний, умений и навыков, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Исходя из этого, я поставила цель:

  1. Ввести ребенка в коллектив сверстников, используя оригами для развития способности работать руками под контролем сознания.
  2. Создавать условия, наиболее благоприятные для совершенствования мелкой моторики рук, коррекции внимания и конструктивного мышления.

Основными задачами курса «Оригами рядом с нами» являются:

 По содержанию: формирование наглядно-образного представления о механизмах творческого воображения и развития манипулятивных действий с помощью художественной обработки бумаги.

 По влиянию на формирование  личности: развитие внутреннего плана действий, произвольности, коммуникативных навыков.

Обучающие:  

- знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

- формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

- обучение различным приемам работы с бумагой;

- применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;

- развитие мелкой моторики рук и глазомера;

- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

- воспитание интереса к искусству оригами;

- расширение коммуникативных способностей детей;

- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

 Программа коррекционного курса «Оригами рядом с нами» рассчитана для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Срок реализации дополнительной программы 1 год. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В зависимости от интересов детей, допустимо использование индивидуальных занятий с воспитанниками.

Принципы построения программы:

- Постепенность.

- Единство образовательных задач, требований жизни, интересов развития личности.

- Акцентирование занимательности.

- Возврат к пройденному ранее содержанию, с тем чтобы применить его в качестве основы или элемента для формирования содержания других разделов.

- Учёт индивидуальных особенностей процесса развития ребёнка.

Результаты освоения программы коррекционного курса

«Оригами рядом с нами»

Знания

Умения

Навыки

- знают историю возникновения оригами, бумаги

-знают свойства и разновидности бумаги, ее строение

-знают и соблюдают правила техники безопасности

-знают и называют геометрические фигуры

-употребляют в речи техническую терминологию

-знают базовые формы оригами

-знают условные обозначения

- умеют читать схему изготовления поделок

- умеют складывать основные базовые формы

- умеют окрашивать бумагу различными способами

- умеют создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами

- умеют создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами

- складывают простейшие образцы самостоятельно без опоры на схему

- самостоятельно оценивают свое изделие

- более точно ориентируются на листе бумаги

- улучшают свои коммуникативные способности и приобретают навыки работы в коллективе

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок работ учащихся:

– в группе,

– в учреждении,

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Разделы и темы

Количество часов

 1

четверть

2

 четверть

3

 четверть

4

четверть

Итого

I Раздел «Знакомство с оригами»

Тема1. «Лягушка»

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

4

Тема 2. «Стаканчик»

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

4

II Раздел «Животные»

Тема 1. «Щенок»

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

4

Тема 2.  «Поросенок»

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

4

III Раздел «Птицы»

Тема 1. «Сова»»

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

4

Тема 2. «Петушок»

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

4

Тема 3. «Голубь»

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

4

Тема 4. «Лебедь»

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

4

Тема 5. «Журавль счастья»

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

4

IV Раздел «Сюжетная композиция»

Тема 1. «Всемирный потоп. Легенда о Ноевом ковчеге»

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

4

Итого

10

10

10

10

40


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ

ТЕМА

ЗНАНИЯ

УМЕНИЯ

I. «Знакомство с оригами»

1. «Лягушка»

1. Историю возникновения оригами.

2.Правила пользования инструментами.

3. Правила техники безопасной работы.

1. Делать квадратную заготовку

2. Оперировать понятием оригами, диагональ.

2. «Стаканчик»

1. Историю возникновения бумаги.

2. Понятие геометрические фигуры,

1. Складывать базовую форму  - треугольник.

2. Делать стаканчик техникой оригами.

3. Находить прямой угол.

4. Оформлять поделку.

II. «Животные»

1. «Щенок»

1. Строение бумаги.

2.Базовую форму треугольник, воздушный змей.

3. Правила техники безопасности.

4. Условные обозначения.

1. Изготавливать щенка техникой оригами.

2. Читать схему.

3. Оформлять поделку

2. «Поросенок»

1. Условные обозначения.

2. Правила техники безопасной работы.

3. Употреблять в речи техническую терминологию.

1. Делать поросенка техникой оригами.

2. Окрашивать бумагу набрызгом.

3. Работать аккуратно.

3. «Лев»

1. Разновидности бумаги.

2. Соблюдать правила при работе с бумагой

1. Складывать базовую форму – двойной квадрат.

2. Читать схемы, пользуясь условными обозначениями.

3.Оформлять поделку.

4. Пользоваться инструментами.

III. «Птицы»

1. «Сова»

1.Правила техники безопасной работы.

2. Условные знаки, принятые в оригами.

1. Определять направление волокон.

2. Делать сову, используя схему.

3. Подбирать цветовую гамму для изготовления поделки.

2. «Петушок»

1. Свойства бумаги.

2. Правила безопасной работы.

1. Изготавливать петушка, используя схему.

2. Подбирать цветовую гамму.

3. Дополнять аппликацией, рисунком.

4.Работать аккуратно.

3. «Голубь»

1. Употреблять в речи техническую терминологию.

2. Разновидности птиц, особенности голубей.

1. Пользоваться трафаретом.

2. Работу выполнять по схеме

4. «Лебедь»

1. Разновидности бумаги, ее свойства.

2. Условные знаки, принятые в оригами.

1. Делать лебедя по схеме.

2. Работать с бумагой.

3. Соблюдать правила безопасной работы с инструментами.

5. «Журавль счастья»

1. Разновидности бумаги.

2. Употребление технической терминологии.

3. Правила техники оригами.

1. Делать поделку по схеме.

2. Окрашивать различными способами.

3. Аккуратно работать.

IV. Сюжетная композиция»

1. «Всемирный потом. Легенда о Ноевом ковчеге»»

1. Основные геометрические понятия.

2.Правила пользования инструментами.

1. Самостоятельно читать чертежи.

2. Самостоятельно складывать базовые формы.

3. Анализировать работу.


КОНТРОЛЬНО- ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Назначение: оценка результатов освоения программы.

Способы фиксации результатов

• Проведение аттестации воспитанников после каждого раздела программы «Оригами рядом с нами»

• Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы» по каждому разделу программы коррекционного курса «Оригами рядом с нами»

РАЗДЕЛ 1. «Знакомство с оригами».

АНКЕТА «ОТВЕТЬ ПРАВИЛЬНО»

  1. Оригами - это:

1.вырезывание из бумаги;

2.складывание из бумаги;

3.аппликация из бумаги.

  1. Как получить квадрат из прямоугольника?

  (выбери лишний)                                                                

            1.                                                                 2.

                                                                                        

                                        

           3.

  1. Правила пользования материалами:

(отметь верные высказывания)

  • Не разбрасывать инструменты
  • Не мыть кисточку после клея
  • Ножницы передавать за сомкнутые лезвия
  • Обрезки бумаги оставлять на столе, полу
  • При склеивании деталей пользоваться салфеткой

РАЗДЕЛ 1. «Знакомство с оригами».

Фамилия, имя воспитанника

Критерии оценивания

ОРИГАМИ - это

Как получить квадрат из прямоугольника

Правила пользования материалами

2 балла – сделал правильный выбор ответа

1 балл – выбор сделал с помощью педагога или товарищей.

0 баллов – ответил неверно

        

РАЗДЕЛ 2. «Животные».

Знание основных геометрических понятий и заполнение угла.

Фамилия, имя воспитанника

Критерии оценивания

умение самостоятельно получать квадрат из прямоугольника

умение складывать базовую форму треугольник

умение читать схему

умение окрашивать набрызгом

умение выполнять оформление работы

2 балла - делает работу самостоятельно, почти полное совпадение контура и натянутых нитей.

1 балл - делает с помощью педагога и товарищей, незначительные отклонения от контура по одну сторону образца.

0 баллов - значительные отклонения от контура по обе стороны образца.        

РАЗДЕЛ 3. «Птицы».

Умение создавать изделие, пользуясь схемами.

Фамилия, имя воспитанника

Критерии оценивания

умение окрашивать трафаретом

Умение различать виды бумаг

Умение работать со схемой

Правильность подбора цветовой гаммы

аккуратность выполнения

работы

2 балла – выполняет поделку самостоятельно по схеме.

1 балл – делает с небольшой помощью педагога или товарищей, имеются незначительные отклонения от образца.

0 баллов – нарушение диспропорции, цветовой гаммы, работа только на совместном уровне.        

РАЗДЕЛ 4. «Сюжетная композиция».

Творческое развитие, формирование культуры труда.

Фамилия, имя воспитанника

Критерии оценивания

умение самостоятельно пользоваться инструментами

умение самостоятельно читать схему, чертеж

Умение оперировать основными геометрическими понятиями

умение адекватно оценивать поделку

Аккуратность в работе

2 балла - работа отличается индивидуальностью, оценивает самостоятельно.

1 балл - выполняет работу и оценивает её с небольшой помощью педагога.

0 баллов - нарушение  диспропорции, цветовой гаммы, значительные отклонения от заданной схемы, работает только с помощью педагога.        

        

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

  1. Методическое обеспечение программы:
  • Технологические карты
  • Образцы изделий
  • Методические разработки конспектов
  • Альбом лучших работ детей

Программа реализуется при соблюдении следующих условий:

- сочетание разных форм занятий (дети могут конструировать, решать задачи, составлять кроссворды, «осваивать» поделку в игре и др.);

- содержание материала имеет занимательную форму, развивающая ситуация носит характер проблемной ситуации;

- совместный характер деятельности, полнота «проживания—переживания»;

- используется активизирующая детей форма соревнования;

- включены формы, способствующие усилению мотивации (экспозиции, экскурсии, конкурсы и праздники, участие в выставках и олимпиадах);

- инициируется творческая активность. Оказывается должное внимание к попыткам ребёнка формировать свои подходы к процессу моделирования.

        В психологии нет строго научной классификации форм обучения, но по количеству и составу воспитанников, продолжительности программы коррекционного курса «Оригами рядом с нами» формы обучения воспитанников могут быть: индивидуальные, коллективные и групповые.

          Специфика форм организации деятельности по программе коррекционного курса «Оригами рядом с нами» состоит в том, что поделки, выполняемые воспитанниками, могут быть изготовлены как индивидуально, так и группой (группа разбивается на микрогруппы, члены которой выполняют часть общего замысла или самостоятельно завершенное задание).

      Организуя деятельность по коррекционному курсу «Оригами рядом с нами» воспитатель может осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанникам. Для этого используются различные по уровню сложности поделки. Их можно подразделить на несколько групп: репродуктивные задания, направленные на создание новых объектов.

        Программа по коррекционному курсу «Оригами рядом с нами» помогает обеспечить целостность педагогического процесса и единство обучения, воспитания и развития воспитанников. Поэтому есть все основания говорить о методах обучения воспитанников.

       Методы обучения, способствующие организации и реализации программы коррекционного курса «Оригами рядом с нами», являются методами, активизирующими творческое мышление:

  • вербальные методы: рассказ, беседа, дискуссия;
  •  наглядные методы: демонстрация, наблюдение, работа по схемам, образцам;
  •  практические методы;
  •  метод упражнений, который помогает отрабатывать действия и приемы выполнения отдельных операций, исправления допущенных ошибок.

   Эти методы побуждают познавательную активность воспитанников, содействуют становлению самостоятельности в мышлении и умении выполнять поделки техникой оригами.

     Методы используются в комплексе. При этом на каждом этапе коррекционной деятельности те или иные методы играют первостепенную роль.

       Функции воспитателя в процессе выполнения поделок:

  • обучение;
  • наблюдение за ходом работы;
  • оказание помощи отдельным воспитанникам и стимулирование их деятельности;
  • поддержание рабочей обстановки в группе;
  • анализ и обобщение результатов работ воспитанников.

К поделкам, изготовленным детьми, предъявляются такие требования:

  1. Экономичность. Изделия изготавливаются с наименьшими затратами.
  2. Системность. Содержание разделов комплексно отражает изученный материал.
  3. Безопасность. Предусматривается как на стадии изготовления поделки, так и на стадии эксплуатации.
  4. Творческая направленность и занимательность. Предполагает творческую деятельность и учитывает интересы воспитанников.
  5. Посильность. Предполагает соответствие уровню развития и подготовки воспитанников.
  6. Эстетичность. Изделие должно соответствовать требованиям дизайна, быть внешне эстетически красивым, практичным, функциональным.
  7. Значимость. Изготовление изделия должно иметь определенную ценность, полезность для общества и конкретной личности.

 В отличие от ранее существовавшей практики единоличного оценивания успехов только воспитателем, выполненную поделку вначале оценивает автор, а затем группа и воспитатель.   Критерии оценивания выполненных работ включает в себя самостоятельность, законченность, оформление и качество изделия.

  1. Материальное обеспечение программы:
  • Виды бумаги, картона
  • Набор цветной бумаги
  • Ножницы
  • Клей-карандаш, клей ПВА
  • Краски акварельные
  • Кисточки, зубные щетки
  • Трафареты
  • подставка для кисточек и ножниц
  • подстилка для работы с клеем
  • коробка для обрезков
  • чистая салфетка

Список литературы

  1. Выгонов В.В. “Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели”. М.: Первое сентября, 2002
  2. Долженко Г.И.“100 оригами”. Ярославль: Академия холдинг, 2003.
  3. Сержантова Т.Б.“Оригами для всей семьи”. М.: Айрес-пресс, 2003
  4. Соколова С.В. “Игрушки и забавы. Оригами”. С.-Пб.: Нева, 2003
  5. Соколова С.В. “Театр оригами. Теремок”. С.-Пб.: Нева, 2003
  6. Проснякова Т.Н.“Уроки мастерства”. М.: Учебная литература, 2003
  7. Цирулик Н.А.,Хлебникова С.И.“Твори. Выдумывай. Пробуй”. Самара: Корп. Федоров, 2004
  8. “Делаем 50 моделей из оригами”, сборник. Минск: Попурри, 2001
  9. “Оригами – искусство складывания из бумаги”. М.: Московский центр оригами, 1993
  10. “100 игрушек из бумаги”. С.-Пб.: Дельта. Кристалл, 2000
  11. “Детская энциклопедия животных. Узнай. Сделай. Поиграй.”. Перевод с немецкого Н. Лебедевой. М.: Олма-Пресс, 2002
  12. Афонькин С. Ю., Е. Ю. Афонькина. «Весёлые уроки оригами в школе и дома». Учебник СПб.; Издательский дом «Литература,» 2001 – 208с.                                                                                                        
  13. Соколова С.  «Школа оригами: Аппликация и мозаика». – М.: Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.
  14.  Соколова С. «Сказка оригами: Игрушки из бумаги». М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.
  15.  Бич Р. «Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия» (Перевод с английского) - М: Издательство Эксмо, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зелёная аптека" рядом с нами (о лекарственных растениях моей местности)

Очень часто мы проходим мимо тех растений,которые помогут от многих болезней. Расширить кругозор детей,усвоить народную мудрость помогут знания, усвоенные на этом уроке....

Разработка экскурсии по профориентации «Профессии рядом с нами»

Тема: «На почте. Знакомство с новыми профессиями».Объект: Почта с. ВосходТип экскурсии: познавательная...

Разработка экскурсии по профориентации «Профессии рядом с нами»

Тема: «На почте. Знакомство с новыми профессиями».Объект: Почта с. ВосходТип экскурсии: познавательная...

Проектная деятельность с учащимися 1 класса по теме "Животные рядом с нами".

В презентации описаны этапы работы с учащимися 1 класса над проектом....

Конспект открытого занятия во второй младшей группе №7 на тему: «Кто живет рядом с нами»

Содержание конспекта позволяет расширить представления дошкольников о домашних животных и их детёнышах, закрепить характерные особенности внешнего вида, поведения, образа жизни домашних животных...

Ветераны боевых действий рядом с нами

Встреча с воинами-интернационалистами, посвященная 25-годовщине вывода советских войск из Афганистана...

"Птицы зимующие рядом с нами"

Беседа и рассказ о зимующих птицах Липецкой области, сопровождающийся слайдами презентации и музыкой....