"Зелёная аптека" рядом с нами (о лекарственных растениях моей местности)
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zelyonaya_apteka_stanicy..docx | 22.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтец Как необъятна даль степная,
Как неоглядна ширь полей,
Пою любовь к родному краю,
К любимой родине моей.
Здесь даже малая травинка,
Полезной будет нам всегда,
Земля, богатства раскрывая,
Нам всё расскажет не тая.
1.Введение в тему урока.
Учитель – Во множестве сказок люди отправляются за тридевять земель в тридесятое царство искать чудо чудное, диво дивное… А ведь чудес и вокруг полным - полно! Вот одно из них у дороги, или рядом с домом, или в рощице. Присмотрись повнимательнее, и тебе откроются чудеса.
Вот и мы, ребята, отправимся сегодня искать чудеса рядом с нами, да не простые чудеса, а лекарственные.
- А почему чудеса называют лекарственными?
(Ответы детей).
- А где берём лекарства? (ответы детей).
Учитель.- Ребята, а когда я была маленькая, мне бабушка, случалось, говорила: «Пойду, внучка, сорву лекарство на грядке». Я долго не могла понять, о чём она говорит. А вы, ребята, поняли? (ответы детей).
Учитель: - Теперь – то я знаю, что это за лекарства. Хотите, я и вас с ними познакомлю?
2.Рассказ – легенда.
- Давным – давно жил дедушка Травень. Звали его так потому,что он знал и любил травы, цветы, деревья. А многие из трав помогали лечить людей. Но вот однажды позвал дедушка ветер и повелел разнести семена и корешки лекарственных трав по всей земле, всем людям, чтобы каждый смог сам себе помочь. Когда это было – помнят только широкие степи да крутые горы, а травы и до сих пор живут рядом с человеком.
3. «Зелёная аптека» рядом с нами.
Учитель: - Ребята, а как вы думаете, в нашей станице есть лекарственные травы? (ответы детей).
- Давайте совершим путешествие по станице (заочное). А в дорогу с собой возьмём смекалку и находчивость.
Ученик. – Белое платье, серёжки, как слёзки,
Так наряжаются только …(берёзки).
Учитель. – Красавица – с этим никто спорить не будет. И дерево удивительное – можно весь свет обойти – нигде такого растения не встретишь. Издавна отвары из берёзовых почек исцеляли многие болезни. Они успокаивали боль, заживляли раны. А берёзовый веник в бане все хвори из больного человека выгонит. (слайд)
- А где в станице вы видели это дерево? (в парке «Юность»)
Учитель. – Итак, наша остановка – парк «Юность» и мы продолжаем путешествие.
- А знаете ли вы, ребята, какое дерево называют птичьей крепостью? Это боярышник.(слайд)
У боярышника колючки крепче ястребиных когтей – длинные, острые. Крупной птице через кустарник не пробраться.
Из плодов боярышника варят варенье, а настой из плодов и вкусен, и целебен. Целебны не только плоды, но и цветы, и бутоны, и листья боярышника – все они используются для приготовления различных лекарств.
Ученик. В кружевах листвы горят алые рубины,
Отвести не могут взгляд дети от… (рябины).
Учитель. В любое время года рябина хороша. То в белых цветах, то в красных гроздьях ягод. Плоды рябины очень богаты витаминами. Они не засыхают, не гниют, даже мороз им не страшен. Их и свежими едят, и варенье варят. А ещё ягоды и листья давно используют в народной медицине. (слайд)
Ученик. – Зимний корм и витамины
Птицам – ягоды… (калины).(слайд)
Учитель. – Когда-то на Кубани был такой обычай: на свадебном пиру перед женихом и невестой ставили букет калины. Она считалась символом красоты, благополучия и счастья. Но главное, что дарит кустарник,- лекарства, которые готовят из горьковатой коры. Плоды калины тоже используют при многих болезнях. Даже пережаренные косточки – семена используют в качестве заменителя кофе.
физминутка - Игра «У медведя во бору».
Учитель.- Мы не зря вспомнили медведя. Из далёкого леса он прислал нам загадку:
- Чтоб спасти вас от кашля и хрипа,
Цвет свой лечебный дарит вам … (липа).(слайд)
-У каждого времени года есть свой запах. У лета много запахов, но самый прекрасный – запах цветущей липы, прекрасного медоноса.
Светло- жёлтый липовый мёд – вкусный, ароматный и лечебный. А липовый цвет – отличное средство против простудных заболеваний.
Ученик.- А у меня во дворе растёт замечательный цветок. Мама называла его «ноготком», но почему – не знаю.
Учитель. – Правильное название цветка «календула». В народной медицине календулу используют в виде настоя, им можно помазать даже и ссадины.
Учитель. – А ещё рядом с нами во дворах, на лужайках есть трава с тысячей лепестков - тысячелистник (слайд). Это трава от тысячи болезней.
-Шиповник – прадедушка розы. Шиповник копилка витаминов. Завари чай, пей на здоровье да и прибавляй здоровья. А маслом ранки полечим да горлышку дадим облегчение.(слайд)
Ученик. - «Мы гадали Машке
В поле на… (ромашке).
Сейчас мы с вами сами сделаем ромашку (изготовление поделки – сборка цветка из заготовок).
Ромашка незаменима при ожогах, ангине, ушибах.(слайд)
Ученик. - «Есть у бабочки диванчик
Ярко – желтый… ( одуванчик).(слайд)
Листья одуванчика хороши в весенних салатах, из цветков варят варенье, а эликсир применяют при различных заболеваниях.
Ученик. – Сама холодная, а людей жжёт. (крапива) (слайд)
Учитель. – Ну кому не знакома эта жгучка? Лучше к ней не подходить. Но эта злюка даже очень полезна. Она и кровь может остановить, и простуженное горло вылечить, и насытить организм витаминами. А весной из неё можно и борщ приготовить, и салат.
Учитель.- А сейчас вам задание. Внимательно посмотрите на оставшиеся растения. Может кто – то расскажет о них что – нибудь интересное? (ответы детей). Расспросите дома об этих растениях поподробнее. (слайды)
4.Итог урока.
Учитель. Вот и подошло к концу наше путешествие.
- Что вы запомнили о «зелёных лекарях»?
- Узнаете ли вы их теперь?
- Если вам понравилось наше путешествие, то поднимите красную ладошку, а если нет – то чёрную. А дома расспросите родных о других «лекарях» у вашего дома и поделитесь сведениями со всеми нами. А можно придумать и свою легенду о лекарственной травке.
Цели урока: - ознакомление с лекарственными растениями станицы, их применением, историей;
- привитие любви к своей маленькой родине,
- воспитание бережного отношения к природе,
- развитие любознательности, культуры труда.
Оборудование: цветная бумага, клей, рисунок медведя,презентация
Урок по Кубановедению для 2 класса
Подготовила учитель начальных классов
Дмитриевской МОУ СОШ№13
Скворцова С.Н.
2010 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
учебный проект "Лекарственные растения моего села"
Краткая аннотация проекта: В проекте на основании проведенного обзора литературы, учащимися изучается разнообразие лекарственных растений, выполняется презентация «Лекарст...
Лекарственные растения моего края
Описание лекарственных растений Республики Татарстан...
Урок кубановедения. 2 класс. "Растения моей местности"
"Растения моей местности"...
Лекарственные растения - замечательное богатство природы. Охрана лекарственных растений Владимирской области.
Цель данного мероприятия - познакомить учащихся с лекарственными растениями; составить экологические правила сбора лекарственных растений....
Лекарственные растения моей местности
Презентация для уроков окружаещего мира и кубановедения...
Кубановедение. 2 класс. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений.
Урок кубановедения для 2 класса. На уроке дети познакомятся с некоторыми видами лекарственных растений, произрастающих в Краснодарском крае, правилами их сбора и использование....