"Зелёная аптека" рядом с нами (о лекарственных растениях моей местности)
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Светлана Николаевна Скворцова
Очень часто мы проходим мимо тех растений,которые помогут от многих болезней. Расширить кругозор детей,усвоить народную мудрость помогут знания, усвоенные на этом уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zelyonaya_apteka_stanicy..docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Чтец                             Как необъятна даль степная,

Как неоглядна ширь полей,

   Пою любовь к родному краю,

                                       К любимой родине моей.

             Здесь даже малая травинка,

           Полезной будет нам всегда,

           Земля, богатства раскрывая,

        Нам всё расскажет не тая.

1.Введение в тему урока.

Учитель –  Во множестве сказок люди отправляются за тридевять земель в тридесятое царство искать чудо чудное, диво дивное… А ведь чудес и вокруг полным -  полно! Вот одно из них у дороги, или  рядом с домом, или в рощице. Присмотрись повнимательнее, и тебе откроются чудеса.

     Вот и мы, ребята, отправимся сегодня искать чудеса рядом с нами, да не простые чудеса, а лекарственные.

- А почему чудеса называют лекарственными?

(Ответы детей).

- А где берём лекарства? (ответы детей).

Учитель.- Ребята, а когда я была маленькая, мне бабушка, случалось, говорила: «Пойду, внучка, сорву лекарство на грядке». Я долго не могла понять, о чём она говорит. А вы, ребята, поняли? (ответы детей).

Учитель: - Теперь – то я знаю, что это за лекарства. Хотите, я и вас с ними познакомлю?

                                 2.Рассказ – легенда.

     - Давным – давно жил дедушка Травень. Звали его так потому,что он знал и любил травы, цветы, деревья. А многие из трав помогали лечить людей. Но вот однажды позвал дедушка ветер и повелел разнести семена и корешки лекарственных трав по всей земле, всем людям, чтобы каждый смог сам себе помочь. Когда это было – помнят только широкие степи да крутые горы, а травы и до сих пор живут рядом с человеком.

                3. «Зелёная аптека» рядом с нами.

Учитель: - Ребята, а как вы думаете, в нашей станице есть лекарственные травы? (ответы детей).

- Давайте совершим путешествие по станице (заочное). А в дорогу с собой возьмём смекалку и находчивость.

Ученик. – Белое платье, серёжки, как  слёзки,

                   Так наряжаются только …(берёзки).

Учитель. – Красавица – с этим никто спорить не будет. И дерево удивительное – можно весь свет обойти – нигде такого растения не встретишь. Издавна отвары из берёзовых почек исцеляли многие болезни. Они успокаивали боль, заживляли раны. А берёзовый веник в бане все хвори из больного человека выгонит. (слайд)

     - А где в станице вы видели это дерево? (в парке «Юность»)

Учитель. – Итак, наша остановка – парк «Юность» и мы продолжаем путешествие.

     - А знаете ли вы, ребята, какое дерево называют птичьей крепостью? Это боярышник.(слайд)

     У боярышника колючки крепче ястребиных когтей – длинные, острые. Крупной птице через кустарник не пробраться.

   Из плодов боярышника варят варенье, а настой из плодов и вкусен, и целебен. Целебны не только плоды, но и цветы, и бутоны, и листья боярышника – все они используются для приготовления различных лекарств.

Ученик. В кружевах листвы горят алые рубины,

                Отвести не могут взгляд дети от…   (рябины).

Учитель. В любое время года рябина хороша. То в белых  цветах, то в красных гроздьях ягод. Плоды рябины очень богаты витаминами. Они не засыхают, не гниют, даже мороз им не страшен. Их и свежими едят, и варенье варят. А ещё ягоды и листья давно используют в народной медицине. (слайд) 

Ученик. – Зимний корм и витамины

                  Птицам – ягоды…    (калины).(слайд)

Учитель. – Когда-то на Кубани был такой обычай: на свадебном пиру перед женихом и невестой ставили букет калины. Она считалась символом красоты, благополучия и счастья. Но главное, что дарит кустарник,- лекарства, которые готовят из горьковатой коры. Плоды калины тоже используют при многих болезнях. Даже пережаренные косточки – семена используют в качестве заменителя кофе.

физминутка  - Игра «У медведя  во бору».

    Учитель.- Мы не зря вспомнили медведя. Из далёкого леса он прислал нам загадку:    

-  Чтоб спасти вас от кашля и хрипа,

Цвет свой лечебный дарит вам …   (липа).(слайд)

-У каждого времени года есть свой запах. У лета много запахов, но самый прекрасный – запах цветущей липы, прекрасного медоноса.

    Светло- жёлтый липовый мёд – вкусный, ароматный и лечебный. А липовый цвет – отличное средство против простудных заболеваний.

      Ученик.- А у меня во дворе растёт замечательный цветок. Мама называла его «ноготком», но почему – не знаю.

Учитель. – Правильное название цветка «календула». В народной медицине календулу используют в виде настоя, им можно помазать даже и ссадины.

Учитель. – А ещё рядом с нами во дворах, на лужайках есть трава с тысячей лепестков - тысячелистник (слайд). Это трава от тысячи болезней.

                 -Шиповник  прадедушка розы. Шиповник копилка витаминов. Завари чай, пей на здоровье да и прибавляй здоровья. А маслом ранки полечим да горлышку дадим облегчение.(слайд)

    Ученик.               - «Мы гадали Машке

                      В поле на…     (ромашке).

Сейчас мы с вами сами сделаем ромашку (изготовление поделки – сборка цветка из заготовок).

  Ромашка незаменима при ожогах, ангине, ушибах.(слайд)

   Ученик.               - «Есть у бабочки диванчик

                         Ярко – желтый… ( одуванчик).(слайд)

Листья одуванчика хороши в весенних салатах, из цветков варят варенье, а эликсир применяют при различных заболеваниях.

Ученик.  – Сама холодная, а людей жжёт.   (крапива) (слайд)

Учитель. – Ну кому не знакома эта жгучка? Лучше к ней не подходить. Но эта злюка даже очень полезна. Она и кровь может остановить, и простуженное горло вылечить, и насытить организм витаминами. А весной из неё можно и борщ приготовить, и салат.

Учитель.- А сейчас вам задание. Внимательно посмотрите на оставшиеся растения. Может кто – то расскажет о них что – нибудь интересное? (ответы детей). Расспросите дома об этих растениях поподробнее. (слайды)

4.Итог урока.

Учитель. Вот и подошло к концу наше путешествие.

- Что вы запомнили о  «зелёных  лекарях»?

- Узнаете ли вы их теперь?

   - Если  вам понравилось наше путешествие, то поднимите красную ладошку, а если нет – то чёрную. А дома расспросите родных о других «лекарях» у вашего дома и поделитесь сведениями со всеми нами. А можно придумать и свою легенду о лекарственной травке.

Цели урока: - ознакомление с лекарственными растениями станицы, их применением, историей;

- привитие любви к своей маленькой родине,

- воспитание бережного отношения к природе,

- развитие любознательности, культуры труда.

Оборудование: цветная бумага, клей, рисунок медведя,презентация

 Урок по Кубановедению для 2 класса


Подготовила учитель начальных классов

Дмитриевской МОУ СОШ№13

Скворцова С.Н.

2010 год.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебный проект "Лекарственные растения моего села"

Краткая аннотация проекта: В проекте на основании проведенного обзора литературы,   учащимися   изучается разнообразие лекарственных растений, выполняется презентация «Лекарст...

Лекарственные растения моего края

Описание лекарственных растений Республики Татарстан...

Лекарственные растения - замечательное богатство природы. Охрана лекарственных растений Владимирской области.

Цель данного мероприятия - познакомить учащихся с лекарственными растениями; составить экологические правила сбора лекарственных растений....

Лекарственные растения моей местности

Презентация для уроков окружаещего мира и кубановедения...

Кубановедение. 2 класс. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений.

Урок кубановедения для 2 класса. На уроке дети познакомятся с некоторыми видами лекарственных растений, произрастающих в Краснодарском крае, правилами их сбора и использование....