Воспитательная система класса
методическая разработка на тему
Воспитательная система класса учителя начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_sistema.doc | 540 КБ |
vospitatelnaya_sistema_klassa.pptx | 861.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 13 г.о. Тольятти
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА
« Первые шаги … »
Автор: учитель первой категории
Тогобецкая Екатерина Юрьевна
Пояснительная записка.
В проекте образовательного стандарта начального общего образования определено, что важнейшим приоритетом воспитания остается развитие личностных качеств и творческих способностей младших школьников, воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру, укрепление здоровья школьников, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической и социальной. Развитие ребенка неразрывно связано с воспитанием.
В данном контексте, проблема развития личности ребенка и создание такой системы деятельности, в которой главным становится формирование способности личности к самоопределению, приобретает особую актуальность.
В связи с этой проблемой возникла необходимость в создании воспитательной системы класса под названием «Первые шаги …».
Актуальность данной воспитательной системы класса:
- учет возрастных и индивидуальных способностей школьников,
- развитие задатков и творческого потенциала, способностей и дарований,
- действие под девизом «Помоги мне это сделать самому»,
- укрепление межличностных связей в коллективе,
- создание психологически комфортной воспитательной среды.
Цель: создание благоприятных условий для максимального развития каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных способностей, духовного, умственного и физического совершенствования на каждом возрастном этапе.
Задачи:
1. Способствовать установлению положительного психологического климата в классе, в содружестве с учителями, родителями.
2. Предоставить возможности младшему школьнику реализовать себя в учебе, воспитывать потребность в открытии новых знаний.
3. Формировать навыки трудовой деятельности.
4. Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта, воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
5. Развивать способности учащихся соотносить культурные и социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности.
6. Формировать чувство гражданственности и патриотизма,
7. Помочь ребенку осознать свой статус в семье, воспитывать уважение к
членам семьи.
8. Создать условия для творческой реализации.
Назначение воспитательной системы класса «Первые шаги …»
Воспитательная система класса «Первые шаги …» предназначена формировать у младших школьников такие качества личности, которые помогут им в будущем состояться во взрослой жизни, а именно:
- интерес к самому себе,
- самопризнание себя, как личности,
- управление самим собой,
- уважение чужого мнения,
- любознательность и вовлеченность в деятельность,
- эмоциональная устойчивость,
- желание действовать и совершать поступки.
Данная воспитательная система разработана для детей 7-11 лет, обучающихся по общеобразовательной программе «Школа 2100», рассчитана на 4 года обучения, и соответствует минимальному объему социальных услуг в образовательном учреждении.
Концептуальные подходы к разработке системы воспитания класса
«Первые шаги …»
Педагогические принципы:
- ориентация на социально-ценностные отношения (способность обнаружить за событиями, действиями, словами, поступкам, предметами, человеческие отношения),
- уважение личности,
- субъективности (содействие педагога развитию способностей ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и в жизни),
- принятие ребенка как данности, неповторимости (признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор),
- разумной требовательности,
- коллективной деятельности.
Учитывая интересы и возможности детей, и семьи, была составлена система развития и самореализации личности (Приложение 1). Исходя, из интересов ребенка было создано классное самоуправление (Приложение 2). Также определено участие родителей в воспитательной системе класса (Приложение 3), участие учителей в воспитательной системе (Приложение 4). Составлена памятка для индивидуальной работы с ребенком, где указано, что надо корректировать и как (для учителей и родителей).
Важной частью воспитательной системы класса является формирование и укрепление классных и школьных традиций: «Мир увлечений моей семьи», «Папа, мама, я - спортивная семья», «День матери» и другие.
Особенность воспитательной системы состоит в том, что учащимся предлагается освоение четырех ступеней с соответствующим уровнем образовательной деятельности по годам обучения.
Первая ступень.
Соответствует первому году обучения. Образовательный уровень начально-адаптивный. Основа его познавательная деятельность. Учащиеся приобретают знания умения и навыки о себе, о своих товарищах, о сохранности здоровья, о своей стране, городе, семье, и т.д. Уровень коммуникации в образовательном процессе - демонстративный: смотри, как делаю я.
Вторая ступень.
Соответствует второму году обучения и образовательный уровень: поисково-зондирующий. Основа его практическая деятельность. Уровень коммуникации репродуктивный, частично-поисковый: делай как я. Накапливается опыт исполнительной деятельности, который вместе с практикой приводит к мастерству.
Третья ступень.
Соответствует третьему году обучения. Образовательный уровень лабораторно-исследовательский. Уровень коммуникации продуктивный: делай сам. Учащиеся накапливают опыт творческой деятельности. Идет коррекция развития интересов и способностей.
Четвертая ступень.
Соответствует четвертому году обучения. Уровень коммуникации креативный. В образовательном процессе ведущая роль отводится сотворчеству, четко прослеживается выражение собственного «Я». Идет подготовка к адаптации в 5 классе.
Каждой ступени соответствуют этапы развития личности:
- первый, эмоционально-мотивационный,
- второй, рационально-продуктивный,
- третий, интегративно - поисковый,
- четвертый, рефлексивно-созидательный.
Отличительными чертами воспитательной системы класса «Первые шаги …» являются:
- эффективность (диагностическая основа, адаптивный характер, гибкость,
благоприятный климат),
- индивидуальность (выстроена на личности детей класса),
- креативность (способность к творчеству, желание создавать лучшее),
- оперативность (способность быстро, вовремя исправить или направить ход дела, совершенствоваться),
- открытость (для всех участников образовательно-воспитательного процесса).
Воспитание направлено на ориентацию на универсальные ценности. В основу тематического планирования включены четыре периода. Направления: коллектив, знания, здоровье, труд, творчество, культура, Отечество, семья.
Сроки реализации 2009– 2013 учебный год
Формы работы усложняются на каждом периоде обучения. В конце года обязательно итоговое мероприятие и подведение итогов по каждому направлению.
Содержание работы
Направления | Задачи. Содержание работы по периодам | Формы работы |
Знания | Предоставить возможности каждому школьнику реализовать себя в учебе, воспитывать потребность в открытии новых знаний. | Беседы, экскурсии, выставки. Литературная гостиная. Игры на развитие внимания, логики, памяти. Школьные и городские олимпиады, научно-практические ее |
1 класс. Знакомство с правилами школьной жизни. Организация учебного труда. Любовь к книге как источнику знания. | ||
2класс.Интеллектуальное развитие. Правильная организация труда. | ||
3класс. Позитивное отношение ученика к собственному интеллектуальному развитию. |
4класс. Потребность в самообразовании в условиях развития науки, культуры, техники. | конференции. Региональные и Всесоюзные конкурсы. | |
Труд | Формировать навыки трудовой деятельности. 1 класс. «Это мы можем сделать сами». Видеть, понимать и создавать прекрасное в классе, дома. 2 класс. «Каждому дело по душе». Организация самообслуживания. Ученик хозяин школы и класса. 3 класс. «Всякая вещь трудом создана». Бережливость всегда и во всем. Ответственность за сохранность школьного имущества. 4 класс. «Есть много профессий хороших». Знакомство с профессиями. Воспитание уважения к людям любой профессии. | Беседы, практические занятия: дежурство по классу, уход за комнатными растениями, изготовление кормушек. Выставки, конкурсы. Операции «Чистый двор», «Помоги пернатым» Встречи с людьми разных профессий. Конкурсы. |
Здоровье | Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта, воспитывать потребность в здоровом образе жизни. 1 класс. Уход за телом, одеждой. Режим. Культура питания и сна. Охрана здоровья. 2 класс. Закаливание. Прогулки. Физические упражнения. Гигиенические нормы. Совершенствование организма. 3 класс. Чередование труда с разумным отдыхом. Здоровье и его охрана. 4 класс. Вредные привычки Саморегуляция чувств в стрессовых ситуациях. Охрана здоровья. | Классные часы, беседы, ролевые игры, встречи с медицинскими работниками. Конкурс рисунков. Конкурсы, антирекламы, викторины, спортивные соревнования, защита проектов. |
Культура | Развивать способности учащихся соотносить культурные и социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности. 1 класс. Культура поведения на уроке, в школе, на улице, в общественных местах. 2класс. Правда и ложь. 3 класс. Культура речи. 4класс. Правила этикета. Речевой репертуар. | Беседы, разговоры, ролевые игры, стенгазеты, игры. Праздники, рыцарские турниры, сборы, викторины, инсценировки, КТД, классные часы. |
Семья. | Помочь ребенку осознать свой статус в семье, воспитывать уважение к членам семьи. 1 класс. «Родительский дом - начало начал». 2 класс. Ответственность за свою фамилию, гордость за своих родных. 3 класс. Создание истории своей семьи. 4 класс. Традиции и обычаи в семье. | Беседы, конкурс рисунков, путешествие в русские имена, выставки фотографий. Составление семейных книг, вечера встреч, праздники семейные, ролевые игры, совместные выходы в театры. |
Отечество | Формировать чувство гражданственности и патриотизма. 1 класс. «Малая Родина - мое начало» 2 класс. «Азбука юного гражданина». 3 класс. «Познай свой город». 4класс. Школьник в роли гражданина мира, Земли. Свои интересы, личная озабоченность. Охрана жизни. | Беседы, экскурсии, викторины, творческие занятия, КТД. Участие в экспедиции «Моя малая Родина - Тольятти». Дни Земли, памяти. Классные часы, диспуты. Игры-путешествия. |
Творчество | Создать условия для творческой реализации. Анкетирование, 1 класс Потребности, склонности, интересы детей. Простор для творческой реализации. 2 класс. Познай себя. Отношение к окружающим. 3 класс. Доброта, милосердие, чувство долга, товарищества. 4 класс. Забота о ближних. | |
Диагностика, беседы, игры ролевые, тесты, коммуникативные игры. Практические занятия, выставки, конкурсы, КТД, праздники, классные часы. | ||
Коллектив | Способствовать установлению положительного психологического климата в классе, в содружестве с учителями, родителями. 1 класс. Познай себя. Нравственное отношение к окружающим. 2 класс. Воспитание разумного поведения в коллективе. 3 класс. Доброта, милосердие, чувство долга, товарищества, забота о ближних. 4 класс. Обучение способам преодоления коммуникативных проблем. | Кл.часы, беседы, КТД, ролевые игры, практические занятия. Выставки, праздники. |
Практическая значимость воспитательной системы класса «Первые шаги …»
Суть данной воспитательной системы в том, что в ней прослеживается системный подход к формированию личности. Прослеживается культурный рост и самосовершенствование, воспитание личностных и ценностно-ориентационных качеств учащихся. А также через значимую для самопознания ребенка деятельность пробудить интерес к своей личности, к своему развитию под девизом «Помоги мне это сделать самому».
Ожидаемые результаты: (Приложение 5)
Литература.
1.Ахматов А.Ф. Основы теории воспитания. Коломна, 1997
2. Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанова Е.Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы. Псков, 1994.
3.Воспитательная система класса. Методическое пособие. Под ред. Е.Н. Степанова. Псков 2004.
4.Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. М., 1992.
5.Журнал «Классный руководитель» 1997-2003.
6.Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности. Основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.
7.Классному руководителю о воспитательной системе класса. Под ред. Е.Н.Степанова. М, 2000.
8.Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования. М., 2002.
9.Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. М.,2002.
10.Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьников. М., 2001.
11. Картинки: http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=незнайка картинки
Приложение 1
Система развития и самореализации
личности учащихся класса.
Внеклассная деятельность Дополнительное образование
Личность
Ученическое самоуправление в классе. Приложение 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Учителя – предметники в воспитательной системе класса «Шаг за шагом».
Учителя-предметники Учителя-предметники
Приложение 5
Ожидаемые результаты.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность данной воспитательной системы класса: учет возрастных и индивидуальных способностей школьников, развитие задатков и творческого потенциала, способностей и дарований, действие под девизом « Помоги мне это сделать самому », укрепление межличностных связей в коллективе, создание психологически комфортной воспитательной среды.
Цель: создание благоприятных условий для максимального развития каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных способностей, духовного, умственного и физического совершенствования на каждом возрастном этапе.
Задачи: Способствовать установлению положительного психологического климата в классе, в содружестве с учителями, родителями. Предоставить возможности младшему школьнику реализовать себя в учебе, воспитывать потребность в открытии новых знаний. Формировать навыки трудовой деятельности. Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта, воспитывать потребность в здоровом образе жизни. Развивать способности учащихся соотносить культурные и социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности. Формировать чувство гражданственности и патриотизма, Помочь ребенку осознать свой статус в семье, воспитывать уважение к членам семьи. Создать условия для творческой реализации.
Назначение воспитательной системы класса «Первые шаги …» Данная воспитательная система класса предназначена формировать у младших школьников такие качества личности, которые помогут им в будущем состояться во взрослой жизни.
Концептуальные подходы к разработке системы воспитания класса «Первые шаги …»
Система развития и самореализации личности Внеклассная деятельность Дополнительное образование Праздники Конкурсы Кружки Детское объединение « Волгарята » Групповые занятия Шахматы Театр Оригами Риторика Логика Филармония Кукольный театр Краеведческий музей Выставки Личность Музыкальная школа Спортивные школы
Классное самоуправление Рисовашки 1 2 3 4 Знайки 1 2 3 4 Совет класса « Непоседы » Весёлые ребята 1 2 3 4 1 2 3 4 Пчёлки 1 2 3
Классные и общешкольные родительские собрания Участие родителей в воспитательной системе класса Участие в соуправлении Экскурсии, походы, театры, музеи Выполнение с детьми творческих поручений Участие в делах класса и школы Совет школы Классные и общешкольные собрания родительских комитетов
Участие учителей - предметников в воспитательной системе Педагогический консилиум Все, кто работают с учеником, получают информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях. Учителя - предметники Наблюдение, анализ, обмен информацией, способы решения возникающих проблем, распределение функций в работе с ребенком. Индивидуальные беседы, совместные размышления. Принятие предложений учителей, проявление их инициативы, замечаний, проблем. Подготовка детей к олимпиадам, конкурсам, творческим проектам и исследовательским работам, праздникам. Участие во всех мероприятиях с детьми. А также выступление на родительских собраниях и встречах. Обмен опытом педагогической работы, поддержка стремления учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, установить сотруднические отношения с родителями. Специальные семинары для педагогов, посещение учебных занятий с последующим обсуждением действий учителей по отношению к конкретному ребенку и способов взаимодействия педагогов с коллективом.
Особенность воспитательной системы Первая ступень Образовательный уровень: начально-адаптивный Вторая ступень Образовательный уровень: поисково-зондирующий Третья ступень Образовательный уровень лабораторно - исследовательский Четвертая ступень Образовательный у ровень коммуникации
В основу тематического планирования включены следующие направления : Направления Коллектив Здоровье Труд Творчество Семья Отечество Культура Знания
Ожидаемые результаты Личность, способная строить достойную жизнь Умение думать, размышлять, познавать все новое, интеллектуально развиваться, много читать. Привычка трудиться на благо людей и себя. Любить свою семью и дорожить ее традициями. Интересоваться историческим прошлым и настоящим нашей Родины. Умение формировать свое мнение. Контактировать с детьми и взрослыми. Быть целеустремленным, настойчивым, ответственным, преданным, исполнительным, отзывчивым, дружелюбным и добрым. Умение найти себя в коллективе. Желание заниматься физкультурой и спортом, заботиться о своем здоровье.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель воспитательной системы класса
Структура модели воспитательной системы класса...
Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)
Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...
Воспитательная система класса
Воспитательный процесс - серьезный кропотливый труд. В данной системе представлена тематика классных часов по ПДД, ППБ, ОБЖ, нравственно - духовному воспитанию, прописана циклограмма работ...
Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса
Целью воспитательной системы класса является воспитание социально - активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё б...
Воспитательная система класса
Воспитательная система класса. Игровая модель "В солнечном городе"...
Модель воспитательной системы класса.
Создание для учащихся здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе является актуальнымобоснованием модели воспитательной системы «Новое поколение»....
Воспитательная система класса, 3 класс, автор Давлетшина З.Г.
Система работы с классом, где преобладают учащиеся из неблагополучных семей. Проблемы класса, цель работы, направления работы, зона взаимодействия (круг специалистов, коллектив родителей и педаг...