Формирование социально - бытовых навыков и культуры поведения у детей детских домов и интернатов
методическая разработка
Целью социально – бытовой подготовки
воспитанников является
- формирование укаждого ребенка того необходимого
запаса знаний, навыков и умений, который
позволит ему уверенно начинать
самостоятельную жизнь , успешно
адаптироваться в ней и интегрироваться в
социум.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.docx | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование социально - бытовых навыков и культуры поведения у детей детских домов и интернатов
Воспитатель :Гумерова Е.Ю
Формирование социально - бытовых навыков и культуры поведения у детей детских домов и интернатов
Особенности психического развития
воспитанников детских домов и интернатов ихвлияние на успешность социализации:
1 Слабая ориентированность на будущее: задержка
развития образного мышления, отсутствие
внутреннего плана действий, тревожность и
агрессивность, неумение конструктивно
общаться, отсутствие перспективных планов на
будущее, боязнь будущей взрослой жизни.
2 Неумение общаться: как начать беседу, как
попросить, как принимать критику, как
справляться со своим и чужим гневом,
преодолевать давление и приходить к
компромиссу.
Склонность к иждивенчеству, в том числе
моральному ( привычка жить по указке),
потребительскому поведению,
непонимание материальной стороны
жизни, вопросов собственности.
Психологический и социальный
инфантилизм ( установка, что все для них
что-то должны и обязаны помогать).
Недостаточная сформированность
положительных ценностей.
Неадекватно завышенная или
заниженная самооценка.
От уровня сформированности
социально- бытовых навыков
и умений зависит успешность
социальной адаптации наших
воспитанников
Социально- бытовые навыки
- это совокупность специфических навыков,
присваиваемые обществом человеку в
различных ситуациях как обязательные.
Понимается как комплекс знаний и
умений, непосредственно связанный с
организацией собственного поведения и
общения с окружающими людьми в
различных социально-бытовых ситуациях.
Целью социально – бытовой подготовки
воспитанников является
- формирование укаждого ребенка того необходимого
запаса знаний, навыков и умений, который
позволит ему уверенно начинать
самостоятельную жизнь , успешно
адаптироваться в ней и интегрироваться в
социум.
Составляющие социально-
бытовых знаний и навыков:
Навыки самообслуживания (личная гигиена,
организация питания, уход за жилищем, одеждой,
обувью и другими предметами обихода).
- Знание основ правовой жизни общества
( ценностей, норм, установок и образцов
поведения, которые присущи данному обществу).
Экономико- бытовые аспекты жизни
(представления о деньгах, доходах, бюджете,
умение планировать его на месяц, рационально
использовать деньги и т.п.).
- Профессиональное самоопределение выпускников.
- Владение коммуникативными навыками как
связующим звеном между личностью и социумом.
Формирование навыков культурного поведения
Одним из направлений воспитательной работы
по формированию социально- значимых качеств
личности ребенка является воспитание
культуры поведения:
- Умение жить и работать в коллективе.
- Быть внимательным и вежливым по отношению
к товарищам и взрослым.
- Бережно относиться к общественному
имуществу, иметь культурный облик, соблюдать
гигиенические требования , что является
основными требованиями в культуре поведения.
культурного поведения
Одним из направлений воспитательной работы
по формированию социально- значимых качеств
личности ребенка является воспитание
культуры поведения:
- Умение жить и работать в коллективе.
- Быть внимательным и вежливым по отношению
к товарищам и взрослым.
- Бережно относиться к общественному
имуществу, иметь культурный облик, соблюдать
гигиенические требования , что является
основными требованиями в культуре поведения.
Обучение конкретным социальным
навыкам (навыки социального
взаимодействия, коммуникации):
- Навык «задавание вопроса»
- Навык «начало беседы»
- Навык «принятие критики»
- Навык «как сказать нет»
- Навык «ведение переговоров»
- Навык «отстаивание своего мнения»
- Навык «выражение благодарности»
Именно эти навыки считаются наиболее
актуальными для проработки, учитывая
особенности воспитанников детских домов.
Задачи воспитательной работы по формированию
социально- значимых качеств личности (в
соответствии с особенностями психического
развития воспитанников детского дома):
- Способствовать становлению у
воспитанников позитивной и адекватной
самооценки.
- Способствовать снижению уровня
тревожности, враждебности, повышение
уверенности в своих силах.
- Формировать положительные ценности.
- Развивать социально- значимые качества:
активность, самостоятельность, стойкая
жизненная позиция, самодостаточность.
- Способы практической реализации
воспитательной работы по
формированию социально- бытовых
навыков на примере детского дома:
-Тренинговые игры и специально-
организованные занятия , проведение
мероприятий, проблемных
индивидуальных бесед и групповых
дискуссий ( посредством реализации
рабочей программы).
- Специально организованные поездки и
ознакомительные экскурсии.
- Организация досуговой деятельности.
Самое прекрасное зрелище на свете –
вид ребенка,
уверенно
идущего по жизненной дороге, после
того
как вы показали ему путь.
Конфуций.
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование культуры поведения у детей с ОВЗ с целью социальной адаптации в обществе».
Учебно-воспитательный процесс в специальной (коррекционной) школе VIII вида во многом нацелен на решение задач социализации данной категории детей, развития у них навыков жизненной компетентности. Кул...
Развитие социально-бытовых навыков в условиях дома-интерната
Из опыта проведения занятий по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. ...
Формирование навыков здорового образа жизни у воспитанников детского дома
Забота о здоровье ребенка – это важнейший труд педагогов. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы....
Тема по самообразованию: «Формирование социально-значимых навыков у детей с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость) на уроках социально-бытовой ориентировки»
Формирование социальных навыков на уроках социально-бытовой ориентирови у детей с умеренной умственной отсталостью...
Диагностирование социально – бытовых навыков у детей с РАС
В данном разделе будет представлена Методическая разработка для диагностирования социально – бытовых навыков у детей с РАС....
Развитие социально - бытовых навыков у детей с РАС
Развитие навыков самообслуживания и бытового поведения представляет для аутичного ребенка особую проблему. Сложность его обучения социально-бытовым навыкам в большой степени связана с нарушениями конт...
Формирования социально - бытовых навыков и умений самостоятельного проживания у детей через практическую деятельность.
Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является увеличением уровня его социализации, адаптации в обществе. Успех адаптации в существенной степени зави...