Мы и наши имена
план-конспект занятия (3 класс) по теме
В процессе увлекательной беседы дети учатся называть друг друга полными именами, обращаться с просьбой к незнакомому человеку на улице и в транспорте. В занимательной форме им представляются знания об именах и фамилиях людей. о роли имени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_i_nashi_imena.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Мы и наши имена
Цели: Привлечь внимание детей к проблеме усвоения имён собственных. Помочь осознать правила именования, обращения с именем соответственно речевому этикету. Способствовать формированию уважения к человеческому имени как проявлению личностного «я» - своему и окружающих.
Оборудование: карточки с именами, словарь Ожегова, таблички с фразами этикета знакомства, книга Н. Носова «Приключения Незнайки», книга Э.Успенского «Ты и твоё имя»
Ход занятия:
-Сегодня мы побеседуем о наших именах.
Разговор я начну со звучных гомеровских строчек:
Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных;
В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает…
(Гомер)
-Действительно, у каждого из нас есть имя. Скажите, как по-разному называют вас дома папа с мамой или бабушка с дедушкой? А в школе? Во дворе?
-Да, иногда вас называют ласково, иногда – не очень, иногда- грубо и обидно, а иногда – даже официально (в школе) – по имени и фамилии.
-Как вы думаете, зачем же люди дают друг другу имена?
-Часто можно услышать, как ребята кричат друг другу: «Эй, ты, иди-ка сюда!» Культурно ли так обращаться к сверстникам?
-А вы отзываетесь, когда вас так зовут? Верно, не надо отзываться – это обидно и оскорбительно.
-А как вы поступите в том случае, если захотите к кому-то из сверстников обратиться, а имени его не знаете? В жизни бывает много случаев, когда люди знакомятся.
Зачитывается отрывок из книги Носова «Приключения Незнайки»
-С какими словами Синеглазка обратилась к незнакомому мальчику? Как они познакомились? Почему Синеглазка назвала Незнайку воспитанным малышом?
-Приходилось ли вам знакомиться? Умеете ли вы знакомиться?
-Представьте, что вы не знаете друг друга и очень хотите узнать имена. Как вы это сделаете?
Дети показывают сценку знакомства.
-Познакомились, но не совсем правильно. Существует этикет знакомства.
По словарю Ожегова зачитывается значение понятия «этикет». Этикет – это установленный порядок поведения, форм обхождения (в дипломатических кругах, при дворе и т.п.). Например: соблюдать этикет, придворный этикет.
-Давайте зачитаем фразы этикета знакомства (на табличках):
1. Я очень хочу с тобой познакомиться.
2. Мне хочется с тобой познакомиться.
3. Давай познакомимся.
Ответные реплики:
1. Рад нашему знакомству.
2. Очень приятно было познакомиться.
3. Сердечно рад с тобою познакомиться.
-Итак, при знакомстве надо: 1) улыбнуться своему партнёру; 2) назвать полное имя; 3) после знакомства сказать ответную реплику.
-И ещё желательно подать друг другу руку и пожать её. Если знакомятся мальчик и девочка, то первой подаёт руку девочка.
Ученик и ученица разыгрывают сценку знакомства.
-Имя мы узнали. Но тут есть одна загадка. Послушайте стихотворение «Сколько имён у подружки, у Оли?»:
Сколько имён у подружки, у Оли?
Как бы, друзья, не запутаться тут.
Ольга – зовут эту девочку в школе,
Олечкой папа и мама зовут.
Олюшкой тётя её называет.
«Олька!» - кричит озорник во дворе.
Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,
Сколько имён у подруги моей?
-Кто догадался, сколько же имён у этой девочки? (1)
-Какое имя полное?
-А почему родственники называют её Олечкой, Олюшкой?
-Почему озорник кричит: «Олька!»? Это культурная форма имени?
-Только невоспитанные люди называют друг друга Сашкой, Петькой, Танькой.
-Обращаясь к человеку, говорящий нередко передаёт своё отношение к нему, показывает свою вежливость или, наоборот, бескультурье, грубость. Вспомните старуху из «Сказки о рыбаке и рыбке». Как она в течение всей сказки называет старика? Как эти слова к мужу характеризуют старуху?
-А как старик обращается к своей старухе? («гордая царица», «барыня – сударыня» - почтительно называет её старик)
-В последнее время слова «сударь», «сударыня»некоторые взрослые пытаются возродить и пользуются ими для обращения к незнакомым людям. Например: «Не скажете ли, сударыня, как проехать к центру?
-Давайте попробуем разыграть ситуации, в которых необходимо употребить уместные обращения и вежливые слова.
1. Вы и мама. Вы просите маму купить игру, которая вам очень понравилась.
2. Вы и прохожий. Вы хотите у незнакомого человека узнать время. Сначала извиняются за беспокойство. Слово «извините» позволяет установить контакт с незнакомым человеком и обойтись без обращения.
-Как звали в детстве Ивана–Царевича, Марью–Царевну, Василису Прекрасную? Какими именами – полными или сокращёнными называют взрослых людей? А детей?
-Имена, с которыми вы обращаетесь друг к другу в классе, обычно (чаще всего) являются неполными (Коля, Серёжа, Валя).
-А знаете ли вы своё полное имя? Назовите его.
На доске таблички с именами: Саша, Таня, Алексей, Александр, Татьяна, Алёша, Николай, Нина, Галина, Коля, Галя.
-Выберите имена парами: полное и сокращённое.
-Какое имя осталось без пары? (Нина). Это имя употребляется только в одной форме, которая является полной.
-Знаете ли вы ещё такие имена? (Вера, татарские имена).
У некоторых имён, наоборот, может быть несколько парных форм.
-Давайте поиграем.
1. Я называю полное имя, а вы подбирайте, сокращённую, ласкательную форму:
Екатерина - … (Катя, Катюша, Катенька)
Елена - … (Лена, Леночка, Алёнушка)
Владимир - … (Вова, Володя, Володенька)
Дмитрий - … (Дима, Митя, Димуля, Митенька)
Мария - … (Маша, Маня, Маруся, Маняша, Машенька)
Анна - … (Аня, Анюта, Анечка, Аннушка, Нюся)
2. Я называю ласкательные формы, а вы говорите полное имя:
Яша, Яшенька -… (Яков)
Тёма, Тёмочка -… (Артём)
Коля, Николенька - … (Николай)
Настенька, Настюша -… (Анастасия)
Лёша, Лёшенька - … (Алексей)
-А сейчас послушайте отрывок из хорошо известной вам сказки и скажите, как называетсясказка и как зовут главного героя?
Зачитывается отрывок из сказки «По щучьему велению»
- А что это за имя такое – Емеля? Как звучит полная форма? (Емельян). Это имя раньше часто употреблялось у русских людей (Емельян Пугачёв). А сейчас часто так называют мальчиков? Редко. Имя почти вышло из употребления. С именами, вышедшими из употребления, можно познакомиться в книге скороговорок «33 Егорки». Там встречаются имена Савелий, Архип, Глаша, Варвара, Афанасий, Филипп и др.
-Давайте вспомним прекрасные русские имена, которые, к сожалению, сейчас встречаются нечасто. В этом нам помогут пословицы:
1. По Сеньке (Семён) шапка, по Тимошке (Тимофей) кафтан.
2. Туги орешки Терешке (Терентий).
3. Про горького Егорку (Егор) поют и песню горьку.
-А какое имя у русских людей всегда было самое любимое? Так называют почти всех героев сказок (Иван, Марья)
-Много мы узнали об имени. А как быть, если у людей одинаковые имена? Их ещё называют тёзками.
Зачитывается стихотворение З. Александровой «Восемь Тань»:
В нашем классе восемь Тань,
Это прямо наказанье!
Ведь у нас, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!»,
Сразу встанут восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…
-Как же можно различить этих девочек?
-А в нашем классе есть тёзки, которых тоже можно различить по фамилии?
-Каждый человек при рождении получает не только имя, Нои фамилию, которую носят все члены его семьи. Кто в нашем классе родственники с одинаковой фамилией? Однако, одинаковые фамилии бывают не только у родственников.
-Как называют таких людей? (однофамильцы).
-Кто в нашем классе однофамильцы?
-Итак, возвращаясь к этикету знакомства. Не всегда бывает достаточно назвать только имя. Если вы хотите, чтобы вас отличали от других Саш, Вань и Татьян, то назовите не только имя, но и фамилию.
-Представьте такую ситуацию: два человека являются тёзками и к тому же однофамильцами. Как ещё можно различить их? (по отчеству)
-Слово «отчество» означает имя « по отцу». Человек получает отчество от отца, т. е. к имени детей добавляется его имя, указывающее, чьей дочерью или чьим сыном является человек.Растёт человек, растёт и его имя.
-Когда человека называют по имени-отчеству?
-Скажите, как вас будут называть? (5-6 человек)
-Назовите имена и отчества ваших родителей.
-А как зовут (или звали) ваших дедушек (бабушек)?
-В настоящее время, давая ребёнку имя, родители не всегда вдумываются в его первоначальный смысл. Часто выбирают имя, которое кажется красивым или модным, порой называют ребёнка в память о родных или в честь знаменитых людей (Юра, Валентина).
-Послушайте стихотворение С. Я. Маршака «В защиту детей», которое предостерегает родителей от необдуманного выбора имени:
Если только ты умен,
Ты не дашь ребятам
Столь затейливых имен,
Как Протон и Атом.
Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.
Хоть семья ее звала
Сокращенно Дита,
На родителей была
Девушка сердита.
Для другой искал отец
Имя похитрее,
И назвал он наконец
Дочь свою Идея.
Звали мама и сестра
Девочку Идейкой,
А ребята со двора
Стали звать Индейкой.
А один оригинал,
Начинен газетой,
Сына Спутником назвал,
Дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придется вековать
Злополучным детям...
-Итак, с древности имя в понимании людей было не простым словом, а особенным, способным определить характер человека, его судьбу.
-Многие имена пришли к нам из древних языков и имеют своё особое значение:
Катя (лат., др. - греч. – «чистый» - человек, который никому не причиняет зла;
Валя (лат.) – здоровый, сильный;
Евгений (греч.) – благодарный;
Виктор (лат) – побеждающий;
Алексей (греч.) – защищающий;
Андрей (греч.) – мужественный;
Диана (лат. - «бог») – в античной мифологии богиня охоты.
-Итак, о взаимосвязи между судьбой человека и его именем догадывались еще в давние времена.
Уже тогда люди стали предполагать, что имя это далеко не просто сочетание звуков, дающее возможность выделить себя из толпы. Ведь у каждого имени существует своя история, образ, характер и значение. Первые прозвища людей «Острый Глаз», «Ранняя Заря» давно сменили современные и созвучные имена. Но это не значит, что они потеряли свою роль и смысл.
-Поэтому сегодня родители, перед тем как назвать своего ребенка, с особой тщательностью изучают значение предполагаемого имени. Они пытаются по возможности предопределить судьбу своего малыша и заложить ожидаемые черты характера. Если родители называют мальчика Львом, то хотят, чтобы он обладал качествами царя зверей – был храбрым, сильным.
-Как вы думаете, почему названия цветов (Роза, Лилия, Резеда) используются как женские имена?
-Знаете ли вы, что означает ваше имя?
-Если вы ещё не знаете этого и, если кого-то из вас заинтересовало, что значит его имя, вам поможет книга Э. Успенского «Ты и твоё имя».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие на тему: "Откуда пришли к нам наши имена"
В данной методической разработке представлены сценарий внеклассного мероприятия и презентация по теме "Откуда пришли к нам нащи имена"....
Мастер класс "Наши имена"
Занятие по внеурочной проектной деятельности "Наши имена"...
Презентация к мастер классу "Наши имена"
Презентация к мастер классу "Наши имена"составлена для учителей, занимающихся на ИСП нашей школы...
Классный час "Наши имена"
Классный час "Наши имена"был проведён во 2 классе в рамках "Недели начальных классов". Учащиеся познакомились с историей появления имён, с их значением и т.д....
Беседа по культуре поведения и культуре речи "Мы и наши имена"
Беседа даст детям начальные сведения об именах и их функции в обществе, познакомит учащихся с этикетом знакомства, поможет совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверст...
Проектная работа "Первые шаги в науку"-"Наши имена"
Приготовила ученица 4 класса -Жульева Анна- Кратовская СОШ №28 Московской обл....
Проектная работа "Первые шаги в науку"-"Наши имена"
Приготовила ученица 4 класса -Жульева Анна- Кратовская СОШ №28 Московской обл....