КЛАССНЫЙ ЧАС "КАК СТАТЬ НАСТОЯЩИМ ВОЛШЕБНИКОМ"
классный час (3 класс) по теме
КЛАССНЫЙ ЧАС ПРОВОДИТСЯ В ВИДЕ БЕСЕДЫ-ДИАЛОГА С ИГРОВЫМИ СИТУАЦИЯМИ. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: ВОСПИТЫВАТЬ В УЧАЩИХСЯ ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ, ОБЩЕНИЯ ДРУГ С ДРУГОМ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КАК СТАТЬ НАСТОЯЩИМ ВОЛШЕБНИКОМ | 32.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: КАК СТАТЬ НАСТОЯЩИМ ВОЛШЕБНИКОМ
(беседа-диалог с игровыми ситуациями)
Цели и задачи:
- помочь детям разобраться в самих себе и научиться лучше
понимать других людей;
- воспитать в учащихся этические нормы поведения в
обществе, общения друг с другом.
Ход мероприятия:
Игровая ситуация: «Сказки творят добро»
УЧИТЕЛЬ: Сегодняшнее занятие, ребята, у нас не простое, а волшебное. И знаете почему? Потому, что сегодня мы попробуем с вами стать волшебниками. Как вы думаете, что для этого надо сделать?
— Надо попробовать попасть в сказку и понаблюдать за волшебниками. Попробуем?
— В какую сказку вы хотите попасть?
Вспомните и назовите сказки, прочитав данные отрывки
«Легла Снежная королева спать на горошину, но заснуть не смогла, потому что Бременские музыканты всю ночь играли музыку под окном, а Кот в сапогах танцевал с Золушкой, а Мальчик с пальчик с Красной шапочкой пели песни»
— Так что же волшебного делают в сказках волшебники?
— Да, они творят добро.
— В чем же это выражается? (Помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).
— А вы можете помочь доброму человеку? Как?
— А помешать злому? Как?
— Значит, и вы можете быть волшебниками, ведь главное волшебство — это доброта. Не случайно народная мудрость гласит: доброта что солнце. Как вы понимаете это выражение?
— Да, солнышко всех озаряет своими лучами. И от этих лучей, что мы ощущаем?
(теплота, внимание, заботливость.)
— Итак, каждый лучик солнышка дарит людям: теплоту, заботливость, внимание, верно? Получается, что лучик — волшебный. Давайте проверим. Вот я беру волшебную палочку, взмахиваю ею—и... лучик летит к (называет имя). Он делает тебя внимательным и заботливым.
— К кому бы вы хотели проявить свое внимание и заботу?
— Что бы ты сделал? Почему?
— Кто еще хочет взмахнуть волшебной палочкой и послать солнечный лучик?
В этой игровой ситуации учитель дает возможность желающим взмахнуть волшебной палочкой и послать солнечный луч доброты близким, сверстникам.
— Видите, как много вы хотели бы сделать по отношению к близким, себе, одноклассникам. А когда очень хочешь сделать добро, желание исполняется. Может быть, поэтому в древней азбуке буква Д означала добро, М — мысль, 3 — земля, Л — люди. Пусть наш цветик-семицветик поможет убедиться в силе добра. Кто хочет стать лепестками цветика-семицветика?
Начинается игра. Дети (их семь человек) встают у доски, берутся за руки, образуя «лепестки». Со словами; «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг. Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли — быть по-моему, вели» — один из лепестков открывается и летит к кому-нибудь из класса. Он обращается к другу с добрыми пожеланиями, ласковыми словами.
Учитель обращается к детям:
— Ну как, убедились, что можете быть волшебниками? Останемся ими и дальше. Пусть наши занятия помогут вам в этом.
— Ребята, пришла срочная телеграмма: «Ребята, нужна ваша помощь! Ученик Иванов — самая популярная личность в классе. По характеру он вспыльчив и обидчив. Единственный способ выяснения отношений с товарищами — драка. Не слушается, грубит учителям. Беда с ним: разбор поступков, уговоры на него не действуют. Чаще всего он отвечает: «Не помню, я так не делал, все ко мне придираются».
— Ребята, нужна ваша помощь. Как бы вы поступили, чтобы Иванов исправил свое поведение?
— Что бы вы посоветовали Иванову для исправления его поведения?
Ситуация для обсуждения:
«Что легче — ссориться или мириться!»
Хотели бы вы научиться мириться, разрешать спорные вопросы, сохраняя хорошие отношения? Давайте решим «задачку».
Учитель : Ты принес в школу альбом с марками, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из ребят твоего класса увидел альбом, выхватил его из твоих рук и не отдает. Как ты поступишь?
Попробуй получить альбом мирным путем.
Возможное начало ситуации:
— Отдай альбом, а то стукну!
— Не отдам!
— Отдай, а то хуже будет...
— Не отдам!
Информация для учителя:
Инцидент, как правило, заканчивался погоней друг за другом или физической расправой.
Правда, было несколько предложений, содержащих элементы вежливости: «Отдай, пожалуйста, альбом». Но обидчик не соглашался. Вносилось уточнение, что в конфликтной ситуации часто на слово «пожалуйста» товарищ не обращает внимания. Детям предлагается подумать и обратиться к обидчику с такими словами, на которые он может ответить только словом «да».
-Тебе нравится мой альбом? Да?
-Ты хотел бы, чтобы я рассказал тебе о самых интересных марках?
— Хочешь, мы вместе рассмотрим марки, и ты покажешь, какие тебе нравятся?
— Хочешь, я подарю тебе марки, которых у меня по две!
Такие предложения-варианты, как «Сколько времени тебе надо, чтобы посмотреть альбом?», «Когда ты сможешь мне его вернуть?» и другие, обеспечивают мирный договор.
Чтение стихотворения Л. Кузнецовой «Поссорились»
Учитель : Послушайте стихотворение и подумайте, как могут помириться поссорившиеся подруги. Ученик читает 1-ю часть стихотворения.
Поссорились
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только мишку подержала.
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!»
Правильно, автор так не закончил эту историю (ученик читает 2-ю часть стихотворения)
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай;
И скажу: «Играть давай!»
Значит, есть еще вежливые слова. Какие? (Извини (те), прости (те); простите, пожалуйста; извините, пожалуйста). Когда мы пользуемся этими словами?
Анализ ситуаций о поведении
Как можно оценить поступок мальчика? Можно ли
его извинение считать искренним?
Кто кого любит?
Пошел я гулять,
И в саду
По привычке
Я дернул девчонку
За обе косички.
На крик прибежала
Девчонкина мать,
Меня изловчилась
За ухо поймать...
Попробовать, что ли?
В сторонку куда-то
«Простите меня», —
Я шепнул виновато.
Ступай, —
Улыбнулась.
Прощаю пока.
И ухо мое отпустила рука.
«Простите»...
Ура!
Убедился я снова,
Какое оно
Интересное слово.
Я. Юсупов
Анализ речевых ситуаций
Учитель : Какие вы знаете слова благодарности? (Спасибо, большое спасибо, благодарю вас.) Рассказы детей о случаях, когда они использовали различные слова благодарности (спасибо, большое спасибо, я очень рад, благодарю вас), и о том, каким тоном они их произносили.
Работа в группе (записать «волшебные слова»)
Послушайте одну очень мудрую сказку В. Берестова.
«Аист и соловей»
«Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали, что в одной далекой стране живет старый мудрый человек, который учит музыке. Тогда птицы послали к нему аиста и соловья.
Аист очень торопился. Ему не терпелось стать первой в мире птицей-музыкантом. Он так спешил, что вбежал к мудрецу в дом и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком, а изо всех сил крикнул ему прямо в ухо:
— Эй, старикан! Ну-ка, научи меня музыке! Но мудрец решил сначала поучить его вежливости. Он вывел аиста за порог, постучал в дверь и сказал:
— Нужно делать вот так!
— Все ясно! — обрадовался аист. — Это и есть музыка?— и улетел, чтобы поскорее удивить мир своим искусством.
Соловей на маленьких крыльях прилетел позже. Он робко постучал в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке.
Мудрецу понравилась приветливая птица. И он обучил соловья всему, что знал сам.
С тех пор скромный соловей стал лучшим в мире певцом. А чудак аист умеет только стучать клювом. Да еще хвалится и учит других птиц:
— Эй, слышите! Надо делать вот так! Это и есть настоящая музыка! Если не верите, спросите старого мудреца».
Учитель : Почему соловей стал лучшим певцом в мире, а аист научился только стучать?
Какие вежливые слова приветствия использовал соловей? (игра на внимание)
А. Шибаев
Дядя Саша огорчён,
Рассказал он вот о чём.
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в детский сад.
но давно уже от Насти
Я не слышу слова … (здрасте).
А слово-то какое –
Очень дорогое.
Встретил Витю я – соседа,
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но представьте! Зря от Вити
Ждал я слова … (извините).
А слово-то какое –
Очень дорогое.
Он про внучку говорил:
- Экая досада!
Я ей мишку подарил,
Вижу – очень рада.
Но нельзя ж молчать, как рыба,
ну, сказала бы … (спасибо).
А слово-то какое –
Очень дорогое.
Извини, пожалуйста, прости и разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы –
Таблицы умножения
Есть еще таблица,
Таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «Пожалуйста» -
Волшебные слова!
Всюду, где нескромному
Укажут от ворот,
Вежливый попросит
И пройдет.
Перед словом вежливым
Двери отворяются!
Пусть оно почаще всюду повторяется.
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «Пожалуйста» -
Волшебные слова!
А известно ли вам , ребята, что обозначает слово «вежливость»?
До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». Вежество - качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами.
- А что же происходит в наши дни?
Настанет друзья, счастливое время,
Настанут чудесные дни:
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить пристанут они.
Не будет детей нехороших,
Придут золотые года,
И в комнату в грязных ботинках
Не будут входить никогда.
Грубить не будут дети,
Не будут грызть ногтей,
И станут все на свете
Любить таких детей.
Подует ветер свежий,
Фиалки расцветут,
Исчезнут все невежи
Навеки пропадут.
Пусть грубость исчезнет навеки
Пускай по рецептам врачей
Появится в каждой аптеке
Лекарство для грубых детей.
Ребенок вертелся на стуле,
Шумел и ко всем приставал,
Ему прописали пилюли –
Он принял – и вежливым стал.
УЧИТЕЛЬ: Послушайте сказку о чудесном городе. Какие приключения могли бы произойти в этом городе с вежливыми (невежливыми) людьми? А что случилось бы с вами, если бы вы попали в этот волшебный город?
«За чистым-чистым полем, за дремучим-дремучим лесом, за сахарной горой есть город... Дома тут сложены из шоколада. Крыши леденцовые. В каждом доме ставни из кренделей. А на остроконечных городских башнях вертятся флюгерные ватрушки.
Всех чудес в городе не перечесть...
Жить-поживать в этом городе одно удовольствие...
Все жители здесь сказочно вежливы».
А вы когда-нибудь бывали
В городе Спасибоград,
Где на Вежливом бульваре
Вежливо благодарят.
Н. Юсупов
УЧИТЕЛЬ: ребята, мы с вами и не заметили, как перешли к сказкам. Это неудивительно, ведь сегодня мы говорим о волшебстве. А где больше всего волшебства как не в сказках! Вот мы сейчас и проверим, кто из наших «волшебников» наиболее хорошо знает сказки. Итак.
Вспомним, кто говорил такие волшебные слова:
- По щучьему веленью, по моему хотенью. (Емеля. )
- Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой! (Иванушка-дурак. «Сивка-бурка»)
- Сим-Сим, открой дверь! (Али-Баба. Арабская сказка «Али-Баба и сорок разбойников».)
- Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг. (Женя. В.Катаев «Цветик-семицветик»)
Учитель: вот мы и подошли к практической части нашей с вами встречи.
Волшебная палочка в руках – это хорошо. Но лучше, когда руки сами могут делать маленькие фокусы или чудеса.
Разве это не чудо, если вы с мамой или с бабушкой приготовите вкусный торт или смастерите с папой интересную и полезную вещь? Это настоящее чудо!
А я постараюсь сейчас вас научить некоторым простым фокусам, которые вы сможете показать дома или в гостях, своим родственникам или знакомым.
Приготовились! Учимся быть настоящими фокусниками!
«КАК ЧИТАТЬ ПИСЬМА, НЕ ВСКРЫВАЯ КОНВЕРТОВ» (Какая будет завтра погода?)
ИТОГ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие внеурочной деятельности "Как стать настоящим другом"
Занятие внеурочной деятельности в 1 классе по теме: "Как стать настоящим другом". Форма работы: групповая. Учащиеся работают над созданием буклета. ...
Занятие внеурочной деятельности Проект Как стать настоящим другом
Открытое занятие по внеурочной деятельности в 3 б классе детского объединения Я - гражданин России. Работа над проектом по ФГОС...
Классный час "Я могу волшебником быть"
Учимся налаживать отношения в мероприятии "Я могу волшебником быть"...
Как стать настоящим учителем
8 советов от Ш.Амонашвили...
8 советов, как стать настоящим учителем, от Шалвы Амонашвили
laquo;Лучше педагогу не входить в школу с озлобленной душой, чтобы не калечить души детей; лучше не входить в школу без ясной цели и воспитательных намерений, чтобы...
Педагогическая сказка-метафора "Сказка про жителей ладошек, или Как стать настоящим микробом" для детей от 7 лет. Проблема – нарушения поведения.
Учительница вошла в класс, и все дети встали, приветствуя ее. – Здравствуйте. Садитесь, – сказала учительница. – Сегодня я хочу прочитать вам одну очень интересную историю. Но сна чала посмотрите вни...
Классный час в 4 классе "Как стать настоящим человеком"
Классный час помогает детям разобраться, какими чертами характера должен обладать настоящий человек, как искоренить в себе отрицательные качества и выработать положительные....