Игра - путешествие "Я воспитываю гражданина"
классный час на тему

Данная разработка классного часа  познакомит учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», «конвенция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»; поможет развить интерес к истории России; воспитать чувство гордости за свою страну.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_vospityvayu_grazhdanina.rar431.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс учебно-методических разработок

«Моя педагогическая находка»

                                                                                        Автор: Тёткина Г.А.

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ «СОШ №3 г. Ершова

Саратовской области».

                                                                                     Стаж работы: 21 год.

2011 г.

Воспитательные цели и задачи:

познакомить учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», «конвенция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за свою страну.

Оборудование: 

- презентация;

- книги «Конституция», «Всеобщая Декларация прав Человека», «Конвенция о правах ребёнка»;

- фонограмма Гимна РФ, мелодия-караоке песни «Погоня»;

- эмблемы «Русичи», «Славяне»;

- карточки с определением слова «гражданин»;

- карточки с буквами слова «конституция»;

- карточки с изображением различных флагов;

- карточки с изображением российского герба с недостающими деталями;

- разрезанные картинки с изображением Москвы;

- карточки с именами известных в России людей;

- карточки с разрезанными на части пословицами о Родине.

   Ведущий. Нет на свете такого человека, который не любил бы свою родную землю. И сегодня здесь пойдёт разговор о самом главном и важном для каждого из Вас – о родине, о России. Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на юг над нашим домом. Со словом «родина» тесно связано слово «отчизна», «отечество». Это самое драгоценное и святое, что есть в жизни каждого человека. Понятие Родины – это память обо всём, что нам дорого в прошлом; это дела и люди нынешних дней; это родная земля со всем, что растёт и дышит на ней. Россия подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад. Сто, тысячу лет назад. Это наши деды и прадеды. Это наша история. Человеку надо знать свои корни, знать историю своей Родины, своего государства. И тогда такой человек с уверенностью может сказать о себе: «Я – гражданин своей Родины, страны, России». И сейчас мы с Вами отправимся в путешествие. Во всяком путешествии бывают трудности, препятствия и испытания. И наше путешествие не исключение. Бороться с трудностями и испытаниями в нашем турнире – путешествии будут 2 команды – «Русичи» и «Славяне». В какой команде вы будете участвовать, определяйте сами, вытянув эмблему с соответствующим названием. Итак, команды определились. Занимайте свои места за столами. Вам предстоит сегодня доказать, что Вы являетесь достойными гражданами своей страны.

Представление жюри.

Капитаны представляют свои команды.

  После представления все участники поют песню на мотив песни «Погоня» (слайд 3)

Все игры забыты и некогда ждать,

Скорей про Россию нам надо сказать.

И если сейчас мы здесь будем смелей.

Припев:

Победа, победа, победа, победа

Придёт к нам скорей!

И в миф, и в былину, в легенду поверь,

Словам не поверил, ты в книгах проверь.

И если всё знаешь – гляди веселей.

Припев.

Поверь, очень многое надо нам знать,

Чтоб всё о России суметь рассказать.

И если мы скажем себе – не робей.

Припев.

1-й конкурс «Определи значение слова» (слайд 4)

Командам предлагается 3 варианта слова «гражданин». Они должны выбрать одно – наиболее полное и верное.

  1. Гражданин – это лицо, наделённое политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями.
  2. Гражданин – это лицо, наделённое политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии со здравым смыслом.
  3. Гражданин – это лицо, наделённое политическими, гражданскими, иными правами и поступающее по своему усмотрению.

Команды дают свои ответы, а жюри оценивает их.

Ведущий. В начале XVII века войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Гонец был послан из Подмосковья в Нижний Новгород. Народ собрался на Соборной площади. Начальник горожан, староста Кузьма Минин, призвал сограждан собрать деньги и ополчение для борьбы с врагом. В предводители русского войска был приглашён Дмитрий Михайлович Пожарский. Он был человеком честным и справедливым, способным военачальником. Через некоторое время Москва была освобождена от захватчиков. Навеки в памяти народной останется подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. В начале XIX века на Красной площади в Москве был установлен памятник с надписью: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». За что такая память? Гражданином Кузьму Минина назвали не за то, что он был добрым. Честным и справедливым. А за то, что он встал на защиту Родины, своего Отечества. (слайд 5)

Ведущий. Какие же права и обязанности есть у граждан - у вас? Их много, но некоторые из них вы должны знать. Все права и обязанности записаны в основном законе нашего государства. Как он называется, нашим участникам и предстоит вспомнить, собрав из рассыпавшихся букв его название.

2-й конкурс «Слово рассыпалось» (слайд 6)

Командам предлагается собрать слово из предложенных букв.

С Н Т К О И Ц Я Т И У

Конституция – основной закон государства, определяющий, как устроено государство и общество, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столица. Нынешняя конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор мы каждый год 12 декабря отмечаем праздник День Конституции.

Жюри подводит итоги.

Ведущий. А что же такое права человека? Вы знаете, какие это права? Давайте прямо сейчас с ними и познакомимся. Это знание пригодится Вам не только для работы на уроках, но и в жизни! Ведь вы уже граждане нашей Родины – России.

     

    Мы имеем право на жизнь, охрану здоровья, свободу и безопасность личности, равенство перед законом, гражданство, свободу мысли, труд, образование, отдых.

    Но имеем и обязанности: защищать Отечество, нести военную службу, охранять природу, платить налоги.

  Ещё 300 лет назад знаменитый английский философ Джон Локк высказал идею о том, что каждый человек от природы наделён правами. Следом за ним эту идею поддержали и другие учёные. Но прошло ещё очень много времени, прежде чем была создана и принята многими государствами Всеобщая Декларация прав человека (10 декабря 1948 года), часть статей которой вошли в Конституцию нашей страны. Это необходимо было сделать потому, что человек мыслит , творит, учится, имеет семью, дом, друзей. Человек вступает в разные отношения с другими людьми, с организациями, с государством. По тому, какую часть человеческих интересов защищают те или иные права, их разделили на группы:

1)гражданские;

2)политические;

3)экономические, социальные и культурные.

   Итак, мы немного познакомились со Всеобщей Декларацией прав человека. Однако многие права пока провозглашены только на бумаге, потому что в мире нет ни одного государства, где бы все эти права выполнялись на деле. Поэтому борьба за права человека продолжается и в наши дни. Эта Декларация была создана для взрослых. Знаете ли вы, что с самого рождения у Вас есть права, которые защищает одна из самых главных организаций на нашей планете – Организация Объединённых наций или кратко ООН? Ваши права записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка, которая была принята 20 ноября 1989 года в ООН. (слайд 7) Конвенция – это договор, который должен неукоснительно соблюдаться теми, кто его подписал. Вот некоторые права ребёнка, которые вошли в Конвенцию:

- каждый ребёнок имеет право на жизнь, и государство обязано обеспечить выживание и развитие ребёнка;

- ребёнок имеет право на имя при рождении и на получение гражданства, на то, чтобы знать, кто его родители;

- ребёнок имеет право выражать свои взгляды, получать информацию и передавать информацию и идеи независимо от границ;

-  ребёнок имеет право встречаться с другими людьми и вступать в ассоциации или создавать их;

-  ребёнок имеет право на медицинскую помощь;

- ребёнок имеет право на образование;

- ребёнок имеет право на отдых;

- дети не должны принимать участие в военных действиях;

- государство защищает ребёнка от плохого обращения с ним родителей или лиц, их заменяющих.

Конвенция защищает права и обездоленных детей, и детей-инвалидов. Вот вы кратко и познакомились с правами ребёнка.

3-й конкурс «Найди флаг и определи значение его цветов» (слайд 8)

Участникам выдаются листы с изображением различных флагов. Они должны среди них найти российский флаг.

Ведущий. Государственный флаг можно встретить везде, где находятся органы власти Российской Федерации. Он подлежит защите как внутри страны, так и за её пределами, его оскорбление рассматривается как оскорбление чести народа и государства. Закон о Государственном флаге был принят Государственной Думой в декабре 2000 года. Стало доброй традицией торжественно отмечать 21 августа – День Государственного флага Российской Федерации.

Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение. Что же обозначают цвета российского флага?

Обозначения цветов флага:

- красный – отвага, мужество, героизм;

- синий – небо, верность;

- белый – благородство, совершенство.

Жюри подводит итоги.

4-й конкурс «Дорисуй детали герба» (слайд 9)

Участникам выдаются иллюстрации с изображением российского герба. Им необходимо дорисовать недостающие детали.

Ведущий. Герб – это понятие происходит он немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия. Важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещалось на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

Жюри подводит итоги.

5-й конкурс «Собери картинку» (слайд 10)

Участникам предлагается разрезанная на части  картинка с изображением Москвы. Нужно собрать её в единое целое.

Жюри подводит итоги.

Ученик рассказывает стихотворение о Москве.

Ведущий. Москва – это сердце России. В Москве находится наше правительство во главе с Президентом. Следующий конкурс так и называется «Президент».

6-й конкурс «Президент» (слайд 11)

Участникам предлагаются листы. На них написаны имена известных в России людей. Нужно подчеркнуть, кто был первым Президентом России, а кто является нынешним.

Ведущий. Президент РФ является главой государства. Избирается сроком на 4 года гражданами РФ тайным голосованием. Им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более 2-х сроков подряд.

Жюри подводит итоги.

7-й конкурс «Закончи пословицу» (слайд 12)

Участникам раздаются разрезанные на части пословицы о Родине, которые нужно собрать в единое целое.

Человек без Родины – соловей без песни.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Для Родины своей жизни не жалей.

Ведущий. Сегодняшняя Россия – это крупнейшее государство мира. Чтобы пролететь над Россией с востока на запад и попасть с берегов Тихого океана к берегам Балтийского моря, самолёту потребуется не менее 11 часов. С севера на юг – путь тоже не близкий. На поезде нужно добираться трое суток.

Жюри подводит итоги.

Ведущий. Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать её славу и богатства. Будьте достойны нашей великой страны, её многовековой истории и подвигов знаменитых предков. (слайд 13) Хотелось бы закончить наше путешествие словами великого русского поэта Н.А.Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Я думаю, что все вы вырастете и станете  достойными гражданами своей страны.

Использованная литература:

Педагогическое творчество №11 2008г.

Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Внеклассные мероприятия. – 2-е изд. доп.- М.: ВАКО, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои шестилетки в игре обучаются и воспитываются

Презентация материала из опыта работы....

«Я имею право» Интеллектуально – познавательная игра. Тема: «Права гражданина»

      На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гр...

Играя, воспитываем.

      Дидактическая игра, являясь игровой формой обучения, соединяет познавательное и занимательное....

Конспект деловой игры по теме «Гражданин свободный и ответственный».

Цели: Образовательные: - познакомить с понятиями «гражданин», «права граждан», «права детей», «обязанности школьников»; -учить применять права и обязанности в повседневной жизни. Развивающие: - р...

Воспитывать играя

Разработка игровой программы для детей...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИГРЫ - КВЕСТА «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»

Цель деятельности учителя: способствование воспитанию любви к Родине, развитию познавательных компетенций.Задачи: формировать компетенции слушать и выделять главное, развивать речь, любознательность, ...