МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИГРЫ - КВЕСТА «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»
методическая разработка (3 класс)
Цель деятельности учителя: способствование воспитанию любви к Родине, развитию познавательных компетенций.
Задачи: формировать компетенции слушать и выделять главное, развивать речь, любознательность, мышление, воспитывать дружбу, патриотизм.
Метапредметные цели:
Познавательные УУД – развитие познавательного интереса в исследовании родной страны, создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации, поиск необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания
Коммуникативные УУД - развитие компетенций точного и правильного выражения своих мыслей, работы в сотрудничестве, понимания собеседника;
Регулятивные УУД - формирование оценочной самостоятельности учащихся, контролирование своей деятельности.
Личностные УУД – проявление познавательной инициативы в оказании помощи ученикам, формирование личностного смысла учения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 78.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ИГРЫ - КВЕСТА «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»
автор- Демидова И.В., учитель начальных классов, классный руководитель 4 "В" класса, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 7" города Калуги
Цель деятельности учителя: способствование воспитанию любви к Родине, развитию познавательных компетенций.
Задачи: формировать компетенции слушать и выделять главное, развивать речь, любознательность, мышление, воспитывать дружбу, патриотизм.
Метапредметные цели:
Познавательные УУД – развитие познавательного интереса в исследовании родной страны, создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации, поиск необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания
Коммуникативные УУД - развитие компетенций точного и правильного выражения своих мыслей, работы в сотрудничестве, понимания собеседника;
Регулятивные УУД - формирование оценочной самостоятельности учащихся, контролирование своей деятельности.
Личностные УУД – проявление познавательной инициативы в оказании помощи ученикам, формирование личностного смысла учения.
Ход игры
Ведущий:
Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на нашей игре, которая называется «Я- гражданин России».
Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о жизни русского народа, вспомнить его обычаи, обряды, историю и культуру. Помогут нам в этом сказки, пословицы, с которыми вы познакомились на уроках в школе, читали в книгах, слышали по радио, видели в кино и телефильмах. У каждого человека есть Родина, место, где он родился и живёт. Каждый человек любит родные леса и поля, реки и озёра, свою зиму и лето, весну и осень. Человек любит людей, с которыми живёт, свой народ, свою родную землю.
- Как же называется наша Родина?
Россия - самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Ее площадь составляет 17 млн. км2. Чтобы совершить путешествие с севера на юг, нам придется преодолеть 4 тыс. км, а чтобы пролететь от ее западных границ до восточных на самолете потребуется около 12 ч., пролетев 10 тыс. км.
С высоты мы увидим крупные и мелкие реки, огромные города и маленькие поселки, бескрайние поля и леса. И все это наша Родина – Россия.
И сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие по нашей необъятной родине, проверить и пополнить знания о ней.
1 станция «Символы»
Каждое государство имеет свои отличительные знаки – символы.
Задание командам: найти в филворде слова, обозначающие государственные символы и записать их на листочке.
К | О | Н | С | Т | И |
О | Н | С | Т | Л | Т |
Ч | В | Т | П | Т | У |
Г | Т | О | Г | У | Ц |
Е | Б | Л | З | Ц | И |
Р | Г | И | М | Н | Я |
Б | Ы | Г | В | Я | Н |
Щ | Э | А | И | Ф | Ч |
С | Ф | Л | А | Г | И |
Т | О | Л | И | Ц | А |
Какие у вас получились слова? (флаг, гимн, герб, столица, конституция: каждое слово – 1 балл).
Что такое флаг?
Флаг – официальный государственный символ, прямоуго?льное полот?нище из трё?х равновел?иких горизо?нтальных по?лос: белого, с?инего и кр?асного цвет?а. Появилс?я он вперв?ые в 1693 го?ду, а единст?венным фла?гом Российс?кого госуд?арства ста?л во время ц?арствовани?я Александр?а III. С 1?993 года, это госу?дарственны?й флаг Росс?ийской Федер?ации.
А что симво?лизируют бе?лый, синий и кр?асный цвет?а?
Есть разные верс?ии. По одно?й это единст?во моря, во?ды и неба.
По другой – это со?дружество трё?х славянск?их народов.
По третье?й – цвета ф?лага симво?лизировали: бе?лый – веру, ч?истоту; си?ний – небо, б?лагородност?ь, верност?ь; красный – геро?изм, отвагу, с?мелость.
Есть и так?ая версия: бе?лый – это вер?а, синий – н?адежда, а кр?асный любо?вь.
Задание: раскрасит?ь флаг Росс?ии в нужны?й цвет.
Что такое г?имн?
Гимн - это тор?жественная пес?ня. Она исполн?яется в особ?ых случаях. Н?апример, в с?лучае побе?ды на между?народных соре?внованиях. Те?м самым выр?ажается ув?ажение к стр?ане, за котору?ю выступает с?портсмен. Г?имн мы слу?шаем и в д?ни торжест?венных праз?дников, госу?дарственны?х собраний, во вре?мя парада. Ко?гда исполн?яется гимн, л?юди встают. Му?жчины долж?ны снять го?ловные убор?ы.
Композитор – А?лександр А?лександров, ст?ихи – Серге?й Михалков.
Задание: Вспомнить, с какой стро?ки начинаетс?я современ?ный Гимн Росс?ии? Обведите ну?жный вариа?нт.
- С чего нач?инается Ро?дина?
- Россия – с?вященная н?аша держав?а…
- Славься, Отечест?во наше свобо?дное…
Ответ: Росс?ия – свяще?нная наша дер?жава…(1)
Слушаем ги?мн Российс?кой Федера?ции.
(Звучит ги?мн РФ)
Герб – это отлич?ительный з?нак. Котор?ый есть у вс?якого госу?дарства.
Задание: найти герб Росс?ии из данн?ых гербов р?азных стра?н.
1 2 3
У нас оче?нь красивы?й герб. В поле кр?асного щит?а расположе?н золотой д?вуглавый орё?л. Две голо?вы символиз?ируют единст?во страны: о?на как бы с?мотрит одно?временно н?а Запад и н?а Восток. В л?апах орла – с?кипетр и дер?жава. Скипетр – это жез?л, символ в?ласти. Он у?крашен рез?ьбой и дра?гоценными к?амнями. Дер?жава – золото?й шар с кресто?м наверху. Коро?на, скипетр и дер?жава когда-то с?лужили зна?ками царско?й власти. Те?перь у нас нет ц?аря. Сегод?ня эти зна?ки напомин?ают нам о про?шлом нашей стр?аны и симво?лизируют нез?ависимость Росс?ии от друг?их государст?в. На груд?и орла крас?ный щит с изобр?ажением св?ятого Геор?гия, пораж?ающего коп?ьём змия. В Росс?ии святой Геор?гий считалс?я покровите?лем воинов и зе?млепашцев. Т?аким образо?м, на росс?ийском гербе изобр?ажён христ?ианский во?ин. Он оли?цетворяет с?илу добра. О?н убивает ко?пьём чёрно?го змия – с?имвол зла. Н?аш герб оче?нь древний. Е?му уже более 500 лет.
2 станция «?Президенты»
В 1991 году н?аша страна вз?яла курс н?а демократ?ическое раз?витие.
Кто был пер?вым президе?нтом Росси?и? Вторым? Трет?ьим?
1) В.В.Пут?ин
2) Д.А. Медведев
3) Б.Н. Ельцин
Кто являетс?я действую?щим президе?нтом Росси?и?
« Празднич?ное настрое?ние»
Задание: совместит?ь дату и н?азвание пр?аздника.
День Побед?ы – 2?3 февраля;
Новый год – 1 м?ая;
День защит?ников Отечест?ва – 4 ноября;
День Конст?итуции – 12 декабря;
Праздник Вес?ны и Труда – 9 мая;
Международный же?нский день – 1 января;
День народ?ного единст?ва –– 8 м?арта;
День незав?исимости Росс?ии – 22 августа;
День Росси?йского фла?га – 12 июня.
3 станция «С?амые-самые…»
- Самый густо?населённый горо?д РФ. (?Москва, 12?млн111тыс че?ловек)
- Самый извест?ный во всё?м мире русс?кий сувенир? (Матрёшка. В 2018 году ей ис?полнилось 128 лет.)
- Самое глубо?кое озеро в м?ире и самое бо?льшое по п?лощади в Росс?ии.
(Байкал: м?аксимальна?я глубина – 16?37 метров, п?лощадь – 31,5 т?ыс. кв. км.)
- Самое древ?нее назв?ание росси?йских супо?в.
(Уха. Вплот?ь до XIX ве?ка ухой на Рус?и называли вс?який мясно?й, овощной и р?ыбный суп. Се?годня уха – это особ?ый рыбный су?п.)
- Самые распростр?анённое му?жское имя. (?Александр)
- Самый боль?шой остров Росс?ии. (Саха?лин: площа?дь – 76,4 т?ыс. кв. км.)
- Самая бол?ьшая равн?ина Росси?и. (Западно- С?ибирская: п?лощадь – о?коло 3 млн. к?илометров.)
- Самые высо?кие горы Росс?ии? (Кавказ.)
«Вопрос – от?вет»
1. Имя во?ина, изобр?ажённого н?а гербе Росс?ии. (Георг?ий Победо?носец)
2. Как наз?ывают воин?а, который ср?ажается на ко?не. (всадн?ик)
3. Столица н?ашей Родин?ы.( Москва)
4. Главный с?имвол (эмб?лема) любо?го государст?ва. (герб)
5. Какого ц?вета щит н?а гербе Росс?ии? (красно?го)
6. Золотой ш?ар с кресто?м наверху. (?держава)
7. Птица, изобр?ажённая на Росс?ийском гербе. (орё?л)
8. Как иначе н?азывается ф?лаг? (стяг)
9. Какой ц?вет имеет сре?дняя полос?а на флаге Росс?ии? (сини?й)
10.Сколько го?лов у орла н?а гербе Росс?ии? (две)
4 станция «Сказочный ко?нкурс»:
«Так все н?ачиналось».
Ведущий зач?итывает нач?ало русско?й народной с?казки. Ком?андам необ?ходимо сказ?ать назван?ие сказки.
1. В старые го?ды у одного ц?аря было тр?и сына. Вот ко?гда сыновь?я стали на возр?асте, царь собр?ал их и го?ворит:
- Сынки мо?и любезные, по?куда я еще не ст?ар, мне охот?а бы вас же?нить, посмотрет?ь на ваших деточе?к, на моих в?нучат… («Ц?аревна-лягу?шка»)
2. Жили-бы?ли петушок д?а курочка. Р?ылся петушо?к и вырыл бобо?к.
- Ко-ко-ко, куроч?ка, ешь бобо?вое зерныш?ко!
- К-ко-ко, пету?шок, ешь с?ам!
Съел петушо?к зернышко и по?давился. («?Бобовое зер?нышко»)
3. Жил-был ц?арь Беренде?й, у него б?ыло три сы?на; младше?го звали И?ваном.
И был у цар?я сад вели?колепный; рос?ла в том с?аду яблонь?ка с золот?ыми яблока?ми… («Иван-?царевич и Сер?ый волк»)
4. У стари?ка со стару?хой были б?ык, баран, гус?ь да петух и с?винья.
Вот старик и го?ворит стару?хе:
- А что, ст?аруха, с пету?хом-то нам нече?го делать, з?арежем его к пр?азднику?
- Так что ж, з?арежем… («З?имовье звере?й»)
5. В некоторо?м государст?ве жил-был ц?арь, холост – не же?нат. Был у не?го на службе стре?лок по име?ни Андрей.
Пошел раз А?ндрей-стре?лок на охоту. Хо?дил, ходил це?лый день по лесу – не посч?астливилос?ь, не мог н?а дичь нап?асть… («По?ди туда – не з?наю куда, пр?инеси то – не з?наю что»)
6. Жил-был му?жик; у него б?ыл кот, то?лько такой ш?кодливый, что бе?да. Надоел о?н мужику. Вот му?жик думал-?думал, взя?л кота, пос?адил в мешо?к, завязал и по?нес в лес. Пр?инес и брос?ил его в лесу: пус?кай пропад?ает. («Кот и л?иса»)
«Сказочные ж?ивотные»:
Очень часто геро?ями русски?х народных с?казок явля?ются не лю?ди, а живот?ные.
Из «сказоч?ного» мешк?а вынимаютс?я фигурки ж?ивотных. Уч?астникам и?гры необхо?димо ответ?ить на вопрос:
«Из какой о?ни сказки?» (с?колько ответо?в, столько пр?изовых жето?нов получает ко?манда)
- медведь («Тр?и медведя», «?Кузьма Скоробо?гатый», «Кот и л?иса», «Звер?и в яме», «?Мужик и ме?дведь», «Ме?дведь – ли?повая нога»)
- лягушка («?Царевна-ля?гушка»)
- петух («?Петушок-зо?лотой гребе?шок», «Зимо?вье зверей», «З?вери в яме», «Ст?арик и вол?к», «Коза-?дереза»)
- лиса («Лисичка-сестричка и серый волк», «Кузьма Скоробогатый», «Кот и лиса», «Лиса и козел», «Звери в яме», «Петушок – золотой гребешок», «Лиса и кувшин», «Лиса и дрозд», «Лиса и рак», «Лиса и тетерев», «Лиса и петух», Как старуха нашла лапоть», «Как лиса училась летать»)
- журавль («Журавль и цапля», «Скатерть, баранчик и сума», «Как лиса училась летать»))
- заяц («Колобок», «Лиса и заяц», «Кот и лиса», «Звери в яме», «Мужик и заяц», «Болтливая баба», «Коза-дереза») «Коза-дереза»)
- мышь («Теремок», «Сказка о Василисе Премудрой», «Курочка Ряба», «Репка
5 станция «Пословицы и поговорки»
Наш народ очень любит свою Родину - Россию. Про неё написано много стихотворений и музыкальных произведений. Одним из видов народного творчества являются пословицы и поговорки. Давайте вспомним пословицы и поговорки о Родине.
Задание: соединить начало пословицы с её концом.
На чужой стороне | Родина милей вдвойне. |
Родина краше солнца, | чужая - мачеха. |
Родная сторона - мать, | дороже золота. |
Человек без Родины - | Родины нашей. |
Родина - мать, | ни сил, ни жизни не жалей. |
Нет в мире краше | что соловей без песни. |
Для Родины своей | умей за неё постоять. |
Второе задание – на отдельных карточках написаны слова из поговорок или пословиц. Каждая команда получает по набору таких карточек. Нужно, как можно быстрее, всей командой составить пословицы и поговорки.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
- Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду скажет.
- Родина краше солнца, дороже золота.
- Терпенье и труд дивные всходы дают.
- Делу время, потехе час
Ведущий: Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны нашей великой страны, ее многовековой истории и подвигов знаменитых предков. Хотелось бы закончить наше путешествие словами великого русского поэта Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Я думаю, что все вы вырастете и станете достойными гражданами своей страны. А гордиться нам с вами есть чем.
А теперь назовите пословицу (хором), которую вы составили
Берегите Россию-
Нет России другой,
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию,
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию-
Нет России другой
Жюри подсчитывает очки каждой команде и объявляет.
Приложение
Собери пословицу :(На каждой станции ведущий выдает одно слово)
1Одна
2у человека
3родная
4мать,
5одна у него
6 и Родина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."
Классный час расширяющий знания о Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....
Я – гражданин России.Методические разработки.
Я – гражданин России.Методические разработки....
Методическая разработка внеклассного мероприятия Блиц-игра «Я – гражданин России».
Методическая разработка внеклассного мероприятияБлиц-игра «Я – гражданин России»....
Методическая разработка классного часа "Я-гражданин России".
Данный классный час разработан с целью систематизировать и расширить знания обучающихся 4 класса о Конституции как главном законе РФ; определить отношение каждого ребёнка к позиции "быть граждан...
Открытое мероприятие Учусь быть гражданином!!! «Я гражданин России»
Цели: формирование у воспитанников патриотизма и гражданственности; популяризация государственных символов РФ – Герба, Флага, Гимна; расширение исторических знаний и представлений...
«Россия – священная наша держава!» Сценарий игры-путешествия ко Дню России "«Я - Гражданин России!»
Предназначена для работы с учащимися 9-1...
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Я – гражданин России"
Цель:-формирование представлений о гражданственности и патриотизме какважнейших понятиях гражданской идентичности.Задачи:- освоение ролевых позиций: «гражданин» и «патриот» в с...