Конспект деловой игры по теме «Гражданин свободный и ответственный».
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra._stsenariy.docx | 106.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9»
(МОУ «СОШ № 9»)
140208, РФ, Московская область, г. Воскресенск, ул. Быковского, д. 23,тел. (факс) (496)44-274-05, тел. (496) 44-272-07
E-mail: vosk-school9@mail.ru ОКПО 50188397, ОГРН 1025000925344, ИНН/КПП 500501001
______________________________________________________________________________________
Конспект деловой игры по теме «Гражданин свободный и ответственный»
2017 – 2018 уч. год
г. Воскресенск
Деловая игра «Мои права и обязанности» 2 класс
Цели:
Образовательные:
- познакомить с понятиями «гражданин», «права граждан», «права детей», «обязанности школьников»;
-учить применять права и обязанности в повседневной жизни.
Развивающие:
- развивать культуру речи, умение анализировать;
- развивать творческие способности.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине, правовую грамотность, уважение к другим и к себе;
- воспитывать чувство собственного достоинства.
Оборудование: ПК,проектор, презентация, запись песен: «Учат в школе», «Песенка о лете», «Тяп-ляп», разрезные буквы для составления форм обращения к человеку.
Ход мероприятия
- Вступление – слайд 1
- То о чём мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам.
- Вам, ребята, предстоит очень интересная жизнь в обновляющейся России. От вас самих зависит, будет ли эта жизнь сложной или вы проживёте её радостно и счастливо.
- Вы уже знаете, что жизнь – это не только развлечения и радости. Это и нелёгкий труд. Те люди, которые заранее готовились к встрече с жизнью, как правило, проживали её интересно. Хуже бывает тем, кто привыкает жить за спинами родителей, других людей. Все препятствия им приходится брать с боем. И сегодня мы проведём деловую игру «Мои права и обязанности».
- Актуализация знаний:
- А кем является каждый из нас? (Каждый из нас – гражданин России.)
- Кто такой гражданин?
- В толковом словаре С.И. Ожегова понятие «гражданин» объясняется так: слайд 2 Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями;
- Каким словом можно заменить слово «лицо», чтобы смысл фразы не поменялся?(человек)
- Что значит «постоянное население»?(люди, которые живут здесь всегда).
- Что значит «наделённое правами и обязанностями»? (иметь права и обязанности).
- Гражданин – взрослый человек, а также форма обращения к нему.
- Есть разные формы обращения взрослых людей друг к другу. А какие это формы вы узнаете, собрав их из разрезных букв. (Учащимся предлагается по порядку собрать следующие слова: «уважаемый», «товарищ», «сударь»).
- Все эти формы используют при обращении к человеку, всё зависит от ситуации и воспитания.
- Скажите, гражданами, какой страны мы являемся? (ответы детей) слайд 3
- Наше государство предоставляет нам права. Кто из вас знает, как называется документ, в котором прописаны наши права? (Конституция РФ). слайд 4
- Слово “конституция” в переводе с латинского обозначает “установление”.
- А какие права мы имеем как граждане России? (ответы детей) слайд 5
- Каждый человек имеет право на жизнь.
- Каждый человек имеет право на свободный труд. Каждый может выбрать труд по своему усмотрению. Принудительный труд запрещён.
- Каждый гражданин имеет право на образование. В зависимости от возраста он может посещать д/с, школу, колледж или университет.
- Каждый гражданин имеет право получить помощь врача при заболевании.
- Гражданин России имеет право на отдых.
- А теперь, зная эти права, мы поиграем.
3. Основная часть
Игра “Путешествие в сказку”.Слайд 6
Задача: определить, каким правом воспользовались герои.
1. “Айболит” К. И. Чуковский (право на получение медицинской помощи) слайд 7
2. “Золотой ключик” А. Толстой (право на образование) слайд 8
- А теперь назовите права, которые нарушались в сказках:
- “Бременские музыканты” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу) слайд 9
- “Колобок” (нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество) слайд 10
- “Кот и лиса” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу, право на гражданство) слайд 11
- Молодцы! Вы хорошо запомнили права граждан России.
- Как вы думаете, существуют ли какие-либо документы, изучая которые мы могли бы узнать и о других правах? (ответы детей)
- Как они называются? Таких документов много, но мы рассмотрим только эти.
- Декларация – документ, который защищает наши права. Слайд 12
- Конвенция (договор, соглашение) – соглашение по специальному вопросу, обязательные для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор. Слайд 13
- Устав школы – документ, в котором прописаны права и обязанности школьников.
- К вашему сведению: 10 декабря 1948 года многие страны приняли “Декларацию о правах человека”.
- Кто скажет, сколько лет исполняется этому важному документу? (70 лет)
Игра называется “Музыкальная минутка”
- На какие права указывает каждая из песен? (включаем песни)
1. “Учат в школе” (право на образование)
2. “Тяп – ляп” (право на труд)
3. “Песенка о лете” (право на отдых)
Тренинг.
- Мы много с вами говорили о правах. Продолжите такую фразу: “Для меня самое главное право – это ...”
- Молодцы!
- А теперь я предлагаю вам подумать.
Конкурс “Подумай-ка!” слайд 14
- Скажите, а вы знаете известных вам сказочных персонажей, которые нарушали право на:
- жизнь (Серый волк, ведьма, Кощей Бессмертный, Карабас Барабас, Кот Базилио и Лиса Алиса, Баба Яга, Змей Горыныч и т.п.) слайд 15
- труд (Карабас Барабас, Сеньор Помидор, Кот Базилио и Лиса Алиса, Поп, Ленивица, Емеля, Бармалей, Мышь и Крот, Старуха, Мачеха, Баба Яга и т.п.) слайд 16
- имущество (Сын жабы, Ведьма, Сеньор Помидор, Лиса, Волк, Сватья Бабариха, Лиса Алиса и Кот Базилио, Купец, Кощей, Царь Додон, Фрекен Бок и т.п.) слайд 17
Следующий конкурс “Угадай-ка!” слайд 18
- Вам необходимо угадать героя по описанию и по мере угадывания они будут появляться на слайде.
- В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка) слайд 19
- Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек) слайд 20
- Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок) слайд 21
- Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный) слайд 22
- Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса) слайд 23
- Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино) слайд 24
- Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Спящая красавица) слайд 25
- Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка) слайд 26
- Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха) слайд 27
- Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц) слайд 28
- Молодцы! А теперь давайте поговорим немного о ваших обязанностях, как школьников. Напомните, как называется документ, в котором прописаны права и обязанности школьников? (Устав школы)
В уставе нашей школы сказано:
обучающиеся школы обязаны:
соблюдать Устав школы;
добросовестно учиться;
бережно относится к имуществу школы;
соблюдать правила поведения учащихся.
Правила школьной жизни.
В школу, знает детвора,
Ходят с самого утра.
И хотели – не хотели,
Нужно быстро встать с постели.
На урок не опоздать,
Всё успеть и всё узнать.
Научиться надо, братцы,
Вам с улыбкой просыпаться.
Новый день пришёл опять –
Пусть несёт не “2”, а “5”!
Так же просим вас учесть:
Перед дверью коврик есть.
Обувь вымойте, друзья,
В школу грязь носить нельзя.
Дети фрукты и конфеты
Дружно, весело едят,
Но огрызки все при этом
На пол мусором летят!
А для мусора ведро
В школе есть, понятно?
Мусор складывать в него
Надо аккуратно.
Ребята, в школе не годится:
Кричать и бегать, и носиться.
По коридорам не скачите,
Свои носы поберегите.
Если ссора. Вот досада!
Обижать друзей не надо,
Не нужны нам злые ссоры,
Слёзы, споры и раздоры.
В споре кулаки мешают:
Они проблемы не решают!
Всё просто, если разобраться:
Не надо вам с друзьями драться!
Ведь с друзьями интересно -
Это каждому известно!
Что такое быть опрятным?
Значит чистым, аккуратным,
Чтоб штаны не знали дыр -
Это брюки, а не сыр.
Надо всем всегда стараться
Строго в школу одеваться.
И не думать, не гадать
Деловой стиль соблюдать.
В заключение отметим:
Грубость явно ни к чему.
Будьте вежливыми, дети,
Не грубите никому!
- Итог. Слайд 29
- Спасибо, ребята, что обсудили данную тему. Сегодня мы узнали лишь о некоторых правах и обязанностях. В дальнейшем мы будем говорить и о других правах и обязанностях на других уроках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра на тему: «Выборы Главы администрации МО «Сельсовет»»
Внеклассное мероприятие для учащихся 10 - 11 классов. Приурочено к Всероссийскрму Дню молодого избирателя, который проводится ежегодно в третье воскресенье февраля....
Конспект урока - игры по теме: "Классификация животных"
Данный материал содержит конспект урока-игры "Самый-самый-самый". В процессе урока учащиеся в игровой форме обобщают и закрепляют знания о классификации животных. Дети должны осознать важность и необх...
деловая игра по теме "Культура поведения"
Деловая игра преднозначенная для проведения классного часа во 2 классе....
Деловая игра на тему «Двигательная активность в ДОО»
«Выявление максимально благоприятных условий для физического развития дошкольников с учётом ФГОС»....
Собрание-деловая игра на тему «Защита детей сегодня»
Деловая игра как метод вовлечения родителей в жизнь школыДля достижения поставленных целей огромные возможности предоставляет игровая деятельность. Игровая технология строится как целостное обра...
Деловая игра на тему Азбука правовой культуры
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕРЕСПУБЛИКИ КРЫМ«Лозовская специальная школа-интернат»...
Внеклассное мероприятие в рамках Конкурса профессионального мастерства «Учитель года » в номинации «Воспитать человека» Классный час - деловая игра на тему «Что такое настоящая дружба"
Это мероприятие было показано в рамках конкурсной программы профессионального мастерства "Учитель года - 2020", которое принесто мне достаточное количество баллов!...