Занятие по курсу "Полезные привычки" 3 класс "Учусь настаивать на своём"
классный час (3 класс) на тему
Злоупотребление наркотиками и другими психоактивными веществами среди молодёжи не только не снижается, а неуклонно возрастает. Это становится болезненной проблемой нашего общества. В последние годы появилась тревожная тенденция снижения среднего возраста, в котором молодежь впервые приобщается к пагубным разрушительным привычкам. Поэтому современный подход к решению этой проблемы предполагает проведение профилактической работы с детьми, начиная с раннего возраста. Теоретической основой этой работы является формирование навыков общения, позволяющих сопротивляться неблагоприятным факторам окружающей среды.На занятии показано, как навык неагрессивного отстаивания своего мнения позволит настоять на своём и не подчиниться чужой воле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchus_nastaivat_na_svoyom.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
города Колпашева.
Сценарий проведения классного часа
по профилактике саморазрушительного поведения
в рамках превентивного курса «Полезные привычки»
в 3 классе по теме «Общение».
Мартемьянова Ольга Викторовна
Пояснительная записка.
Злоупотребление наркотиками и другими психоактивными веществами среди молодёжи не только не снижается, а неуклонно возрастает. Это становится болезненной проблемой нашего общества. В последние годы появилась тревожная тенденция снижения среднего возраста, в котором молодежь впервые приобщается к пагубным разрушительным привычкам. Доказано, что чем раньше произошло приобщение к психоактивным веществам, тем быстрее формируется зависимость и меньше эффективность реабилитационных мероприятий. Поэтому современный подход к решению этой проблемы предполагает проведение профилактической работы с детьми, начиная с раннего возраста. Теоретической основой этой работы является формирование навыков общения, позволяющих сопротивляться неблагоприятным факторам окружающей среды.
Среди формируемых поведенческих навыков наиболее важными являются навыки эффективного общения, рационального принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков, в условиях индивидуального или группового давления.
На занятии показано, как навык неагрессивного отстаивания своего мнения позволит настоять на своём и не подчиниться чужой воле. Ребёнок научится защищать и поддерживать свои интересы и права, заявлять о личном мнении, не пытаясь маскировать и скрывать его. Это психологический фундамент умения отказаться в ситуации давления. Оказаться от предложения употребить алкоголь или табак, когда его предлагают окружающие. Подросток убедится, что уважительное отношение в ситуации давления не означает, что нужно во всём соглашаться с другими.
Урок посвящён тому, как научить детей настаивать неагрессивно на своём решении. За спокойным возражением в конфликтной ситуации стоит самоуважение, уверенность в себе и в своей правоте, уважение партнёра по взаимодействию.
Урок проводится в форме круга общения. Применяются игры для формирования навыка неагрессивного сопротивления давлению. Коллеги познакомятся со структурой урока курса «Полезные привычки», с используемыми тренинговыми играми и текстовым материалом для обсуждения возможных жизненных ситуаций. Предлагаемый материал полезен для проведения классного часа в начальной школе и среднем звене.
Использование предложенной презентации оживляет общение, позволяет организовать дискуссию, способствует запоминанию основных советов по общению со сверстниками.
-1-
Содержательная часть.
Тема «Общение».
Урок №4. Учусь настаивать на своём.
Цель: формирование навыка общения со сверстниками.
Задачи.
1.Научить неагрессивно отстаивать свои интересы.
2. Показать возможность неагрессивного отстаивания своей позиции.
3.Дать представление о возможности отказа в ситуации давления.
Оборудование:
Картинки (по теме «Здоровый образ жизни»), ножницы, клей, фломастеры, лист ватмана.
Ход занятия.
1. Энергизатор.
- Я прошу выйти ко мне тех, кто:
-любит к чаю пряники;
-любит конфеты и карамельки;
-любит шоколадные батончики;
-любит конфету чупа-чупс.
2.Постановка целей и темы занятия.
Учитель. – Что вы узнали друг о друге?
Дети. – Мы узнали, кто что любит.
Учитель. – Я предлагаю вам поиграть в игру «Любишь – не любишь».
На полу я начертила три круга. В них надписи: «Люблю блины», « Люблю булочки с помадкой», « Люблю беляши с мясом». Вы все перемещаетесь по классу. А по моему хлопку должны прибежать и встать в выбранный вами круг. Туда, где написано, что вы любите.
Задача: быстрее собрать круг, поместиться всем желающим.
Второй тур игры проведём табличками «Люблю читать книги», «Люблю смотреть телевизор», «Люблю играть на компьютере».
Обсуждение игры.
- Удалось ли попасть в круг, который хотел?
- Почему не удалось?
2
- Почему не настаивал на исполнении своего желания?
- Какое чувство испытал, когда попал в нужный круг?
- Не обидел ли кого случайно?
- Хотелось ли переманить в свой круг одноклассника? Почему?
- Кто перешёл в другой круг по просьбе одноклассника?
- А почему перешёл?
- Что ты при этом испытывал?
- О чём мы с вами будем сегодня говорить?
- Да, у каждого человека есть свои интересы. И сегодня мы будем с вами учиться общаться друг с другом, учиться настаивать на своём и не поддаваться чужому влиянию.
3. Коллективная работа в группах. Сделать коллаж на тему «Полезные привычки».
Задача работы: научить неагрессивно распределять роли и договариваться в группе.
-Пройдите, пожалуйста, за свои столы. У вас есть картинки, ножницы, клей, фломастеры, лист бумаги. Договоритесь, какую картину вы можете сделать. Распределите роли: кто будет раскладывать картинки, кто их приклеивать, кто делать надписи, а кто расскажет о вашей работе. Ваша работа должна получиться яркой и аккуратной. Удачи вам, приступайте к работе.
4. Выступления групп, рассказ о своей работе.
5. Анализ работы.
- Поднимите руки те, кто работал с удовольствием и радостно. Почему вам так работалось?
-А кому было неуютно? Почему работа не принесла вам радости?
- Настаивали ли вы на своём мнении? Почему вас не послушались?
-Ребята, если вам не удалось договориться в группе, значит, вы не были в достаточной мере настойчивы и находчивы. Надо уметь общаться со всеми детьми, уметь настаивать на своём.
Если человек не пытается высказать своё мнение – это пассивное поведение.
Если вы пытались высказать своё мнение спокойно, в уважительной форме, чтобы не обидеть и не рассердить собеседника – это неагрессивное отстаивание своего мнения.
Но если вы выражаете своё мнение так, что собеседник пугается, злится, чувствует себя глупым – это агрессивное поведение.
3
Надо стараться отстаивать своё мнение неагрессивно. Хотя уважительное отношение не означает, что во всём надо соглашаться с другими. Иногда надо настаивать на своём. Давайте послушаем разговор двух подружек.
6. Инсценировка заранее приготовленных рассказов.
«А ну-ка, съешь клубнику!»
-Ира, поешь клубнику, - предлагает Саша.
- Врачи запрещают мне есть клубнику, - отказывается Ира.- У меня аллергия.
- Ну, съешь одну ягодку, - твердит Саша и сам уплетает клубнику. – От одной ягодки ничего не будет.
-Мне нельзя ни одной ягодки,- отказывается Ира.
-Ну, хотя бы попробуй! Хоть половинку откуси!
У Саши хорошее здоровье, он не знает, что такое аллергия. Он продолжает соблазнять Иру клубникой и сам с аппетитом уплетает ягоды.
Анализ ситуации.
-Кто из вас знает, что такое аллергия?
-Что будет с Ирой, если она съест хоть половинку ягодки?
-Знает ли об этом Саша?
-Оцените настойчивость Саши, можно ли ему так поступать?
- Оцените настойчивость Иры.
- Кто в данной ситуации вызывает у вас уважение? Почему?
- Кто вызывает осуждение? Почему?
- Какой вывод для себя вы сделали?
Вывод: Саша оказывает на Иру давление. Он хочет, чтобы девочка ему подчинилась. Но Ира отказывается спокойно, неагрессивно. Она не ссорится с Сашей, но твёрдо стоит на своём.
«Ты попробуй, а я посмотрю»
Дима нашёл на улице бутылку с красивой этикеткой. В ней была какая-то тёмная жидкость.
-Отхлебни, Витёк! – предложил Дима своему приятелю.
-Мама запрещает мне пробовать неизвестные напитки, – отказывается Витя.
-Ты что, маменькин сынок? – усмехается Дима. – Попробуй!
-А почему сам не пробуешь? – спрашивает Витя.
- Ну, отхлебни из бутылки, не трусь! – настаивает Дима. А сам не решается попробовать. «Неизвестно, что в этой бутылке. Пусть Витька попробует, а я посмотрю, что с ним будет».
4
Анализ ситуации.
- Кто оказывает давление?
-Каким способом оказывает давление Дима? (насмешка)
- Как оцените поведение Вити? (отстаивает своё мнение неагрессивно, осторожен, заботится о своём здоровье)
«Лишь бы мне было хорошо».
Света любит, чтобы другие делали так, как она хочет.
-Лиза, - говорит Света, - пойдём со мной купаться.
- Не могу, - отказывается Лиза. Я недавно ангиной болела. Мне даже возле воды сидеть нельзя – могу снова заболеть.
- Да ладно, - настаивает на своём Света, - посидишь немного у речки, ничего с тобой не будет.
Свете безразлично, что будет с Лизой. Лишь бы ей самой было хорошо. Не может же она одна пойти купаться: скучно!
Анализ ситуации.
-Оцените поведение Светы. (оказывает давление)
-Почему она уговаривает Лизу? (чтобы ей самой было хорошо, думает только о себе)
-Каким приёмом оказывает давление? (уговорами)
- А какими ещё приёмами пользуются дети, чтобы добиться своего? (уговор, насмешка, физическая угроза)
-Почему некоторые дети проявляют настойчивость и навязывают то, от чего отказываются их сверстники?
- Кому трудно возражать в случае давления? (взрослым, другу, группе детей)
-Как противостоять настойчивому предложению, давлению?
-Совместимо ли уважительное отношение к человеку и навязывание ему того, чего он не хочет?
Вывод: уважение человека начинается с уважения его права на выбор и на собственное мнение. В крайнем случае, каждый может в спорной ситуации предложить партнёру делать то, что он считает нужным, а сам воспользоваться правом свободного выбора своего поведения. В любом споре возражать надо спокойно. Это спокойствие придает вам самоуважение, уверенность в своей правоте. Ваше спокойное возражение говорит о уважении партнёра и о желании взаимодействовать с ним.
7. Игра «Семеро козлят и волк».
Задачи проведения игры.
1.Формировать умения убеждать.
5
2.Формировать умения распознавать обман, скрытый
невербальным проявлением.
3. Учить говорить «нет».
Класс делится на 3 группы. Игрокам одной группы даются бумажки с надписью «волк», второй группе «коза», третьей группе «козлята». «Козлята» идут в свой дом. «Волки» и «козы» не показывая своих бумажек и не называя пока себя, по очереди стучат «козлятам» в домик и пытаются
убедить их, что они «козы» и просят впустить в дом. «Козлята» коллективно решают, пустить игрока или нет, ведь он может оказаться «волком» и их съесть. Если впустили «волка», он забирает одного любого «козлёнка». А если не впустили «козу», один «козлёнок» умирает от голода. Игра продолжается пока не останется ни одного «козлёнка». При повторении игры дети меняются ролями.
Анализ игры.
- Кому понравилась игра?
-В какой момент игры козлятам было трудно? Почему?
-Какие качества характера пришлось применить «волкам» и «козам», чтобы добиться своего?
- Почему иногда «козлята» пропускали «волков»?
- В каких жизненных ситуациях вам пригодятся умения, полученные в игре?
Вывод: у каждого человека есть право отстаивать своё мнение; когда на тебя давят – отстаивай своё мнение неагрессивно.
Итог занятия.
-Назовите тему нашего занятия.
- Что вам больше понравилось?
- Что не понравилось?
- Как на вас могут оказывать давление?
- Как надо сопротивляться давлению?
- Почему надо сопротивляться давлению?
- О чём ещё вы бы хотели узнать?
Используемая литература:
Рабочая тетрадь «Полезные привычки» для 3 класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Что мы знаем о нашей стране, о своём городе" урок окружающего мира 1 класс
Углубить знания учащихся о стране, столице нашего государства. Дать представление о становлении родного города Кемерово, о его достопримечательностях....
"Согласные буквы П, п. Что мы знаем о своём городе?"
Интегрированный урок: обучение чтению и письму, окружающий мир для 1 класса с презентацией. Учитель начальных классов Астаева Э.В., МБОУ СОШ №14 города Кузнецка....
Как приучить ребёнка заботиться о своём здоровье
Советы родителям...
Презентация о своём городе"Люблю тебя, мой город!"
Я хочу рассказать и показать достопримечательности нашего города....
Конспект внеурочного занятия Тема: «Позаботимся о своём здоровье»
Конспект внеурочного занятияТема: «Позаботимся о своём здоровье»...
Конспект занятия. Ориентировка на своём теле. Руки.
Открытое занятие....
Занятие: "Считаем деньги в своём кошельке".
способствовать формированию у младших школьников представление о российских деньгах (монетах)....