"Согласные буквы П, п. Что мы знаем о своём городе?"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Интегрированный урок: обучение чтению и письму, окружающий мир для 1 класса с презентацией. Учитель начальных классов Астаева Э.В., МБОУ СОШ №14 города Кузнецка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок в 1 классе.Обучение грамоте, окружающий мир. | 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 14 города Кузнецка
Учитель начальных классов
Астаева Эллина Владимировна
Интегрированный урок:
обучение чтению и письму, окружающий мир.
Тема: Согласные буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п,], [п]. Строчная буква п. Что мы знаем о своём городе?
Цели: познакомить с новыми согласными звуками и буквами, формировать навыки орфоэпически правильного слогового, сознательного чтения, развивать речь, внимание, фонематический слух, интерес к истории России, расширять кругозор, систематизировать знания детей о своём городе, формирование представлений о патриотизме, воспитывать чувство патриотизма.
1. Орг. момент.
2. Вступительная беседа. Актуализация знаний
Ребята, давайте вместе решим этот необычный пример.
Я + Я = ….МЫ
А кто мы? Что нас с вами объединяет? (ученики, дети, люди, живём в одном городе, в одной стране) Как называется наша страна? (Россия). Где мы путешествовали на прошлом уроке (Крайний Север, Дальний Восток, тайга).Давайте посмотрим на карту(слайд 1) нашей страны. Как много городов на ней! (Дети читают по карте названия городов: Москва, Пенза, Самара, Воркута, Иркутск). Сколько замечательных городов и каждый неповторим. Но мы сегодня попробуем совершить виртуальное путешествие только по двум городам.
Посмотрите ( слайд 2 ) Прочитайте.(Александр III, Николай II ,
Пётр I). Что объединяет всех этих людей? (цари, императоры России). Кто это? (люди, которые управляли нашей страной в разные эпохи)
Это Пётр I – первый российский император. При нём Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государства.
Петр I создал могучий военный флот.
В 1700 году в России был введен новый календарь: началом года стали считать 1 января, а не 1 сентября, как раньше.
(слайд 3)От природы он был силач. Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли. Он освоил парусную науку, научился строить корабли, в совершенстве знал до 14 ремесел. Вставал он очень рано, до рассвета, уже в 4 часа утра собирал всех министров, потом следил за постройкой судов.
3. Работа над новым материалом
1) Слого-звуковой анализ слов, характеристика новых звуков, выделение новых звуков
Пётр I освоил очень много специальностей.
Среди них вот эта.
До работы он охотник
День-деньской с рубанком…. (плотник)
Чем занимается плотник? (Плотник занимается обработкой древесины, строительством сооружений из дерева)
___/___।_____ (В этом слове 2 слога, ударение падает на первый слог)
Произносим и характеризуем первый звук. [п] – согласный, глухой, твёрдый.
Очень много инструментов у плотника. Какие?(молоток, топор, рубанок) Но есть среди них и такой:
Доску грызла и кусала,
На пол крошек набросала,
Но не съела ни куска, —
Знать, невкусная доска. (пила)
____।__/__ ( В этом слове 2 слога, ударение падает на второй слог)
Произносим и характеризуем первый звук. [п,] – согласный, глухой, мягкий
А теперь попробуем услышать эти звуки в словах и просигнализировать. Если звук мягкий [п,] – вы мне показываете зелёный кружок, если звук твёрдый [п] – синий, если в слове нет этих звуков – карточку не поднимайте. Звуки могут быть в начале слова, в середине или в конце.
Пётр, платье, парик, небо, топор, ступени, облака, корабль, шпага, работник, победа, пилит.
Я предлагаю вам поискать слова, в которых встречаются эти звуки, на картинке (с.82-83) вместе со мной.
Дополните мои предложения.
Вельможа держит в руках …. письмо, приказ, шляпу
В руках рабочих….пилы
Корабль поднял … паруса, на его борту стреляют …. пушки
Люди поднимаются по… трапу, их встречает…. капитан
2) Физкультминутка:
Мы пилили доску,
С утра у нас дела.(рывки руками в сторону)
Стальные зубы остры,
Легко идёт пила.(рывки руками вверх, вниз)
Мы сейчас бревно распилим,
Пилим, пилим, пилим, пилим.(руки на плечи, вращение руками)
Раз – два. Раз – два,
Будут на зиму дрова.(приседания, развести пуки в стороны)
3) Знакомство с буквами П, п
На письме звуки [п,], [п] обозначаются буквами П, п. Попробуйте построить сейчас эту букву. На что она похожа?
Подходящие ворота.
Проходи, кому охота!
Закройте глаза, попробуйте найти эту букву у себя на столе (работают с буквами, вырезанными из бархатной бумаги). Найдите гласную букву, перед которой мы будем слышать твёрдый согласный звук[п] – прочитайте получившееся слияние – па. Какие ещё слияния можно было составить – пы, пу, по. Найдите гласную букву, перед которой мы будем слышать мягкий согласный звук[п,] – пе, пи.
4) Написание письменных букв, слогов в тетради – под счёт, по кальке. На какие изученные письменные буквы похожа строчная буква п
5) Чтение слов с изученными буквами
О Петре I – Петре Великом говорили, что он хозяин-чернорабочий, самоучка, царь-мастеровой. Вот несколько слов, которые характеризуют его ( слайд 4)
Прочитайте слова на листе и попробуйте объяснить, что их объединяет в каждом столбике.
пила капитан Пётр трап Санкт - Петербург |
пилит плотник Россия паруса Петроград |
распилил токарь Нева мачта Ленинград |
опилки повар Екатерина палуба |
1. Они близкие по смыслу, имеют общую часть. Это слова – родственные – однокоренные. Выделите в них корень. А теперь попробуйте быстро проговорить скороговорку:
Из-под пилки сыплются опилки.
Перечитайте ещё раз первое слово. Что вы заметили. Пила – это
1) инструмент 2) употребление жидкости.
2. Это профессии людей. Какие слова вам непонятны.
3. Имена собственные (Нева - название реки в городе Санкт – Петербурге)
4.Части корабля
5. Названия одного города ( слайд5)
Своему рождению город Санкт – Петербург обязан Петру I. 16 мая 1703 года на одном из островов (Заячий остров) реки Невы по распоряжению Петра I начали строительство Петропавловской крепости.( слайд 6) Крепость положила начало новому городу, который носит имя ангела-хранителя царя – святого апостола Петра . В 1712 году Петербург стал официальной столицей Российского государства.
Как бы вы охарактеризовали Петра I? (энергичный, трудолюбивый, неутомимый, целеустремлённый, хотел всё постичь сам, учился всю жизнь. )Для него важно было только благо и польза всей России.
Эта пословица отражает принцип жизни Петра I. Прочитайте её.
Поздно поднялся – день потерял,
В молодости не учился – жизнь потерял.
Чему эта пословица учит? (не терять время даром)
6) Знакомство с историей города Кузнецка
А вот герб ещё одного города (слайд 7) История возникновения этого города уходит в далёкие времена. О каком городе я говорю? (Кузнецк)
В конце 17 века родственник Петра I Василий Фёдорович Нарышкин основал на левом берегу реки Труёва село. Называлось оно вначале Труёво (читаем), с открытием в 1699 году церкви Воскресения Христова стало именоваться Труёво-Воскресенское (читаем), а через несколько лет - Нарышкино (читаем) Быстро развивались кожевенное, сапожное, хомутное, кузнечное ремёсла. В ноябре 1780 года Указом Екатерины II село Нарышкино было переименовано в город Кузнецк(читаем) На гербе города, утверждённом в 1781 году, изображены наковальня и скрещенные молоток с щипцами на красном поле.
Сколько лет в этом году исполнилось нашему городу? (230 лет)
7) Знакомство с историей улиц
Давайте пройдём по главным улицам нашего города. Ребята расскажут о своей улице, а вы догадайтесь, о какой улице идёт речь.
- На этой улице расположен автовокзал, железнодорожный вокзал, новые торговые центры «Кузнецкий», «Гулливер», городской рынок. На эту улицу смотрят окна городской больницы и школы № 16. (слайды 8, 9) Вы догадались о какой улице идёт речь? Да, правильно.Это улица Белинского. (Вставьте пропущенные буквы в название этой улицы
Бе _ _ _ _ _ ого. ).
А раньше эта улица называлась Односторонка, потому что имела
одну сторону, была грязной, немощёной улицей, утопала в
темноте по ночам, в зимнее время здесь даже появлялись волки
и единственными украшениями этой улицы были здание вокзала
и драмтеатра. Потом она получила новое название Крестьянская
- Эту улицу можно назвать центральной, главной улицей города. Здесь расположен медицинский, педагогический колледжи, Холм Славы, гимназия № 1, МТЦ «Родина», дом детского творчества, музыкальная школа, краеведческий музей. (слайд 10). Это улица Ленина. Соберите название этой улицы из букв.(н, н, л, е, и, а)
Когда-то эта улица делилась на 3 части: Конопляновка, Дворянская Дубровиха – так назывались раньше части этой улицы. Купцы, дворяне жили на Дворянской улице. На этой улице появляется городничий. По четвергам здесь шумит кузнецкий базар. На концах улицы, на окраинах, стоят полосатые будки. Здесь вооружённые будочники останавливают едущих на базар крестьян и грозно спрашивают: «Куда едешь?». И если мужики по привычке отвечают «в Нарышкино», то на их спины сыплются удары, а будочник внушает: «Говори, невежа, еду в город Кузнецк».
8). Физкультминутка. Ирина и Святослав приглашают вас в зоопарк
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться(кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало -
Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)
9) Рассказ о достопримечательностях родного города
В наш город каждый день приезжает много людей. О многих достопримечательностях нашего города ребята уже рассказали. А что бы вы показали гостям, куда бы пригласили?
(заводы, ДК «Юность», городской парк, школы, училища, колледжи, спортивная школа, бассейн, ледовый дворец, кинотеатр «Комсомолец»……….)
Что делают люди, которые там работают, посещают эти места?
10) Рассказ о героических подвигах земляков
В этом году люди отмечали 65-лет со дня окончания Великой Отечественной войны, а вот 30 лет назад на Марах был торжественно открыт мемориальный комплекс – Холм воинской Славы. (слайд 11)Три пятиметровые фигуры солдат с автоматами в руках застыли на фоне восьмиметрового знамени Победы, а вокруг – гранитные плиты и именами погибших воинов – кузнечан - четыре с половиной тысячи. На заводах и фабриках трудились оставшиеся в городе женщины, старики и дети.
Сюда люди приходят, чтобы почтить память погибших в этой войне, сказать им спасибо. Что можно сказать о людях, которые прошли эту войну, победили в ней?
Но и в наше время есть такие люди. Около школы № 4 есть памятник нашему земляку Евгению Родионову (слайд 12), который служил на границе Ингушетии и Чечни, попал в плен, пытался бежать, после 100 дней жестоких пыток, ему предложили снять крест и принять другую веру. Евгений Родионов отказался и был жестоко казнён.
11) Итог урока
Давайте вспомним всех людей, о которых мы сегодня говорили. Все эти люди совершили важное для своей Родины, для своих соотечественников.
Как каждого из них можно назвать? (слайд 13)
т, р, а, п, т, о, и патриот
Как вы понимаете, что значит быть патриотом?
Патриот – человек, который любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины.
(Запись этого слова в тетради)
Многие люди, чтобы выразить любовь к своему родному краю, пишут стихи. Своё стихотворение библиотекарь нашего города Казакова Е.В. посвятила Кузнецку (слайды 14-17)
Вновь наш город укрыла зима
Одеялом снежным, пушистым.
Снег лежит на деревьях, домах
И под солнцем блестит и кружится.
А на окнах рисует мороз
Ледяные резные картины.
Зимний ветер тепло всё унёс,
Охладив городские квартиры.
Но не сможет замёрзнуть Кузнецк,
Несмотря на морозы и вьюгу,
Ведь теплом наших добрых сердец
Мы сумеем согреть друг друга.
В нашем городе много людей
Побеждают улыбкой невзгоды.
В нашем городе много друзей,
Они дружат в любую погоду.
И я город свой очень люблю.
А зимой он такой красивый!
С ним судьбу я свою разделю:
Здесь мой дом! Здесь моя Россия!
Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я думаю, что наш родной город, наша страна в надёжных руках.
Город Кузнецк
Более трехсот лет назад на берегу реки Труев появилось первое поселение. Основали его беглые люди.
В семнадцатом веке Среднее Поволжье было отдаленной и глухой окраиной Российского государства. Не было здесь ни поселений, ни дорог – только леса, болота, глушь.
Как раз такие места и подходили больше всего для беглых людей, которых особенно много стало при Петре I. Реформы энергичного царя требовали огромных средств и больших людских ресурсов. Гнет народа невиданно ужесточился. И от этого народ побежал в глушь, в необжитые места, подальше от кнута и палки.
Одно из таких тайных поселений появилось на реке Труев в конце семидесятых годов семнадцатого века. Несколько семей стали жить на левом берегу реки, развивать ремесла. Край был богатый, ничем и никем не тронутый. Развивали гончарный промысел, занялись земледелием, появились кузнецы, бондари, башмачники. Но вольная жизнь длилась недолго. Тайные поселения отыскивались царскими прислужниками и приписывались боярам.
Саратовскую губернию, на территории которой возникло поселение Труево, Петр I пожаловал боярам Нарышкиным. Эта семья вошла в силу в последней четверти семнадцатого века, когда царь Алексей Михайлович женился на боярышне Наталье Кирилловне Нарышкиной. Близкий родственник Петра I боярин Лев Кириллович Нарышкин в 1691 году получил в свое владение огромную волость, которая простиралась с запада на восток от Тамбова до Саратова, а с севера на юг тянулась от крепости Пенза до прибрежья Дона и по размерам превышала территорию современной Бельгии или Голландии. А поселение Труево отошло Василию Федоровичу Нарышкину. Он заложил здесь церковь Воскресения Христова, и она, построенная у подножия Маров, была открыта 7 февраля 1699 года, о чем говорится в одном из приказов Патриарха. Этот день и считается официальной датой основания села Труево-Воскресенское. К тому времени здесь уже насчитывалось 15 крестьянских и 5 бобыльских дворов, 4 дома церковного причета.
Позднее Труево-Воскресенское было названо по имени боярина — Нарышкином. Оно стало расти. Судя по переписным книгам 1717-1718 годов, здесь уже было 185 дворов ясашных (обложенных натуральным налогом) крестьян и 103 двора пришлых крестьян, пришедших сюда из Московской, Петербургской, Воронежской, Казанской и других губерний. Но все-таки в селе было много и беглых. В 1719 году помещики Г. Аблязов, А. Нехлюдов, А. Киселев и другие жаловались царю, что в селе "набралось народу всякого с пять тысяч человек и занимаются они большей частью грабежами".
Нарышкино заселялось не только беглыми людьми, но и ссыльными. Петр I ссылал сюда опальных дворян и даже стрельцов, избежавших кровавой расправы. «Так, Патрикеевы и Кривовы в Кузнецке – фамилии ссыльных стрельцов», - считает краевед И. Клестов.
В 1720 году село перешло в Пензенский уезд и упоминается как вотчина Г.Ф. Грибоедова. В 1728 году вновь поступают жалобы начальству, что воры и разбойники, находящие себе пристанище около Нарышкина, многолюдными шайками ездят, жгут и разоряют многие села и деревни, мучают и убивают помещиков и крестьян, пожитки увозят, а скот – уводят.
Царское правительство принимало меры для наведения порядка на окраинах империи, стремилось заселять край мирными людьми. Однако ни мира, ни покоя Нарышкино так и не видело. К тому же частая смена владельцев села только усугубляла положение.
В сороковых годах XVII века селу грозила участь стать монастырской вотчиной. Помешало всеобщее волнение крестьян, прослышавших о том, что настоятель монастыря держал монастырских крестьян в цепях.
В губернии решили положить конец бунтарству вольного села, и в Нарышкино направили управителя Елистрата Кузнецова, которого, видимо, за пристрастие к разного рода допросам и судам, нарекли Стряпчим. Летом 1774 года, во время Пугачевского бунта, Стряпчий был повешен.
Нарышкино пожар крестьянской войны не обошел стороной. В село пожаловал трехтысячный отряд «полковника» Иванова, который в недалеком прошлом был крепостным из села Каменки. Пугачевцы читали «возмутительные манифесты», расправлялись с помещиками, грабили и убивали. Но похозяйничали они недолго.
Напуганные народным волнением в стране, Екатерина II и ее окружение принимали спешные меры по укреплению власти на местах. Увеличивалось число губерний, уездов, городов. Указ императрицы от 11 января 1780 года лаконично и строго предписывал разделить Саратовскую губернию на десять городов с уездами, открыв по сему случаю вновь шесть городов, в том числе и город Кузнецк при речке Труев, к северу от Саратова в 219 верстах, который переименовать из дворцового села Нарышкино-Труево.
Прошло десять месяцев, прежде чем 7 ноября 1780 года вышел второй императорский указ, утвердивший образование Саратовского наместничества, которое состояло из девяти уездов, в том числе Кузнецкого, во главе с уездным городом того же названия.
Когда основали город, у его заставы поставили солдат, которые спрашивали приезжавших людей: «Куда едешь?» — и били кнутом всех, кто говорил, что в Нарышкино, приговаривая: «Говори – еду в город Кузнецк!».
Кузнецк стал быстро расти. В нем появились новые улицы, в центре возводили большие дома купцы, появились лавки, склады. Но в самом Кузнецке и его окрестностях была ужасающая грязь на дорогах, они были почти что непроезжими. Лошади на улицах увязали по самое брюхо вместе с возами.
К 1780 году население Кузнецка составляло 2271 человек, в то время в Саратове проживало 4309 человек, в Царицыне (Волгограде) – 938, в Петровске – 293 человека.
Населения было достаточно, чтобы развивать разные ремесла и производства. Рядом с городом проходила трактовая дорога от Оренбурга в Москву. Уже в то время в Кузнецке постоянно проходили ярмарки, велась оживленная торговля. Кузнецк был крупным и хлеботорговым центром, через который хлеб из пензенского края поставлялся в Саратов.
Для управления городом были открыты присутственные места: городской магистрат, дума, суд, полицейское управление, казначейство. Назначены и избраны городничий, стряпчий, городской голова, два бургомистра, четыре ратмана, судья, старосты.
С 1780 по 1812 год должность городского головы занимали поочерёдно Петр Кириллов, Андрей Кошкадаев, Ефим Титклеев, Алексей Симбирин, Илья Безруков, Василий Климов, Кирилл Патрикеев. В 1797 году в городе насчитывалось 1083 дома, он был разделен на две полицейские части.
В 1794 году был изготовлен «Специальный геометрический план Саратовской губернии города Кузнецка». Из описаний к этому плану видно, что в Кузнецке проживало 2419 жителей. Город тогда представлял из себя фактически одну улицу – Большую (ныне улица Рабочая). Центром города была Воскресенская площадь рядом с церковью.
В 1874 году через Кузнецк прошла Сызрано-Вяземская железная дорога.
К 100-летию своего образования в городе проживало 17 тысяч жителей, насчитывалось 63 кожевни, 30 овчинных и веревочно-шпагатных, 6 маслобойных, одно чугунолитейное и другие предприятия, в которых работало 530 рабочих. В Кузнецке было 7 церквей, 3 часовни, 1 мечеть.
В 1904 году в городе было открыто реальное училище.
В начале ХХ века в городской промышленности происходят значительные изменения. Строятся новые предприятия, их уже насчитывается 52, на каждом – более двух десятков работников. Наиболее значимыми были химический завод Башкирова, металлообрабатывающий завод Шульпина, три канатно-веревочные фабрики Карягина, Кузьмичева, Сидорова, два овчинных завода братьев Вилкиных, два кожевенных завода братьев Дыдиных.
Многие кузнечане имели свою землю, вели на ней хозяйство, и это также давало возможность содержать семьи.
1. Вновь наш город укрыла зима
Одеялом снежным, пушистым.
Снег лежит на деревьях, домах
И под солнцем блестит и кружится.
2.А на окнах рисует мороз
Ледяные резные картины.
Зимний ветер тепло всё унёс,
Охладив городские квартиры.
3. Но не сможет замёрзнуть Кузнецк,
Несмотря на морозы и вьюгу,
Ведь теплом наших добрых сердец
Мы сумеем согреть друг друга.
4.В нашем городе много людей
Побеждают улыбкой невзгоды.
В нашем городе много друзей,
Они дружат в любую погоду.
5.И я город свой очень люблю.
А зимой он такой красивый!
С ним судьбу я свою разделю:
Здесь мой дом! Здесь моя Россия!
- На этой улице расположен автовокзал, железнодорожный вокзал, новые торговые центры «Кузнецкий», «Гулливер», городской рынок. На эту улицу смотрят окна городской больницы и школы № 16. Это улица Белинского. Раньше это улица называлась Односторонка, потому имела одну сторону, была грязной, немощёной улицей, утопала в темноте по ночам, в зимнее время здесь даже появлялись волки и единственными украшениями этой улицы были здание вокзала и драмтеатра). Потом она получила новое название Крестьянская
- Эту улицу можно назвать центральной, главной улицей города. Здесь расположен медицинский, педагогический колледжи, Холм Славы, гимназия № 1, МТЦ «Родина», дом детского творчества, музыкальная школа, краеведческий музей. Это улица Ленина. Когда-то эта улица делилась на 3 части: Конопляновка, Дворянская Дубровиха – так назывались раньше части этой улицы. Купцы, дворяне жили на Дворянской улице. На этой улице появляется городничий. По четвергам здесь шумит кузнецкий базар. На концах улицы, на окраинах, стоят полосатые будки. Здесь вооружённые будочники останавливают едущих на базар крестьян и грозно спрашивают: «Куда едешь?». И если мужики по привычке отвечают «в Нарышкино», то на их спины сыплются удары, а будочник внушает: «Говори, невежа, еду в город Кузнецк».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Согласные звуки [л\'], [л]. Согласные буквы Л.л.
На уроке обучающиеся учатся выделять из слов на слух и дифференцировать согласные звуки [л\'], [л], узнавать графический образ буквы....
Согласные звуки [ф], [ф’], буква ф . Строчная согласная буква «ф»
Технологическая карта интегрированного урока «Обучение грамоте» + «Письмо» по ОС «Школа – 2100»....
Согласные звуки [х], [х`]. Строчная согласная буква х.
Презентация к уроку обучения грамоте по программе "Школа 2100" ("Букварь", авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.) Тема урока: "Согласные звуки [х], [х`]. Строчная согласная буква х."...
Урок русского языка в 1 классе по теме «Согласные буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук ш. Русская народная сказка «Три медведя».
Разработка урока русского языка...
Интегрированный урок обучения грамоте «Согласные звуки [л], [л,], [м], [м,]. Строчные согласные буквы «л», «м».
Интегрированный урок обучения грамоте «Согласные звуки [л], [л,], [м], [м,]. Строчные согласные буквы «л», «м». Программа Бунеева....
Урок чтения в 1 классе (период обучения грамоте) Тема: «Звук [ш]. Согласная согласная буква Ш»
Цель:Познакомить детей с новым звуком и буквой, учить отличать новый звук и букву от других звуков и букв;Совершенствовать навыки правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения; работы с ...
Урок чтения в 1 классе.Тема: "Согласные буквы Ж ж, согласный звук [ ж]."
Урок разработан на основе ФГОС. В ходе урока дети познакомятся с согласными буквами Ж ж, с новым звуком , отработают навыки чтения с новыми буквами....