Классный час "Уважай старших"
классный час (2 класс) на тему

Герасименко Ольга Владимировна

Классный час на тему "Уважай старших" целесообразно провести в предверии празднования Дня пожилого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uvazhay_starshikh.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: УВАЖАЙ СТАРШИХ

(ко Дню пожилого человека -  1 октября)

Цели: воспитывать уважение к старшим; повторить правила вежливости; развивать стремление быть внимательным к окружающим людям.

Оборудование: тема записана на доске, жетоны для викторины, медали  «Самый вежливый».

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

-Ребята,  сегодня мы с вами поговорим об уважении к старшим, о чуткости и отзывчивости. Как вы понимаете выражение «Уважай старших»? (Здороваться со старшими, дать дорогу, уступить место, помочь в чем-либо и т.д.)

-Вы знаете, что человек – невежа не умеет вести себя в обществе, на улице и в своей речи употребляет такие слова и выражения, которые характеризуют его с отрицательной стороны. Герой этого стихотворения, например, слова «спасибо» , «здравствуйте», «пожалуйста», «простите» произносит неправильно.

Простого слова «извините» не одолел его язык.

Ему бывает часто лень сказать при встрече:

«Добрый день!»

Казалось бы, простое слово, а он стесняется, молчит

И в лучшем случае «Здорово!»

Он вместо слова «Здравствуйте» бурчит.

А вместо слова «до свидания» не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье: «Ну, я пошел… Пока! Всего!»

- Ребята, как вы назовете такого человека (невежа).

-А всегда ли вы сами вежливы? Сейчас проведем викторину. Кто первый и правильно ответит – получает жетон.

Викторина.

Вопрос. Что вы должны сделать, если в комнату вам входит старший, а вы сидите?

Ответ. Нужно встать, подать стул. Самому садиться только после приглашения.

Вопрос. Как вести себя при входе старшего в класс.

(учащиеся должны дать соответствующий ответ).

Вопрос. Как вы должны вести себя при встрече со старшими на улице, дома?

Ответ. Остановиться, поздороваться первым.

Вопрос. Как вести себя при разговоре со старшими?

Ответ. Разговаривать стоя, не закладывать руки в карманы, стоять прямо, разговаривать спокойно.

Вопрос. Если вы обращаетесь к старшим, как вы их должны называть? На «Вы» или на «Ты»?

(дать соответствующий ответ)

Вопрос. Вам иногда приходится встречаться со стариками, инвалидами или женщинами, которые нуждаются в оказании им помощи: перейти улицу, перевезти что-нибудь, подняться в гору, по лестнице и т.д. Как вы должны поступить?

(Добиться соответствующего ответа).

Вопрос. К вам домой пришли гости, что вы должны сделать?

Ответ. Попросить раздеться, получить от них пальто и повесить, при уходе помочь одеться и проводить, не вмешиваться в разговор старших и не мешать старшим отдохнуть.

Итог викторины. Подсчитать жетоны, наградить победителей медалями «Самый вежливый».

Чтение рассказа В. Осеевой «Бабка»

Бабка была тучная, широкая, с мягким певучим голосом. В старой вязаной кофте, расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами, как большая тень.

- Всю квартиру собой заполнила – ворчал Борькин отец. А мать робко возражала ему:

- Старый человек, куда ж ей деться?

- Зажилась на свете, - вздыхал отец.. В инвалидном доме ей место, вот где!.

   Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека. Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром встала раньше всех и гремела на кухне посудой. Потом будила зятя и дочь:

- Самовар поспел, вставайте! Попейте горяченького-то на дорожку.

Подходила к Борьке:

- Вставай, батюшка мой, в школу пора.

- Зачем? – сонным голосом спрашивал Борька.

- В школу. Темный человек глух и нем – вот зачем!

Борька прятал голову под одеяло:

- Иди ты, бабка.

- Я-то пойду, да мне не к спеху, а вот тебе к спеху.

- Боря, вставай! – стучал в стену отец. – А вы, мать, отойдите от него, не надоедайте с утра.

   Но бабка не уходила. Она натягивала на Борьку брюки, рубашку.

   Когда все уходили, она начинала хозяйничать. Чистила, мыла, варила; потом вынимала из сундука спицы и вязала. Спицы двигались в бабкиных руках то быстро, то медленно – по ходу ее мыслей. Иногда совсем останавливались, падали на колени, и бабка качала головой:

- Так-то, голубчики мои! Не просто, не просто жить на свете!

***

   Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто, шапку и, швыряя на стол сумку с книгами, кричал:

- Бабка, поесть!

   Бабка прятала вязание, торопливо накрывала на стол, скрестив руки на животе, следила, как Борька ест.

   В эти часы как-то невольно Борька рассказывал ей об уроках, товарищах. Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривала:

- Все хорошо, Борюшка: и плохое, и хорошее, - хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорощего душа зацветает.

   Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку:

- Вкусный кисель сегодня!  Ты ела, бабка?

- Ела, ела – кивала головой бабка. – Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здорова.

   Потом вдруг, глядя на Борьку выцветшими глазами, долго жевала она беззубым ртом какие-то слова. Щеки её покрылись рябью, и голос понижался до шепота:

- Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое, что малое, в старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни: богу молиться, долги платить, да родителей кормить.

 - Я мать не брошу. Это в старину, может, такие люди были, а я не такой!

- Вот и хорошо, Борюшка. Будешь поить-кормить, да подавать с лаской, а уж бабка твоя на это с того света радоваться будет.

   Со двора доносился визг ребят. К Боре пришел друг.

- Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.

   Бабка отдернула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами:

-Обидеть, что ударить, приласкать – надо слово искать. А в соседней комнате товарищ говорил Борьке:

- А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои и чужие. Она у нас главная.

- Как это – главная? – заинтересовался Борька.

- Она старенькая, всех вырастила. Её нельзя обижать. А что же ты со своей так? Смотри, отец взгреет!

- Не взгреет! – нахмурился Борька. - Он сам с ней не здоровается.

Товарищ покачал головой:

-Чудно! Теперь старых все уважают.

-Да мы свою бабку не обижаем, – покраснел Борька. Она у нас сыта и здорова.

Прощаясь с товарищем, Борька задержал его у дверей.

- Бабка, - нетерпеливо крикнул он, - иди сюда!

-Иду, иду, - заковыляла из кухни бабка.

-Вот, - сказал товарищу Борька, - попрощайся с моей бабушкой.

   После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку:

-Обижаем мы тебя?

А родителям говорил:

- Наша бабка всех лучше, а живет хуже всех, никто о ней не заботиться.

   Мать удивлялась, а отец сердился:

-Кто это тебя научил родителей осуждать?Смотри у меня – мал еще.

   И разволновавшись, набрасывался на бабку:

- Вы, что-ли, мамаша ребенка учите? Если недовольны нами, могли сами сказать.

Бабка мягко улыбаясь, качала головой:

- Нея учу – жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет. Я свое отжила на свете, а ваша старость впереди.

   Перед праздником возилась бабка до полуночи на кухне. Гладила, чистила, пекла. Утром поздравляла домашних, подавала чистое белье, дарила носки, шарфы, платочки.

   Отец, примеривая новые носки, кряхтел от удовольствия:

-Угодили вы мне, мамаша! Очень хорошо, спасибо вам!

Борька удивлялся:

-Когда это ты навязала, бабка? Ведь у тебя глаза старые, ещё ослепнешь!

   Около носа у нее была большая бородавка. Борьку эта бородавка забавляла.

-Какой петух тебя клюнул?- смеялся он.

- Да вот выросла, что поделаешь!

Борьку вообще интересовало бабкино лицо. Били на этом лице разные морщины: глубокие, мелкие, как ниточки и широкие, вырытые.

- Чего это ты такая разрисованная? Старая очень? – спрашивал он.

Бабка задумывалась.

- По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге можно прочитать.

- Как это ? Маршрут что-ли?

- Какой маршрут! Просто горе и нужда здесь расписались. Детей хоронила, плакала – ложились на лицо морщины. Нужду терпела, билась – опять морщины. Мужа на войне убили, много слез было – много морщин осталось. Большой дождь и то в земле ямочки роет.

Беседа-диалог (по прочитанному произведению)

-Как бабушка относилась ко всем в доме?

-Что она делала для отца Бори?

- Что она делала по хозяйству?

- Что она делала для Бори?

- Какой же была бабушка?

- Как можно о ней сказать?

- Чему она учила Борю? (пишу на доске: «Обидеть, что ударить, приласкать – надо слово искать»)

-Как же к ней относился Боря?

- Чему научил товарищ Борьку?

Пословицы

Молодой работает, старый ум дает.

Не смейся над старым, и сам будешь стар.

Ребенку дорог пряник, а старцу – покой.

Без старых не проживешь.

За старой головой- как за каменной стеной.

Молодость – пташкой, старость – черепашкой.

Учат добру не дураки, а старики.

Подведение итогов.

- Ребята, прислушивайтесь к взрослым, уважайте старших. Растите добрыми, чуткими и отзывчивыми, умеющими разделить и горе, и радость близких вам людей, особенно пожилых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Будь вежлив, уважай старших"

Разработка занятия по программе нравственного воспитания...

классный час на тему "Медаль за..." в 4 классе \ воспитание чуткости, милосердия, уважения к людям старшего поколения.

Классный час "Медаль за ..." проводится в 4 классе в месячник, посвященный "Дню защитника Отечества к 23 февраля.Цели:  развитие представлений  учащихся  об общечеловеческих качествах: ...

Классный час "Уважай старших"

Классный час "Уважай старших" проводится в начальных классах. Цели: воспитывать уважение к старшим, развивать стремление быть внимательными к окружающим....

Классный час "Уважай старших"

Беседа о правильном  и уважительном отношении к взрослым....

Конспект классного часа в 1- 2 классах на тему «Уважай старших»

Конспект классного часа в 1-2 классах на тему «Уважай старших».Цели: воспитывать уважение к старшим; повторить правила вежливости; развивать стремление быть внимательным к окружающим людям...

Сценарий классного праздника, посвящённого Дню старшего поколения"

Данный материал содержит сценарий праздника (с конкурсами и песнями) для бабушек и дедушек обучающихся класса, посвящённого Дню старшего поколения. Прилагается презентация к празднику и медали, которы...