классный час на тему "Медаль за..." в 4 классе \ воспитание чуткости, милосердия, уважения к людям старшего поколения.
классный час (4 класс) по теме
Классный час "Медаль за ..." проводится в 4 классе в месячник, посвященный "Дню защитника Отечества к 23 февраля.
Цели: развитие представлений учащихся об общечеловеческих качествах: добре и зле, чуткости, бескорыстности, мужества, стойкости, воспитание патриотических чувств; формирование стремления совершать добрые дела; развитие самооценки.
В ходе беседы идет обсуждение рассказа С. Баруздина "Кортик", Шефы- старшеклассники знакомят учеников 4 класса со школьным музеем "Я - помню! Я-горжусь!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час "Медальза ..." | 31.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Урок Сердечности и Доброты» в 4 «Б» классе.
Учитель Лапшина И.Б.
Цели: развитие представлений учащихся об общечеловеческих качествах: добре и зле, чуткости, бескорыстности, мужества, стойкости, воспитание патриотических чувств; формирование стремления совершать добрые дела; развитие самооценки.
Оборудование: записана тема «Медаль за Находчивость…». На доске - пословицы «Доброе слово, что дождь в засуху», «Человек живет век, а доброе дело – два», «Спешите делать добро». Плакат с изображением «Медали», презентация «Экскурсия в школьный музей», заготовки из бумаги для изготовления поделок.
Ход классного часа.
1.Учитель: Сегодня у нас много гостей: это наши шефы, ребятами из 6 «А» класса, и старшеклассники из 8 «Б» класса, учителя. Мы с вами за 4 года на уроках «Сердечности и Доброты» много читали рассказов, беседовали на темы: - «Каким должен быть настоящий человек? - Какими общечеловеческими качествах он должен обладать?» Учились понимать, «… что такое хорошо, а что такое плохо?». Говорили о Дружбе, Доброте, Вежливости. Такие уроки мы с вами проводим 1-2 раза в четверть. А когда вы были поменьше, то на много чаще. Итак: - Прочитайте тему классного часа.
Дети: - « Медаль за Находчивость….».
Учитель: А что такое находчивость? Когда награждают медалью «За находчивость»?
Дети: Ответы детей. ( Когда находят выход из опасных, нетипичных ситуаций).
Учитель: В словаре В.И. Даля, который жил 200 лет назад записано: «... образовано от прилагательного «находчивый» – 1) счастливый на находки, 2) умеющий найтись во всяком положении, 3) не теряющий присутствия духа….». Какое значение ближе к современному толкованию? ( 2.3.)
Учитель: А как вы думаете, за что, за какие поступки можно давать медали, ордена в наше время?
Ответы детей. (За мужество, стойкость, смелость, отвагу, за спасение людей на пожаре, за спасение утопающих, кто предотвратил беду, за победу…)
Учитель: - Помните, ребята, в 1 классе я вам тоже выдавала медали, изготовленные своими руками. За что?
Ответы детей. (За старательность, прилежность, внимательность, красивое письмо, аккуратность, хорошее поведение и т.д.)
Учитель: Это все учебные умения, личностные качества. В 1 классе необходимо было вас поддержать, похвалить, дать качественную оценку вашему труду. Поэтому вы и получали эти медали.
Учитель: - А как вы думаете, за какие общечеловеческие качества можно награждать людей?
Ответы детей: за честность, трудолюбие, заботу, помощь, доброту….
Например, «За улыбку!» Передача «Радионяня»
11. Учитель: - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о Доброте, добрых делах и поступках. - А что такое «Добро» ?
(Ответы детей). Все самое хорошее: тепло, свет маминых глаз, солнце, веселье, помощь, забота, участие, хорошие поступки.
Прочитайте пословицы на доске и объясните их смысл?
Ответы детей:
Учитель: - Назовите антоним слова «добро» -… (зло)
- Что такое зло?
Ответы детей. (Война, раздоры, ругань, скверные поступки, драка, болезни, смерть…)
-Какого человека можно назвать добрым? Любит людей, готов в любую минуту прийти на помощь, заботится о младших, уважает старших, бережет природу…
-А давайте вспомним, какие Добрые дела мы с вами сделали и для кого?
Ответы детей. Приготовили и провели праздник для пожилых людей, участвовали в концерте для больных и работников больницы, показывали сказку для д\с №50, делали кормушки для птиц, новогодние ели и игрушки, собирали подарки для детей инвалидов, рисовали рисунки, встречались с войном-афганцем, дарили подарки ветеранам войны, ухаживаем за цветами а рекреации, и еще много - много совершили добрых дел.
111. Учитель: Сегодня наши шефы приготовили вам новый рассказ, новую ситуацию для обсуждения. - Давайте послушаем рассказ С. Баруздина «Морской кортик» в исполнении ребят из 6»А» класса: Ксении, Насти, Гриши, Данилы.
Чтение рассказа.
МОРСКОЙ КОРТИК
Настя: Светлана давно мечтала одна дома остаться. Ей очень хотелось самой похозяйничать, повозиться с Алешкой, чтобы никто не мешал — ни папа, ни мама, ни бабушка. Наконец выдался такой вечер. Бабушка на несколько дней уехала в деревню, а папа с мамой ушли в театр. Светлана осталась дома главной хозяйкой. Вымыла посуду, подмела пол, полила цветы и стала с братишкой играть.
-Уж скорее бы ты, Алешка, подрастал! — говорит Светлана, повторяя мамины слова. — Отдадим тебя в детский сад. Знаешь, как там хорошо!
-У-у-у! — отвечает Алешка, словно соглашаясь: «Подрасту, мол! Пойду!»
Они поиграли, а в девять часов, как мама сказала, Света уложила братишку в кровать. Покачала она кровать, покачала — уснул Алешка. Потом Светлана разобрала свою постель и стала читать. Сегодня хоть до ночи читать можно — никто не заругает.
Время идет быстро. Светлана не заметила, как ночь наступила: на часах половина двенадцатого. Пора ложиться. А то мама и папа сейчас вернутся. Она обошла еще раз квартиру, посмотрела, все ли убрано, заглянула в кухню и тут вспомнила: «А ведро с мусором? Совсем забыла. Надо вынести!» Светлана подошла к Алешке — спит. «Я сейчас! Быстро!» Взяла ведро и побежала во двор.
А во дворе сегодня темным-темно. Небо покрыто тучами, не видно ни луны, ни звезд. Только лампочки у подъездов дома еле-еле светятся. Светлана идет вдоль садика. Сейчас за угол дома свернуть — и все: там под навесом стоят ящики для мусора.
Гриша: Вот и угол дома. Но что это? Перед ней на тротуаре лежит человек. От страха Светлана остановилась. Ноги у нее задрожали, по спине побежал неприятный холодок. Светлана посмотрела по сторонам, хотела позвать кого-нибудь, но вокруг — никого. А человек лежит ничком и не двигается. На нем морская форма. Морская фуражка отлетела в сторону. А рядом лежит чемодан и темная шинель. - Дядя! Дядя! Что с вами? — Светлана нагнулась над моряком. Моряк не ответил, только чуть слышно простонал. Значит, жив человек. «Помогите! Человек здесь!» — пробовала крикнуть Светлана, но от волнения у нее горло перехватило, И вдруг она сообразила: — Подождите, я сейчас... Только не умирайте! Человек ничего не ответил, а Светлана, бросив ведро, помчалась домой.
Гриша: - Как вы думаете, зачем девочка помчалась домой? Её действия? Ответы детей. (Продолжение чтения).
Ксюша: Забыв про все на свете, даже про Алешку, она влетела в квартиру, схватила телефонную трубку и набрала номер. — «Скорая помощь», «Скорая помощь»! — кричала она, пока
не услышала: «Скорая помощь» слушает...»
Только после того, как она назвала адрес, и спокойный голос ей сказал: «Машина выезжает», Светлана вспомнила про Алешку. К счастью, он спал.
—Смотри не просыпайся! — прошептала Света — и опять побежала во двор. Человек все так же лежал на земле. Светлана нагнулась, послушала — дышит человек. Значит, жив.- Потерпите, потерпите... —прошептала Света. - Сейчас все будет хорошо! Только не умирайте!
«Почему так долго нет машины? Сколько прошло минут? Пять, наверное, а может, больше? Только бы скорей!» Прошло еще несколько минут, и, наконец, Светлана услышала звук сирены. «Ну вот! Это она...»
Два ярких луча света врезались в темноту двора, за ними в ворота въехала машина.
— Сюда! Скорей!
Светлана бросилась навстречу машине и стала показывать дорогу. Обогнув вокруг садика, машина остановилась. Из нее вышел врач в халате с маленьким ящичком в руке. Он нагнулся над моряком. - Носилки! Скорей! — приказал он, вставая. Санитар и шофер положили моряка на носилки и поставили их в машину.
—Вещи вот, не забудьте,— сказала Светлана, передавая санитару шинель и фуражку. — Там чемодан еще... Тяжелый... Санитар подхватил чемодан.
—Он не умрет? — спросила Светлана у доктора.
—Постараемся... Спасибо тебе,— сказал доктор уже из машины.— Поехали!
Дима: На следующий день Светлана встретила во дворе Архипова. Света поздоровалась.
—Здравствуй,— ответил ей Андрей Андреевич.
Светлана заметила, что Андрей Андреевич сегодня почему-то грустный и неразговорчивый.
-Вы плохо чувствуете себя? — спросила она,
-Нет, я-то ничего,— ответил Андрей Андреевич.— А вот с сыном у меня беда. Приехал вчера в отпуск и не дошел до дому — попал в госпиталь. С сердцем сделалось плохо,
— С сыном? А что с ним?— спросила Светлана.
— Сегодня уже ничего. Стало лучше. Я только что оттуда. А вчера так было, что и не спрашивай! Врач сказал, что если бы на пять минут позже привезли его в госпиталь, то не видеть бы мне сына... И ведь знаешь, кто его спас? Девчурка какая-то, совсем маленькая. Она его первая заметила и не растерялась, вызвала «Скорую помощь». Как бы только узнать, кто она? Ведь, наверное, она из нашего дома. Сын сказал: «Разыщи её во что бы то ни стало и передай вот это». Андрей Андреевич развернул газету, В ней лежал кортик. Настоящий морской кортик!
Ксюша: —Этот кортик сын получил в начале войны, в подарок от
адмирала. Видишь надпись: «За находчивость». А теперь просил
передать его в подарок девочке, которая ему спасла жизнь.
Кстати, ты ничего не слышала, кто эта девочка?— спросил
Архипов.
Ксюша: А как вы думаете, что случилось дальше? Призналась ли девочка, что это она спасла боевого офицера? Ответы детей.
Настя: Светлана растерялась.—Нет,—сказала она сначала, а потом добавила: «— Я ничего не сделала... Просто «Скорую помощь» вызвала.
Теперь перед Светланиной кроватью висит боевой кортик. Он принадлежал морскому офицеру Ивану Андреевичу Архипову, а теперь принадлежит Светлане. И если вы возьмете этот кортик в руки, то прочтете на нем надпись: «За находчивость».
Настя: 1. Понравился вам рассказ? Чем? Какой момент был кульминацией (наивысшим напряжением)? Ответы детей.
Гриша: 2. Только ли за находчивость получила кортик Светлана? Ответы детей.
Дима: 3. Почему Светлана сказала, что ничего такого не сделала? Ответы детей.
1Y. Учитель: На нашей доске висит макет медали. На макете не хватает лучиков с названиями, за что можно еще дать медаль? У вас на столе заготовки- лучики для каждой «звездочки». Надпишите то качество, за что бы вы дали медаль Свете, но не повторяйтесь. А шефы вам в этом помогут.
(Дети пишут надписи на лучиках, учитель приклеивает их на макете). (За заботу, милосердие, доброту, честность, скромность)
У. Учитель: - Ребята! А в какое время давали больше всего медалей и орденов?
Ответы детей. В военное время. За боевые действия.
Учитель: - Откуда мы можем узнать о тех далеких, суровых годах, о людях, воевавших за нашу свободу, ковавших победу и на фронте и в тылу? Ответы детей.
- К нам пришли ребята из 8 «Б» класса. Мы их знаем по школьным делам: по дежурству по различным мероприятиям, по игре «Зарничка, да и просто так они приходят к нам в класс - это тоже мои выпускники. Моя гордость.
А 2 сентября они открывали «Автогородок и велосипедную стоянку при школе, проводили занятия с малышами по правилам дорожного движения. Сегодня они нам расскажут и покажут о своих ветеранах, о том материале, который собрали ученики и учителя нашей школы для музея «Я помню, я - горжусь!»
Презентация и рассказ учащихся 8 класса. - Мы надеемся, что в 5 классе заботу о наших ветеранах передадим вам, и вы продолжите над ними шефство. Это достаточно пожилые люди, которым необходимо внимание и помощь.
У1. Учитель: Спасибо, ребята! Февраль месяц в нашей школе традиционно посвящен Защитникам Отечества. Я думаю, что к ветеранам без подарка идти никак нельзя. Поэтому по группам мы изготовим подарки, которые подарим при встрече. Старшие ребята вам помогут.
(Дети вместе с шефами 6 и 8 классов изготовляют поделки. На столах – заготовки из бумаги)
У11. Учитель: Наш урок «Доброты и Сердечности» подходит к концу. Подведем итоги.
- Какие чувства переполняли вас? - Что вам понравилось?
- Что из урока вы почерпнули умного и важного? - Какое доброе дело мы сделали?
- Кого мы должны поблагодарить за урок?
Сумей преодолеть преграды,
И боль,
И призрачный успех.
Живи, не требуя награды,
За свой поступок ради всех.
Еще печалью мир простужен,
Исподтишка разит беда.
Ты должен быть кому-то нужен
Всегда – как хлеб или вода.
Быть добрым надо по привычке,
Жить в благородстве и тиши.
Жить мирной жизнью, как обычно,
Стремясь к гармонии души.