Программа для подготовки дошкольников к школе "По дороге в 1 класс"
рабочая программа по теме
Программа подготовки дошкольников к школе "По дороге в 1 класс". Программа состоит из блоков: психология, чтение и развитие речи, математика. Занятия проводятся учителем, учителем - логопедом, учителем - психологом. По окончании занятий, проводится педагогическая диагностика и результаты проверки заносятся в итоговую таблицу. По необходимости - индивидуальные консультации родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_doroge_v_1_klass.doc | 171 КБ |
Предварительный просмотр:
Модифицированная программа
подготовки дошкольников
«По дороге в 1 класс»
Рабочая учебная программа подготовки дошкольников «По дороге в 1 класс» составлена на основе авторской программы Н.А.Завьяловой «Интегрированный курс подготовки дошкольников» (Волгоград: Учитель, 2009год) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва. 2004 год).
Основополагающие идеи:
- Создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;
- Создание системы непрерывного обучения дошкольников, в основе которой лежит идея интеграции (под интеграцией понимается процесс, в ходе которого разобщённые элементы посредством синтеза объединяются в целостную систему);
- Формирование психологической готовности к школе.
Организация системы работы
по подготовке детей к обучению в школе
I этап (сентябрь – май)
Подготовительный этап включает в себя:
- Организационные вопросы, связанные с информированием населения о сроках подготовки детей к школе;
- Проведение экскурсий подготовительной группы детского сада в школу;
- Посещение занятий в дошкольном учреждении психологом и учителем;
- Организацию и проведение первого родительского собрания для родителей дошкольников;
- Выработку концепции, основанной на принципах развивающего обучения;
- Составление единой программы обучения, в которой предусмотрена соотнесённость одного учебного предмета с другим, этапность работы;
- Консультирование родителей с целью формирования положительной мотивации учения у детей;
- Диагностику детей психологом детского сада, психологом школы, логопедом, учителем.
II этап (февраль – апрель)
Основной этап – собственно подготовительные занятия:
- Занятия с психологом – развивающие игры;
- Занятия с логопедом – чтение и развитие речи;
- Занятия с учителем – письмо и развитие мелкой моторики руки;
- Занятия с учителем – математика с элементами логики.
ПСИХОЛОГИЯ
Программа рассчитана на 6 занятий. Продолжительность занятий 20-25 минут (в середине занятия – физкультминутка).
Занятия с психологом имеют своей целью помочь ребёнку, который уже не дошкольник, но ещё и не школьник, построить содержательный образ «настоящего школьника». По форме, по манере общения занятия строятся как обучающие навыкам учебного сотрудничества. Но материал, которым работают дети, чисто дошкольный: дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание, то есть направленные на развитие познавательных способностей. Усилия детей сосредотачиваются на освоении отношений: на выработке умения договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники».
Важным условием развития познавательной активности ребёнка, самостоятельности его мышления является умение отстаивать своё мнение в спорах с другими детьми. Эти споры должны носить конструктивный характер и не сводиться к выяснению межличностных отношений. Главное в них – обсуждение возможных решений общей задачи.
К такому взаимодействию детей надо специально готовить, приучать, задавая им уже в дошкольном возрасте цивилизованные образцы ведения дискуссии.
Любознательность, активность, самостоятельность – вот качества, необходимые ребёнку для учебной деятельности. Именно они являются залогом познавательной активности, интереса к учёбе, способности к самостоятельному поиску. Сегодня это понятно всем. Однако далеко не ясно, как не гасить, а формировать эти качества. Для решения этих задач предлагаются весёлые задания-шутки, а также задания, требующие от детей умения спрашивать.
Чтобы помочь ребёнку подогнать не его индивидуальность под школьную норму, а наоборот, нужен веер допустимых образцов в пределах данной нормы. При этом условии ребёнок обретает чувство собственного достоинства, уверенность, избавляется от излишней тревоги. Порядок в классе при этом не страдает, как правило, так как дети добровольно приучаются соблюдать его в дальшейшем. Занимаясь развитием у ребёнка навыков общения и сотрудничества, психолог решает проблемы эмоционального неблагополучия детей на этапе дальнейшей адаптации первоклассника к школе. Не обучая детей общению и сотрудничеству, не научишь их учиться. Ибо первая ступень этого умения предполагает способность компенсировать собственную неумелость, некомпетентность вовсе не с помощью книг, а с помощью других людей: учителя, родителей, одноклассников. Такое соединение привычной дошкольной и школьной среды облегчает и обеспечивает ребёнку переход от дошкольной жизни к школьной.
Темы занятий:
- Знакомство. Введение знаков «Правила поведения на уроке».
- Введение схемы времени.
- Знаки «Я» и «Мы».
- Как надо и как не надо спорить (минитренинг).
- Правила школьной жизни.
- Для чего ходят в школу?
В конце занятий проводится диагностика с использованием «Методики исследования особенностей развития познавательной сферы» М.Я.Семаго, М.М.Семаго.
ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ
Программа рассчитана на 7 занятий. Продолжительность занятий 20-25 минут (в середине занятия – физкультминутка).
Несложно понять, что многое зависит от начального этапа обучения письму. Если какие-то элементы навыка сформированы неверно, то умение писать в целом будет неправильным. А привычки и навыки в раннем возрасте закрепляются очень быстро, при этом очень прочно. Уже на самых первых этапах обучения письму у ребят проявляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. И наступает момент, когда быстро растёт нелюбовь к этому занятию. Почти все дети не любят писать, у них нет потребности в этом. Создаётся гигантский барьер в обучении: во-первых – «не хочу», во-вторых – «не могу».
Поэтому задача – понять те трудности, которые испытывают дети, причины их возникновения; постараться облегчить их первые шаги в школьной жизни; помочь добиться успеха.
Подготовительные занятия не ставят своей целью научить ребёнка писать. Этот процесс длительный и непростой. На занятиях имеется возможность не спеша, глубоко проникая в психологию процесса обучения, осуществить этап подготовки детей к письму. Он заключается в следующем:
- укрепление руки, улучшение координации движений;
- усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке;
- совершенствование способности к зрительному восприятию форм;
- умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма;
- поднятие на новый уровень наглядного, образного и отвлечённого мышления детей;
- снижение психологической нагрузки ребёнка;
- написание элементов букв и в неполном объёме самих букв.
Занятия проводятся по группам не дифференцированно по сложности заданий. Занятия условно можно разделить на два этапа: работа на нелинованном листе бумаги (рисование штриха), работа в тетрадях (рисование узоров, письмо элементов букв). Много внимания уделяется игровым и занимательным моментам для поддержания интереса детей к работе.
Темы занятий:
- Здравствуй, школа (вводное занятие).
- Написание короткой и длинной наклонной палочки.
- Написание короткой палочки с закруглением внизу и вверху.
- Написание длинной палочки с закруглением внизу.
- Написание короткой и длинной палочки с закруглением вверху и внизу.
- Написание длинной палочки с закруглением внизу влево.
- Написание длинной палочки с петлей внизу и вверху.
МАТЕМАТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ ЛОГИКИ
Содержание программы основано на принципах развивающего обучения с акцентом на развитие образных представлений у детей.
Программа рассчитана на 10 занятий. Продолжительность занятий 20-25 минут (в середине занятия – физкультминутка). Форма проведения занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач.
Познавательный материал в программе даётся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы построения развивающего обучения. Центральное место отводится обогащению сенсорного опыта детей путём ознакомления с величиной, формой, пространством, и обучение строится по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному.
В процессе решения проблемной ситуации взрослый учит ребёнка, помогает ему использовать известные способы действия, перенося их в незнакомые условия. Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа, в этом случае ребёнок может идти путём проб. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения).
Особая роль в обучении детей основам математических знаний принадлежит сюжетно-дидактическим играм, математическим развлечениям (загадки, загадки-шутки, кроссворды), математическим играм, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности, дидактическим играм и упражнениям, основное назначение которых – обеспечить упражняемость детей в умении различать, выделять, называть множество предметов, чисел, геометрических фигур и т.д, а также возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.
Система уроков построена блочно.
Первый блок «Величина».
В этом блоке уроков центральное место отводится обогащению сенсорного опыта детей, и обучение строится по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного к логическому.
Дети учатся определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяжённости предметов. От практического сравнения величины ребёнок пойдёт дальше к познанию количественных отношений «больше-меньше», «равенство-неравенство».
Формирование представлений о величине предметов и понимания отношений «длиннее-короче», «выше-ниже», «шире-уже», «больше-меньше» позволяет показать скрытые математические зависимости, углубить понятие о числе, представив его в новой для ребёнка функции отношений.
Второй блок «Порядковый и количественный счёт, выполнение арифметических действий» знакомит с математическими отношениями и измерениями величин. Задания не даются в готовом виде, а постигаются путём самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов, установления закономерностей и взаимозависимости.
Третий блок «Подготовка и решение арифметических задач» своей целью имеет обучение анализу задач и решению их.
Темы занятий:
- Вводное занятие. Понятия «одинаковое», «разное», «больше», «меньше», «столько же».
- Понятие условной меры. Измерение длин. Сравнение объёмов.
- Счёт предметов в прямом и обратном порядке. Правила счёта.
- Ориентация в пространстве: «направо», «налево», «вверх», «вниз», «между», «за», «перед».
- Ориентация в клеточном поле листа. Ориентация во времени.
- Знакомство с цифрами 1, 2, 3, 4, 5. Присчитывание и отсчитывание по одному.
- Знакомство с цифрами 6, 7, 8, 9, 10. Присчитывание и отсчитывание по одному.
- Геометрические фигуры плоскостные и объёмные. Знакомство с задачей.
- Геометрические фигуры. Точка. Прямая. Луч. Отрезок.
- История чисел. Число 0.
После занятий проводится педагогическая диагностика, которая предполагает два взаимосвязанных этапа. Первый этап – групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных им диагностических бланках. Второй этап - индивидуальное обследование, когда учитель непосредственно наблюдает за деятельностью одного ребёнка и сам записывает его устные ответы. (см. стр.45 – 58 «Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырёхлетней начальной школы» / Под ред. Л.Е.Журовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Вента-Графф, 2002. – 384 стр).
Литература
- Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе / авт.-сост. Н.А.Завьялова и др. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2009. – 190 стр.
- Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырёхлетней начальной школы / Под ред. Л.Е.Журовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Вента-Графф, 2002. – 384 стр.
- Порядок приёма детей в ГКПД
1.1. В ГКПД принимаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний и проживающие на территории …
1.2. Для зачисления в ГКПД необходимы следующие документы:
- заявление родителей (законных представителей) с предъявлением документа, удостоверяющего личность;
- справка с места жительства о регистрации в ….
1.3. Приём детей в ГКПД осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) и оформляется приказом по школе «О проведении подготовки будущих первоклассников».
- Система работы по подготовке детей к обучению в школе
2.1. Подготовительный этап (сентябрь – май) включает в себя:
- организационные вопросы, связанные с информированием населения о сроках подготовки детей к школе;
- проведение экскурсий подготовительной группы детского сада в школу;
- посещение занятий в дошкольном учреждении психологом и учителем;
- организацию и проведение первого родительского собрания для родителей дошкольников;
- выработку концепции, основанной на принципах развивающего обучения;
- составление единой программы обучения, в которой предусмотрена соотнесённость одного учебного предмета с другим, этапность работы;
- консультирование родителей с целью формирования положительной мотивации учения у детей;
- диагностику детей психологом детского сада, психологом школы, логопедом, учителем.
2.2. Основной этап (февраль – май) – собственно подготовительные занятия:
- занятия с психологом – развивающие игры;
- занятия с логопедом – чтение и развитие речи;
- занятия с учителем – письмо и развитие мелкой моторики руки;
- занятия с учителем – математика с элементами логики.
2.3. Продолжительность занятий 20-25 минут (в середине занятия – физкультминутка). Форма проведения занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач.
2.4. С целью выявления готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению, определения вида общеобразовательной программы в общеобразовательном учреждении может проводиться психолого-педагогическое диагностирование детей в присутствии родителей (законных представителей); родители (по желанию) могут получить психолого-педагогическую консультацию.
Результаты диагностики будущих первоклассников
Обследование проводилось индивидуально в присутствии родителей
и администрации школы
Дата обследования с 10.04. - 17.04. 201…года
Имя, фамилия ребёнка | Задание №1 зрительное восприятие | Задание №2 пространственное восприятие | Задание №3 выбор и выполнение арифметических действий | Задание №4 сравнение множеств | Задание №5 классификация предметов | Задание №6 фонематический слух | Задание №7 предпосылки к овладению звуковым анализом | Уровень готовности к обучению |
Учитель начальных классов МОУ _______________
Результаты готовности к обучению в школе на 20…/20… учебный год
параметр | итого уч-ся | % | итого баллов | % | ||||||||||||||||||
Оценочная шкала | ||||||||||||||||||||||
Уровень психологической готовности | Интеллектуальная готовность | высокий | 1б | |||||||||||||||||||
средний | 1б | |||||||||||||||||||||
низкий | 0б | |||||||||||||||||||||
Мелкая моторика | сформирована | 1б | ||||||||||||||||||||
недостаточно сформирована | 0б | |||||||||||||||||||||
Эмоционально-волевая сфера | соответствует норме | 1б | ||||||||||||||||||||
не соответствует норме | 0б | |||||||||||||||||||||
Личностная готовность | сформирована | 1б | ||||||||||||||||||||
недостаточно сформирована | 0б | |||||||||||||||||||||
Социальная готовность | сформирована | 1б | ||||||||||||||||||||
недостаточно сформирована | 0б | |||||||||||||||||||||
Речевое развитие | норма | 1б | ||||||||||||||||||||
ФФН (фонетическая) | 0б | |||||||||||||||||||||
ФФН (фонематическ) | 0б | |||||||||||||||||||||
НВ ОНР | 0б | |||||||||||||||||||||
ФНР | 0б | |||||||||||||||||||||
ОНР | 0б | |||||||||||||||||||||
Кругозор | соответствует норме | 1б | ||||||||||||||||||||
не соответствует норме | 0б | |||||||||||||||||||||
Соматическое здоровье | соответствует норме | 1б | ||||||||||||||||||||
не соответствует норме | 0б | |||||||||||||||||||||
итого | ||||||||||||||||||||||
Общий уровень готовности | высокий | 8б | ||||||||||||||||||||
выше среднего | 7б | |||||||||||||||||||||
средний | 6б | |||||||||||||||||||||
ниже среднего | 5-4 | |||||||||||||||||||||
низкий | 3-1 |
Учитель начальных классов _______________________
Учитель – логопед ____________________________
Педагог – психолог ___________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по подготовке дошкольников к школе "Калейдоскоп знаний"
Почему так по-разному дети реагируют на начальный этап обучения? Вопрос сложный. Среди ряда причин, обуславливающих особенности приспособления разных детей к школе, первостепенное значение имеют состо...
Рабочая программа по подготовке дошкольников
Содержание: 1. Пояснительная записка.2. Содержание программы.3. Организация образовательного процесса. Приложение №1. Программа по математике. Приложение №2. ...
Программа подготовки дошкольников к обучению в 1 классе
Материал содержит программу по развитию речи, подготовке к письму и математике. В приложении дано тематическое планирование к данным курсам. Программа апробирована в школе; по ней работали и готовили ...
Авторская образовательная программа дошкольной подготовки будущих первоклассников "По дороге в первый класс"
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образова...
Рабочая программа по подготовке к ВПР для учащихся 4 классов
Рабочая программа по подготовке к ВПР для учащихся 4 классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «МЕТАПРЕДМЕТ» (подготовка к ВПР) для 4-х классов
Рабочая программа курса «Метапредмет» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.В концепции ФГОС НОО второго поколе...
Рабочая программа по подготовке к ВПР для учащихся 4 класса МБОУ КСОШ им. Хоца Намсараева «Калейдоскоп наук»
Пояснительная записка Программа «Калейдоскоп наук» общеинтеллектуального направления. Рассчитан для детей 10-11 лет. Срок реализации – 1 год. Общая продолжительность обучения со...