Авторская образовательная программа дошкольной подготовки будущих первоклассников "По дороге в первый класс"
рабочая программа по теме
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. Актуальность данной программы обусловлена зачастую сложной адаптацией ребенка к школе. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Программа «По дороге в первый класс» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование
к образовательной программе дошкольной подготовки «По дороге в первый класс»
Программа рассчитана на 16 недель, общее количество занятий – 48.
№ п/п | Тема занятия | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся | Формируемые УУД | Дата проведения |
Обучение грамоте и развитие речи | |||||
1 | Произношение звуков. Чистоговорки. Выделение звуков на слух | Звук. Произношение звуков. Гласные звуки. Чистоговорки. Подбор слов, начинающихся и оканчивающихся на заданный звук | Правильно, отчетливо и ясно произносят слова; выделяют звуки на слух | Личностные: формирование положительного отношения к школьному обучению; адекватной самооценки. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: сохранение заданной цели; осуществление действия по образцу и заданному правилу; адекватное понимание оценки взрослого и сверстника. Коммуникативные: эмоционально – позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; умение слушать собеседника, задавать вопросы | |
2 | Укрепление и развитие артикуляции. Скороговорки | Правильное произношение всех звуков русского языка. Согласные звуки. Работа над артикуляцией, скороговорками. Выделение наиболее часто повторяющихся звуков в скороговорках | Выделяют в скороговорках наиболее часто повторяющиеся звуки, правильно произносят звуки; быстро произносят скороговорки | ||
3 | Использование интонационных средств в речи. Детские потешки, стихи | Детские потешки. Особенности их построения, названия. Выразительное чтение потешек, стихотворений. Передача настроения в интонации при чтении | Используют в речи средства языковой выразительности при чтении стихотворений, потешек | ||
4 | Разучивание и составление загадок | Особенности построения загадок. Составление загадок. Описывание знакомых предметов, их признаков. Использование слов в переносном и иносказательном значении | Описывают знакомый предмет, выделяют его признаки; составляют простые загадки по описанию предмета | ||
5 | Сказка. Пересказ сказок с опорой на иллюстрации | Сказка. Пересказ сказок с опорой на иллюстрации, выразительное воспроизведение диалогов действующих лиц. Восстановление событий сказки по заданному началу. Определение сказочного героя по описанию его внешних признаков | Пересказывают сказки с опорой на иллюстрацию; продолжают сказку по заданному началу; узнают сказочного героя по описанию его внешних признаков | ||
6 | Театр. Разыгрывание сказок по ролям | Диалог. Мимика, жесты. Особенности театра. Разыгрывание сказок по ролям с использованием всех средств языковой выразительности | Передают характер, манеры поведения героев мимикой, жестами, интонационно | ||
7 | Составление рассказов по опорным картинкам | Сочинение сюжетных рассказов по картине, из опыта, по игрушкам. Построение рассказа в соответствии со структурой сюжетного повествования: экспозиция (обрисовка действующих лиц, времени, места действия), завязка (причина события), развитие событий и кульминация, развязка (окончание) | Определяют и воспроизводят логику описательного рассказа; сочиняют сюжетные рассказы по картинкам в соответствии со структурой содержания | ||
8 | Составление рассказов об эпизодах из жизни на заданную тему | Составление рассказов с использованием разнообразных средств выразительности. Работа над словарем | Используют способы установления речевых контактов со взрослыми и детьми (обращаются по имени, по имени и отчеству, вежливо выражают просьбу, извиняются, говорят спокойным тоном) | ||
9 | Диагностические исследования по показателям: «Здоровье и двигательная активность (методика 1)» | Методика направлена на выявление уровня развития мелкой моторики, связанной с графическими действиями | Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя | ||
10 | Диагностические исследования по показателям: «Коммуникативные способности (методика 1-2)» | Методика 1 направлена на определение уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия). Методика 2 направлена на выявление уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком состояния сверстника) | Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя | ||
11 | Диагностические исследования по показателям: «Коммуникативные способности (методика 3)» | Методика направлена на выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление ребенка о способах выражения своего отношения ко взрослому) | Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя | ||
12 | Диагностические исследования по показателям: «Коммуникативные способности (методика 4)» | Методика направлена на выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику) | Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя | ||
13 | Диагностические исследования по показателям: «Способность к построению речевого высказывания (методика 1)» | Методика направлена на диагностику способности ребенка к построению высказывания | Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя | ||
14 | Диагностические исследования по показателям: «Осведомленность в основных областях знаний (методика 3)» | Методика направлена на выявление уровня развития умения ориентироваться в звуковой стороне речи (выделение звуков в словах) | Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя | ||
15 | Диагностические исследования по показателям: «Осведомленность в основных областях знаний (методика 4)» | Методика направлена на выявление уровня развития умения ориентироваться в звуковой стороне речи (различение коротких и длинных слов) | Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя | ||
16 | Диагностические исследования по показателям: «Осведомленность в основных областях знаний (методика 6)» | Методика направлена на выявление уровня развития представлений о различных профессиях | Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя | ||
Математика и конструирование | |||||
1 | Сравнение предметов (сюжетных картинок) | Сравнение предметов (групп) по цвету, размеру, форме. Нахождение общих и различных признаков в группе предметов. Последовательность выполнения действий на примере сказок, сюжетных картинок | Применять доступные способы познания: сравнение, измерение, классификацию – с целью освоения зависимостей между предметами, числами; строят простые высказывания о сущности выполненного действия и т. д.; определяют и отражать в речи основания группировки, классификации, связи и зависимости полученных групп | Личностные: формирование положительного отношения к школьному обучению; адекватной самооценки. Познавательные: знаково – символическое моделирование; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей; сравнение и сопоставление; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: сохранение заданной цели; осуществление действия по образцу и заданному правилу; умение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; адекватное понимание оценки взрослого и сверстника. Коммуникативные: эмоционально – позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; умение слушать собеседника, задавать вопросы | |
2 | Классификация предметов | Классификация предметов по цвету, размеру, форме. Добавление своих предметов в данную группу по определенным признакам. Определение классификации | |||
3 | Расположение в пространстве и на плоскости | Расположение предметов на плоскости и в пространстве – понятия: «вверху», «внизу», «справа», «слева», «выше», «ниже», «под», «над», «между» и т. п. | Определяют свое местоположение среди объектов окружения, смену направления движения, изменение отношений между предметами | ||
4 | Названия чисел по порядку от 1 до 9. Сравнение чисел. Распознавание цифр | Числа от 1 до 9. Количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке. Порядковый счет предметов | Выполняют количественный и порядковый счет предметов; различают цифры от 1 до 9; связи и зависимости между числами, отношения чисел (меньше, больше на 1, 2). Находят числа «до» и «после» названного | ||
5 | Названия чисел по порядку от 1 до 9. Сравнение чисел. Распознавание цифр | Состав чисел до 9 единиц. Приемы присчитывания и отсчитывания по одному, по два | Различают цифры от 1 до 9; состав чисел из единиц. Считают, измеряют, сравнивают числа, уравнивают множества по числу | ||
6 | Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг | Геометрические фигуры, названия, сравнение. Классификация геометрических фигур. Конструирование заданных фигур с использованием геометрических фигур | Самостоятельно сравнивают геометрические фигуры, предметы по размеру, форме; выделяют и сосчитывают вершины, стороны | ||
7 | Логические задания на развитие внимания, воображения | Последовательность выполнения игровых практических действий с ориентировкой на символ. Обнаружение логических связей между последовательными этапами какого-либо действия | Зрительно воспринимают и понимают последовательность действий, этапность и результат; осуществляют действия в соответствии с воспринятой последовательностью, объясняют последовательность и этапность выполнения | ||
8 | Логические задания на развитие памяти и мышления | Решение задач на комбинаторику и преобразование | Обнаруживают логические связи и отражают их в речи | ||
9 | Диагностические исследования по показателям: «Сенсорные способности (методика 1)» | Методика направлена на выявление уровня развития сенсорных способностей (представлений об эталонах формы и их использовании) | Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя | ||
10 | Диагностические исследования по показателям: «Сенсорные способности (методика 2)» | Методика направлена на выявление уровня развития сенсорных способностей (представлений об эталонах величины и их использовании) | Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя | ||
11 | Диагностические исследования по показателям: «Интеллектуальные способности (методика 1)» | Методика направлена на выявление способности соотнесения заданной схемы с конкретной постройкой | Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя | ||
12 | Диагностические исследования по показателям: «Интеллектуальные способности (методика 2)» | Методика направлена на выявление способности ребенка использовать схему (на которой представлены части будущей постройки) при подборе строительных деталей для заданной постройки | Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя | ||
13 | Диагностические исследования по показателям: «Интеллектуальные способности (методика 3)» | Методика направлена на выявление способности ребенка использовать схемы для ориентировки в пространстве | Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя | ||
14 | Диагностические исследования по показателям: «Интеллектуальные способности (методика 4)» | Методика направлена на выявление способности использовать модели для установления классификационных отношений | Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя | ||
15 | Диагностические исследования по показателям: «Осведомленность в основных областях знаний (методика 1)» | Методика направлена на выявление знания чисел числового ряда в пределах 10 | Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя | ||
16 | Диагностические исследования по показателям: «Осведомленность в основных областях знаний (методика 2)» | Методика направлена на выявление уровня освоения детьми предлогов, выражающих пространственные отношения | Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя | ||
Декоративное рисование и лепка | |||||
1 | Орнамент | Орнамент как вид украшения, как вид искусства. Орнамент в полосе. Способы рисования орнамента в полосе. Элементы орнаментов | Различают орнаменты и способы их построения. Рисуют простой орнамент в полосе с элементами по готовому образцу | Личностные: формирование положительного отношения к школьному обучению; адекватной самооценки. Познавательные: знаково – символическое моделирование; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; установление аналогии; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: сохранение заданной цели; осуществление действия по образцу и заданному правилу; умение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; адекватное понимание оценки взрослого и сверстника. Коммуникативные: эмоционально – позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; умение слушать собеседника, задавать вопросы | |
2 | Золотая хохлома | Хохломской промысел. Хохломская посуда. Элементы хохломской росписи. Основные цвета. Простейший узор под хохлому | Называют основные элементы и цвета росписи. Выполняют простейший узор под хохлому | ||
3 | Гжель | Гжельский промысел. Гжельская посуда. Элементы гжельской росписи. Основные цвета. Простейший узор под гжель | Отличают гжельскую посуду; выполняют простейший узор под гжель. Называют основные элементы и цвета росписи | ||
4 | Русская матрешка | Матрешка как игрушка и сувенир и как вид искусства. Семеновская, полхов-майданская, загорская матрешки. Сходства и различия | Различают матрешек различных промыслов по форме, по элементам и деталям. Выполняют роспись одежды матрешек | ||
5 | Основные приемы лепки | Знакомство с основными приемами лепки: прищипывание, вытягивание, скатывание и т. д. Способы соединения деталей | Выполняют основные приемы лепки и соединения деталей. Подготавливают пластилин к работе | ||
6 | Лепка. Фигуры животных | Выполнение простых фигур животных из пластилина. Повторение основных приемов лепки | Выполняют простейшие фигуры животных. Соблюдают пропорции фигуры | ||
7 | Лепка. Растительный орнамент | Создание простейшего растительного орнамента из пластилина. Способы примазывания и расплющивания | Используют приемы расплющивания и примазывания для создания простейшего растительного орнамента. Выполняют детали одинакового размера | ||
8 | Лепка. Фигура человека. Дымковская игрушка «Барыня» | Дымковский промысел. Дымковская игрушка, особенности формы | Используют основные цвета и элементы дымковской росписи при изготовлении фигуры барыни | ||
9 | Диагностические исследования по показателям: «Творческие способности (методика 1-2)» | Методика 1 направлена на выявление уровня развития способностей к преобразованию (определение начала и конца истории). Методика 2 направлена на выявление уровня развития способностей к преобразованию (определение промежуточного состояния изменяющегося объекта) | Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя | ||
10 | Диагностические исследования по показателям: «Творческие способности (методика 3)» | Методика направлена на выявление уровня развития способностей детей к преобразованию (отражение циклических изменений объектов) | Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя | ||
11 | Диагностические исследования по показателям: «Творческие способности (методика 4)» | Методика направлена на оценку уровня развития творческих способностей, позволяющих ребенку выражать свое отношение к объектам и явлениям окружающего мира с помощью индивидуальных или принятых в культуре символических обозначений (способность к символизации) | Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя | ||
12 | Диагностические исследования по показателям: «Регуляторные способности (методика 1)» | Методика направлена на выявление уровня развития регуляторных способностей (способности детей распознавать различные ситуации, связанные с пребыванием в школе, и определять правила поведения в них) | Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя | ||
13 | Диагностические исследования по показателям: «Регуляторные способности (методика 2)» | Методика направлена на выявление уровня развития регуляторных способностей (эмоционального компонента) | Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя | ||
14 | Диагностические исследования по показателям: «Регуляторные способности (методика 3)» | Методика направлена на выявление уровня развития регуляторных способностей (произвольного компонента) | Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя | ||
15 | Диагностические исследования по показателям: «Осведомленность в основных областях знаний (методика 5)» | Методика направлена на выявление уровня развития представлений о свойствах материалов, из которых сделаны предметы | Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя | ||
16 | Диагностические исследования по показателям: «Осведомленность в основных областях знаний (методика 7)» | Методика направлена на выявление уровня развития представлений о сезонных изменениях в живой и неживой природе | Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская образовательная программа по краеведению "Родимая сторона - мать" для начальных классов
Программа патриотического воспитания школьников на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.Программа призвана обог...
Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников
Пояснительная запискаРабочая программа «Дошколята» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего ...
Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников
Рабочая программа «Дошколята» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго п...
Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников
Рабочая программа «Дошколята» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на...
Приложение к рецензии на авторскую образовательную программу дошкольной подготовки "По дороге в первый класс"
Приложение к рецензия на авторскую образовательную программу...
Программа дошкольной подготовки будущих первоклассников « Дошколята»
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым обр...