Авторская образовательная программа дошкольной подготовки будущих первоклассников "По дороге в первый класс"
рабочая программа по теме

Сидорова Альбина Сергеевна

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. Актуальность данной программы обусловлена зачастую сложной адаптацией ребенка к школе. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций.  Программа «По дороге в первый класс» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование

к образовательной программе дошкольной подготовки «По дороге в первый класс»

Программа рассчитана на 16 недель, общее количество занятий – 48.

№ п/п

Тема занятия

Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

Формируемые УУД

Дата проведения

Обучение грамоте и развитие речи

1

Произношение звуков. Чистоговорки. Выделение звуков на слух

Звук. Произношение звуков. Гласные звуки. Чистоговорки. Подбор слов, начинающихся и оканчивающихся на заданный звук

Правильно, отчетливо и ясно произносят слова; выделяют звуки на слух

Личностные: формирование положительного отношения к школьному обучению; адекватной самооценки.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: сохранение заданной цели; осуществление действия по образцу и заданному правилу; адекватное понимание оценки взрослого и сверстника.

Коммуникативные: эмоционально – позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; умение слушать собеседника, задавать вопросы

2

Укрепление и развитие артикуляции. Скороговорки

Правильное произношение всех звуков русского языка. Согласные звуки. Работа над артикуляцией, скороговорками. Выделение наиболее часто повторяющихся звуков в скороговорках

Выделяют в скороговорках наиболее часто повторяющиеся звуки, правильно произносят звуки; быстро произносят скороговорки

3

Использование интонационных средств в речи. Детские потешки, стихи

Детские потешки. Особенности их построения, названия. Выразительное чтение потешек, стихотворений. Передача настроения в интонации при чтении

Используют в речи средства языковой выразительности при чтении стихотворений, потешек

4

Разучивание и составление загадок

Особенности построения загадок. Составление загадок. Описывание знакомых предметов, их признаков. Использование слов в переносном и иносказательном значении

Описывают знакомый предмет, выделяют его признаки; составляют простые загадки по описанию предмета

5

Сказка. Пересказ сказок с опорой на иллюстрации

Сказка. Пересказ сказок с опорой на иллюстрации, выразительное воспроизведение диалогов действующих лиц. Восстановление событий сказки по заданному началу. Определение сказочного героя по описанию его внешних признаков

Пересказывают сказки с опорой на иллюстрацию; продолжают сказку по заданному началу; узнают сказочного героя  по описанию его внешних признаков

6

Театр. Разыгрывание сказок по ролям

Диалог. Мимика, жесты. Особенности театра. Разыгрывание сказок по ролям с использованием всех средств языковой выразительности

Передают характер, манеры поведения героев мимикой, жестами, интонационно

7

Составление рассказов по опорным картинкам

Сочинение сюжетных рассказов по картине, из опыта, по игрушкам. Построение рассказа в соответствии со структурой сюжетного повествования: экспозиция (обрисовка действующих лиц, времени, места действия), завязка (причина события), развитие событий и кульминация, развязка (окончание)

Определяют и воспроизводят логику описательного рассказа; сочиняют сюжетные рассказы по картинкам в соответствии со структурой содержания

8

Составление рассказов об эпизодах из жизни на заданную тему

Составление рассказов с использованием разнообразных средств выразительности. Работа над словарем

Используют способы установления речевых контактов со взрослыми и детьми (обращаются по имени, по имени и отчеству, вежливо выражают просьбу, извиняются, говорят спокойным тоном)

9

Диагностические исследования по показателям: «Здоровье и двигательная активность (методика 1)»

Методика направлена на выявление уровня развития мелкой моторики, связанной с графическими действиями

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

10

Диагностические исследования по показателям: «Коммуникативные способности (методика 1-2)»

Методика 1 направлена на определение уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия).

Методика 2 направлена на выявление уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком состояния сверстника)

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

11

Диагностические исследования по показателям: «Коммуникативные способности (методика 3)»

Методика направлена на выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление ребенка о способах выражения своего отношения ко взрослому)

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

12

Диагностические исследования по показателям: «Коммуникативные способности (методика  4)»

Методика направлена на выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику)

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

13

Диагностические исследования по показателям: «Способность к построению речевого высказывания (методика 1)»

Методика направлена на диагностику способности ребенка к построению высказывания

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

14

Диагностические исследования по показателям: «Осведомленность в основных областях знаний (методика 3)»

Методика направлена на выявление уровня развития умения ориентироваться в звуковой стороне речи (выделение звуков в словах)

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

15

Диагностические исследования по показателям: «Осведомленность в основных областях знаний (методика 4)»

Методика направлена на выявление уровня развития умения ориентироваться в звуковой стороне речи (различение коротких и длинных слов)

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

16

Диагностические исследования по показателям: «Осведомленность в основных областях знаний (методика 6)»

Методика направлена на выявление уровня развития представлений о различных профессиях

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

Математика и конструирование

1

Сравнение предметов (сюжетных картинок)

Сравнение предметов (групп) по цвету, размеру, форме. Нахождение общих и различных признаков в группе предметов. Последовательность выполнения действий на примере сказок, сюжетных картинок

Применять доступные способы познания: сравнение, измерение, классификацию – с целью освоения зависимостей между предметами, числами; строят простые высказывания о сущности выполненного действия и т. д.; определяют и отражать в речи основания группировки, классификации, связи и зависимости полученных групп

Личностные: формирование положительного отношения к школьному обучению; адекватной самооценки.

Познавательные: знаково – символическое моделирование; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей; сравнение и сопоставление; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: сохранение заданной цели; осуществление действия по образцу и заданному правилу; умение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; адекватное понимание оценки взрослого и сверстника.

Коммуникативные: эмоционально – позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; умение слушать собеседника, задавать вопросы

2

Классификация предметов

Классификация предметов по цвету, размеру, форме. Добавление своих предметов в данную группу по определенным признакам. Определение классификации

3

Расположение в пространстве и на плоскости

Расположение предметов на плоскости и в пространстве – понятия: «вверху», «внизу», «справа», «слева», «выше», «ниже», «под», «над», «между» и т. п.

Определяют свое местоположение среди объектов окружения, смену направления движения, изменение отношений между предметами

4

Названия чисел по порядку от 1 до 9. Сравнение чисел. Распознавание цифр

Числа от 1 до 9. Количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке. Порядковый счет предметов

Выполняют количественный и порядковый счет предметов; различают цифры от 1 до 9; связи и зависимости между числами, отношения чисел (меньше, больше на 1, 2). Находят числа «до» и «после» названного

5

Названия чисел по порядку от 1 до 9. Сравнение чисел. Распознавание цифр

Состав чисел до 9 единиц. Приемы присчитывания и отсчитывания по одному, по два

Различают цифры от 1 до 9; состав чисел из единиц. Считают, измеряют, сравнивают числа, уравнивают множества по числу

6

Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг

Геометрические фигуры, названия, сравнение. Классификация геометрических фигур. Конструирование заданных фигур с использованием геометрических фигур

Самостоятельно сравнивают геометрические фигуры, предметы по размеру, форме; выделяют и сосчитывают вершины, стороны

7

Логические задания на развитие внимания, воображения

Последовательность выполнения игровых практических действий с ориентировкой на символ. Обнаружение логических связей между последовательными этапами какого-либо действия

Зрительно воспринимают и понимают последовательность действий, этапность и результат; осуществляют действия в соответствии с воспринятой последовательностью, объясняют последовательность и этапность выполнения

8

Логические задания на развитие памяти и мышления

Решение задач на комбинаторику и преобразование

Обнаруживают логические связи и отражают их в речи

9

Диагностические исследования по показателям: «Сенсорные способности (методика 1)»

Методика направлена на выявление уровня развития сенсорных способностей (представлений об эталонах формы и их использовании)

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

10

Диагностические исследования по показателям: «Сенсорные способности (методика 2)»

Методика направлена на выявление уровня развития сенсорных способностей (представлений об эталонах величины и их использовании)

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

11

Диагностические исследования по показателям: «Интеллектуальные способности (методика 1)»

Методика направлена на выявление способности соотнесения заданной схемы с конкретной постройкой

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

12

Диагностические исследования по показателям: «Интеллектуальные способности (методика 2)»

Методика направлена на выявление способности ребенка использовать схему (на которой представлены части будущей постройки) при подборе строительных деталей для заданной постройки

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

13

Диагностические исследования по показателям: «Интеллектуальные способности (методика 3)»

Методика направлена на выявление способности ребенка использовать схемы для ориентировки в пространстве

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

14

Диагностические исследования по показателям: «Интеллектуальные способности (методика 4)»

Методика направлена на выявление способности использовать модели для установления классификационных отношений

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

15

Диагностические исследования по показателям: «Осведомленность в основных областях знаний (методика 1)»

Методика направлена на выявление знания чисел числового ряда в пределах 10

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

16

Диагностические исследования по показателям: «Осведомленность в основных областях знаний (методика 2)»

Методика направлена на выявление уровня освоения детьми предлогов, выражающих пространственные отношения

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

Декоративное рисование и лепка

1

Орнамент

Орнамент как вид украшения, как вид искусства. Орнамент в полосе. Способы рисования орнамента в полосе. Элементы орнаментов

Различают орнаменты и способы их построения. Рисуют простой орнамент в полосе с элементами по готовому образцу

Личностные: формирование положительного отношения к школьному обучению; адекватной самооценки.

Познавательные: знаково – символическое моделирование; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; установление аналогии; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: сохранение заданной цели; осуществление действия по образцу и заданному правилу; умение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; адекватное понимание оценки взрослого и сверстника.

Коммуникативные: эмоционально – позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; умение слушать собеседника, задавать вопросы

2

Золотая хохлома

Хохломской промысел. Хохломская посуда. Элементы хохломской росписи. Основные цвета. Простейший узор под хохлому

Называют основные элементы и цвета росписи. Выполняют простейший узор под хохлому

3

Гжель

Гжельский промысел. Гжельская посуда. Элементы гжельской росписи. Основные цвета. Простейший узор под гжель

Отличают гжельскую посуду; выполняют простейший узор под гжель. Называют основные элементы и цвета росписи

4

Русская матрешка

Матрешка как игрушка и сувенир и как вид искусства. Семеновская, полхов-майданская, загорская матрешки. Сходства и различия

Различают матрешек различных промыслов по форме, по элементам и деталям. Выполняют роспись одежды матрешек

5

Основные приемы лепки

Знакомство с основными приемами лепки: прищипывание, вытягивание, скатывание и т. д. Способы соединения деталей

Выполняют основные приемы лепки и соединения деталей. Подготавливают пластилин к работе

6

Лепка. Фигуры животных

Выполнение простых фигур животных из пластилина. Повторение основных приемов лепки

Выполняют простейшие фигуры животных. Соблюдают пропорции фигуры

7

Лепка. Растительный орнамент

Создание простейшего растительного орнамента из пластилина. Способы примазывания и расплющивания

Используют приемы расплющивания и примазывания для создания простейшего растительного орнамента. Выполняют детали одинакового размера

8

Лепка. Фигура человека. Дымковская игрушка «Барыня»

Дымковский промысел. Дымковская игрушка, особенности формы

Используют основные цвета и элементы дымковской росписи при изготовлении фигуры барыни

9

Диагностические исследования по показателям: «Творческие способности (методика 1-2)»

Методика 1 направлена на выявление уровня развития способностей к преобразованию (определение начала и конца истории).

Методика 2 направлена на выявление уровня развития способностей к преобразованию (определение промежуточного состояния изменяющегося объекта)

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

10

Диагностические исследования по показателям: «Творческие способности (методика 3)»

Методика направлена на выявление уровня развития способностей детей к преобразованию (отражение циклических изменений объектов)

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

11

Диагностические исследования по показателям: «Творческие способности (методика 4)»

Методика направлена на оценку уровня развития творческих способностей, позволяющих ребенку выражать свое отношение к объектам и явлениям окружающего мира с помощью индивидуальных или принятых в культуре символических обозначений (способность к символизации)

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

12

Диагностические исследования по показателям: «Регуляторные способности (методика 1)»

Методика направлена на выявление уровня развития регуляторных способностей (способности детей распознавать различные ситуации, связанные с пребыванием в школе, и определять правила поведения в них)

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

13

Диагностические исследования по показателям: «Регуляторные способности (методика 2)»

Методика направлена на выявление уровня развития регуляторных способностей (эмоционального компонента)

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

14

Диагностические исследования по показателям: «Регуляторные способности (методика 3)»

Методика направлена на выявление уровня развития регуляторных способностей (произвольного компонента)

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

15

Диагностические исследования по показателям: «Осведомленность в основных областях знаний (методика 5)»

Методика направлена на выявление уровня развития представлений о свойствах материалов, из которых сделаны предметы

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

16

Диагностические исследования по показателям: «Осведомленность в основных областях знаний (методика 7)»

Методика направлена на выявление уровня развития представлений о сезонных изменениях в живой и неживой природе

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская образовательная программа по краеведению "Родимая сторона - мать" для начальных классов

Программа патриотического воспитания школьников на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.Программа призвана обог...

Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников

Пояснительная запискаРабочая программа «Дошколята» для подготовки детей 6-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего ...

Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников

Рабочая программа «Дошколята» для подготовки детей 6-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго п...

Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников

Рабочая программа «Дошколята» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на...

Программа дошкольной подготовки будущих первоклассников « Дошколята»

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым обр...