Щелкунчик
план-конспект занятия по теме

Архипова Наталья Владимировна

Цели:

-  Ввести детей в атмосферу сказки  Э. Гофмана,

- Подготовить учащихся к восприятию главной идеи сказки: в жизни должно торжествовать добро, справедливость, верность, а зло должно быть наказано;

- Закрепить представление о сказке как о сокровищнице мудрости (выполнение коллажа)

-Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и группами
- Воспитывать чувство справедливости, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми, сопричастности, личной ответственности за свои поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gofman.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие  для 3  и 4 класса:

«Щелкунчик и Мышиный король»

                                                                                              Ответственные воспитатели:

                                                                     Архипова Н.В. , Кипрова Н.А.

                                                                                             Занятие проводилось на базе

                                                                                                ГБОУ «Школа-интернат №22»                                                                                                

Тема: Волшебная сказка Э.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»

Цели:

-  Ввести детей в атмосферу сказки  Э. Гофмана,

- Подготовить учащихся к восприятию главной идеи сказки: в жизни должно торжествовать добро, справедливость, верность, а зло должно быть наказано;

- Закрепить представление о сказке как о сокровищнице мудрости (выполнение коллажа)

-Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и группами
- Воспитывать чувство справедливости, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми, сопричастности, личной ответственности за свои поступки.

Задачи:

Предметные:

Содействовать усвоению знаний учащихся;развивать творческое видение учащихся, воображение,память; формировать умение грамотно работать с ножницами.

Задачи по  формированию УУД (универсальных учебных действий):

регулятивных - умения высказывать свое предположение на основе просмотра мультфильма,  на основе собственных наблюдений и жизненного опыта;

познавательных – перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы учащихся.

коммуникативных – донести свою позицию до других (уметь оформлять свою мысль в устной речи); воспитывать потребность общения друг с другом,

личностных – определять и высказывать мнение о добре и зле.;
развивать культуру общения; формировать творческую активность школьников;

Прогнозируемые результаты:

Подвести детей к сознанию того, как важно стремиться понять других и если это необходимо, помочь им.

Методы  компетентностного  подхода:                                                                                      

индивидуальное задание вырезать картинки игрушек;

коллективное подведение итогов.

Учебные материалы и оборудование:

- карточки с новыми словами (сочельник,

- Просмотр мультфильма «Щелкунчик и Мышиный Король»

- у каждого на столе – старые детские журналы с цветными картинками

- ножницы

- ватман формата А2

Участники: обучающиеся 3, 4 классов, воспитатели: Архипова Н.В., Кипрова Н.А.

Администрация школы: заместитель директора по УВР – Медведева Л.А..

Продолжительность: 30 минут.

Ход занятия

В выходной день было организован просмотр мультфильма « Щелкунчик и мышиный король»

Физкультминутка :Комплекс упражнений гимнастики для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Актуализация знаний. Мотивация  деятельности.

Ответственные: Архипова Н.В., Кипрова Н.А

Воспитатель: Архипова Н.В.

Здравствуйте, ребята.

В преддверии праздника Нового года и Рождества мы собрались с вами, чтобы перенестись  в волшебную страну сказки, а поможет нам в этом прекрасная музыка

П.И. Чайковского.

(Давайте на минуточку закроем глаза )  

В Рождественскую ночь ударили часы,
И в мир волшебный двери отворились!
Мы снова с вами в сказке очутились.
С секретами ее знакомы вы?


Открывайте глаза ведь сказка уже началась.

Воспитатель: Кипрова Н.А

 Как вы думаете, о чём эта сказка? С какими героями мы познакомились?
Когда и где происходит действие сказки? (Сочельник) – новое слово для ребят.

В ночь перед Рождеством всегда происходят чудеса. Что дети любят получать  на Новый год и Рождество?

Какие чувства вызывали у детей подарки?


Чей подарок дети ждали с особым интересом?


Почему же у детей так быстро пропал интерес к подарку крестного, который они так ждали?

После просмотра мультфильма  появилось ли у вас предчувствие чуда?

 

Ребята давайте подумаем чему самому главному учит нас эта сказка Э.Гофмана?

Здравствуйте!

Высказывания детей.

 Мари – девочка 7 лет, ее брат Фриц, крестный Дроссельмейер.

Высказывания детей.

Высказывания детей. (Радость, восторг)

(Крестного Дроссельмейра)

Потому что играть с ним нельзя, это всего лишь механизм

Да.

Высказывания детей.

Артикуляционная гимнастика. Ответственная Кипрова Н.А

Дети выполняют упражнения по артикуляционной гимнастике: Разработка губ.

1) «Улыбка – хоботок» – зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10.

2) «Хоботок» – вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты.

3) «Скольжение» – пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягиваются в улыбке.

4)«Бублик» – хоботок, затем округлить губы (зубы сомкнуты), чтобы были видны зубы. Удерживать до 10 секунд.

Разработка языка.

1) «Вертушка» – вращать языком по кругу между челюстями и губами с задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти неподвижны).

2) «Печем пироги»

а) «Месим тесто» – размять язык зубами,

б) «Лепим пирог» – похлопать губами по языку,

в) «Остужаем пирог» – подуть на кончик языка, находящийся в распластанном положении на нижней губе

3) «Лопаточка-иголочка» – язык тянуть «иголочкой» до противоположной стены, затем положить «лопаточкой» на нижнюю губу, т.е. расслабить – все выдерживать на счет 10.

Разработка щёк

1) «Полоскание» – надувание и втягивание обеих щек одновременно.

2) «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.

3) «Шарик-2» – напрягаем губы и щёки, пытаемся преодолеть их сопротивление и вытолкнуть шарик – воздух из полости рта наружу (после упражнения в губах должно быть легкое покалывание).

4) «Рыбка» – втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть опущена, губы собраны в рыбий рот, поработать – смыкать и размыкать.

 Основная часть:

 Ответственная  Кипрова Н.А

-беседа с детьми, размышления,

обратная связь

Какая игрушка больше всех заинтересовала Мари?

Опишите как Вам запомнился Щелкунчик?

Внешне Щелкунчик непривлекателен и даже уродлив. Что же заставило Мари полюбить эту игрушку с первого взгляда?

(Она заметила, что этот человечек обладает лицом, которое светилось добродушием, глазами которые смотрели приветливо и доброжелательно, скромностью, ласковой улыбкой и хорошим вкусом)

Как характеризует Мари, что она всем игрушкам предпочла Щелкунчика?

(Мари тонко чувствующий человек. Она умеет обнаруживать истинную,  душевную красоту)


Как Мари вела себя по отношению к Щелкунчику?


Как характеризует Фрица его поступок? (Фриц грубый, жестокий мальчик)

Высказывания детей.

Высказывания детей

Высказывания детей

Физкультминутка. Ответственная Кипрова Н.А., Архипова Н.В.

Дети выполняют упражнения: Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Заключительная часть ответственная Архипова Н.В.

На формате А2 была изображена комната  где размещается елка.Детям нужно вырезать с журналов игрушки.(куклы, матрешки, елочные украшения и т.д) и ими празднично урасить елку, также разместить в комнате игрушки.

Оборудование и материалы: на столах у детей  детские журналы, ножницы, клей –карандаш, ленточки(чтобы сделать бантики)

Дети наклеивают вырезанные рисунки игрушек, наклеивают на работу.

Подведение итогов, закрепление результата.

Ответственные Кипрова Н.А.,

Архипова Н.В.

Воспитатель: 

Музыка: Петра Ильича Чайковского - балет "Щелкунчик"(фон)

Ребята!Говорят, под Новый год
Что ни пожелается,
Все всегда произойдет,
Все всегда сбывается. Загадайте желание, оно обязательно сбудется!!!

Что мы узнали нового?

Какими мы должны быть по отношению к друг другу?

Понравилось Вам занятие?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте "Щелкунчик и Мышиный король"

Урок закрепления написания буквы Щ, знакомство с сочетаниями Ща и Щу, работа над звуко-буквенным анализом слов....

Литературное чтение в 4 классе Тема: Реальный и волшебный мир в авторской сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»

Урок литературного чтения в 4 классе. Тема:Реальный и волшебный мир  в  авторской сказке Э.Т.А.Гофмана "Щелкунчик и мышиный король" Цель: Обнаружить одну из главных особенностей романтическо...

Сценарий сказки "Щелкунчик"

сценарий воспитательного новогоднего праздника....

Конспект урока музыки в 3 классе «Танцевальные образы в балете «Щелкунчик» П.И. Чайковского»

Цели урока:1.Познавательные:познакомить учащихся с творчеством П.И.Чайковского и балетом «Щелкунчик»;раскрыть понятия: балет, либретто, увертюра, декорация, пантомима. 2.Развивающие:развивать муз...

Особенности волшебного мира в сказке А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Часть «Битва»

Урок литературного чтения по системе Занкова. Автор учебника Н.А .Чуракова. 4 класс.тема урока:Особенности волшебного мира в сказке А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».  Часть «Битва»....

Работа с текстом "Щелкунчик"

Предлагаю 3 самостоятельные работы по проверке знания текста учащимися, приучение к работе с информацией, с текстом учебника. Самостоятельные работы к главам "Подарки", "Чудеса", "Продолжение сказки о...