Исследовательская деятельность во внеурочной работе с учащимися начальной школы
статья (2 класс) по теме
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. [2, с. 111]
Для реализации этой задачи в гимназии доступны различные виды внеурочной деятельности, в том числе и познавательной.
Познавательная деятельность школьников может быть организована в различных формах: экскурсии, олимпиады, викторины, проекты, исследования. В связи с этим необходимо организовывать работу школьников с различной информацией, предлагая им обсуждать ее, высказывать свое мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность во внеурочной работе с учащимися начальной школы
Выгоренко Н.В.,
Пономарчук Т.А.,
Чуприкова Е.В.
г. Белгород
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. [2, с. 111]
Для реализации этой задачи в гимназии доступны различные виды внеурочной деятельности, в том числе и познавательной.
Познавательная деятельность школьников может быть организована в различных формах: экскурсии, олимпиады, викторины, проекты, исследования. В связи с этим необходимо организовывать работу школьников с различной информацией, предлагая им обсуждать ее, высказывать свое мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. [3, с. 16-17]
А.И. Савенков даёт определение исследовательскому поведению как «виду поведения, выстроенному на базе поисковой активности и направленной на изучение нестандартного объекта или разрешения нетипичной ситуации». [6, с. 11] Он считает, что исследования для маленького ребенка - это наблюдения за жизнью, открытие многих явлений, известных взрослым, но неизвестных ребёнку. На практике чаще всего они соединяются в исследовательскую деятельность. Данную проблему так же освещают Подьяков А.Н. и Обухов А.С. Мы считаем, что для успешной реализации внеурочной деятельности в гимназии необходимо опираться на их научные исследования.
В нашей гимназии по внеурочной деятельности в начальных классах проводится курс «Я - исследователь». Мы предлагаем вам познакомиться с учебным занятием - Коллективная игра - исследование "Как зимуют воробьи?"
Цель: создание условия для развития навыка исследовательской деятельности. Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним.
Задачи:
Образовательные:
1.Сформировать представление об исследовательской работе.
2. Познакомить учащихся с состоянием видового многообразия воробьев.
3.Рассказать о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц.
Воспитательные:
Помочь осознать главные этические законы жизни человека - любви, добра, справедливости к окружающему миру.
Развивающие:
Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
Специфика: Специфической особенностью занятия исследовательской деятельностью является направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности. Следует учитывать отсутствие у учащихся навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятие составлено с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности.
Определение индивидуальных заданий:
1.Подумай, что ты знаешь о жизни воробьев в зимнее время
2. Посмотри в книгах о жизни воробьев
3. Какие вопросы ты можешь задать самому себе
4. Понаблюдай за воробьями у кормушки
5. Посмотри в компьютере материал по этой теме
Этапы и ход работы
1 этап: Подготовительный
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах!
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
И если долго снег идёт
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут птицы отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей
- О ком речь идет в этом стихотворении? (о зимующих птицах)
- А каких зимующих птиц вы знаете? (синица, воробей, галка, снегирь…)
Сегодня мы поговорим с вами об одной из них, а о какой вы узнаете отгадав загадку:
Птичка-невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет.
Хочет сделать шажок -
Получается прыжок. (Воробей)
Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу, Нахохлившись.
Почему его так назвали? Воробьи очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название говорит об этом: «Вора бей!» - кричали крестьяне, когда видели, как воробей уничтожает их посевы.
Всего на Земле существует 30 различных видов.
В наших широтах воробей представлен двумя видами - воробей домовой, или городской, и воробей полевой, или деревенский.
Домовой воробей - гнездится воробей отдельными парами, но иногда и колониями. Селится непосредственно у жилья человека или близ его поселений. Гнезда воробей помещает в самых разнообразных местах - в щелях различных строений, в норах глинистых и меловых оврагов
Полевой воробей - гнездится в естественной обстановке - по опушкам рощ, в редколесье, кустарниках, парках, больших садах, устраивая гнезда здесь преимущественно в дуплах и земляных пустотах.
Мы сегодня с вами проведем исследовательскую работу по теме «Как зимуют воробьи?».
Для этого разделимся на 4 группы.
Ваша задача из 2 вариантов ответов выбрать один, и доказать что вы на правильном пути. Готовы?
- этап: Формирование проблемы, целей и задач проекта
- Постановка проблемы:
- Наблюдая за осенними изменениями, мы увидели, что птицы собираются в стаи, готовятся к отлету на юг. Птицы, гостившие у нас всю весну и лето, сделали свое доброе дело: уничтожали вредных насекомых, гусениц, пели нам песни. Перед нами возникла проблема: а, что же делают птицы, которые остаются у нас зимовать, ведь насекомых нет?
2) Зимой воробьи часто встречаются у человеческого жилья. С раннего утра они тут как тут. Нас заинтересовали особенности жизни воробьев в зимнее время года и мы решили узнать об этом.
- Цель:
1) Изучить образ жизни и поведения воробьев зимой. Нужна ли помощь этим птицам?
- Исследовать какие птицы живут в нашей местности и в чём их особенности. Нужна ли помощь птицам зимой?
- Задачи:
- Гипотеза:
1) Зимующие птицы - это пернатые, умеющие приспособиться к разным условиям.
2) Если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края, знать особенности обитания разных птиц, уметь различать их голоса, заботиться и охранять их, то:
- возможно, мы сможем сохранить многие виды птиц от исчезновения их с лица Земли;
- станем относиться не только к птицам добрее и внимательнее, но и к друг к другу и тогда на земле будет меньше зла, а наш мир станет красивее, прекраснее и радостнее.
3) Предположим, что без помощи людей птицам трудно выжить в суровые зимы.
Методы исследования: подумай, посмотри в книгах, задай вопрос самому себе, понаблюдай, посмотри в компьютере.
Давайте подумаем, что мы знаем о жизни воробьев в зимнее время?
На какие вопросы вы хотели бы найти ответ по этой теме?
3 этап: Самостоятельная работа в группах
-выберите тот материал из книг, который вам нужен для выступления, не нужную информацию зачеркните.(детям предлагается несколько вариантов текстов из энциклопедии и художественных книг)
Вывод: из книг мы узнали, что…
4 этап: Подготовка учащимися представления своих отчетов
Давайте понаблюдаем за воробьями у кормушки (смотрим в окно)
Понаблюдав за птицами мы убедились, что…
В сильные морозы птицы садились на ветки или под крыши домов, тесно прижавшись, друг к другу, спрятав голову под крыло. Садясь на ветки дерева или карнизы, птицы плотно приседали, так что лапки погружались в пух на брюшке, так они согревались. Днём птицы активны, особенно в хорошую солнечную погоду, но вечером их не видно. Они прятались на ночь: голуби на чердаки, воробьи и синицы под крыши домов. Было интересно наблюдать, как воробьи собирались и усаживались рядком под крышей дома, в одном месте их мы насчитали более тридцати.
Наблюдение:
Понаблюдав за птицами внимательнее, мы узнали, что воробьи все время держатся группами. Из учебника окружающего мира мы узнали, что такие группы называются стаями.
- Как вы думаете как мы можем помочь птицам зимой? (ответы детей)
Вывод: Каждый из нас может помочь птицам в самое тяжёлое для них время - в зимние холода! А для этого надо лишь смастерить кормушку и следить за тем, чтобы в ней каждый день был корм.
Правила содержания кормушек
1. Кормушки должны располагаться на открытых местах с хорошим обзором, но неподалеку от естественного убежища (дерева, кустарника) для частичной защиты от хищных птиц и кошек.
2. Кормушки всегда должны содержаться в чистоте.
3. Если вы начали кормить птиц, то обеспечивать свежий корм следует регулярно, особенно зимой. Понемногу регулярно лучше, чем помногу иногда.
5 этап: Защита полученных результатов и выводов: (выберите нужное предложение)
1. Во время выполнения исследовательской работы мы узнали очень много интересного о зимующих птицах, узнали, что можно сделать кормушки и чем их кормить.
2. Птиц губит не голод, а холод. А самое главное, что все мы им можем помочь, развесив кормушки и насыпать в них корм. А птицы не останутся в долгу, летом они защищают растения от вредителей.
3. Птицы - важная часть живой природы. Воробьи зимой обитают около жилья человека. Это связано с поиском пищи и местами ночлега.
6 этап: Итог
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой
Стайки на крыльцо!
Не богаты их корма
Гость зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна зима
Приучите птиц в мороз к своему окну
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну!
7 этап: Рефлексия
- Наше исследование подошло к концу.
Продолжите мое предложение:
Сегодня на занятии мне было…
- Вы собрали богатый материал о жизни воробьев зимой.
Исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере внеурочных занятий. Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка происходит путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс коллективной работы.
Таким образом данное занятие позволяет учащимся развить навык построения своей исследовательской работы, достигается эффект воспитания и социализации детей, формируется коммуникативная, гражданская компетентность. Они получают опыт переживания и позитивного отношения к ценностям общества. Исходя из этого, для того, чтобы выпускник начальной школы обладал необходимыми знаниями для успешной адаптации в обществе, необходимо использовать не только классические методы и формы работы во внеурочной деятельности, но и инновационные средства, которые включают в себя исследовательскую творческую деятельность.
Литература:
- Горский, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов - М.: Просвещение 2011. - 111 с.
- Господникова, М.К. Проектная деятельность в начальной школе / М.К. Господникова . - «Учитель», Волгоград, 2008. - 131 с.
- Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
- Иваницкий, В.В. Я познаю мир. Птицы: Детская энциклопедия. /В.В. Иваницкий. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 397с.
- Мишина, К. Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему? / К. Мишиной, А Зыковой. – М.: Эксмо, 2003. - 512с.
- Савенков , А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников /А.И. Савенков - М.: «Сентябрь», 2003.
- Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество // Исследовательская работа школьников. 2002. №2.
- Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-23.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для учащихся начальной школы
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе прогр...
«Специфика исследовательской работы с учащимися начальной школы»
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает и...
Программа внеурочной деятельности " Русская обрядовая кукла" для учащихся начальной школы
Внеурочная деятельность организуется по духовно-нравственному, общекультурному направлению развития личности.Программа «Русская обрядовая кукла» рассчитана на 1 год обучения и является программо...
Программа внеурочной деятельности «Увлекательный мир информатики» для учащихся начальной школы
На сегодняшний день компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки р...
Роль исследовательской деятельности в развитии познавательной компетентности учащихся начальной школы
В статье раскрывается значение иследовательской деятельности для поввышения мотивации к учебе, приведены конкретные примеры формирования познавательных компетенций учащихся в процессе работы над...
Программа внеурочной деятельности "Так зажигаются звёзды" для учащихся начальной школы.
Дети любят петь, танцевать, выступать на сцене. Порой им сложно выбрать репертуар, совместить полезное с приятным. Данная программа составлена на основе личного опыта, с индивидуальным подходом к ребё...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка в начальной школе (из опыта работы)
Хочу поделиться своим опытом работы с привлечением справочной литературы и Интернет-ресурсов на уроках русского языка....