Программа внеурочной деятельности " Русская обрядовая кукла" для учащихся начальной школы
методическая разработка по технологии на тему
Внеурочная деятельность организуется по духовно-нравственному, общекультурному направлению развития личности.Программа «Русская обрядовая кукла» рассчитана на 1 год обучения и является программой дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению внеурочной деятельности. Количество часов за учебный год- 34. Возраст детей – 7-12 лет(1-4 класс).Минимальные требования к оснащенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность.Программа | 42.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 29 среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД»
«РАССМОТРЕНО» на заседании Методического совета Протокол № ___ от _____2014г. | «СОГЛАСОВАНО» зам. директора по ВР _________ (Ф.И.О.) «____»__________ 2014 г. | «УТВЕРЖДАЮ» директор школы ________ (Ф.И.О) «____»__________ 2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РУССКАЯ ОБРЯДОВАЯ КУКЛА»
для учащихся 1-4 класса
на 2014-2015 учебный год
учитель высшей квалификационной категории
ПИЛИПЕНКО Е.Б.
Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями
следующих документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г.,регистрационный номер 19707);
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
- Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
- Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования)
- Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования
Следующими локальными актами образовательного учреждения:
1. Устав образовательного учреждения.
2. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения.
3. Договор образовательного учреждения с учредителем.
4. Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями)
5. Положение о группе продленного дня.
7. Должностные инструкции работников образовательного учреждения.
8. Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей).
9.Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
Данная внеурочная деятельность организуется по духовно-нравственному, общекультурному направлению развития личности.
Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт.
Все девочки любят играть в куклы. Куклы любили их бабушки и прабабушки всех сословий. С ней играли в царских дворцах и крестьянских избах. С давних времен кукла считалась не только предметом игры, она была символом счастья и прибыли, ей приписывали магические и охранительные функции. Для взрослых она также является предметом внимания. Сейчас кукла, выполненная своими руками, может служить сувениром и подарком к празднику.
Считалось, что детские игры могут вызвать богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если же небрежно – беда. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком. Важную роль отводили кукле – она была символом продолжения рода, и игры в куклы особенно поощрялись.
Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству.
Кукла как символ – становилась участницей многих ритуальных обрядов и праздников.
Наиболее распространенной игрушкой в России еще в первые десятилетия ХХ века была тряпичная кукла. В игре ребенок приобщался к культуре своего народа. В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы.
Тряпичных кукол дети начинали «вертеть» с пяти лет. С большим старанием куклу «рядили», зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве ее хозяйки. Кукле пришивали косу. А вот лицо не делали – она оставалась «безликой». «Безликость» – следы древней «обережной» роли куклы, когда игрушку боялись уподобить человеку. По народным поверьям кукла с «лицом» обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики, брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет.
В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы – особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни.
В разных уголках России были свои народные обычаи, традиции, поэтому неудивительно, что по-разному делали и тряпичных кукол. Традиционных русских тряпичных кукол можно подразделить: по назначению – на игровые, обереги и обрядовые; по образу – на куклу-крестьянку и куклу-барыню; по способу изготовления – на сшивную и несшивную (закрутку).
В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:
- сам процесс изготовления приносит радость;
- работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности;
- при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук;
- изготовив игрушку, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает), т.е. осваивает различные социальные роли;
- застенчивый, комплексующий ребенок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию.
Принципы программы внеурочной деятельности:
-учёт возрастных особенностей;
-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
-связь теории с практикой;
-доступность и наглядность;
-включение в активную жизненную позицию;
Программа «Русская тряпичная кукла» рассчитана на 1 год обучения и является программой дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению внеурочной деятельности. Количество часов за 2014-2015 учебный год- 34. Возраст детей – 7-12 лет(1-4 класс). Занятия проходят один раз в неделю(в обозначенный день) с 14 до15 ч. во вторую половину дня в специально оборудованном кабинете, где есть все необходимое для обеспечения учебного процесса: мебель, материалы, инструменты, приспособления (ножницы, иглы, карандаши, бумага, клей и др.). Длительность занятия - 1 час, 70% учебного времени отводится на практическую деятельность.
Цель: прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества через изготовление образцов кукол.
Задачи:
- содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;
- знакомить с народными традициями, в которых были задействованы тряпичные куклы;
- формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами;
- развивать у детей творческие способности;
- формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности;
- прививать любовь к обычаям предков;
- воспитывать трудолюбие, развивать художественный вкус.
Методы обучения:
-методы эмоционального стимулирования художественно-практической деятельности (создание ситуации успеха, поощрение, использование игровых ситуаций с помощью изготовленных детьми кукол);
-методы развития познавательного интереса (создание познавательной ситуации: удивительные факты, загадки; создание ситуации творчества);
-практическое выполнение заданий по изучаемой теме;
- выполнение индивидуальных и коллективных творческих проектов;
- использование различных форм коллективной работы;
- участие в выставке.
Работа по программе способствует достижению следующих результатов:
- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов;
- эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установки на безопасный, здоровый образ жизни;
- способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
- логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;
- уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
- умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.
Внеурочная деятельность, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, и, что особенно важно, на достижение личностных и метапредметных результатов.
Предполагаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами;
- общие сведения о народных ремёслах, обрядах и традициях;
- предпосылки возникновения русской тряпичной куклы.
Учащиеся научатся:
- выполнять требования безопасного труда;
- подбирать материалы для изготовления куклы, учитывая цветовое решение;
- освоить технологию изготовления тряпичной куклы;
- оформлять и презентовать выполненные изделия на выставке;
- пользоваться инструкционно - технологическими картами при работе;
- составлять технологическую последовательность изготовления куклы .
Учащиеся получат возможность научиться
- приемам ручной и машинной обработки ткани;
- определять качество, свойство и область применения ткани по её свойствам(плотность, блеск, пушистость, гладкость)
- соотносить принципы соответствия куклы календарным праздникам.
Форма организации занятий- групповая, парная, индивидуальная. Занятия, организованные в школе оставляют массу возможностей организации домашнего досуга в домашних условиях индивидуально или в кругу семьи.
Обеспечение компьютером и экраном позволяет на занятиях использование наглядно-иллюстративного метода (технологические таблицы, иллюстративный, фото и видеоматериал, подборка работ, изделия мастеров старины и современного исполнения).
Презентация проделанной в течение учебного года работы должна обеспечить опыт публичных выступлений и устный отчет о проделанной работе. Выставка «Русская кукла» органично впишется в проект поликультурного образования школьников ,реализующийся в школе, и расширит их кругозор в области русской культуры .
Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для работы:
- лоскуты тканей из хлопка, льна, шёлка;
- швейные нитки №40;
- вата, отходы ватина, синтепона;
- тесьма, лента, кружево, бисер, бусины;
- ножницы, мел, простой карандаш, сантиметровая лента, ручные иглы, линейка, утюг, клеевой пистолет, клей ПВА-М, клей «Титан»
- нитки вязальные, лен сантехнический, мочало;
- природный материал;
- швейная машина.
Содержание курса:
1.Введение. Безопасность труда. Материалы и инструменты.
Беседа о направлении работы кружка, ознакомление с предстоящей деятельностью
Демонстрация основных материалов и инструментов для работы. Техника безопасности при работе с инструментами.
2.Русский народный костюм.
Стартовая диагностика. Беседа о русском народном костюме(женском и мужском), традициях создания русского костюма.
3. История обрядовых кукол. Тряпичная кукла-оберег.
Изготовление тряпичной закруточной бесшовной куклы –оберега. Разметка на ткани. Резка ткани ножницами и разрывание ткани. Сворачивание и фиксация элементов куклы. Закрепка ткани тесьмой.
4. «Мировое дерево» Мы вместе. Букет неразлучников.
Принцип «Мирового дерева».
Рассказ о св. мученице Татьяне. Куколка «Я». Сборка неразлучников в букет.
5.Свадебная кукла (Неразлучнички)
Изготовление одной из кукол-неразлучников. Закрепление куклы на основе. Вторая куколка изготавливается самостоятельно с использованием знаний о русском костюме
6. Зернушка.
Изготовление куклы. Изготовление основы для куклы с применением ручного шва через край или наметочного. Заполнение основы куклы насыпным материалом. Декорирование куклы.
7. Пеленашка.
Изготовление бесшовной куколки-пеленашки. История куклы. Использование куклы.
8.Мартиничка.
Кукла для радости.Назначение-игровая. Использование пряжи для изготовлении куклы. Способы многократного измерения длины требуемой нити(локоть как мера). Фиксация пучка ниток перевязью. Прикрепление, плетение, фиксация косы.
9. Радужная Мартиничка.
Использование разноцветных ниток(красных,белых) в изготовлении и украшении куклы с опорой на знание традиционного народного женского костюма. Способы многократного измерения длины требуемой нити(локоть как мера). Фиксация пучка ниток перевязью. Прикрепление, плетение, фиксация косы.
10. Кукла-кувадка.
Изготовление куколки-Кувадки из двух лоскутов ткани. Разметка ткани. Приемы скручивания и сворачивания ткани. Фиксация крестом частей куклы.
11-12. День и Ночь.
Изготовление пары обережных кукол: куклы «День» и куклы «Ночь».
1.Изготовление куклы «День»
2.Изготовление куклы «Ночь»
13.Десятиручка.
Изготовление куклы десятиручки из льна, травы или пряжи. Способ закрепления нити при обкручивании пучка травы. Декорирование куклы.
14.Лихоманки.
История обережных кукол «Лихоманок». Изготовление одной куклы. Самостоятельное изготовление связки кукол.
15-16.Колокольчик.
Изготовление куклы хороших новостей из Валдая.
17-18. Рождественский ангел.
Изготовление и декорирование куклы наклеиванием декоративных элементов. Наряжаем елку.
19-20. Кубышка-Травница. Кукла-мотанка. Раскрой основы для туловища куклы. Сшивание основы для куклы ручным или машинным способом. Мотанка. Приемы наматывания многоцветного узора на голову куклы. Набивка изделия травяным сбором. Декорирование куклы(самостоятельно).
21.Зайчик на пальчик.
Изготовление игровой куклы.
декорирование куклы. Применение куклы.
22. Столбушка.
История куклы. Изготовление основы куклы (работа на швейной машине)и её декорирование вручную.
23-24.Спиридон-солнцеворот.
История куклы. Изготовление куклы и её атрибутики.
1.Изготовление и украшение куклы.
2.Изготовление и закрепление солнцеворотного колеса
25. Пасхальная голубка.
Изготовление праздничной пасхальной куклы из красного ситца чистым способом(без применения иглы)
26-27.Игровая кукла. Кукла-перевертыш Девка-Баба.
1.Изготовление основы куклы. Формирование голов, рук. Изготовление и прикрепление кос.
2. Изготовление одежды для кукол. Декорирование одежды.
28-29. Образная кукла.
Самостоятельное изготовление и украшение образных кукол «Пугало», «Домовенок», «Баба Яга»
30-31.Подготовка к выставке кукол.
Закрепление кукол на основе.
Редактирование текста. Подписывание этикеток. Отработка выступлений. Оформление приглашений на выставку для классов начальной школы
32-33. Выставка «Русская кукла».
Экскурсия по выставке для учащихся начальной школы. Девочки в роли экскурсоводов. 1-2 классы-приглашение и встреча гостей выставки. 3-4 классы-экскурсоводы.
34.Подведение итогов работы творческого объединения.
Рефлексия о работе кружка. Диагностика.
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя
- Дайн Г.Л. Детский народный календарь: Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Детская литература, 2001.
- Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура. Традиции, технология. – М.: Культура и традиции, 2007.
- Демидова Н.Г. Моя народная кукла //Я вхожу в мир искусств. – 1999. – №8.
- Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / Авт.-сост. О.Я.Воробьёва. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учебно-методическое пособие: В 2 ч. / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Ч.2.
- Дикова С.И. Шьём тряпичные куклы //Школа и производство. – 1995. – №2. – С. 55-57.
- Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: работа с солёным тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток / Авт.-сост. Е.А.Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Колесникова В. Праздники Руси православной. – М.:ТЕРРА-Книжный клуб, 1998.
- Кононов А. Духовный смысл игрушки //Духовно-нравственное воспитание. – 2002. – №1. – С. 40-51.
- Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками /Авт.-сост. Е.В.Берстенёва, Н.В.Догаева. – М.: Белый город, 2011.
- 11.Русский Этнографический музей – детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Ботякова О.А.,Зязева Л.К., Прокофьева С.А. и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
- 12.Русская тряпичная кукла. Делаем сами. – М.: СОВА-ФИЛЬМ, 2009.
Мультимедийное оборудование: компьютер, проектор.
Календарно-тематическое планирование работы по программе
«Русская обрядовая кукла» на период 2014-2015 уч.год
№ п/п | Дата | Тема занятия | Количество часов |
1 | 03.09.14 | Введение. Безопасность труда. Материалы и инструменты. | 1 |
2 | 07.09.14 | Русский народный костюм | 1 |
3 | 11.09.14 | История обрядовых кукол. Тряпичная кукла-оберег | 1 |
4 | 18.09.14 | «Мировое дерево» Мы вместе. Букет неразлучников. | 1 |
5 | 01.10.14 | Свадебная кукла (Неразлучнички) | 1 |
6 | 08.10.14 | Зернушка | 1 |
7 | 15.10.14 | Пеленашка | 1 |
8 | 22.10.14 | Мартиничка. Кукла для радости. | 1 |
9 | 05.11.14 | Радужная Мартиничка. | 1 |
10 | 12.11.14 | Кукла-кувадка | 1 |
11-12 | 19.11.14 26.11.14 | День и Ночь | 2 |
13 | 03.12.14 | Десятиручка | 1 |
14 | 10.12.14 | Лихоманки | 1 |
15-16 | 17.12.14 24.12.14 | Колокольчик | 2 |
17-18 | 14.01.15 21.01.15 | Рождественский ангел | 2 |
19-20 | 28.01.15 04.02.15 | Кубышка-Травница. Кукла-мотанка | 2 |
21 | 11.02.15 | Зайчик на пальчик | 1 |
22 | 18.02.15 | Столбушка | 2 |
23-24 | 25.02.15 04.03.15. | Спиридон-солцеворот | 2 |
25 | 11.03.15 | Пасхальная голубка | 1 |
26-27 | 18.03.15 01.04.15 | Игровая кукла. Кукла-перевертыш Девка-Баба | 2 |
28-29 | 08.04.15 15.04.15 | Образная кукла | 2 |
30-31 | 22.04.15 29.04.15 | Подготовка к выставке кукол | 2 |
32-33 | 06.05.15 13.05.15 | Выставка «Русская кукла» | 2 |
34 | 20.05.15 | Подведение итогов работы творческого объединения. | 1 |
Итого | 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС....
Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
Взаимодействие усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволяет обеспечить систему комплексного медико-психолого-педагогического сопровожд...
Авторская программа театрального кружка "Росточки" для учащихся начальной школы.
Как классный руководитель и учитель начальных классов, я выбрала себе прекрасного помощника в воспитательном процессе. Помощник этот искусство - театральное искусство. ...
Программа воспитания, развития и социализации учащихся начальной школы« Мир, в котором мы живем» (1-4)
Содержание программы « Мир, в котором мы живем» соответствует возрастным особенностям ребенка, его интересам и потребностям. Она ориентирована на воспитание в человеке ответственности, пор...
Рабочая программа по развитию познавательной сферы учащихся начальной школы
Программа опирается на теорию «Поэтапного формирования умственных действий» П.Я.Гальперина, и теорию психического развития и ведущей деятельности Л.С. Выготского - Б.Д. Эльконина....
Программа внеурочной деятельности "Конструирование" для обучающихся начальной школы и участников летней школы "Интеллектуал"
Цели программы:Организация занятости школьников во внеурочное время.Всестороннее развитие личности учащегося:развитие навыков конструирования, моделирования, элементарного программирования;развитие ло...
Программа семейного воспитания и социализации учащихся начальной школы
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Имен...