факультатив "Этика" для 9 специального коррекционного класса VIII вида
рабочая программа по теме

Кохан Лариса Анатольевна

продолжение курса "Этика" в 8 специальном (коррекционном) классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etika_9_kl_.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5

Усть-Кутского муниципального образования.

Рассмотрено:                                                                                       Согласовано:                                                              Утверждено:

на заседании ШМО учителей                                                            Зам. директора по УВР                                            Директор МОУ СОШ № 5 УКМО

протокол № ___ от «___» 08.2013 г.                                                    ________ М.В. Ерощук                                         __________С.В. Фетцова                          

руководитель ШМО____ Л. А. Кохан                                              «____»________2013 г.                                            «_____»_________2013 г.

                                     

Рабочая программа факультативного занятия «Этика»

9  специального (коррекционного) класса  для детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида

Разработчик:

Лариса Анатольевна Кохан

учитель I категории

2013-2014 учебный год.

Пояснительная записка.

Рабочая программа для 9 специального коррекционного  класса  для детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида факультативного занятия «Этика» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 48);
  2. Федеральный государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;
  3. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по факультативному занятию «Этика»,  утвержденный приказом Минобразования  России 05.03.2004 г. № 1089;
  4. Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы;
  5. Распоряжение министерства образования Иркутской области  № 471-мр от 13.05.2013 г.» О продлении срока действия регионального учебного плана общеобразовательных учреждений Иркутской области»;
  6. Положение о рабочей программе педагога МОУ СОШ №5 УКМО, утвержденное 01.09.2011 г. № 110-од.                                
  7. Учебный план МОУ СОШ №5 УКМО на 2013-2014 уч. год;

8.       Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией И.М.Бгажноковой. М.: Просвещение, 2010 г.

За основу взята примерная программа  по  этике  (Этика. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор: Н.Б. Матвеева  -М.: Просвещение, 2010  год.

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение факультативного занятия «Этика» в 9 специально (коррекционном)  классе для детей с ограниченными возможностями здоровья отводится не менее 35  часов из расчета 1ч в неделю.

В год – 35 часов (1 час в неделю, всего 35 часов)

Проведено будет 34 часа, т.к. 04.11.2013 гос. праздник

Научить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья производить сознательную самооценку своих поступков и себя как личности — одна из основных задач предмета «Этика». Обучение учащихся  специальной (коррекционной) школы VIII вида элементарным сведениям о правилах взаимоотношений между людьми, принятых в обществе, их направленная ориентация на высокие эталоны нравственности и личные характеристики человека, такие, как справедливость, совесть, долг, ответственность и др., является основным смыслом учебно-воспитательного процесса.

       Формирование практических действий, реальных дел, необходимых для устойчивого поведения подростков с ограниченными возможностями здоровья, — одна из ведущих задач всей системы коррекционной работы в школе.

       Введение названного предмета в учебный план школы направлено на развитие социального опыта, а также когнитивной и эмоциональной сферы учащихся. Специфические особенности развития личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья требуют знания учителем их индивидуальных черт характера, интересов, наклонностей, при гуманном и уважительном отношении к каждому учащемуся.

       Рабочая программа факультативного занятия «Этика» включает все темы, предусмотренные программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Для реализации Рабочей программы используется учебно- методический комплект:

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы : И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова.  -М.:     Просвещение, 2010  год.                                                                                                                                                                                                                     Содержание данной программы  составляют  три основных содержательных направления:                                                                        • знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего «Я»;                                                                                        • на основе анализа собственных ощущений, размышлений, примеров поведения научить подростка понимать особенности окружающих его  людей, уметь объяснять их действия и поступки для коммуникации и взаимодействия с окружением: сверстниками, педагогами, родителями и др.;                                                                                                    • системное и последовательное изучение истоков и причин возникновения социальных норм поведения человека, добиваясь понимания законов и правил, принятых в общении между людьми в самых разнообразных ситуациях.                                                                                                               Такая система отбора в изложении учебного материала представляется наиболее оптимальной и доступной для детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.                                                                                                                                                                                                                Методы и формы обучения                                                                                                                                                                                                               Методы по источнику знаний:                                                                                                                                                                                                       1) словесные (рассказ, объяснение, беседа)                                                                                                                                                                                 2) наглядные (демонстрация, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций)                                                                                                                                                                                                                                                                                                           3) практические методы (игра, упражнение, элементы проблемного обучения)

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные)

Формы учебных занятий: предметные уроки

Цель факультативного занятия «Этика» — достижение практической целесообразности формирования нравственных представлений, их прогнозирование и реализация в непосредственном опыте обучающихся. Такой подход исключает заучивание правил, отчеты учащихся и другие требования дидактического порядка.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать:

-иметь представления о   значении морального долга, моральной обязанности для жизни и деятельности (в том числе образовательной) человека, семьи, общества.

- меры ответственности человека за свои поступки.

-правила взаимоотношений между людьми, отдельным человеком и обществом;  

-  историю происхождения некоторых этических норм;

- основные разделы права: семейное, уголовное, административное, трудовое;

 - значение семьи (или людей, заменяющих ее) для роста и развития ребенка

-о проблемах создания и сохранении семьи, об эмоциональных, социальных аспектах проблем взаимоотношения полов;

-приемы, способы разрешения  возможных конфликтов в семье

- правила приличия, нормы поведения в различных ситуациях

- этические правила в поведении юноши и девушки

- правовые основы семейно – брачных отношений

- обязанности и права в молодой семье

-права и обязанности родителей

- отношения с родителями — самые важные отношения для каждого человека.

- семья – это основанная на браке и кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью

- о семейном бюджете, его планировании, о распределении обязанностей в семье

- нравственные правила общения, принятые в семье

- терпение, любовь, забота, внимание – важнейшие условия семейного счастья

Обучающиеся должны уметь:

- распознавать деяния, направленные против другой личности;

-анализировать свои чувства и желания относительно понятий люблю, нравится;

-примерно планировать ведение семейного хозяйства

- понимать, зачем человеку нужна мораль и почему именно с ней связано проявление гуманизма в повседневных отношениях людей

- понимать и преодолевать сложности, возникающие во взаимоотношениях с родителями

- находить достойные способы выхода из проблемных ситуаций, возникающих в семье в силу тех или иных причин

-наиболее распространенные причины распада семьи

Тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

По программе

Проведено

Условия, влияющие на деятельность человека.

11

10

Семья.

24

24

Всего:

35

34

                                                                                                   

Содержание программы

Условия, влияющие на деятельность человека ( 11 ч.)

Что такое долг, совесть, общественное мнение.  Их влияние на поведение личности.

Свобода, необходимость, ответственность. Их роль и значение в поведении человека, принятии решений.

Свобода выбора, мера ответственности человека за свои поступки.

Что такое мораль и право. История происхождения некоторых правовых норм. Взаимосвязь морали и права. Деяние, направленное против другой личности (ее здоровья, жизни), оскорбление чести и достоинства, лишение имущества. Наказание за проступки. Основные разделы права: семейное право, уголовное право, административное право, трудовое право (общее представление).

Ответственность человека за совершенное правонарушение (знакомство с отдельными статьями Уголовного, Гражданского кодексов по выбору учителя). Нравственное и безнравственное поведение человека, группы людей, их оценка обществом, государством.

Семья(  24 ч)                                                                                                                                                                                                                                                        Что такое любовь и счастье. Многозначность этих понятий. Представления о счастье у разных людей: работа, семья, достаток. Роль мировоззрения человека в формировании представлений о счастье. Кого и за что можно любить. Восприятие лиц противоположного пола (юноши, девушки).  Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение. Влюбленность и любовь. Романтическая любовь.  Нравственность и сексуальность.  Почему ссорятся влюбленные. Как прощать обиды, какие проступки непростительны для человека. Этика взаимоотношений юноши и девушки. Брак и его мотивы (любовь, общность интересов, взглядов, целей — нравственная основа будущего благополучия семьи). Молодая семья и ее первые шаги в семейной жизни. Помощь и поддержка друг друга, терпимость к привычкам и особенностям характера партнера, уважение. Социальная роль молодоженов. Их обязанности. Взаимопомощь в молодой семье. Что такое материнство, отцовство. Забота о воспитании детей — родительский долг. Ответственность молодых родителей за жизнь и здоровье ребенка. Формирование общих взглядов на процесс воспитания детей. Воспитание малыша в молодой семье. Взаимоотношения с родителями, родственниками. Материальная и духовная связь с родителями. Влияние опыта прежней жизни супругов на процесс создания новой семьи. Экономика и быт молодой семьи. Потребности семьи: естественные и искусственные, вещизм. Организация и ведение домашнего хозяйства (на примерах домоводства). Атмосфера семьи: чувства, привычки, традиции. Нравственные правила общения, принятые в семье, в обществе друзей. Нравственный портрет семьи, ее влияние на жизнь окружающих. Мода: происхождение, история. Знаковая функция моды: определение принадлежности к определенному племени, классу, сословию. Ее роль в настоящее время: средство самовыражения, средство коммуникации, идентификации, средство приобретения общественного статуса.                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Правильное отношение к моде, свой стиль, соответствие материальным возможностям.                                                                                                                                                               Семейные конфликты. Их происхождение и психологическая основа: неготовность (моральная, психологическая) супругов к выполнению своей семейной роли, различие взглядов, интересов, привычек, традиций, вмешательство и негативное влияние родителей, друзей, отсутствие понимания, взаимопомощи и т. д.  Предотвращение конфликтов, способы их разрешения. Причины распада семьи. Нравственное поведение в ситуации развода. Знакомство с положениями Гражданского кодекса: судьба детей, обязанности и права отца и матери по отношению к детям, раздел имущества.

Тематическое планирование факультативного занятия «Этика» в 9  специально-коррекционном классе для детей с ограниченными возможностями здоровья   VIII  вида.

Дата проведения

Наименование раздела программы

Тема урока

Контроль

Примечание

По плану

Факт

1

02.09

Условия, влияющие на деятельность человека (11ч)

Что такое долг, совесть, общественное мнение.  

2

09.06

Влияние долга, совести и общественного мнения  на поведение личности.

3

16.09

Свобода, необходимость, ответственность.

4

23.09

 Роль и значение свободы и ответственности в поведении человека, в принятии решений.

5

30.09

Свобода выбора, мера ответственности человека за свои поступки.

6

07.10

Что такое мораль и право.

7

14.10

История происхождения некоторых правовых норм.

8

21.10

Взаимосвязь морали и права.

9

11.11

Ответственность человека за совершенное правонарушение (знакомство с отдельными статьями Уголовного, Гражданского кодексов).

10

18.11

Нравственное и безнравственное поведение человека.

11

25.11

Группы людей, их оценка обществом, государством.

12

02.12

Семья.

13

09.12

Что такое любовь и счастье.

14

16.12

Восприятие лиц противоположного пола (юноши, девушки).  

15

23.12

Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение.

16

13.01

Семья (24ч)

Влюблённость и любовь.

17

20.01

 Романтическая любовь.  

18

27.01

Нравственность и сексуальность.

19

03.02

Как прощать обиды.

20

10.02

Какие проступки непростительны для человека.

21

17.02

Этика взаимоотношений юноши и девушки.

22

24.02

Брак и его мотивы.

23

03.03

Материнство, отцовство.

24

10.03

Формирование общих взглядов на процесс воспитания детей.

25

17.03

Экономика и быт молодой семьи.

26

31.03

Организация и ведение домашнего хозяйства.

27

07.04

Семейные конфликты.

28

14.04

Происхождение и психологическая основа семейных конфликтов.

29

21.04

Причины распада семьи.

30

28.04

Нравственное поведение в ситуации развода.

31

05.05

Знакомство с положениями Гражданского кодекса: судьба детей, обязанности и права отца и матери по отношению к детям, раздел имущества.

32

12.05

Знакомство с положениями Гражданского кодекса: судьба детей, обязанности и права отца и матери по отношению к детям, раздел имущества.

33

19.05

Знакомство с положениями Гражданского кодекса: судьба детей, обязанности и права отца и матери по отношению к детям, раздел имущества.

34

26.05

Повторение и обобщение пройденного материала.

35

Повторение и обобщение пройденного материала.

Учебно-методические средства обучения.

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор: Н.Б. Матвеева -М.: Просвещение, 2010  год.
  2. Л.Миллер «Энциклопедия этикета. Всё о правилах хорошего тона», Москва. Центрополиграф, 2009 год.
  3. Интернет ресурсы:

http://festival.september.ru

http://Nsportal.ru

http://Pedsovet.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности общения с ребёнком и его семьёй в специальных коррекционных классах VIII вида.

Особенности общения с ребёнком и его семьёй в специальных коррекционных классах VIII вида....

Развитие речи учащихся на уроках математики в специальном (коррекционном) классе VIII вида

Проанализирована литература по проблеме исследования; Изучена сформированность развития речи у умственно отсталых учащихся на уроках математики; .Подобраны рекомендации для олигофренопедагогов для раз...

Рабочая программа по технологии для учащихся 3 классов специального (коррекционного) класса VIII вида

         Школьники с проблемами в умственном развитии ограничены в выборе профессии, поэтому требуются значительные усилия по их профессиональной ориентации. Начиная с ...

Конспект урока письма и развития речи 4 специальный (коррекционный) класс VIII вида

Конспект урока письма и развития речи4 специальный (коррекционный) класс VIII видаТема урока: Употребление предлогов в, под в речи.Тип урока: комбинированныйЦель: закрепить знания о предлога...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебные нитки» для детей младшего школьного возраста специальных (коррекционных) классов VIII вида

Дополнительная образовательная программа «Волшебные нитки» создана с целью развития мелкой моторики и реализации творческих способностей у детей с ОВЗ. Работа занятия планируется так, чтобы она не дуб...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ В 1 СПЕЦИАЛЬНОМ /КОРРЕКЦИОННОМ/ КЛАССЕ VIII ВИДА

КОНСПЕКТИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ    В  1 СПЕЦИАЛЬНОМ  /КОРРЕКЦИОННОМ/  КЛАССЕ  VIII  ВИДА  Тема:  Буква Ь (мягки...