факультатив "Этика" для 9 специального коррекционного класса VIII вида
рабочая программа по теме
продолжение курса "Этика" в 8 специальном (коррекционном) классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etika_9_kl_.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5
Усть-Кутского муниципального образования.
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
на заседании ШМО учителей Зам. директора по УВР Директор МОУ СОШ № 5 УКМО
протокол № ___ от «___» 08.2013 г. ________ М.В. Ерощук __________С.В. Фетцова
руководитель ШМО____ Л. А. Кохан «____»________2013 г. «_____»_________2013 г.
Рабочая программа факультативного занятия «Этика»
9 специального (коррекционного) класса для детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида
Разработчик:
Лариса Анатольевна Кохан
учитель I категории
2013-2014 учебный год.
Пояснительная записка.
Рабочая программа для 9 специального коррекционного класса для детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида факультативного занятия «Этика» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 48);
- Федеральный государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по факультативному занятию «Этика», утвержденный приказом Минобразования России 05.03.2004 г. № 1089;
- Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы;
- Распоряжение министерства образования Иркутской области № 471-мр от 13.05.2013 г.» О продлении срока действия регионального учебного плана общеобразовательных учреждений Иркутской области»;
- Положение о рабочей программе педагога МОУ СОШ №5 УКМО, утвержденное 01.09.2011 г. № 110-од.
- Учебный план МОУ СОШ №5 УКМО на 2013-2014 уч. год;
8. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией И.М.Бгажноковой. М.: Просвещение, 2010 г.
За основу взята примерная программа по этике (Этика. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор: Н.Б. Матвеева -М.: Просвещение, 2010 год.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение факультативного занятия «Этика» в 9 специально (коррекционном) классе для детей с ограниченными возможностями здоровья отводится не менее 35 часов из расчета 1ч в неделю.
В год – 35 часов (1 час в неделю, всего 35 часов)
Проведено будет 34 часа, т.к. 04.11.2013 гос. праздник
Научить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья производить сознательную самооценку своих поступков и себя как личности — одна из основных задач предмета «Этика». Обучение учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида элементарным сведениям о правилах взаимоотношений между людьми, принятых в обществе, их направленная ориентация на высокие эталоны нравственности и личные характеристики человека, такие, как справедливость, совесть, долг, ответственность и др., является основным смыслом учебно-воспитательного процесса.
Формирование практических действий, реальных дел, необходимых для устойчивого поведения подростков с ограниченными возможностями здоровья, — одна из ведущих задач всей системы коррекционной работы в школе.
Введение названного предмета в учебный план школы направлено на развитие социального опыта, а также когнитивной и эмоциональной сферы учащихся. Специфические особенности развития личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья требуют знания учителем их индивидуальных черт характера, интересов, наклонностей, при гуманном и уважительном отношении к каждому учащемуся.
Рабочая программа факультативного занятия «Этика» включает все темы, предусмотренные программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Для реализации Рабочей программы используется учебно- методический комплект:
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы : И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. -М.: Просвещение, 2010 год. Содержание данной программы составляют три основных содержательных направления: • знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего «Я»; • на основе анализа собственных ощущений, размышлений, примеров поведения научить подростка понимать особенности окружающих его людей, уметь объяснять их действия и поступки для коммуникации и взаимодействия с окружением: сверстниками, педагогами, родителями и др.; • системное и последовательное изучение истоков и причин возникновения социальных норм поведения человека, добиваясь понимания законов и правил, принятых в общении между людьми в самых разнообразных ситуациях. Такая система отбора в изложении учебного материала представляется наиболее оптимальной и доступной для детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида. Методы и формы обучения Методы по источнику знаний: 1) словесные (рассказ, объяснение, беседа) 2) наглядные (демонстрация, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций) 3) практические методы (игра, упражнение, элементы проблемного обучения)
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные)
Формы учебных занятий: предметные уроки
Цель факультативного занятия «Этика» — достижение практической целесообразности формирования нравственных представлений, их прогнозирование и реализация в непосредственном опыте обучающихся. Такой подход исключает заучивание правил, отчеты учащихся и другие требования дидактического порядка.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
-иметь представления о значении морального долга, моральной обязанности для жизни и деятельности (в том числе образовательной) человека, семьи, общества.
- меры ответственности человека за свои поступки.
-правила взаимоотношений между людьми, отдельным человеком и обществом;
- историю происхождения некоторых этических норм;
- основные разделы права: семейное, уголовное, административное, трудовое;
- значение семьи (или людей, заменяющих ее) для роста и развития ребенка
-о проблемах создания и сохранении семьи, об эмоциональных, социальных аспектах проблем взаимоотношения полов;
-приемы, способы разрешения возможных конфликтов в семье
- правила приличия, нормы поведения в различных ситуациях
- этические правила в поведении юноши и девушки
- правовые основы семейно – брачных отношений
- обязанности и права в молодой семье
-права и обязанности родителей
- отношения с родителями — самые важные отношения для каждого человека.
- семья – это основанная на браке и кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью
- о семейном бюджете, его планировании, о распределении обязанностей в семье
- нравственные правила общения, принятые в семье
- терпение, любовь, забота, внимание – важнейшие условия семейного счастья
Обучающиеся должны уметь:
- распознавать деяния, направленные против другой личности;
-анализировать свои чувства и желания относительно понятий люблю, нравится;
-примерно планировать ведение семейного хозяйства
- понимать, зачем человеку нужна мораль и почему именно с ней связано проявление гуманизма в повседневных отношениях людей
- понимать и преодолевать сложности, возникающие во взаимоотношениях с родителями
- находить достойные способы выхода из проблемных ситуаций, возникающих в семье в силу тех или иных причин
-наиболее распространенные причины распада семьи
Тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | |
По программе | Проведено | ||
Условия, влияющие на деятельность человека. | 11 | 10 | |
Семья. | 24 | 24 | |
Всего: | 35 | 34 |
Содержание программы
Условия, влияющие на деятельность человека ( 11 ч.)
Что такое долг, совесть, общественное мнение. Их влияние на поведение личности.
Свобода, необходимость, ответственность. Их роль и значение в поведении человека, принятии решений.
Свобода выбора, мера ответственности человека за свои поступки.
Что такое мораль и право. История происхождения некоторых правовых норм. Взаимосвязь морали и права. Деяние, направленное против другой личности (ее здоровья, жизни), оскорбление чести и достоинства, лишение имущества. Наказание за проступки. Основные разделы права: семейное право, уголовное право, административное право, трудовое право (общее представление).
Ответственность человека за совершенное правонарушение (знакомство с отдельными статьями Уголовного, Гражданского кодексов по выбору учителя). Нравственное и безнравственное поведение человека, группы людей, их оценка обществом, государством.
Семья( 24 ч) Что такое любовь и счастье. Многозначность этих понятий. Представления о счастье у разных людей: работа, семья, достаток. Роль мировоззрения человека в формировании представлений о счастье. Кого и за что можно любить. Восприятие лиц противоположного пола (юноши, девушки). Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение. Влюбленность и любовь. Романтическая любовь. Нравственность и сексуальность. Почему ссорятся влюбленные. Как прощать обиды, какие проступки непростительны для человека. Этика взаимоотношений юноши и девушки. Брак и его мотивы (любовь, общность интересов, взглядов, целей — нравственная основа будущего благополучия семьи). Молодая семья и ее первые шаги в семейной жизни. Помощь и поддержка друг друга, терпимость к привычкам и особенностям характера партнера, уважение. Социальная роль молодоженов. Их обязанности. Взаимопомощь в молодой семье. Что такое материнство, отцовство. Забота о воспитании детей — родительский долг. Ответственность молодых родителей за жизнь и здоровье ребенка. Формирование общих взглядов на процесс воспитания детей. Воспитание малыша в молодой семье. Взаимоотношения с родителями, родственниками. Материальная и духовная связь с родителями. Влияние опыта прежней жизни супругов на процесс создания новой семьи. Экономика и быт молодой семьи. Потребности семьи: естественные и искусственные, вещизм. Организация и ведение домашнего хозяйства (на примерах домоводства). Атмосфера семьи: чувства, привычки, традиции. Нравственные правила общения, принятые в семье, в обществе друзей. Нравственный портрет семьи, ее влияние на жизнь окружающих. Мода: происхождение, история. Знаковая функция моды: определение принадлежности к определенному племени, классу, сословию. Ее роль в настоящее время: средство самовыражения, средство коммуникации, идентификации, средство приобретения общественного статуса. Правильное отношение к моде, свой стиль, соответствие материальным возможностям. Семейные конфликты. Их происхождение и психологическая основа: неготовность (моральная, психологическая) супругов к выполнению своей семейной роли, различие взглядов, интересов, привычек, традиций, вмешательство и негативное влияние родителей, друзей, отсутствие понимания, взаимопомощи и т. д. Предотвращение конфликтов, способы их разрешения. Причины распада семьи. Нравственное поведение в ситуации развода. Знакомство с положениями Гражданского кодекса: судьба детей, обязанности и права отца и матери по отношению к детям, раздел имущества.
Тематическое планирование факультативного занятия «Этика» в 9 специально-коррекционном классе для детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.
№ | Дата проведения | Наименование раздела программы | Тема урока | Контроль | Примечание | |
По плану | Факт | |||||
1 | 02.09 | Условия, влияющие на деятельность человека (11ч) | Что такое долг, совесть, общественное мнение. | |||
2 | 09.06 | Влияние долга, совести и общественного мнения на поведение личности. | ||||
3 | 16.09 | Свобода, необходимость, ответственность. | ||||
4 | 23.09 | Роль и значение свободы и ответственности в поведении человека, в принятии решений. | ||||
5 | 30.09 | Свобода выбора, мера ответственности человека за свои поступки. | ||||
6 | 07.10 | Что такое мораль и право. | ||||
7 | 14.10 | История происхождения некоторых правовых норм. | ||||
8 | 21.10 | Взаимосвязь морали и права. | ||||
9 | 11.11 | Ответственность человека за совершенное правонарушение (знакомство с отдельными статьями Уголовного, Гражданского кодексов). | ||||
10 | 18.11 | Нравственное и безнравственное поведение человека. | ||||
11 | 25.11 | Группы людей, их оценка обществом, государством. | ||||
12 | 02.12 | Семья. | ||||
13 | 09.12 | Что такое любовь и счастье. | ||||
14 | 16.12 | Восприятие лиц противоположного пола (юноши, девушки). | ||||
15 | 23.12 | Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение. | ||||
16 | 13.01 | Семья (24ч) | Влюблённость и любовь. | |||
17 | 20.01 | Романтическая любовь. | ||||
18 | 27.01 | Нравственность и сексуальность. | ||||
19 | 03.02 | Как прощать обиды. | ||||
20 | 10.02 | Какие проступки непростительны для человека. | ||||
21 | 17.02 | Этика взаимоотношений юноши и девушки. | ||||
22 | 24.02 | Брак и его мотивы. | ||||
23 | 03.03 | Материнство, отцовство. | ||||
24 | 10.03 | Формирование общих взглядов на процесс воспитания детей. | ||||
25 | 17.03 | Экономика и быт молодой семьи. | ||||
26 | 31.03 | Организация и ведение домашнего хозяйства. | ||||
27 | 07.04 | Семейные конфликты. | ||||
28 | 14.04 | Происхождение и психологическая основа семейных конфликтов. | ||||
29 | 21.04 | Причины распада семьи. | ||||
30 | 28.04 | Нравственное поведение в ситуации развода. | ||||
31 | 05.05 | Знакомство с положениями Гражданского кодекса: судьба детей, обязанности и права отца и матери по отношению к детям, раздел имущества. | ||||
32 | 12.05 | Знакомство с положениями Гражданского кодекса: судьба детей, обязанности и права отца и матери по отношению к детям, раздел имущества. | ||||
33 | 19.05 | Знакомство с положениями Гражданского кодекса: судьба детей, обязанности и права отца и матери по отношению к детям, раздел имущества. | ||||
34 | 26.05 | Повторение и обобщение пройденного материала. | ||||
35 | Повторение и обобщение пройденного материала. |
Учебно-методические средства обучения.
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор: Н.Б. Матвеева -М.: Просвещение, 2010 год.
- Л.Миллер «Энциклопедия этикета. Всё о правилах хорошего тона», Москва. Центрополиграф, 2009 год.
- Интернет ресурсы:
http://Pedsovet.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности общения с ребёнком и его семьёй в специальных коррекционных классах VIII вида.
Особенности общения с ребёнком и его семьёй в специальных коррекционных классах VIII вида....
Развитие речи учащихся на уроках математики в специальном (коррекционном) классе VIII вида
Проанализирована литература по проблеме исследования; Изучена сформированность развития речи у умственно отсталых учащихся на уроках математики; .Подобраны рекомендации для олигофренопедагогов для раз...
Рабочая программа по технологии для учащихся 3 классов специального (коррекционного) класса VIII вида
Школьники с проблемами в умственном развитии ограничены в выборе профессии, поэтому требуются значительные усилия по их профессиональной ориентации. Начиная с ...
Содержание работы по формированию геометрических представлений по теме «Многоугольники» 4 специальный (коррекционный) класс VIII вида (для детей с умеренной умственной отсталостью)
Содержание работы по формированию геометрических представлений...
Конспект урока письма и развития речи 4 специальный (коррекционный) класс VIII вида
Конспект урока письма и развития речи4 специальный (коррекционный) класс VIII видаТема урока: Употребление предлогов в, под в речи.Тип урока: комбинированныйЦель: закрепить знания о предлога...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебные нитки» для детей младшего школьного возраста специальных (коррекционных) классов VIII вида
Дополнительная образовательная программа «Волшебные нитки» создана с целью развития мелкой моторики и реализации творческих способностей у детей с ОВЗ. Работа занятия планируется так, чтобы она не дуб...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ В 1 СПЕЦИАЛЬНОМ /КОРРЕКЦИОННОМ/ КЛАССЕ VIII ВИДА
КОНСПЕКТИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ В 1 СПЕЦИАЛЬНОМ /КОРРЕКЦИОННОМ/ КЛАССЕ VIII ВИДА Тема: Буква Ь (мягки...