Особенности общения с ребёнком и его семьёй в специальных коррекционных классах VIII вида.
статья по теме
Особенности общения с ребёнком и его семьёй
в специальных коррекционных классах VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_obshcheniya_s_rebyonkom_i_ego_semyoy.docx | 39.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности общения с ребёнком и его семьёй
в специальных коррекционных классах VIII вида.
Из опыта работы учителей нач. классов
МВ(с)ОУ «О(с)ОШ №1»
г. Астрахани
Максименко Н.А.
Ученые, исследующие проблемы семьи и детства, отмечают тревожную тенденцию резкого увеличения числа детей с интеллектуальной недостаточностью. Ситуация обостряется еще и тем, что родители, воспитывающие таких детей, не имеют специальных знаний и не могут создать необходимых условий для их развития.
Для преодоления задержки в развитии детям требуется своевременная помощь со стороны школьных работников и родителей. Большинство родителей узнают о «возможностях» своего ребёнка слишком поздно, при поступлении ребёнка в школу, а многие безуспешно проучившись в 1 классе. Родители, встретившись с подобным явлением, оказываются не готовыми ни к общению, ни к продуктивному взаимодействию с такими детьми. Не понимая причин школьной неуспешности своего ребенка, родители требуют от него дополнительного напряжения сил для улучшения результатов учебной деятельности, нередко проявляя авторитаризм и несдержанность. В таких условиях развитие ребенка еще более замедляется, в его характере появляются упрямство, непослушание, недоверчивость и отчужденность. Становится очевидной необходимость оказания семьям педагогической помощи в формировании готовности к взаимодействию с подобными детьми.
Разработанное нами содержание педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с интеллектуальной недостаточностью, носит комплексный характер.
Для реализации педагогической помощи семьям, нами поставлены следующие цели:
1. Изучить особенности отношений родителей к своим детям;
2. Наметить основные направления коррекции межличностных отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка.
3. Сформировать адекватное отношение родителей к ребенку с нарушением интеллекта в его развитии, стремление помочь ему в безболезненной адаптации к современным социально-экономическим условиям.
4. Создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с проблемами в развитии.
5.Вооружение родителей знаниями по возрастной и специальной психологии.
6.Согласование воспитательно-образовательных позиций учителей и родителей.
7. Создание системы содружества школы и семьи.
Для достижения цели были обозначены следующие задачи:
- изучить особенности отношений родителей к своим детям;
- выявить, какой из стилей родительского отношения в детско-родительской подсистеме является основным;
- определить, насколько адекватна оценка родителями психологических особенностей детей, имеющих интеллектуальное недоразвитие;
Для анализа особенностей детско-родительских отношений, определения уровня готовности родителей к взаимодействию с ребенком с интеллектуальной недостаточностью и выявления потребности родителей в педагогической помощи были проведены исследования.
Работа проводилась с родителями учащихся 1-2 классов.
Обработав полученные данные, мы получили следующие результаты.
78% родителей не знакомы с особенностями познавательной и личностной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью.
68% родителей негативно воспринимают своего ребенка, разочарованы в нем, им кажется, что ребенок не добьется успехов в жизни;
82% - не проводят совместно с ребенком досуг;
только 26 родителей стараются ему помочь и доброжелательны с ним.
Становится очевидной необходимость оказания семьям педагогической помощи в формировании готовности к взаимодействию с подобными детьми.
Систему нашей работы условно назвали «Школа для родителей».
Эта работа включала лекционные, практические занятия, совместную деятельность родителей и детей.
Работа с родителями организовывалась как индивидуально, так и фронтально. К ней были привлечены специалисты школы - учителя начальных классов, психологи, логопеды, социальные педагоги и врачи детской поликлиники. В составлении плана работа учитывались заявки родителей и результаты проведения опросов. Перед каждым занятием проводилось анкетирование, позволявшее внести в их содержание определенные коррективы.
Посещая лекции и семинары, родители не только приобретали знания, но и, знакомясь друг с другом, видели, что они не одиноки, что есть и другие семьи, в которых решаются похожие проблемы. Это придавало им дополнительные силы, снимало напряжение. Кроме того, слушая вопросы других, многие начинали яснее осознавать свои проблемы и сами начинали задавать вопросы, пытаясь активно искать выход из сложившейся жизненной ситуации.
К собранию готовим выставку ученических работ, выступления художественной самодеятельности ребят.
Такие мероприятия оживляют родителей.
Оправдавшей себя формой работы с родителями, стало оформление стендов, уголков для родителей. Такие уголки создаются в помощь учителю по осуществлению педагогического всеобуча родителей, по повышению их педагогической культуры.
Совместная разработка учителями, родителями и детьми семейных праздников (составление развлекательных программ, подбор игр, конкурсов, и новых традиций способствующих воспитанию толерантности, стала важным условием формирования готовности родителей к эффективному взаимодействию со своими детьми).
Совместная деятельность родителей и детей (трудовые задания, экскурсии, посещение музеев) способствовала их сплочению. В процессе совместной деятельности родители поддерживали и подбадривали своего ребенка и намеренно создавали ситуацию, в которой он достигал успеха.
Важнейшим направлением в системе работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью является практическая подготовка детей к самостоятельной жизни, к труду, привитие интереса к миру доступных им профессий.
Важно привлечь родителей к совместному процессу, направленному на социально - трудовую адаптацию в общество к совместному процессу безболезненной адаптации к современным социально- экономическим условиям.
Обобщая работу за период с 2004-2008г.г., были выявлены результаты и проведен сравнительный анализ полученных данных с исходными. Они свидетельствуют о позитивных изменениях, произошедших в результате реализации программы.
Резко снизилось число родителей с низким уровнем готовности к взаимодействию с ребенком, имеющим интеллектуальную недостаточность. Но, к сожалению, остаётся процент родителей, контакты которых с детьми остались поверхностными, отношения - напряженными, родители открыто выражали неприязнь к своим детям. И дети уклонялись от взаимодействия со своими родителями, не подчинялись их требованиям. Причины неудачи не были связаны с работой «Школы для родителей», т.к. эти родители не посещали занятия.
На занятиях, требующих интенсивного умственного напряжения, дети стали проявлять активность, появился интерес к творческим заданиям. Позитивные сдвиги произошли в учебной мотивации, что положительно отразилось на взаимоотношениях с учителями и одноклассниками многие из них посещают кружки прикладных видов искусства, участвуют в школьных спортивных соревнованиях.
Родители накопили опыт организации педагогически эффективного взаимодействия с детьми в процессе совместной деятельности. Они стали активно работать над повышением своей педагогической компетентности, контролировать свои эмоции, настроения и действия.
Полученные результаты работы подтвердили продуктивность работы системы «Школы для родителей» и дают основания считать, что поставленные задачи работы выполнены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи учащихся на уроках математики в специальном (коррекционном) классе VIII вида
Проанализирована литература по проблеме исследования; Изучена сформированность развития речи у умственно отсталых учащихся на уроках математики; .Подобраны рекомендации для олигофренопедагогов для раз...
Рабочая программа по технологии для учащихся 3 классов специального (коррекционного) класса VIII вида
Школьники с проблемами в умственном развитии ограничены в выборе профессии, поэтому требуются значительные усилия по их профессиональной ориентации. Начиная с ...
факультатив "Этика" для 9 специального коррекционного класса VIII вида
продолжение курса "Этика" в 8 специальном (коррекционном) классе...
Содержание работы по формированию геометрических представлений по теме «Многоугольники» 4 специальный (коррекционный) класс VIII вида (для детей с умеренной умственной отсталостью)
Содержание работы по формированию геометрических представлений...
Конспект урока письма и развития речи 4 специальный (коррекционный) класс VIII вида
Конспект урока письма и развития речи4 специальный (коррекционный) класс VIII видаТема урока: Употребление предлогов в, под в речи.Тип урока: комбинированныйЦель: закрепить знания о предлога...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебные нитки» для детей младшего школьного возраста специальных (коррекционных) классов VIII вида
Дополнительная образовательная программа «Волшебные нитки» создана с целью развития мелкой моторики и реализации творческих способностей у детей с ОВЗ. Работа занятия планируется так, чтобы она не дуб...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ В 1 СПЕЦИАЛЬНОМ /КОРРЕКЦИОННОМ/ КЛАССЕ VIII ВИДА
КОНСПЕКТИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ В 1 СПЕЦИАЛЬНОМ /КОРРЕКЦИОННОМ/ КЛАССЕ VIII ВИДА Тема: Буква Ь (мягки...