Тема занятия: «Открывая другие миры…»
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Калугина Ирина Валерьевна

 

Цели и задачи: развитие представлений об индивидуальных характеристиках человека, развитие Я – концепции, а также положительного отношения к «непохожим» людям и их качествам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryvaya_drugie_miry.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Открывая другие миры…»

Цели и задачи: развитие представлений об индивидуальных характеристиках человека, развитие Я – концепции, а также положительного отношения к «непохожим» людям и их качествам.

Материалы: наборы качеств с карточками

Часть 1. Вводная

Цель: определение сематического пространства понятий «похожие», «разные», «одинаковые».

Инструкция: В некоторой стране жили люди. Просто жили и жили. Ели, спали, играли и делали все, что обычно делают люди. Но это страна была такая маленькая, что о ней никто не знал.

Однажды мимо бежал мальчик, заглянул за изгородь и воскликнул: «Ух ты, маленькая страна!» Он зашел в эту страну и решил познакомиться с другими ребятами.

- Привет! Кто вы? Какие вы? Я хотел бы с вами дружить, давайте познакомимся!

Дети ответили:

- Мы – дети маленькой страны, мы одинаковые, потому что разных людей не бывает. Давай дружить, ведь ты такой же, как мы.

Мальчик удивился:

- Все люди разные, не бывает двух одинаковых!

Дети сказали:

- Как ты нам это докажешь?

- Друзья мои, как вы считаете, что ответил мальчик? Как можно доказать, что люди разные?

Воспитатель выслушивает ответы детей и подводит итоги (люди различаются  внешними признаками и внутренним миром, чертами характера)

- Какими бывают люди?

Воспитатель записывает ответы, вопросами побуждает актуализировать знания детей о человеческих качествах.

- Итак, мы с вами определились, что люди бывают разные, и для этого существует много слов, определений. Скажите, какие вы?

Воспитатель выслушивает ответы и делает вывод.

- Послушаем нашу сказку дальше.

Мальчик подумал и сказал:

- Мы все различаемся: кто-то внешне, а кто-то своими мыслями, чувствами, качествами. Например, если бы к вам пришел злодей, он не стал бы разговаривать, а просто поколотил бы вас. Вот, посмотрите, у меня есть две конфеты. Я поделюсь с вами. Меня можно назвать добрым и щедрым. А если бы я съел их сам, то был бы жадным и злым.

Дети очень удивились и попросили рассказать, какими еще бывают люди.

-Давайте поможем мальчику и расскажем, какие ещё бывают люди. Для этого закончите следующие предложения:

1.Две девочки хотят играть с одной и той же куклой. Как она могут поступить, и какие качества они проявляют?

2. Дети смеются над одним мальчиком. Как могут поступить дети, мальчик и какие качества они проявляют?

3. Мальчик увидел на парте интересную игру. Как может он поступить и какие качества проявить в данной ситуации?

Часть 2. «Что куда?»

Цель: определить собственное отношение участников к предложенным индивидуальным характеристикам человека, расширение представление о многогранности личности.

- Итак, мы знаем очень много определений для человеческих качеств. Сейчас мы разделимся на команды. Каждой команде я раздам наборы карточек с написанными на ними качествами человека. Познакомьтесь с ними. Отложите в сторону те качества, которые вам непонятны.

Воспитатель вместе с детьми обсуждает незнакомые определения.

- Мы с вами поняли, что обозначает каждое качество. Иногда говорят о том, что люди бывают плохими и хорошими. Давайте подумаем, какие из этих качеств можно назвать плохими или хорошими? Разложите все карточки на две группы: плохие качества и хорошие качества.

Воспитанники выполняют задание.

- Теперь разложите карточки на  такие группы: слабые и сильные качества.

Воспитанники выполняют задание. Воспитатель выслушивает ответы и подводит итог: сильными мы считаем те качества, которые помогают нам чего-то достигать, а слабыми – те, которые мешают нам добиваться своих целей. Далее с помощью примеров воспитатель говорит о неоднозначности оценки человеческих качеств. Перейти к пониманию причин различий в отношении к качествам можно с помощью следующего отрывка из сказки.

Мальчику очень понравилось общаться с детьми из маленькой страны. Он рассказывал о том, какие разные бывают люди: веселые и грустные, добрые и злые. Объяснял, что качества бывают хорошими и плохими, сильными и слабыми. Вдруг один мальчик спросил у него:

- я очень сильный. Когда я хочу пожать кому-нибудь руку, я делаю больно. Если я хочу взять стакан -  я могу раздавить его. А вчера я хотел помочь бабочке и посадить её на цветок, но вместо этого сломал ей крылышко. Разве сила – это хорошо?

  Мальчик задумался. Одна девочка сказала:

- Мне все говорят, что я жадная и не делюсь игрушками. Но как ими делиться – ведь их могут сломать, испачкать, отобрать у меня. Вчера мальчишки отобрали у меня куклу, позавчера сломали мой велосипед, а сегодня они разорвали книжку. Поэтому я не хочу ни с кем делиться. Разве меня можно обзывать жадиной?

Тогда дети спросили у мальчика:

- А могут ли качества быть иногда плохими, а иногда – хорошими, иногда слабыми, а иногда сильными? Например, жадность – это только плохо млм, может быть, и хорошо?

Мальчик задумался. Чуть-чуть помолчал и ответил…

- Как вы думаете, что ответил мальчик?

Воспитатель выслушивает ответы детей и подводит итог: каждое качество может быть и плохим, и хорошим, нельзя осуждать человека, не разобравшись в причинах его поступков, нельзя назвать человека плохим, если он единожды поступил неправильно. Не бывает плохих людей, бывают плохие поступки, совершенные ими.

Часть 3 «Качества для Золушки»

Цель: развитие умения выделять индивидуальные характеристики у других людей, видеть уникальность каждого человека.

- Послушаем нашу сказку дальше.

Одна девочка сказала:

- Скажите, а если я буду всегда доброй и вежливой, я стану Золушкой?

Другой мальчик спросил:

- А мне больше всего нравится быть сильным и злым. На кого я похож?

Все дети сильно задумались…

Как бы вы ответили на этот вопрос?

Воспитатель выслушивает ответы, поводит итог.

-Теперь я предлагаю сыграть в такую игру: мы будем брать из набора с качествами наугад два-три качества и называть сказочного персонажа, который ими обладает. Как вы считаете, какие у вас самые главные качества? Назовите два-три основных. У какого сказочного персонажа такие же главные качества?

Воспитатель проводит обсуждение полученных результатов: что вас удивило? Что важного вы поняли? Что бы хотели исправить?

Часть 4 «Найди отличия»

Цель: развитие умения видеть различия между индивидуальными характеристиками человека, расширение представлений о многогранности личности.

- Мы с вами обсудили, что многие качества могут быть чем-то похожи.  Я предлагаю ещё немного поиграть. Для этого мы разделимся на команды. Затем я буду писать на доске по четыре качества. Ваша задача: как можно быстрее найти лишнее качество, которое не похоже на остальные. Свой выбор обоснуйте.

Воспитатель  выписывает по очереди заранее подготовленные наборы качеств.

  • Вежливый, добрый, веселый, капризный.
  • Злой, корыстный, жадный, грустный.
  • Серьезный, упрямый, угрюмый, застенчивый.

Воспитатель выслушивает игроков, подводит итоги, записывает результаты игры на доске. Далее можно предложить следующий вариант игры: искать различия между, казалось бы, одинаковыми качествами.

Например, в чем различия: радостный – веселый, добрый – добродушный, злой – злобный – злостный и пр. За каждый правильный ответ команде можно начислять балл. Это значительно обогащает понимание детьми содержания различных индивидуальных характеристик человека.

Обсуждение

  • Расскажите, что вам запомнилось?
  • Что удивило?
  • Что понравилось или не понравилось?
  • Чему вы научились?
  • Что вам показалось наиболее важным на нашем занятии?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по внеурочной деятельности кружка "Юный эколог" на тему "Лес - наш друг"

Занятие  преследует цель: формировать экологическую культуру младших школьников, воспитывать интерес к изучению и охране окружающей среды....

Урок-занятие "Здоровые дети - в здоровой семье". Тема урока: "Посмотрим друг другу в глаза"

Занятие с детьми с нарушением аутистического спектра для взаимодействия с родителями через использование оборудования в сенсорной комнате, организация положительного опыта общения с матерью....

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"...

Внеклассное занятие по чтению.Тема занятия: «Книга мой друг и помощник»

                                   Внеклассное занятие по чтению.  Тема занятия: «Книга мой д...

Конспект занятия по окружающему миру на тему: Ты мой друг, и я твой друг" (беседа-игра).

Данный конспект предназначен для проведения занятия внеурочной деятельности по курсу «Познание окружающего мира, личностное развитие, приобщение к общественным ценностям и искусству неслышащих ш...

Конспект психологического занятия 3 классом Тема занятия "Навстречу друг другу."

Занятие разработано и адаптировано для детей с особыми образовательными потребностями с нарушением слуха....

Конспект по окружающему миру на тему " Как открывали новые земли" (1 класс)

Самоанализ урока окружающего мира в 1 классе по теме: «Ка открывали новые земли.»(Детистова Е.П. учитель начальных классов) Урок проводился в 1 классе. Содержание урока:Каждый эт...