Доклад "Воспитание навыков культурного поведения"
статья (4 класс) по теме

Секишева Татьяна Алексеевна

Задача школы и семьи - воспитание детей всесторонне развитыми,сознательными, активными и культурными членами общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №33

с углубленным изучением отдельных предметов»

Воспитание навыков

культурного поведения

Доклад для родителей

                                                        Подготовила и провела

                                                        учитель начальных классов

                                                        Секишева Татьяна Алексеевна

г.Старый Оскол – 2013г.

Воспитание навыков культурного поведения.

        Перед  школой  и  семьёй стоит ответственная задача – воспитать детей всесторонне развитыми, сознательными, активными и  культурными членами общества.     Подрастающее    поколение    необходимо    вооружить    такими

умениями,   навыками  и  привычками,   которые   облегчают   установление контактов,   простоту  в  общении   людей.  Правила  культурного   поведения  являются   одним   из  путей,  помогающих   решить  проблемы,  связанные  с общением.  Они  помогают  найти  формы  такого поведения нравственности, отвечать требованиям   эстетики,  отражать  ту  культуру,  которая  накоплена обществом  в  процессе   его   развития.   Исходя   из   основного  содержания принятых  в  нашем  обществе  норм,  правил,  была составлена программа по воспитанию  культуры  поведения учащихся. Работа ведётся по 4-м разделам: «Личная  гигиена»,  «Вежливость  и  культура речи», «Культура поведения на улице  и  в  общественных  местах».  Учитель должен не только формировать знания  о  правилах  культурного поведении, но и воспитывать соответствующие  умения,  навыки  и  привычки.  Благодатный  материал  для  воспитания культуры  поведения  даёт  весь  учебный  процесс.  Рассказы,  помещённые в книгах  для  чтения  дают материал для бесед  о вежливости, внимательности, обязанности в отношении  к  своим товарищам и взрослым. Немало рассказов посвящено родителям, любви к ним, заботе о них. В ряде текстов говорится о правилах   уличного   движения,   о  поведении   на   улицах,  в общественных местах.  Содержание   этих  текстов  сочетается  с  внеклассной  работой.  Вся учебно – воспитательная  работа школы направлена на формирование морали учащихся.

        Школе   принадлежит  в  решении  этой  задачи  главная и руководящая роль. Но без участия семьи, без самой связи с  родителями школа не может её решить. Первым воспитателем  детей  являются  родители. Их воздействие на личность ребёнка огромно.

        Самые ранние  впечатления  ребёнка  связаны с  матерью  и отцом. Они влияют   своим   поведением,   словом,   взаимоотношениями,   всем  образом жизни.

        Личное счастье  и  спокойная  старость родителей во многом зависит от того,  насколько   хорошо   будут  воспитаны  дети.  А.С. Макаренко  говорил родителям;  «Правильное   воспитание – это   наша   счастливая   старость,  а плохое  воспитание – это  наше  будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной…»

        Вырастить ребёнка – дело  нелёгкое. Оно требует от родителей любви к детям, больших усилий,  выдержки, терпения, воли, знаний. Работа школы по воспитанию у детей навыков  и привычек культурного поведения может быть успешной   только   в   том   случае,   если   в   нём  будут  принимать  участие родители,  если  учитель  и родители найдут общий язык, будут осуществлять единство требований  к культурному поведению учеников. Как хорошо бы ни работала   школа, но  её  требования  не будут поддерживаться  дома, в семье,

                                                                                                                                 1.

процесс  воспитания  чрезвычайно  осложнится  и не всегда даст положительный результат.

        Воспитание  привычек,  культурного  поведения – длительный процесс, требующий  постоянных  упражнений, нравственного поведения в различной обстановке.  Эти   упражнения  не  могут  быть организованы только в школе, они  должны  быть  продолжены  в  семье.  В  первую  очередь,  в  семье надо приучить  ребёнка  к  чистоте  и  соблюдению  порядка.  Для  этого  родители должны  научить  детей  самостоятельно следить за собой, за своим внешним видом, регулярно чистить зубы, умываться, причёсываться.

        Дома   дети   постоянно   упражняются  в  соблюдении   общих   правил вежливости,  точности,  предупредительности,  внимательности.  Большое влияние  на воспитание культурного поведения оказывает общая организация жизни  в  семье,  её быт, тон и атмосфера, которые там царят, характер семейных  отношений.  Порядок  в  квартире,  чистота  и  уют,  точное  соблюдение режима  дня  способствуют  воспитанию  необходимых  навыков  и привычек к  опрятности,  к  аккуратности,  точности  и  обязательности.  И  наоборот, ребёнок,   воспитанный   в   неряшливой   обстановке,   сам   будет   неряхой, перенесёт,  перенесёт свои привычки в школу. И тогда перед учителем станут задачи,  связанные  с  перевоспитанием  такого  ребёнка.  С разрушением сложившихся дурных привычек. А перевоспитание – процесс более длительный, нежели воспитание.

        Хорошо  известно, что дети склонны к подражанию. Они наблюдают за взрослыми,  их  поведением, разговорами, взаимоотношениями. Если родители внимательны друг к другу, приветливы, вежливы, предупредительны, верны  своему  слову,  то  и  их дети, как правило, вырастают хорошо воспитаны.

Значительно  труднее  воспитать  культурные  навыки  у  ребёнка,  если  в его семье   не   принято   быть   вежливыми,   взрослые   не  уважают  друг  друга, сквернословят,  и  в  доме  не  соблюдается   чистота  и  порядок.   Некоторые родители  удивляются,  откуда  у ребёнка появились отрицательные качества, нередко винят товарищей,  окружающих  людей,  школу и  учителей и далеки от мыслей,  что  виноваты  прежде всего сами, их обычное поведение в семье.

        Важную   роль  в  воспитании   навыков   вежливого   поведения   имеет характер  отношения  между  родителями.  Детей  приучают  к  вежливости  в семье:  их  учат  радушно и приветливо здороваться, прощаться, благодарить, извиняться и т.п. Но если  отец невнимателен к матери, не умеет благодарить её  после  обеда, то  он  даёт  плохой  урок  своим  детям,  в  такой  семье дети обычно  вырастают  невнимательными  в отношении между собой. По малейшему   поводу   ссорятся,   кричат,   возбуждённо   спорят,   ссылаясь   на  особенности  своего  характера.  Такое  поведение  перенимают  и  дети. Если родители  грубы,  невнимательны  и  непочтительны  к  старшим  в  семье,  то такое  же  отношение  к  своим  бабушкам  и  дедушкам  перенимают  и  дети. Глубоко был прав и А.С. Макаренко, когда, обращаясь

                                                                                                        2

к родителям, говорил:

«Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете  или  поучаете  его,  или  приказываете  ему.  Вы  воспитываете  его в каждый  момент  вашей  жизни,  даже  тогда,  когда вас нет дома. Как вы одеваетесь,  как  разговариваете,  как  вы  обращаетесь с друзьями и врагами, как вы  смеётесь,  читаете  газету – всё  это  имеет для ребёнка большое значение.

А  если  дома  вы  грубите или хвастаетесь, или пьянствуете, а ещё хуже, если вы   оскорбляете   мать,  вам   уже   не  нужно  думать о  воспитании,  вы  уже воспитываете  ваших  детей  и воспитываете плохо, и ни какие самые лучшие советы и методы вам не помогут».

        Поступая   в  школу,  ребёнок   впервые   приходит   в  новый   большой детский  коллектив, в котором в течение длительного времени будет учиться, отдыхать,  работать.  Поэтому  родителям  не может быть безразлично, как их ребёнок   относится  к  коллективу,  к  товарищам.   Воспитание   внимания, доброжелательности   к  товарищам   является   основой   для   формирования навыков и привычек культурного поведения. В коллективе ребёнок трудится, выполняет  посильную работу для своего класса. Родители должны поощрять

Стремление  первоклассников что-то сделать для школы, класса, помогать им научиться всем этим несложным делам дома.

        Родители  должны  быть едины в своих требованиях к детям. Если один из  родителей  требует  от  ребёнка  аккуратности, другой должен поддержать требования.

        Только  повседневная  согласованная  требовательность  родителей,  их терпение и настойчивость, личный пример дадут хороший результат.

        Ежегодно,  принимая в стены школы десятки новичков – первоклассников,  мы  на  первых  же уроках знакомим их с правилами поведения в школе, напоминаем   правила   вежливости,   требуем   выполнения   их.    Огромную помощь  в  этом должны  оказать  нам родители. Очень важно следить, чтобы дети  были  вежливы  не  только  по отношению к знакомым взрослым, но и к незнакомым, а также к своим товарищам. Особое внимание родители должны обратить  на  тон,  которым они разговаривают со своими детьми. Раздражённый  тон,  повышенный  голос,  постоянные  насмешки – такое  обращение   с детьми, если оно стало нормой, рано или поздно, усваивается ими. Родителям следует напоминать о требованиях  к культуре речи. Случается, что родители в  присутствии  детей  нецензурно  выражаются.  Ничего  удивительного,  что сын со временем переймёт от отца эту манеру.

        Немаловажную   роль  в  воспитании   культуры   поведения   младшего школьника  играют  общественные  места – улицы,  магазины, трамваи, кинотеатры, автобусы,   и   т. д. Никогда не бросать на тротуар бумажек, огрызков от яблок, использованных билетов,  должны  строго  следить сами родители и требовать того же от детей. Особенно  это  относится к курящим

                                                                                                         3

отцам, которые бросают  под  ноги  окурки,  когда  спешат сесть в подошедший трамвай, автобус. Идя  по  улице  с  ребёнком,  старайтесь  обратить  его  внимание   на факты,  которые  заслуживают  подражания : вежливое объяснение, как найти улицу,  соблюдение  правил  перехода. Выразите своё отрицательное отношение  к  проявлениям некультурного поведения людей.

Постоянно учите детей быть  внимательными  при  переходе через улицу, познакомьте его с правила-ми перехода, сигналами светофора, движением транспорта.

        Много времени дети проводят во дворе дома. Здесь они обычно играют без надзора взрослых. Приучите  детей  правильному  поведению  и во дворе.

Научите детей особенно бережно относиться к тому, что сделано  специально для них: к качелям, столикам, скамейкам, беседкам.  Личный  пример родителей, участвующих в благоустройстве двора, беседы с детьми,  надзор за ними помогут решить задачу.

        Школьники  уже  ходят  в  магазин.  Необходимо  научить их правилам, которых  придерживаются  все  покупатели:  не  ловчить,  стоять  в   очереди.

        Во  время  поездок  с ребёнком в трамвае, автобусе нужно приучать его соблюдать  необходимые  правила:  входить   по  очереди,  не  толкаясь  и   не спеша,  выходить,  вежливо   спрашивая   пассажиров,   выходят   ли   они,  не разговаривать  громко, уступать место старшим. Очень важно, чтобы родители постоянно  контролировали не только своего ребёнка, но и поведения всех детей на улице, во дворе, в магазине. Ни один взрослый не должен проходить мимо   нарушения   порядка   детьми,  их  невоспитанности,  грубости, невежливости. Только при этом можно надеяться на успех воспитания.

        Часто  вместе  с  ребятами  мы  посещаем  кино, спектакли. Приходится видеть,  что  многие  ребята  не  выполняют  правил  культурного  поведения. Приучайте  детей  не  бегать,  не  кричат в фойе, не говорить громко во время сеанса, не  свистеть, не  топать ногами, не бросать на пол бумажек, не есть во время  спектакля.  А  главное,  во всём этом научить других людей не мешать им, считаться с ними.

        Помните,  что   основное  в   воспитании   культуры   быта  –  не  только разъяснение  того,  как  надо  как  не  надо делать, но и личный пример самих родителей, их собственное поведение.

        Труднее  всего  воспитать  уважение  к  интересам окружающих людей, особенно,  если  это  касается  посторонних, а иногда и совершенно неизвестных  людей.  К  примеру,  ваша  квартира  на  6-м  этаже,  ниже  живут  люди, необходимо научить детей считаться  с интересами этих людей. Ваш ребёнок играет  в  шумные  игры,  бегает, топает в комнате. Вы ему говорите: «В нижней  квартире  пришли  с  работы,  им нужен покой». Ребёнок отвечает: «Ну и что, а над нами целый день, а иногда и ночью стучали,  когда  ты  была  больная.  Мы  терпим,  пусть  и  те  терпят». Эта

                                                                                                        4

демагогия не должна увеселять.  Необходимо  противопоставлять  ей  нотку  гуманизма,  чуткости,  культуры  быта  и делать это самым серьёзным образом и до тех пор, пока эти представления не войдут в плоть и кровь ребёнка. Родители должны чаще напоминать ребёнку, что он живёт среди людей и должен вести себя так, чтобы не мешать, а помогать другим.

        Только   так   мы   воспитаем   настоящую   культуру   быта.   Внимание

К   интересам  других  надо  воспитывать  систематически  и  настойчиво   не

пропуская ни одного случая.

        Помните,   что   основное   в   воспитании   культуры   быта   не   только разъяснение  того,  как  надо и как не надо делать, но и личный пример самих родителей, их собственное поведение.

        Культура  поведения  проявляется и в отношении детей к своим сверстникам.  Не  следует  и  родителям  небрежно  относиться  к  товарищам своих детей. Уважение   взрослого  к  маленькому  человеку – основа  воспитания  и культурного   общения   с   другими   людьми.   Некоторые   родители,  боясь дурного   влияния,   а   иногда   и   шума   от   совместных  игр и развлечений, изолируют  своих  детей  от  сверстников,  ребёнок в такой обстановке растёт замкнутым, лишается радостей.

        Часто воспитанные  таким  образом  дети, попадая в детский коллектив, чувствуют  себя  плохо.   Они  с  трудом  сходятся  с  другими  учениками, их нередко обижают, они не умеют помогать другим, с неохотой делятся своими вещами, книгами, карандашами, игрушками.

        Родители не должны препятствовать детской дружбе, так как наблюдая совместные игры и занятия ребят, родители знакомятся  с друзьями и товарищами  своих  детей  и  имеют  возможность  оказать  на  них   воспитательное влияние.

        Почти  в  каждой  семье празднуют день рождения сына или дочери, но как  ни  странно,  зачастую  эти  праздники взрослые устраивают для себя. На детском празднике хозяевами должны быть сами дети. Детский праздник тем и  привлекателен,  что дети должны сами становиться активистами праздничных приготовлений и самого праздника. Детям можно поручить обязанности, связанные  с  будущим  праздником:  помочь  составить  список  покупок  для стола, купить конфеты, печенье и т.д. Если  к  приходу гостей пекутся пироги или  печенье,  пусть  дети   тоже   участвуют  в  этом.  Может  быть,  пирожки получатся   не   такими   аккуратными,  как  у  мамы,  но  зато  будут  сделаны своими  руками.  Организуя  угощение  детей, взрослые могут тут же указать, как  надо  правильно  вести  себя  за  столом:  «Я  положу вам салат, возьмите вилки,  ешьте  над  тарелкой,  чтобы  не  испачкать  платье.  Выбирайте   себе пирожное и кладите на тарелку». И т.д.  Эти  советы обращены ко всем и ни к кому в особенности. Дети будут чувствовать  себя  свободно, так как в словах старших   уже  содержится  подсказка,  как  соблюдать  правила  культурного поведения за столом.

        Культурный   человек   должен   быть   точным,  обязательным.  В  этом

                                                                                                        5

выражается уважение к людям. Точность нужна во всём. Например, если сын или  дочь  говорят  о  том,  что  нужно  принести  на урок краски, то родители должны  сделать  всё  необходимое,  чтобы ребёнок мог эти краски принести. Небрежность   родителей  к  просьбам   учителя   может   послужить   плохим примером   для   ребёнка  в  последующем  в  исполнении   своих обещаний, в исполнении  требований  учителя  и  т.д.  Родители  должны  помочь  ребёнку выполнить  требования  учителя.  Если  ребёнок  пошёл  гулять, спросите его, куда он пошёл и когда придёт,  или  сами  назначьте  время  его возвращения.

Строго следить за тем, чтобы это правило соблюдалось всегда. Иначе трудно

 будет,   когда   ребёнок   вырастет:  неаккуратность,  возвращение  не  в  срок доставит  много неприятных переживаний родителям. Не относитесь небрежно к тем  обещаниям,  которые  ваш  ребёнок  даст своим товарищам. Так, его пригласили на день рождения,  и  он с вашего же разрешения обещал прийти. Но вдруг вы решили пойти всей семьёй  в кино, и нисколько не заботитесь об обещании, которое дал ребёнок своему товарищу.

        Небрежность  к  своим  обязанностям,  невыполнение   данного  слова – качества,  которые  всегда  будут  мешать  в  жизни  сыну  или  дочери.  Сами родители  не  должны  давать  детям  таких обещаний, которых они не смогут или  не  собираются  выполнять. Это небрежность – проявление неуважения к людям и к самому себе.

        Из  всего  сказанного  хочется  сделать вывод: хороший пример родителей – первое  и  основное  условие  воспитания культурного человека. Только при   совместной,   систематической   работе   учителя   и   родителей   можно добиться    положительных    результатов   в   нравственном    воспитании школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

познакомить с правилами поведения в лесу, развивать навыки безопасного поведения с огнем.

познакомить с правилами поведения в лесу, развивать навыки безопасного поведения с огнем....

презентация к родительскому собранию "Факторы риска отклоняющегося поведения. Агрессивное поведение"

Данная презентация предназначена для проведения родительского собрания на тему "Отклоняющееся поведение детей и подростков. Причины. способы преодоления"...

СИСТЕМАТИКА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ФОРМ НАРУШЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ.

ГОУ “Борзинская специальная (коррекционная) школа-интернат.     ДокладТЕМА:СИСТЕМАТИКА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ФОРМ НАРУШЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ УМСТВЕННООТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ....

Безопасное поведение зимой. Правила поведения у новогодней елки

Презентация о правилах поведения про проведения новогодней елки...

Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников

Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...