Доклад "Воспитание навыков культурного поведения"
статья (4 класс) по теме
Задача школы и семьи - воспитание детей всесторонне развитыми,сознательными, активными и культурными членами общества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №33
с углубленным изучением отдельных предметов»
Воспитание навыков
культурного поведения
Доклад для родителей
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Секишева Татьяна Алексеевна
г.Старый Оскол – 2013г.
Воспитание навыков культурного поведения.
Перед школой и семьёй стоит ответственная задача – воспитать детей всесторонне развитыми, сознательными, активными и культурными членами общества. Подрастающее поколение необходимо вооружить такими
умениями, навыками и привычками, которые облегчают установление контактов, простоту в общении людей. Правила культурного поведения являются одним из путей, помогающих решить проблемы, связанные с общением. Они помогают найти формы такого поведения нравственности, отвечать требованиям эстетики, отражать ту культуру, которая накоплена обществом в процессе его развития. Исходя из основного содержания принятых в нашем обществе норм, правил, была составлена программа по воспитанию культуры поведения учащихся. Работа ведётся по 4-м разделам: «Личная гигиена», «Вежливость и культура речи», «Культура поведения на улице и в общественных местах». Учитель должен не только формировать знания о правилах культурного поведении, но и воспитывать соответствующие умения, навыки и привычки. Благодатный материал для воспитания культуры поведения даёт весь учебный процесс. Рассказы, помещённые в книгах для чтения дают материал для бесед о вежливости, внимательности, обязанности в отношении к своим товарищам и взрослым. Немало рассказов посвящено родителям, любви к ним, заботе о них. В ряде текстов говорится о правилах уличного движения, о поведении на улицах, в общественных местах. Содержание этих текстов сочетается с внеклассной работой. Вся учебно – воспитательная работа школы направлена на формирование морали учащихся.
Школе принадлежит в решении этой задачи главная и руководящая роль. Но без участия семьи, без самой связи с родителями школа не может её решить. Первым воспитателем детей являются родители. Их воздействие на личность ребёнка огромно.
Самые ранние впечатления ребёнка связаны с матерью и отцом. Они влияют своим поведением, словом, взаимоотношениями, всем образом жизни.
Личное счастье и спокойная старость родителей во многом зависит от того, насколько хорошо будут воспитаны дети. А.С. Макаренко говорил родителям; «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, а плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной…»
Вырастить ребёнка – дело нелёгкое. Оно требует от родителей любви к детям, больших усилий, выдержки, терпения, воли, знаний. Работа школы по воспитанию у детей навыков и привычек культурного поведения может быть успешной только в том случае, если в нём будут принимать участие родители, если учитель и родители найдут общий язык, будут осуществлять единство требований к культурному поведению учеников. Как хорошо бы ни работала школа, но её требования не будут поддерживаться дома, в семье,
1.
процесс воспитания чрезвычайно осложнится и не всегда даст положительный результат.
Воспитание привычек, культурного поведения – длительный процесс, требующий постоянных упражнений, нравственного поведения в различной обстановке. Эти упражнения не могут быть организованы только в школе, они должны быть продолжены в семье. В первую очередь, в семье надо приучить ребёнка к чистоте и соблюдению порядка. Для этого родители должны научить детей самостоятельно следить за собой, за своим внешним видом, регулярно чистить зубы, умываться, причёсываться.
Дома дети постоянно упражняются в соблюдении общих правил вежливости, точности, предупредительности, внимательности. Большое влияние на воспитание культурного поведения оказывает общая организация жизни в семье, её быт, тон и атмосфера, которые там царят, характер семейных отношений. Порядок в квартире, чистота и уют, точное соблюдение режима дня способствуют воспитанию необходимых навыков и привычек к опрятности, к аккуратности, точности и обязательности. И наоборот, ребёнок, воспитанный в неряшливой обстановке, сам будет неряхой, перенесёт, перенесёт свои привычки в школу. И тогда перед учителем станут задачи, связанные с перевоспитанием такого ребёнка. С разрушением сложившихся дурных привычек. А перевоспитание – процесс более длительный, нежели воспитание.
Хорошо известно, что дети склонны к подражанию. Они наблюдают за взрослыми, их поведением, разговорами, взаимоотношениями. Если родители внимательны друг к другу, приветливы, вежливы, предупредительны, верны своему слову, то и их дети, как правило, вырастают хорошо воспитаны.
Значительно труднее воспитать культурные навыки у ребёнка, если в его семье не принято быть вежливыми, взрослые не уважают друг друга, сквернословят, и в доме не соблюдается чистота и порядок. Некоторые родители удивляются, откуда у ребёнка появились отрицательные качества, нередко винят товарищей, окружающих людей, школу и учителей и далеки от мыслей, что виноваты прежде всего сами, их обычное поведение в семье.
Важную роль в воспитании навыков вежливого поведения имеет характер отношения между родителями. Детей приучают к вежливости в семье: их учат радушно и приветливо здороваться, прощаться, благодарить, извиняться и т.п. Но если отец невнимателен к матери, не умеет благодарить её после обеда, то он даёт плохой урок своим детям, в такой семье дети обычно вырастают невнимательными в отношении между собой. По малейшему поводу ссорятся, кричат, возбуждённо спорят, ссылаясь на особенности своего характера. Такое поведение перенимают и дети. Если родители грубы, невнимательны и непочтительны к старшим в семье, то такое же отношение к своим бабушкам и дедушкам перенимают и дети. Глубоко был прав и А.С. Макаренко, когда, обращаясь
2
к родителям, говорил:
«Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как разговариваете, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеётесь, читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение.
А если дома вы грубите или хвастаетесь, или пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании, вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и ни какие самые лучшие советы и методы вам не помогут».
Поступая в школу, ребёнок впервые приходит в новый большой детский коллектив, в котором в течение длительного времени будет учиться, отдыхать, работать. Поэтому родителям не может быть безразлично, как их ребёнок относится к коллективу, к товарищам. Воспитание внимания, доброжелательности к товарищам является основой для формирования навыков и привычек культурного поведения. В коллективе ребёнок трудится, выполняет посильную работу для своего класса. Родители должны поощрять
Стремление первоклассников что-то сделать для школы, класса, помогать им научиться всем этим несложным делам дома.
Родители должны быть едины в своих требованиях к детям. Если один из родителей требует от ребёнка аккуратности, другой должен поддержать требования.
Только повседневная согласованная требовательность родителей, их терпение и настойчивость, личный пример дадут хороший результат.
Ежегодно, принимая в стены школы десятки новичков – первоклассников, мы на первых же уроках знакомим их с правилами поведения в школе, напоминаем правила вежливости, требуем выполнения их. Огромную помощь в этом должны оказать нам родители. Очень важно следить, чтобы дети были вежливы не только по отношению к знакомым взрослым, но и к незнакомым, а также к своим товарищам. Особое внимание родители должны обратить на тон, которым они разговаривают со своими детьми. Раздражённый тон, повышенный голос, постоянные насмешки – такое обращение с детьми, если оно стало нормой, рано или поздно, усваивается ими. Родителям следует напоминать о требованиях к культуре речи. Случается, что родители в присутствии детей нецензурно выражаются. Ничего удивительного, что сын со временем переймёт от отца эту манеру.
Немаловажную роль в воспитании культуры поведения младшего школьника играют общественные места – улицы, магазины, трамваи, кинотеатры, автобусы, и т. д. Никогда не бросать на тротуар бумажек, огрызков от яблок, использованных билетов, должны строго следить сами родители и требовать того же от детей. Особенно это относится к курящим
3
отцам, которые бросают под ноги окурки, когда спешат сесть в подошедший трамвай, автобус. Идя по улице с ребёнком, старайтесь обратить его внимание на факты, которые заслуживают подражания : вежливое объяснение, как найти улицу, соблюдение правил перехода. Выразите своё отрицательное отношение к проявлениям некультурного поведения людей.
Постоянно учите детей быть внимательными при переходе через улицу, познакомьте его с правила-ми перехода, сигналами светофора, движением транспорта.
Много времени дети проводят во дворе дома. Здесь они обычно играют без надзора взрослых. Приучите детей правильному поведению и во дворе.
Научите детей особенно бережно относиться к тому, что сделано специально для них: к качелям, столикам, скамейкам, беседкам. Личный пример родителей, участвующих в благоустройстве двора, беседы с детьми, надзор за ними помогут решить задачу.
Школьники уже ходят в магазин. Необходимо научить их правилам, которых придерживаются все покупатели: не ловчить, стоять в очереди.
Во время поездок с ребёнком в трамвае, автобусе нужно приучать его соблюдать необходимые правила: входить по очереди, не толкаясь и не спеша, выходить, вежливо спрашивая пассажиров, выходят ли они, не разговаривать громко, уступать место старшим. Очень важно, чтобы родители постоянно контролировали не только своего ребёнка, но и поведения всех детей на улице, во дворе, в магазине. Ни один взрослый не должен проходить мимо нарушения порядка детьми, их невоспитанности, грубости, невежливости. Только при этом можно надеяться на успех воспитания.
Часто вместе с ребятами мы посещаем кино, спектакли. Приходится видеть, что многие ребята не выполняют правил культурного поведения. Приучайте детей не бегать, не кричат в фойе, не говорить громко во время сеанса, не свистеть, не топать ногами, не бросать на пол бумажек, не есть во время спектакля. А главное, во всём этом научить других людей не мешать им, считаться с ними.
Помните, что основное в воспитании культуры быта – не только разъяснение того, как надо как не надо делать, но и личный пример самих родителей, их собственное поведение.
Труднее всего воспитать уважение к интересам окружающих людей, особенно, если это касается посторонних, а иногда и совершенно неизвестных людей. К примеру, ваша квартира на 6-м этаже, ниже живут люди, необходимо научить детей считаться с интересами этих людей. Ваш ребёнок играет в шумные игры, бегает, топает в комнате. Вы ему говорите: «В нижней квартире пришли с работы, им нужен покой». Ребёнок отвечает: «Ну и что, а над нами целый день, а иногда и ночью стучали, когда ты была больная. Мы терпим, пусть и те терпят». Эта
4
демагогия не должна увеселять. Необходимо противопоставлять ей нотку гуманизма, чуткости, культуры быта и делать это самым серьёзным образом и до тех пор, пока эти представления не войдут в плоть и кровь ребёнка. Родители должны чаще напоминать ребёнку, что он живёт среди людей и должен вести себя так, чтобы не мешать, а помогать другим.
Только так мы воспитаем настоящую культуру быта. Внимание
К интересам других надо воспитывать систематически и настойчиво не
пропуская ни одного случая.
Помните, что основное в воспитании культуры быта не только разъяснение того, как надо и как не надо делать, но и личный пример самих родителей, их собственное поведение.
Культура поведения проявляется и в отношении детей к своим сверстникам. Не следует и родителям небрежно относиться к товарищам своих детей. Уважение взрослого к маленькому человеку – основа воспитания и культурного общения с другими людьми. Некоторые родители, боясь дурного влияния, а иногда и шума от совместных игр и развлечений, изолируют своих детей от сверстников, ребёнок в такой обстановке растёт замкнутым, лишается радостей.
Часто воспитанные таким образом дети, попадая в детский коллектив, чувствуют себя плохо. Они с трудом сходятся с другими учениками, их нередко обижают, они не умеют помогать другим, с неохотой делятся своими вещами, книгами, карандашами, игрушками.
Родители не должны препятствовать детской дружбе, так как наблюдая совместные игры и занятия ребят, родители знакомятся с друзьями и товарищами своих детей и имеют возможность оказать на них воспитательное влияние.
Почти в каждой семье празднуют день рождения сына или дочери, но как ни странно, зачастую эти праздники взрослые устраивают для себя. На детском празднике хозяевами должны быть сами дети. Детский праздник тем и привлекателен, что дети должны сами становиться активистами праздничных приготовлений и самого праздника. Детям можно поручить обязанности, связанные с будущим праздником: помочь составить список покупок для стола, купить конфеты, печенье и т.д. Если к приходу гостей пекутся пироги или печенье, пусть дети тоже участвуют в этом. Может быть, пирожки получатся не такими аккуратными, как у мамы, но зато будут сделаны своими руками. Организуя угощение детей, взрослые могут тут же указать, как надо правильно вести себя за столом: «Я положу вам салат, возьмите вилки, ешьте над тарелкой, чтобы не испачкать платье. Выбирайте себе пирожное и кладите на тарелку». И т.д. Эти советы обращены ко всем и ни к кому в особенности. Дети будут чувствовать себя свободно, так как в словах старших уже содержится подсказка, как соблюдать правила культурного поведения за столом.
Культурный человек должен быть точным, обязательным. В этом
5
выражается уважение к людям. Точность нужна во всём. Например, если сын или дочь говорят о том, что нужно принести на урок краски, то родители должны сделать всё необходимое, чтобы ребёнок мог эти краски принести. Небрежность родителей к просьбам учителя может послужить плохим примером для ребёнка в последующем в исполнении своих обещаний, в исполнении требований учителя и т.д. Родители должны помочь ребёнку выполнить требования учителя. Если ребёнок пошёл гулять, спросите его, куда он пошёл и когда придёт, или сами назначьте время его возвращения.
Строго следить за тем, чтобы это правило соблюдалось всегда. Иначе трудно
будет, когда ребёнок вырастет: неаккуратность, возвращение не в срок доставит много неприятных переживаний родителям. Не относитесь небрежно к тем обещаниям, которые ваш ребёнок даст своим товарищам. Так, его пригласили на день рождения, и он с вашего же разрешения обещал прийти. Но вдруг вы решили пойти всей семьёй в кино, и нисколько не заботитесь об обещании, которое дал ребёнок своему товарищу.
Небрежность к своим обязанностям, невыполнение данного слова – качества, которые всегда будут мешать в жизни сыну или дочери. Сами родители не должны давать детям таких обещаний, которых они не смогут или не собираются выполнять. Это небрежность – проявление неуважения к людям и к самому себе.
Из всего сказанного хочется сделать вывод: хороший пример родителей – первое и основное условие воспитания культурного человека. Только при совместной, систематической работе учителя и родителей можно добиться положительных результатов в нравственном воспитании школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
познакомить с правилами поведения в лесу, развивать навыки безопасного поведения с огнем.
познакомить с правилами поведения в лесу, развивать навыки безопасного поведения с огнем....
Выступление по теме: "Типы девиантного поведения детей и меры воздействия на ребёнка с девиантным поведением".
Выступление...
презентация к родительскому собранию "Факторы риска отклоняющегося поведения. Агрессивное поведение"
Данная презентация предназначена для проведения родительского собрания на тему "Отклоняющееся поведение детей и подростков. Причины. способы преодоления"...
СИСТЕМАТИКА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ФОРМ НАРУШЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ.
ГОУ “Борзинская специальная (коррекционная) школа-интернат. ДокладТЕМА:СИСТЕМАТИКА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ФОРМ НАРУШЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ УМСТВЕННООТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ....
Безопасное поведение зимой. Правила поведения у новогодней елки
Презентация о правилах поведения про проведения новогодней елки...
Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников
Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...