Система патриотического воспитания в ДОУ
методическая разработка по теме

Штукерт Светлана Алексеевна

В основном законе нашей страны - Конституции - сказано, что мы, народ РФ, принимаем Конституцию РФ:

  • чтя память предков передавшим нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость;
  • исходя из ответственности за свою Родину перед нинешним и будущими поколениями.

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Одними призывами любить свой город, Родину ничего не сделать.

Поэтому работа должна быть целенаправленной, системной. Среда, образ хизни в семье, отношение в детском коллективе - всё это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребёнок живёт.

Наследование нравственных ценностей в дошкольном возрасте - самый естественный, а потому и верный путь нравственно-патриотического воспитания, поскольку в дошкольном возрасте очень важна роль эмоциональных переживаний, которые ребёнок получает в результате проживания нравственной ситуации, совершения нравственного выбора. Именно тогда он преобретает опыт нравственной деятельности. Её нужно поддерживать, поощрать, создавать условия для её развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet-patriot-opublikovat.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет

«Система патриотического воспитания в ДОУ»

Цели:

     Проанализировать состояние работы в ДОУ по приобщению детей к культурно – историческим ценностям и героическому прошлому Отечества:        

   - готовность воспитателей к работе по проблеме;

   - создание средовых условий;

   - методическое обеспечение.

       Закреплять и систематизировать знания педагогов об исторических личностях и событиях по теме:«Защитники Отечества»;

       Формировать потребность педагогов в получении исторических знаний;

        Обучать воспитателей приемам диагностики уровня знаний детей по этой теме.

        Наметить пути совершенствования работы по решению проблемы нравственного воспитания через приобщение детей к героико - историческому прошлому Родины.

Форма проведения: педагогический брифинг (соревнование двух игровых групп)

Повестка дня:

1. Отчет воспитателя старшей  группы по теме: «Развивающая среда по нравствен – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста».

2 Анализ занятия в подготовительной группе на тему: «Использование крупномасштабных  планов – схем при ознакомлении детей дошкольного возраста с городом».

3. Педагогический брифинг.

4. Результаты конкурса на лучшую разработку дидактической игры по патриотическому воспитанию.

5. Решение педагогических ситуаций.

6. Решение педагогического совета.

Составила: старший воспитатель- Штукерт С.А.

Педагогический   ринг.

    В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Ушли в  некоторые  праздники, появились новые; информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средство массовой информации усиленно пропагандируют западный, чужой нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей.

   В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

   Обращение к отеческому наследию прививает уважение к земле, у ребенка появляется чувство гордости за нее. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов.

   Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в ДОУ необходимо выполнение очень важных условий.

1.Повышение уровня самообразования педагогов.

   Патриотическое воспитание- сложный и деликатный процесс. Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий права других людей, делающий все для того, чтобы родной страной можно было гордиться по праву.

      В этой связи неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную работу. Материал, подобранный им для показа и рассказа детям, должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия

2. Создание предметной развивающей среды.

   Трудности в ознакомлении детей с историческими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей малыша действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит педагог.

       В группах могут быть оборудованы специальные зоны:

-для детей младшего дошкольного возраста- уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом  (семья, детский сад, родной город, ребенок и сверстники: тематические папки о детях, о правилах поведения детей в общественных местах, иллюстрации по типу «хорошо-плохо»).

 -для детей среднего возраста – моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры: предметы старины, русские игрушки, макеты крестьянской избы, комнаты; литература по фольклору(сказки, песенки, пословицы, поговорки)

  -для детей старшего возраста- уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой, предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства(матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, вышивка, работа по дереву), куклы в национальных костюмах, карта России, художественная литература о защитниках Отечества, портреты великих соотечественников.

   Хорошо, если в уголках изодеятельности будет выделено место для полочки красоты, где можно выставлять предметы народного декоративно-прикладного искусства.

3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников.

  Семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей- начальное звено процесса воспитания. Необходимо научить детей уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому так важны активная позиция родителей, их желание сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей, помочь им осознать себя неотъемлемой частицей малой Родины, гражданина России.

  Только с привлечением всех участников образовательного процесса- педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки и т.д.)- можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ.

    Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно!

Задание.

  1. Как вы считаете, от каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине?
  2.  Почему на ваш взгляд, формирование нравственно-патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?
  3.  Какие методы и приемы вы считаете наиболее удачными в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста?

     1.   Какова роль педагога в патриотическом воспитании  дошкольника?

     2. Какую роль могут играть родители в воспитании нравственно-                                  патриотических чувств детей?

    3. Какие методы и приемы вы считаете наиболее удачными в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста?

Задание.   Педагогические ситуации.

Прокомментируйте ситуации и найдите выход.

  1. В феврале в детских садах традиционно проводятся занятия, посвященные Дню защитника Отечества. На одном из занятий в старшей группе воспитатель спрашивает мальчиков, кем бы они хотели служить в армии. Ребята называют различные военные профессии: летчик, моряк, танкист, пограничник, подводник, артиллерист.

Миша в разговоре участия не принимает. Воспитатель побуждает его высказаться тоже: «Миша, а кем бы ты хотел быть?».

 Миша: «А я в армию не пойду. Папа сказал, что там делать нечего!».

 2.   Педагог приглашает воспитанников подготовительной группы принять участие в организации экспозиции мини-музея. Тема выставки «Наши деды – славные победы». Целый месяц ребята приносили из дома письма и фотографии военных лет, фотоальбомы, предметы военной формы. С энтузиазмом раскладывали эти предметы на полочках, по нескольку раз в день подходили к месту размещения экспонатов выставки, рассматривали их, обсуждали.

    В один из дней воспитатель услышала фразу, оброненную кем-то из ребят:      «А Ирина Андреевна(это няня группы, в которой была организованна выставка) сказала, что мы принесли всяких вещей и ей теперь стало неудобно пыль протирать на полочках!».

Задание. Минутка отдыха.

Педагогам предлагается изобразить с помощью пантомим.

Соперники угадывают, что изображается.

 - трех богатырей.

- медсестру на поле боя.

         - пограничника с собакой.

           - сапера.

Задание. Кроссворд № 1

            1.  Создал первую книгу законов на Руси – князь Ярослав….(Мудрый)

  1.  Основатель Москвы – Юрий…(Долгорукий).
  2.  Выдающийся полковник Великой Отечественной войны, маршал Победы.(Жуков).
  3. В каком городе находится известная крепость – герой, принявшая на себя первый удар немецких захватчиков в годы ВОВ

(Брест).

  1. Ударное холодное оружие, состоящее из рукоятки, цепи и камня. (Кистень).
  2.  Царь, основатель Санкт-Петербурга.(Петр).
  3.  Предки русских.(Славяне).
  4.  Человек, любящий свою Родину.(Патриот).

(Зашифрованное слово: «МУЖЕСТВО») 

Кроссворд №2

  1. Летчик, Герой Советского Союза, совершивший первый воздушный таран.(Гастелло).
  2.  Древнее сооружение для защиты жителей города от врагов.(Крепость).
  3. Передовые части войска, первыми вступившие в бой.(Авангард).
  4. Фамилия крестьянина, в избе которого во время Отечественной войны 1812г. состоялся Совет в Филях.(Фролов).
  5.  Программа патриотического воспитания М.Ю. Новицкой.(Наследие).
  6.  Военный флаг, на котором изображали святых.(Знамя).
  7.  Знак отличия различных родов  войск. (Эмблема).

(Зашифрованное слово: «ГЕРОИЗМ»)

Д)задание. «Путешествие в музей военного костюма»

Парад – дефиле военных костюмов. Педагогам предлагается выбрать военный костюм, начиная со времен Древней Руси до наших дней; рассказать, к какому роду войск он принадлежит, каковы его отличительные особенности.

 Костюмы: богатырь, стрелец, гусар, красноармеец, летчик, танкист, подводник, десантник, моряк, пограничник.

 Дополнить выступление необходимо рассказом о ярких исторических событиях и героических личностях, которые носили этот костюм.

Задание. Блиц- конкурс капитанов.

Нужно ответить как можно больше количество вопросов за одну минуту.

Вопросы:

  1. Высшая военная награда. (Орден).
  2.  Название России древности.(Русь).
  3. Человек, несущий знамя.(Знаменосец).
  4. Герой войны 1812 года, участвовавший в битве под Смоленском с двумя своими сыновьями.(Раевский).
  5. Автор изречения: «Кто с мячом на русскую землю придет, тот от мяча и погибнет». (Александр Невский).
  6. Воинское звание Г.К. Жукова.(Маршал).
  7. Каким двум защитникам Отечества в Москве на Красной площади поставлен первый памятник на народные деньги? (Минину и Пожарскому).
  8. Назовите настоящую фамилию Михаила Илларионовича Кутузова.(Голенищев-Кутузов).
  9. Русский флотоводец. Разгромивший турецкий флот в Крымскую войну.(Павел  Степанович Нахимов).
  10. Великий русский полководец, не проигравший ни одного военного сражения.(Александр Васильевич Суворов).
  11. Командующий Черноморским флотом в 1790 г. (Адмирал Федор Ушаков).
  12. «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»- на каком памятнике. Посвященном защитникам Отечества, можно прочитать эти слова?(Могила Неизвестного Солдата).
  13. «Есть такая профессия – Родину защищать». Из какого фильма это высказывание?(Офицеры)
  14. Летчик, награжденный тремя медалями «Золотая Звезда», Герой Советского Союза, сбивший во время ВОВ 59 немецких самолетов.(Александр Покрышкин).
  15.  Город, на гербе которого изображен Георгий Победоносец.(Москва).
  16.  Памятник павшим в годы ВОВ в Волгограде.(Мамаев Курган).
  17.  7 ноября 1941 года в Москве на Красной площади состоялся военный парад, участники которого сразу же отправились….Куда?(На фронт).
  18.  Оружейный город мастеров.(Тула).
  19.  Автор изречения: «Кто храбр – тот жив, кто смел – тот цел».
  20.  Летчик  совершивший первый воздушный таран в годы ВОВ.(Николай Гастелло).
  21.  Военный русской армии, служивший в легкой кавалерии и носивший форму «венгерка».(Гусар).
  22.  В каком году была создана Рабоче – крестьянская Красная армия?(В 1918г.).
  23.  Артиллерийское длинноствольное орудие, стреляющее ядрами.(Пушка).
  24.  Рядовой воин русской армии.(Солдат).
  25.  Герой ледового побоища.(А.Невский).
  26.  Первый российский император с 1721г.(Петр Первый).

Задание. Разминка: назвать пословицы о храбрости и героизмы.

Команды по очереди называют пословицы. Выигрывает та команда, которая назовет пословицу последней.

Пословицы:

  - Смелость города берет.

  - Тот герой, кто за Родину горой.

  - Храбрый побеждает, трус погибает.

  - За правое дело стой смело!

  - Один за всех, и все за одного!

  - Сам погибай, а товарища выручай!

  - С родной земли - умри, не сходи!

  - Жить – Родине служить!

  - Не тот герой, кто награду ждет, а то герой, кто за народ идет!

  - Бой не опасен, если ты мужеством крашен!

  -  Кто смел да крашен, тот десятка стоит.

  - Тяжело в ученье, легко в бою.

  - Где смелость – там победа.

   - Мужественно биться – победы добиться!

   - Кто Родине изменяет – того народ презирает.

   - За край родной насмерть стой!

6. Решение педагогического совета:

1.Разработать план мероприятий с детьми и родителями к празднованию годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

2. Разработать критерии знаний детей о защитниках Отечества для каждой возрастной группы.

3. Пополнять и совершенствовать предметно-развивающую среду в группах детского сада по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Литература:

1. Казакова А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне в детском саду и школе. – М., 2005.

2. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф.Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. Методическое пособие.-М., 2007.

3. Писарева А.Е., Уткина В.В. Живем в «ладу». Патриотическое воспитание в ДОУ.-М.,2007.

4. Шаламова Е.И. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ, - М.,2011

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию

Доклад опирается на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Проанализирована работа школы по разным направлениям....

Система работы по военно-патриотическому воспитанию с обучающимися начальной школы

Основной задачей военно-патриотического воспитания младшего школьника я считаю формирование духовно-нравственных качеств, определяющих гражданина и патриота своей страны (изучение государственны...

Система патриотического воспитания младших школьников

В статье описана система патриотического воспитания младших школьников, дополненная конспектом урока внеклассного чтения "Богатыри земли русской" (2 класс)....

Научно-исследовательская работа «Система патриотического воспитания в современном образовании»

B последние годы достаточно актуальным стал вопрос о гражданско-патриотическом воспитании. Привить любовь к своей Родине необходимо как можно раньше, а именно в начальных классах. Дети уже в младшем ш...

Роль социально - тематических акций в системе патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ

Патриотизм   выступает главным объединяющим фактором, помогающим народу преодолеть невзгоды, выстоять в трудные периоды истории. Патриотическое воспитание – это воспитание гр...

Статья "Инновации и традиции в системе патриотического воспитания в начальной школе"

Духовно - нравственное развитие и патриотическое воспитание обучающихся в начальной школе является одной из сложнейших задач обучения и воспитания в условиях современного образовательного процесса. Фу...

Инновации и традиции в системе патриотического воспитания в начальной школе

Патриотизм – это чувство, когда человек испытывает гордость за свою страну и готов отстаивать ее честь где бы то ни было. В более спокойные времена оно притупляется, но в тяжелые дни народ тут ж...