Инновации и традиции в системе патриотического воспитания в начальной школе
статья
Патриотизм – это чувство, когда человек испытывает гордость за свою страну и готов отстаивать ее честь где бы то ни было. В более спокойные времена оно притупляется, но в тяжелые дни народ тут же объединяется в едином порыве защитить свой общий дом. А ведь патриотизм – это не только встать на защиту своих границ, когда враг стоит у ворот; это и стремление дать, в том числе, словесный и иной отпор тем, кто плохо высказывается о твоей родине и ее людях или пытается навредить каким-либо способом, унизить целую нацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsii_i_traditsii_v_sisteme_patrioticheskogo_vospitaniya_v_nachalnoy_shkole.docx | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновации и традиции в системе патриотического воспитания в начальной школе
Патриотизм – это чувство, когда человек испытывает гордость за свою страну и готов отстаивать ее честь где бы то ни было. В более спокойные времена оно притупляется, но в тяжелые дни народ тут же объединяется в едином порыве защитить свой общий дом. А ведь патриотизм – это не только встать на защиту своих границ, когда враг стоит у ворот; это и стремление дать, в том числе, словесный и иной отпор тем, кто плохо высказывается о твоей родине и ее людях или пытается навредить каким-либо способом, унизить целую нацию.
И хотя патриотическое воспитание сейчас не такое сильное, как было в ту же советскую эпоху, все же в душе мы в подавляющем большинстве являемся патриотами и защитниками своего Отечества. Причем на всех фронтах.
«Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше... Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и несчастных дней». – Алексей Толстой
Патриотизм - любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации.
Патриотизм (от греч. patriótes - соотечественник, patrís - родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
Конституция РФ Статья 67.1
…2. Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство.
3. Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается.
4. Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.
Актуальность формирования чувства патриотизма в младшем школьном возрасте нашла свое отражение и в содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В нем указывается, что портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики, как любовь к своему народу, краю и Родине; уважение и принятие ценности семьи и общества; любознательность, активность и заинтересованность в познании мира и т. д.
Духовно - нравственное развитие и патриотическое воспитание обучающихся в начальной школе является одной из сложнейших задач обучения и воспитания в условиях современного образовательного процесса. Функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется ее преемственностью с другими звеньями образования и ценностью этой ступени в становлении и развитии личности ребенка.
Патриотическое воспитание в школе занимает одно из ведущих направлений внеурочной деятельности. В нашей школе уже много лет в рамках внеурочной деятельности в каждом классе ведется занятие «Кадетский час» , также стало традицией проводить праздники и концерты, ко дню 23 февраля и 9 мая. Школьники с удовольствием занимаются подготовкой к мероприятиям: делают поздравительные открытки для ветеранов, газеты. Проводится акция «Помоги ветерану» , конкурсы чтецов, классные часы : «Никто не забыт и ничто не забыто…», «День Победы», «Поклонимся великим тем годам….» . Конкурсы рисунков, посещение музеев. Приглашаются ветераны. Они рассказывают о войне и великой Победе. Надо видеть, с каким интересом дети слушают ветеранов. Мы ходим к Вечному огню, где дети возлагают цветы, рассказывают о родных, которые участвовали в Великой Отечественной войне, о родных, которые помогали фронту в тылу. Ученики старшей школы стоят на Вахте Памяти у Вечного огня. Так как с каждым годом ветеранов становится меньше, а некоторым уже тяжело ходить, у нас проводится акция «Ветеран живёт рядом». Ученики старших классов приходят к ним домой, дарят подарки. Ребята учатся милосердию, заботе о тех, кому плохо.
В этом году первый раз прошла акция «Письмо солдату». Учащиеся нашей школы написали трогательные письма для наших солдат, участвующих в спец.операции.
Работа по патриотическому воспитанию заложена в каждом уроке.
В первом классе мы знакомим детей с пословицами, поговорками, объясняем их нравственный смысл. В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у детей складывается представление о добре и зле. Знакомим детей с понятиями слов Россия, Родина, Отечество, мать, матушка.
Богатый материал по формированию патриотического воспитания содержится в курсе « Литературное чтение» в 4 классе. Формированию гражданских чувств способствует материал раздела «Родина», где дети знакомятся с произведениями о Родине известных русских поэтов и писателей. Учащиеся учатся читать стихи, передавая чувство гордости за свою Родину, сравнивают отношение и чувства разных поэтов к Родине, отвечают на вопрос: « Почему ты гордишься своей Родиной?» На уроках чтения и развития речи у детей формируется убеждения о том, что Родину надо знать, любить, готовить себя к ее защите от врагов. Рассказы и стихи о родной природе, об истории Родины, героических подвигах и труде людей составляют очень большую долю всего учебного материала книг для чтения и развитии речи.
Уроки русского языка и литературы прививают любовь и уважение к родному языку, литературе, культуре, природе, людям, живущим на этой земле, необходимость беречь родную землю.
На уроках окружающего мира учащиеся знакомятся с символикой государства, национальностям, населяющими нашу Родину, историей своего края, своей малой родины.
На уроках изобразительного искусства и музыки развиваются творческие способности учащихся, прививается чувство прекрасного, любовь к культуре.
С 1 сентября 2022 года Минпросвещения России запустил в школах страны проект «Разговоры о важном».
«Внеклассные уроки «Разговоры о важном», которые начались в школах с нового учебного года, призваны сформировать у школьников гордость за Россию, в увлекательной форме познакомить с историей, традициями и культурным наследием страны, а также побудить детей самостоятельно искать исторические факты и больше читать». Об этом ТАСС сообщил глава Минпросвещения Сергей Кравцов.
«Разговоры о важном» и еженедельное исполнение гимна- важный элемент патриотического воспитания. Учащиеся относятся к исполнению гимна очень ответственно.
С сентября во всех школах реализуется программа «Орлята России». Программа разработана в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с целью удовлетворения потребностей младших школьников в социальной активности и направлена на развитие и поддержание интереса к учебным и внеурочным видам деятельности, на формирование социально значимых качеств личности обучающихся, ключевых базовых ценностей: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание.
Работа ведётся по ежемесячным трекам-направлениям: Орленок – Эрудит, Орленок – Доброволец, Орленок – Мастер, Орленок – Спортсмен, Орленок – Хранитель исторической памяти, Орленок – Эколог, Орленок – Лидер.
Реализация проекта происходит совместно с коллективом родителей школьников. Семья, как известно, должна быть соучастником в процессе воспитания, тем более что все вышеуказанные ценностные понятия близки родителям из их детства и с удовольствием ими поддерживаются.
Считаю проект «Орлята России» инновационным и эффективным в процессе воспитательной работы с младшими школьниками, потому что он способен перерасти в широкое движение, а потребность в нём как в формирующем именно ценностные ориентиры, велика. Понятия, содержащиеся в нём, педагогическая логика и технологии очень гармоничны с сегодняшними запросами российского общества.
В заключении хочу сказать, что воспитание патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от учителя знаний, последовательности и большого терпения.
Задача учителя начальных классов сформировать у школьников любовь к Родине, гордость за свою страну, патриотизм.
Включение в содержание начального образования материалов, основанных на культуре, традициях, обычаях разных народов – это своеобразная энциклопедия жизни. Ведь только на основе чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности, происходит становление гражданина и патриота.
«Любить свою Родину — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому», сказал В. Г. Белинский и мы должны научить этому наших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание в начальной школе
Статья отнесена к разделу "Внеклассная работа". Воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени....
Программа по патриотическому воспитанию в начальной школе
Программа по Духовно-нравственному воспитанию (патриотическому) в начальной школе для 1-4 классов с пояснительной запиской и учебно-тематическим разделом...
Средства и методы патриотического воспитания в начальной школе
К эффективным средствам исторического образования относятся разнообразные формы уроков героико-патриотической тематики: интегрированные, проблемные, дискуссии, театрализованные, групповые семинары, у...
ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна
ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....
ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна
ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....
Воспитательная программа учителя начальных классов «Мы живём в России». гражданственно-патриотическое воспитание в начальной школе
В программе воспитательной работы представлены все стороны человеческой жизнедеятельности и развития личности; программа ориентирована на воспитание личности образованной, творческ...
Статья "Инновации и традиции в системе патриотического воспитания в начальной школе"
Духовно - нравственное развитие и патриотическое воспитание обучающихся в начальной школе является одной из сложнейших задач обучения и воспитания в условиях современного образовательного процесса. Фу...