Программа по нравственному воспитанию и развитию творческих способностей "Добрая дорога детства"
материал (2 класс) по теме

Мамина Лилия Леонидовна

Программа рассчитана для учеников 2-4 классов, реализуется через "Творческую мастерскую", которая включает 5 направлений: театральная студия, русский фольклор, веселая кисточка, умелые руки, мастерская слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobraya_doroga_detstva.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Судиславская основная общеобразовательная школа Судиславского муниципального района Костромской области

Программа

для младших школьников

по нравственному воспитанию

и развитию творческих

способностей

«Добрая дорога детства»

Программу разработала учитель начальных классов

Мамина Лилия Леонидовна

Пояснительная записка.

Вопросы воспитания, обучения и развития личности в детском возрасте остаются одной из главных проблем современного общества. Происходящие в обществе перемены побуждают искать новые и переосмысливать старые, традиционные методы обучения и воспитания.

Данная программа подчинена целям развития личности творческой, приобщению детей к жизненно необходимым знаниям, через использование методики коллективных, творческих дел. Программа создает необходимые условия для самореализации и самоутверждения личности.

Подвижность, любознательность, впечатлительность, подражательность – вот общие черты 6-10 летних детей. С приходом в школу заметно изменяется развитие умственных сил, воли и чувств. Школа теперь – центр всей жизни ребенка, с ней связаны новые переживания, здесь ребята более чем где-либо приобщаются к миру взрослого. В школе у детей появляются первые признаки самостоятельности, ответственности, особое чувство собственной значимости. Однако эти качества еще не устойчивы. Задача педагога – помочь ребенку воспитывать сознание своей общности с коллективом, дух товарищества и сотрудничества, желание оказывать помощь другому. В каждом ребенке скрыто добро, и цель этой программы выявить и развить эти добрые наклонности подходящими приемами, не сухими поручениями и правилами, а живой практикой.

Программа позволит воспитывать внутренние качества, предлагает такие игры и занятия, которые не только нравятся детям, но и развивают их душу, ум, здоровье, а также позволяют реализовать их индивидуальные особенности и способности.

Программа «Добрая дорога детства» учитывает возраст детей, характер ведущей деятельности, она позволяет базироваться на изучении русской культуры, народных традиций, местных обычаев, и, что очень важно, имеет тесную связь с образовательными программами.

Реализация программы осуществляется через «Творческую мастерскую», работа которой ведется по следующим направлениям:

  1. Театральная студия
  2. Русский фольклор
  3. Веселая кисточка
  4. Умелые руки
  5. Мастерская слова.

Все направления тесно связаны и переплетены друг с другом. Театральная направленность позволяет детям сделать свой выбор роли, быть «артистами», сценаристами, режиссерами при подготовке и проведении школьных, календарных, тематических и оригинальных праздников.

Приобщение детей к традициям и обрядам русского народа, народным гуляньям, русским песням, костюмам, местным промыслам происходит через направление «Русский фольклор».

Естественно, что все эти праздники не обходятся без оформительской работы, которую с удовольствием берут на себя «Веселые кисточки». Любители рисования, а ими являются все младшие школьники, с удовольствием готовят различное оформление, тематические и сезонные выставки рисунков. А большие коллективные творческие работы, например, панно, аппликации к сказкам и праздникам готовят ребята, у которых «умелые руки». Это направление позволяет совершенствовать и расширять трудовые навыки и умения, развивает художественный вкус, а также мелкую моторику руки.

«Мастерская слова» позволяет совершенствовать выразительность чтения, отрабатывать дикцию, овладевать не только индивидуальным, но и хоровым чтением.

Практическим примером взаимосвязи всех направлений являются различные праздники, в которых каждая специализация находит свое применение.

Театральная студия разучивает сценки, танцы, песни, «Умелые руки» готовят поделки из природного материала, оформляют выставки. «Веселая кисточка» работает над созданием костюмов и декораций.  А  частушки и хороводы проводят «фольклористы», которых сменяют «мастера слова» со стихами нужной тематики.

         Воспитательная программа для младших школьников по нравственному воспитанию и развитию творческих способностей учащихся реализуется через кружок «Творческая мастерская»

Цели: 1. развитие творческих способностей младших школьников;

          2. воспитание нравственности.

Задачи: 1. учить нравственности и добру;

             2. воспитывать чувство коллективизма, товарищества:

             3. развивать художественный и эстетический вкус;

             4. формировать экологическую культуру;

             5. расширять трудовой опыт детей, развивать трудовые умения;

             6. знакомить с основами трудовой культуры;

             7. познакомить с народными традициями, обрядами, культурой

                 русского народа, особенностями местного фольклора.

Программа рассчитана на три года. 34часа в год, 1час в неделю.

Возраст участников: 2 – 4класс.

Предполагаемый результат:

- помочь каждому ребенку найти себя в различных сферах дополнительного образования;

- активное участие детей во всех мероприятиях школьного и районного уровней;

- индивидуальный подход к каждому ребенку с целью развития творческих способностей;

Формы работы:

- смотры;

- конкурсы;

- выставки;

- праздники;


Циклограмма мероприятий, реализованных в ходе программы «Добрая дорога детства»:

2 класс

УР – Умелые руки; ВК – Веселая кисточка; Т – Театральная студия; МС – Мастерская слова; Ф – Фольклор

Время

Содержание

Направления

Организация деятельности

сентябрь – октябрь

Подготовка к Дню Учителя. Поздравление учителей.

УР –

ВК –

Т –

МС –

Изготовление поздравительных открыток для учителей.

Оформление класс. Выпуск газеты к Дню Учителя.

Разучивание песен, инсценировок, частушек.

 Литмонтаж к празднику.

октябрь – ноябрь

Праздник Урожая.

Ф –

ВК –

УР –

Сбор пословиц, поговорок, народных примет об осени. Оформление выставки. Природоведение в пословицах.

Конкурс рисунков «Золотая осень».

Изготовление костюмов к празднику «Корон овощей».

Разучивание песен об осени, урожае, танцев,

хороводов, стихов, инсценировок.

декабрь

Подготовка к новогодней елке.

УР –

Весь месяц работает мастерская Деда Мороза. Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку. Оформление класса. Изготовление новогодних костюмов.

Разучивание сценария к новогодней елке (песни, хороводы, стихи, танцы, игры).

январь – февраль

Подготовка к дню защитника Отечества.

МС –

УР –

Изучить литературу, подготовиться к викторине, разучить стихи к празднику.

Изготовить подарки для пап, дедушек.

Спортивный праздник:

а) «Копилка спортивных рекордов класса»

б) «Веселые старты»

Показательные гимнастические выступления под музыку с флажками.

март

Подготовка к празднику

8 Марта

ВК –

УР –

Т –

Оформление выставки рисунков «Моя мама». Оформление класса.

Изготовление подарков для мам, бабушек, костюмов к празднику.

Разучивание песен, стихов, танцев к празднику.

Праздничный концерт для учителей.

март

Встреча весны

Лепка из соленого теста жаворонков. Знакомство с обрядом. Разучивание закличек о весне. Сбор пословиц, поговорок о весне. Народные приметы. Загадки. Оформление красочной выставки «В гости к весне».

апрель

Подготовка к празднику на экологическую тему «День Земли» 22 апреля.

Оформление зала. 22апреля – «Всемирный День Земли».

Большое панно – на тему «Уголок родной земли». Изготовление «корон» цветов, занесенных в «Красную книгу» (лилия, колокольчик, василек, кувшинка, ландыш и др.). Изготовление «экологических знаков», костюмов для сказки.

Постановка сказки «О чистоте родной земли».

Разучивание песен «Просьба», «Не дразните собак».

Литмонтаж (все стихи на экологическую тему).


3 класс

Время

Содержание

Направления

Организация деятельности

август – сентябрь

Подготовка и проведение Дня знаний.

Т –

УР –

МС –

ВК –

Выступление на празднике сказочных героев Незнайки, Буратино (читают напутствие для первоклассников).

Поздравление для всех ребят от Белоснежки и семи гномов.

Песня «Дважды два – четыре», школьные частушки.

Изготовление костюмов сказочных героев, подарков для первоклассников.

Литмонтаж (стихи о школе).

Праздничное оформление школы. Объявления.

октябрь

Подготовка и проведение праздника Дня учителя.

УР –

Т –

ВК –

Изготовление сувениров для учителей «Книжка – раскладушка» с поздравлением.

Разучивание песен, стихов, частушек, инсценировок.

Выпуск праздничной газеты с поздравлениями.

октябрь

Праздник осени.

ВК –

Т –

УР –

Оформление зала. Огромный плакат «Осень» осенние листья, грибы, колосья ржи, пшеницы. Рисунки об осени.

Разучивание песен «Что нам осень принесет», «Урожайная», «Огородная хороводная», «Вот какие качаны» и др.

Стихи об осени, загадки об овощах. Танцы «Листьев», хороводы.

Игры «Сбор грибов», «Горячий картофель», «Золушка».

Выставка поделок из природного материала, «Чудо – овощей».

Конкурс на лучшее изделие из теста.

ноябрь – декабрь

Встреча Нового года.

УР –

Т –

«Мастерская» Деда Мороза.

Встречаем год петуха. Коллективная творческая работа «Петух» из разного материала (нитки, перья, картон). Участие в районном конкурсе на лучшую новогоднюю игрушку. Изготовление игрушек для школьной елки.

Разучивание сказки к Новому году «Госпожа Слякоть», песен, танцев, игр.

декабрь – январь

Подготовка и проведение святочных посиделок.

Ф –

УР –

Знакомство с традициями, обычаями, культурой русского народа, историей святочных гуляний. Оформление зала под русскую избу. Разучивание колядок – старинный рождественский обряд прославления праздника Рождества песнями. Знакомство с обрядом гадания. Разучивание потешек, небылиц, народных игр, которые проводились во время колядок. Отгадывание народных загадок.

Изготовление атрибутов колядников (звезда на шесте, ленты, ветки, украшенные цветами, лентами, ухват и др.), костюмов, масок.

февраль

Конкурс чтецов «Цветы и порох».

МС –

УР –

ВК –

Разучивание стихов на военную тему. Общая тема всех стихов «Цветы и порох» к 60–летию Победы. Чтение стихов на фоне музыки. Музыкальный фон: «Священная война», «Эх, дороги», «В лесу прифронтовом», «В землянке», «Огонек», «День Победы», «Бухенвальдский набат».

Стихи В. Земной «Слепящий дым и пыль густая», Б. Кежун «Под огнем на берегу реки», С. Смирнов «У пыльной военной дороги», Горбунов «Я помню ухали снаряды» и др.

Коллективная творческая работа «Цветы». Материалы – стекло и пластилин.

Художественное оформление

Огромный плакат «Цветы и порох».

март

Праздник 8 Марта

Т –

УР –

ВК –

Соревнования «А ну-ка, девочки»:

а) представь себя

б) прическа

в) походка

г) хозяюшка

д) эрудиция

Изготовление подарков для мам.

Праздничное оформление класса.

апрель –  май

Подготовка к 60 –летию Великой Победы

Литературно – музыкальная композиция к Дню Победы.

ВК –

Т –

МС –

Конкурс рисунков о войне

Разучивание песен «Моя любимая», «Землянка», «Последний бой», «Детство – это я и ты».

Исценирование песни «Смуглянка».

Разучивание молдавского танца.

Изготовление костюмов.

Литмонтаж.


4 класс

Время

Содержание

Направление

Организация деятельности

август – сентябрь

Общешкольный праздник День Знаний.

Т –

ВК –

Театрализованное представление «Школьная прописка»

Главный герой – Домовой.

Песни о школе, стихи, школьные частушки.

Праздничное оформление школы.

октябрь

Праздник «Залог здоровья – чистота».

Т –

УР –

ВК –

Театрализованное представление. Действующие лица: ведущий, Гигиена, Грязь, Пауки, девочки с вениками, Волк, Ежата, Медведь, Бабочки, Белочки, Заяц.

Танцы: Пауков, Бабочек, девочек с вениками.

Изготовление костюмов всех участников праздника.

Оформление: а) Лесная поляна, б) праздничный зал.

ноябрь

День Матери

Т –

Оформление класса к празднику.

Оформление стенда о мамах с фотографиями.

Изготовление пригласительных открыток.

Подготовка выставки творческих работ детей (рисунки, сочинения о мамах), подарков для мам.

Подготовка праздничного концерта для мам (песни, стихи, танцы, сценки, частушки, спортивные выступления).

Чаепитие и развлекательная программа.

декабрь

Подготовка к Новому году.

УР –

Лепка на детской площадке фигур животных «В мире животных».

Работа ведется по аналогии со 2 и 3 классом.

январь – февраль

Предметные недели.

Неделя русского языка.

Открывает неделю русского языка «Праздник пунктуационных знаков препинания (!, ?, . , -, …, :, “ “, (  )), костюмов Кляксы, Божьей Коровки, Буратино, яркая телеграмма от Буратино.

Стихи, инсценировки о каждом знаке препинания.

март

Праздник Масленицы

Ф –

УР –

Т –

Знакомство с русскими народными праздниками, традициями, обычаями, самобытной культурой.

Откуда пришел праздник, легенда о богине Моране и весне – светлой Ладе.

Как празднуют Масленицу. Масленичная неделя – что обозначает каждый день.

Пословицы, поговорки, частушки о Масленице (красочно оформлены).

Инсценировка масличного гуляния (хороводы, песни, скоморохи).

Костюмы, выпечка блинов, изготовление чучела Зимы.

Забавы, развлечения на улице.

апрель – май

Подготовка к проведению выпускного вечера

Цель: подведение итогов достижений, умений, талантов выпускников начальной школы.

Подведение итогов работы «Творческой мастерской».

Разработка сценария выпускного вечера (инициатива исходит от самих учеников).

Праздничное оформление зала. Выставки творческих работ.

Плакат «Начальная школа, прощай».

Класс украшен шарами, цветами, портретами детей.

Ход выпускного вечера:

Ведущие приглашают всех на вечер (звучит мелодия вальса).

Выступление учащихся (в программу праздника включены стихи, песни, сценки, танцы, частушки на школьные темы).

Проведение конкурсов для детей и родителей.

Выступление родителей (родительские страдания).

Вручение памятных медалей (самый …).

Чаепитие с вручением подарков


Итоги реализации программы.

Умение, навыки и опыт, полученные детьми в ходе реализации программы «Добрая дорога детства» получили свое развитие. Дети моего класса, перейдя в среднее звено, продолжали развивать свои способности в учреждениях дополнительного образования поселка.

6 человек занимаются в ДХШ. Их работы постоянно выставляются на выставках в учреждениях поселка и краеведческого музея. Эти ребята являются участниками и областных конкурсов художественного творчества. Их работы отмечены дипломами и грамотами областного уровня.

3 человека занимаются в ДМШ. Они активно участвуют во всех концертах, праздниках и утренниках, проводимых в рамках школы, являются участниками детского ансамбля «Улыбка» созданного при музыкальной школе, неоднократно выступали в районе и за его пределами.

7 человек занимаются в танцевальном ансамбле «Капельки» при районном доме культуры. Все сборные концерты при Д. К. проходят с их участием. Они выступали на фестивале «Юные дарования» и были отмечены дипломом.

3 человека посещают кружки при доме детского творчества, участвуют в конкурсах, выставках, имеют награды.

Каждый ребенок, пройдя через «Творческую мастерскую», поверил в свои силы, в то, что он талантлив и создан для творчества.

А меня, как руководителя, радует то, что истоки детского творчества были заложены и раскрыты в рамках школы и класса.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников "Лучики солнца"

Формирование личности ребёнка, воспитание у него определённо направленной  нравственной позиции – сложный педагогический процесс. Многолетний опыт воспитания младших школьников показывает, что эт...

Рабочая программа "Духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся"

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта на...

Программа духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников «Я и мир вокруг»

Программа  предусматривает все стороны развития личности ребенка:-  патриотическое;-  нравственное;-  эстетическое;-  воспитание гражданственности, толерантности;-  эколо...

Программа духовно-нравственного воспитания и развития и социализации младших школьников. 1 класс.

 Прект данной программы разработан совместно с родителями, представителями общественности села. Я предоставила его для рецензии в АКИПКРО, проект был одобрен. На педагогическом совете школ...

Программа по нравственному воспитанию и развитию творческих способностей "Добрая дорога детства"

Программа рассчитана для учащихся 2-4 классов, реализуется через "Творческую мастерскую", которая включает 5 направлений: театральная студия, русский фольклор, веселая кисточка, умелые руки, мастерска...

Развитие нравственной личности через программу «Духовно-нравственного воспитания и развития».

Современное российское общество переживает период  долгосрочных изменений во внутренней жизни страны. Становится иной современная стратегия развития российской школы; в центре ее - формиров...

Духовно-нравственное воспитание и развитие творческих способностей младших школьников на уроках ОПК и через внеклассные мероприятия»

Развитие духовно-нравственных качеств учащихся происходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Мы, учителя, как никто другие, способны пом...