Программа духовно-нравственного воспитания и развития и социализации младших школьников. 1 класс.
рабочая программа (1 класс) по теме
Прект данной программы разработан совместно с родителями, представителями общественности села. Я предоставила его для рецензии в АКИПКРО, проект был одобрен. На педагогическом совете школы принят как локальный акт школы.
С данной программой я познакомила своих коллег на РМО учителей начальных классов. Многие коллеги взяли мою программу за основу.
Буду рада, если и для других учителей он покажется ценным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dukhovno.docx | 56.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа утверждена
решением педагогического совета
МОУ Парфёновская СОШ
протокол № 6 от 23 мая 2011 года
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников
1 класса
Авторы-разработчики:
Писарева Татьяна Максимовна,
Никотина Евгения Алексеевна,
Кавардакова Наталья Владимировна,
Климантович Ольга Леонидовна,
Глазунова Татьяна Ивановна,
Субочев Иван Михайлович
(2011-2012 учебный год)
Содержание
- Рецензия АКИПКРО на проект программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации 1 класса МОУ «Парфёновская СОШ».
- Пояснительная записка.
- 1-2 разделы: «Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования» и «Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников».
- 3 раздел: «Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы».
- 4 раздел: «Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования».
- 5 раздел: «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников».
- 6 раздел: «Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся на первой ступени образования».
- Приложения.
Пояснительная записка
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Духовно-нравственное развитие граждан России является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для общего образования.
В воспитании россиянина — гражданина и патриота — особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни.
Рабочая программа класса спроектирована в согласии со школьной Программой духовно-нравственного развития и воспитания и социализации начальной школы. В разработке проекта рабочей программы класса участвуют родители: Никотина Е.А., Кавардакова Н.В., Климантович О.Л.; представители общественных организаций (председатель женсовета Глазунова Т.И.); заместитель директора районного ДЮЦ Юрьева Т.Г. и другие субъекты: инструктор по спорту при Администрации сельского Совета Евдокимов Н.И., руководитель народного ансамбля ложкарей Заслуженный деятель искусств РФ И.М. Субочев.
Программа внеурочной деятельности класса входит в Программу духовно-нравственного воспитания и социализации как составляющая часть рабочей программы духовно-нравственного воспитания и социализации класса.
Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни класса принадлежит педагогам: учителю начальной школы – классному руководителю (Писарева Т.М., Почётный работник общего образования РФ), учителям – специалистам: музыки (Ситникова М.А.), хореографии (Шестакова С.А.), изобразительного искусства (Шиповалова Г.А.), ОБЖ (Бондаренко В.И.), педагогу-психологу школы (Бондаренко О.А.).
Программа «Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация младших школьников» состоит из шести разделов.
1-2 разделы.
«Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и «Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников».
Воспитание ориентировано на достижение определённого воспитательного идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно- исторических, социокультурных условиях.
Стратегическая цель:
Воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Ключевые воспитательные задачи:
В сфере личностного развития воспитание младших школьников должно обеспечить:
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
В сфере общественных отношений духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников должно обеспечить:
- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
- духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:
- формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни.
Педагогическая цель:
Воспитание обучающегося в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию России, развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Ключевые воспитательные задачи:
* овладение начальными навыками адаптации;
* принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
* развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
* формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Программная цель:
Создать условия для реализации духовно-нравственного воспитания, развития и социализации младших школьников в соответствии с требованиями «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания», ФГОС второго поколения в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи, социума, дополнительного образования.
Ключевые воспитательные задачи:
* выявление и развитие способностей младших школьников через систему клубов, секций, кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе посильной социальной практики;
* воспитание и развитие младшего школьника, любящего свой народ, своё село и Родину; уважающего и принимающего ценности семьи и общества, готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
* любознательного, активного и заинтересованно познающего мир; доброжелательного, умеющего слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;
* выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Традиционными источниками нравственности являются:
• патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине).
• Социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство).
• Гражданственность (правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания).
• Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших,).
* Труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость).
• Наука (ценность знания, стремление к истине, научная картина мира).
• Традиционные российские религии (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; искусство и литература: красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие).
• Природа (эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание).
• Человечество (мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
* Искусство и литература.
*Здоровье.
Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания:
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:
• нравственного примера педагога;
• социально-педагогического партнёрства;
• индивидуально-личностного развития;
• интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
• социальной востребованности воспитания.
3 раздел. «Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы »
Ценности | Гражданственно-патриотическое воспитание | Воспитание нравственных чувств | Воспитание трудолюбия | Здоровый образ жизни | Эстетическое воспитание | Отношение к природе |
Патриотизм | Активизировать уроки (окружающего мира, литературного чтения, русского языка), которые несут патриотическую тематику. Включить учащихся во внеурочную деятельность: игра «Зарничка», уроки Мужества, часы общения, встреча с ветеранами, посещение школьного музея и др.; во внешкольную деятельность: митинги, участие в народных праздниках села. | Формировать этику отношений во время урочной, внеурочной, внешкольной деятельности; понимание условности ситуации обучения, роли ученика; ознакомить с Уставом школы; разработать и принять Устав класса; формирование навыков правильного поведения в общественных местах. | Воспитание трудолюбия через учебную деятельность; вовлечение во внеурочную общественно-полезную деятельность: уборка территории школы, уход за комнатными растениями и школьным цветником; вовлечение в посильную социальную деятельность: совместно с родителями – уход за цветами у памятников. | Формировать ценностное отношение к своему здоровью через спортивные кружки и кружок хореографии; вовлечение в спортивные соревнования, организация экскурсий, походов. | Активизировать уроки литературного чтения, технологии, изобразительного искусства, которые несут патриотические идеи и ценности; включить учащихся во внеурочную деятельность: кружок «Оч, умелые ручки», выставки детского творчества; организовать участие в конкурсах районного, регионального и др. уровней. | Воспитывать уважительное отношение к природе своего села, края, Родины; освоение доступных способов изучения природы через уроки окружающего мира, технологии; походы экологическими тропами и посильное участие в экологических акциях: «Кормушка», «Здравствуй, птица» и др.; создание экологических проектов. |
Гражданственность | Становление основ гражданской идентичности и мировоззрения учащихся через уроки литературного чтения, окружающего мира, русского языка и др.; принятие моральных норм, нравственных установок через изучение Кодекса учащихся МОУ Парфёновская СОШ; первоначальное ознакомление с государственными символами России. | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов через уроки; развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки через систему часов общения и внеклассных мероприятий по нравственному воспитанию; развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях: в семье, школе, социуме. | Развитие навыков учебной деятельности через все уроки; получение первоначальных представлений о нравственном значении труда в жизни человека и общества через внеурочную и внешкольную деятельность; приобретение первоначальных навыков самообслуживания (в классе, школьной столовой, в семье). | Формирование первоначальных представлений о физической культуре, спорте, физическом труде, их значении для здоровья человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; через уроки физической культуры, технологии, общественно-полезный труд – о физическом здоровье и культуре как факторах учёбы и социализации; вовлечение в посильную помощь родителям по дому. | Через уроки литературного чтения, музыки, изобразительного искусства формировать представление о роли искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; опыт творческой деятельности (участие в концертах художественной самодеятельности класса, школы; использование художественных образов при создании театрализованных и других композиций). | Активизировать уроки окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, способствующие формированию основ экологической грамотности; формировать правила нравственного поведения в мире природы; норм поведения в природной и социальной среде. |
Социальная солидарность | Активизировать уроки, которые несут идеи социальной солидарности (литературного чтения, окружающего мира, русского языка и др.); через внеурочные и внешкольные формы общения (игры, праздники, утренники, кружки, часы общения) развивать социальную зрелость младшего школьника. | Через учебную, внеурочную и внешкольную деятельность формировать равноправные отношения, основанные на дружбе, симпатии и общих интересах; умения правильно и гибко общаться с одноклассниками, родителями, взрослыми и младшими. | Через уроки технологии, изобразительного искусства и др.; через внеклассные мероприятия формировать навыки сотворчества, совместного труда в школе, семье и социуме. Проект «Снежный городок – малышам детского сада». | Через урочную и внеурочную деятельность формировать уважительное отношение к физическим и психологическим особенностям каждого соученика, взрослого, малыша; внимательное отношение к людям с ограниченными возможностями, пожилым, прежде всего, своим бабушкам и дедушкам. | Через уроки литературного чтения, музыки, технологии, изобразительного искусства, внеклассные мероприятия формировать представление об особенностях национальной культуры разных народов края, страны, народных обычаях и традициях. | Ознакомление с разнообразием природы родного края, Родины; воспитание бережного отношения к природным ценностям через уроки, экскурсии, походы и другие формы работы. |
Семья | Изучить с родителями Концепцию программы духовно-нравственного воспитания младших школьников, организовать активное участие родителей для составления программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся класса; привлечь родителей как активных партнёров в патриотическом воспитании детей (совместные утренники, проекты, походы и др.). Организация исследовательской работы по изучению своей семьи: семейных реликвий, профессий членов семьи, песен и игр родителей и бабушек, вклада семьи в дело Победы.
| Координация процесса воспитания школьника в семье, повышение уровня педагогической культуры родителей (беседы и лекции, индивидуальные беседы, посещение семей, ознакомление родителей с нормативно-правовой базой: нормами оценок, основными требованиями учебных программ по предметам, орфографическим режимом, Уставом школы; с законом «Об ответственности родителей за содержание и воспитание детей»). | Организация школьников на самообслуживание дома, в школе; совместное участие в трудовых операциях (субботники, генеральные уборки класса); общественно-полезный труд; собственный пример трудолюбия – как фактор воспитания ребёнка (праздник семьи, ознакомление с профессиями). Педагогическое сопровождение родителей в организации учебной и трудовой деятельности. | Организация работы с родителями по формированию у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью: памятки для родителей по обучению детей правилам дорожного движения, беседы о мерах безопасности во время каникул; часы общения по антинаркотическому воспитанию с участием родителей; родительские собрания по здоровому образу жизни. | Организация родителей на развитие творческих способностей детей в семье, создание творческих мини-проектов, участие в конкурсах детских рисунков, прикладного искусства. Совместная деятельность по эстетическому воспитанию в классе: оформление кабинета к праздникам, сценические костюмы детей и др. | Формирование ценностного отношения к природе через совместную деятельность школы, семьи и общественности: создание уголка природы в классе, семейный проект «Мой школьный цветник», воспитание бережного отношения к домашним животным; походы и экскурсии. |
Труд и творчество | Активизировать работу через сюжетные и ролевые игры: «Я и другие люди», «В музее»; беседы о достижениях учащихся и педагогов школы, выпускников; просмотр фильмов. | Через сюжетно-ролевые игры «Как правильно поздороваться», «Вспомни, какие поступки ты совершил за день. Нарисуй, расскажи о них»; деловая игра «Культура поведения человека»; первоначальное включение в детскую благотворительность; через беседы, цитаты писателей и поэтов, пословицы, поговорки; чтение и обсуждение художественных произведений. | Через проведение сюжетно-ролевых игр: «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок по школе и дома»; просмотр мультфильмов, фильмов («Золушка»). | Организация спортивных соревнований, праздников «А ну-ка, мальчики!», «Папа, мама и я – спортивная семья»; беседы о школьных спортсменах, олимпийских играх и чемпионах. | Через организацию выставок (совместно с родителями); рукоделие и все виды творческой художественной деятельности. | Конкурсы рисунков о природе; беседы «Человек в природе»; «Природа в произведениях искусства». |
Наука | Через уроки в процессе непрерывного образования; организацию классной, домашних библиотечек; посещение школьной, сельской библиотек; приобщение к чтению справочной литературы; через часы общения, видеофильмы, презентации о достижениях учёных края, страны, о космосе и космонавтах. | Через уроки, часы общения, чтение произведений о писателях, поэтах, учёных; формирование умения сознательно оценивать отношение к себе, другим людям, обществу. | Формирование УУД в процессе деятельности на уроках; развитие интереса к изучаемым предметам средствами нетрадиционных уроков. | Организация уроков здоровья («Разговор о правильном питании», «Занятия по правилам дорожного движения»), СМИ по антинаркотическому воспитанию; через уроки физической культуры. | Через овладение способами создания творческих проектов; формирование первоначального представления о жанрах изобразительного искусства, музыкальных произведений. | Формирование первоначальных представлений о науках, помогающих школьнику изучать окружающий мир (экология, астрономия, биология и др.); через актуализацию уроков окружающего мира; изучение справочников (А.А. Плешаков «От земли до неба», «Великан на поляне», «Зелёные страницы), СМИ. |
Религия | Формирование первоначальных представлений о православной вере как факторе, обеспечивающем единство народов, через часы общения, уроки (литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства), о героях-богатырях, патриотах- защитниках Отечества (Георгий Победоносец, Александр Невский и др.); образе Святой православной Руси. | Чтение и обсуждение детской библии, организацию праздников «Светлая Пасха», «Рождество Христово»; возрождение народных традиций (колядка). | Воспитание уважения к труду через различные формы деятельности (совместно со старшеклассниками и родителями). | Через часы общения: «Здоровым быть – Родине служить», уроки физической культуры, овладение умениями организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, подвижные игры). | Организация участия в конкурсах художественного творчества («Православная Пасха», «Георгий Победоносец», «Рождественский сувенир») муниципального, регионального всероссийского уровня (Интернет; формирование первоначальных представлений о роли традиционных религий в культуре человека через уроки изо, литературного чтения, технологии, музыки. | Формирование первоначального представления о связях живой и неживой природы, осознание целостности окружающего мира, влиянии человека на окружающую среду; воспитание основ экологической культуры. |
Природа | Формирование представлений о разнообразии природы родного села, края, Родины; через часы общения, утренники открывать красоту окружающей природы и природы родной страны, воспитывая чувство гордости. | Через уроки и внеурочную деятельность; этические беседы: («Что такое хорошо и что такое плохо?», «Твои четвероногие друзья»); чтение художественных произведений (рассказы М. Дудина, М. Пришвина и др.). | Организация деятельности по уходу за растениями в классе, дома; за домашними животными. | Организация прогулок в рощу, на пруд, в поле; игр на свежем воздухе; формирование первоначального представления о значении природы для здоровья человека; правил поведения во время купания, грозы и т.д. | Через организацию деятельности на уроках изо, технологии, окружающего мира; выставки детского творчества («Чудеса природы»), проекты («Интересное под ногами»), изготовление творческих проектов из природного материала. | Организация экскурсий, походов (совместно с родителями), очистка родника на берегу пруда Прохоровского; повседневные правила поведения в природе; уголок природы в классе; ознакомление с Красной книгой Алтая, России. |
Человечество | Формирование первоначальных представлений о многонациональной нашей Родине на уроках литературного чтения, окружающего мира, музыки, многообразии народов мира, международном сотрудничестве (совместные космические полёты). | Идея мира во всём мире через игры, утренники, уроки Мужества; ознакомление с международными детскими организациями. | Через организацию урочной и внеурочной деятельности освоение основами сотрудничества в парах, группах; беседы о совместном труде детей и взрослых. | Овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире, знаниями о международных олимпийских играх, проведении игр в России. | Представление о многообразии культур народов России; ознакомление с фольклором народов России; воспитание уважительного отношения к культуре других народов. | Через организацию деятельности на уроках (окружающего мира, литературного чтения, музыки) и внеурочной (заочное путешествие по родному краю, стране; презентации) формирование первоначального представления о разнообразии и богатстве природы планеты Земля. |
Искусство. Литература | Через организацию урочной и внеурочной деятельности формировать первоначальное представление о культуре и искусстве родного села (народный ансамбль ложкарей, самобытные художники), Алтая, России. | Организация чтения художественных произведений (М. Зощенко, Л. Пантелеева); просмотр мультфильмов («Двенадцать месяцев»), которые помогают заложить основы нравственного выбора. | Через организацию деятельности на уроках литературного чтения, окружающего мира, технологии, изо; внеурочной деятельности: этические беседы («Зачем быть трудолюбивым?», «Спешите делать добро!»); формирование потребности в систематическом чтении. | Через урочную и внеурочную деятельность формирование представлений о значении труда в жизни человека; усвоение правил безопасности; физическом труде и физической культуре как факторах здоровья. | Организация сюжетно-ролевых игр «В театре», «В кино»; через уроки литературного чтения, изо, технологии, музыки формирование первоначального представления об искусстве слова, живописи как явлении культуры; вовлечение в занятия народного ансамбля ложкарей, кружка хореографии и художественного творчества. | Нравственное отношение к природе, пониманию её проблем, посильное участие в их разрешении; природа как бесценный источник красоты и гармонии – через урочную и внеурочную деятельность. |
Здоровье | Через организацию урочной (физическая культура, литературное чтение, технология, окружающий мир), внеурочной деятельности (чтение рассказов о Суворове С. Алексеева) формирование первоначального представления о ценности здоровья для человека, здорового человека для семьи, общества. | Организация бесед: «Береги здоровье смолоду!», «Украшает ли сигарета девочку, мальчика, артиста?»; проведение утренника «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»; рейды доктора Айболита | Кружок подвижной игры, организация на участие в посильном общественно-полезном труде; зимние забавы и летний лагерь дневного пребывания. | Создание программы класса «Здоровье», часы общения по выполнению режима дня, питания; организация подвижных игр на переменах, физкультминуток на уроках; участие в соревнованиях; система часов общения по социальной адаптации; вхождение в районный волонтёрский проект «Ручеёк здоровья». | Конкурсов рисунков «Я здоровье берегу!», Участие в региональном конкурсе «Пусть всегда буду Я!» | Через организацию урочной и внеурочной деятельности формирование первоначального представления о природе как бесценном источнике здоровья, отдыха и красоты; ознакомление с лекарственными растениями родного края. |
4 раздел. «Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»
Накопление нравственного опыта поведения учеников происходит с опорой на наглядные представления или на воспроизводимые в сознании образцы поведения идеала. Система сюжетно-ролевых игр способствует освоению учащимися нравственных ценностей, давая необходимые представления о различных вариантах действий и поступков. Приведем примерный перечень сюжетно-ролевых игр для младших школьников:
1 класс: «Как правильно поздороваться?»; «Мимика и жесты»; «Подбери к словам «хорошо» и «плохо» подходящую картинку»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и школы» (коллективная работа в группе или паре); «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день. Нарисуй, расскажи о них». «Помоги ребятам в классе составить «Словарь вежливых слов»; «К тебе пришли гости. Игра «Гость – хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу (маме…)»; «На дне рождения»; «Если другу плохо?»; «Учимся общаться».
Формы внеурочной работы с детьми:
- Экскурсии, целевые прогулки, туристические поездки.
- Первые шаги по организации участия в детской благотворительности.
- Разнообразные проекты.
- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
- Организация спортивных соревнований, праздников.
- Проведение совместных праздников школы и общественности.
- Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
- Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
Создание воспитывающей среды – уклад классной жизни:
Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко).
Создание воспитывающей среды, культуры общения, школьных традиций, формы одежды, школьного пространства (стены, стенды, эстетическое оформление и др.) духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является одной из задач деятельности школы.
В школе организованы подпространства, оформление стен, способ их покраски, стенды и баннеры, позволяющие учащимся:
Изучать и осваивать
- символы российской государственности и символы родного края;
- общенациональные, муниципальные и школьные праздники;
- историю, культурные традиции;
- афоризмы о нравственности и др.;
- цитаты ученых, художников, писателей и поэтов, композиторов и музыкантов Родины;
- портреты национальных героев и краткие данные о них (олимпийские чемпионы, герои страны);
- уголок имени Героя СССР Д.П. Маматова;
- музей;
- учебник для учащихся начальных классов по истории села Парфёново (авторы А.А. Митина, Н.А. Рибзам).
Узнавать
- достижения учащихся и педагогов школы;
- выпускников школы, которыми она гордится;
Ощущать гордость быть учеником, учеником данной школы, жителем района, населенного пункта, страны
- баннеры с торца школы, над входом в школу («Мы – будущее России»);
- баннеры в коридорах школы, в кабинетах, в залах («Образование – путь к успеху», «Твой образ жизни определяет твое здоровье» и др.)
Осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами (тематически оформленные рекреации, используемые в воспитательном процессе);
- выставки, экспозиции работ (гармонии, эстетические ценности красоты);
- ценности здорового образа жизни (оборудованные рекреации для организации игр на переменах или после уроков; наличие стенда о достижениях школьных спортсменов, спортивный зал и стадион);
- демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (наличие оборудованных помещений для проведения школьных праздников, культурных событий, социальных проектов: актовый зал).
Примерные темы к размышлению для этических бесед:
- Почему плохой поступок приносит человеку страдание, а хороший - радость и удовольствие, даже если никто, кроме его самого, и не знает об этом поступке?
- Кто создал правила человеческого поведения?
- Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
- Зачем быть вежливым?
- Неразлучные друзья – взрослые и дети.
- Как выбирать друзей?
- Отзывчивость и доброта.
- Как мы выглядим.
- О лени и лентяях.
- Причины обид.
- Правда и ложь – какие они?
- Мир без улыбки. Какой он?
- Кем и каким я хочу быть?
- Маленький, да удаленький.
- Если б не было цветных красок…
- Человек в природе и его здоровье.
- Дом, в котором ты живешь.
- Прогулки в лес.
Примерные темы информационных проектов:
Любую из тем для этических бесед и классных часов можно превратить в тему проекта:
- «Пословицы и поговорки, отражающие нравственные ценности»
- «Что в дружбе главное?»
- «Славные сыны родного края»
- «Отважные герои Руси»
- «Писатели и поэты нашей Родины»
- «Трус не играет в хоккей!» и др.
Примерные списки книг, мультфильмов, художественных фильмов для совместного ознакомления, для обсуждения, для родителей (на 1-4 классы):
- Книги для чтения
- Андерсен Х. К. «Дюймовочка»
- Барто А. Л. Стихи
- Братья Гримм. Сказки
- Добронравов Н. «Если отец герой!»
- Дудин М. «Берегите землю»
- Драгунский В. Ю. Рассказы
- Зощенко М. М. «Самое главное», «Бабушкин подарок»
- Маршак С. Я. Стихи
- Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»
- Милн А. «Винни-Пух и все-все-все»
- Михалков С. В. Стихи
- Мошковская Э. Э. Стихи
- Носов Н. Н. Рассказы
- Одоевский В. Ф. «Мороз Иванович»
- Осеева В. А. Стихи
- Пантелеев Л. «Честное слово», «Трус»
- Перро Ш. «Золушка»
- Пляцковский М. «Мама»
- Пушкин А. С. Сказки
- Родари Дж. «Чем пахнут ремесла»
- Толстой Л. Н. Рассказы
- Чуковский К. И. Сказки
- Яковлев Ю. «Мама»
- Мультфильмы
- «Кот Леопольд и мыши», «День рождения кота Леопольда»
- «День рождения ослика Иа»
- «Гуси-лебеди»
- «Лиса и журавль»
- «Теремок»
- «Волк и семеро козлят»
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
- «По щучьему веленью»
- «Кот, петух и лиса»
- «Морозко»
- «Двенадцать месяцев»
- «Антошка»
- «Малыш и Карлсон»
- «Крокодил Гена и Чебурашка»
- «Дудочка и кувшинчик»
- «Цветик- семицветик»
- Фильмы
- «Новогодние приключения Маши и Вити»
- «Приключения желтого чемоданчика»
- «Приключения Буратино»
- «Золушка»
- «Аленький цветочек»
Направления | Учебная деятельность | Внеурочная деятельность | Внешкольная деятельность | Семья | Социум | ДЮЦ |
Гражданственность | «Окружающий мир»: «Что мы знаем о нашей стране и о нашем селе?»; «На что похожа наша планета?»; «Зачем летают в космос?». «Литературное чтение»: А. Майков «Христос Воскрес!»; Я. Аким «Моя родня». | Военно-патриотический кружок «Ирбис»; музей; библиотеки | Кружок проектной деятельности. | Совместные проекты | Митинги, праздники села | |
Нравственных чувств | «Окружающий мир»: «Когда ты станешь взрослым». «Литературное чтение»: М. Бородицкая «Разговор с пчелой»; С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»; русские народные сказки: «Петух и собака», «Теремок», «Рукавичка», песенки, потешки. Рассказы: Л. Толстой «Зайцы и лягушки», Я. Тайц «Волк»; Н. Артюхова «Саша-дразнилка»; К. Ушинский «Что хорошо и что дурно?», «Ворон и сорока», «Гусь и журавль», «Худо тому, кто добра не делает никому». Ю. Ермолаев «Лучший друг»; Е. Благинина «Подарок»; В. Орлов «Кто первый?»; С. Михалков «Бараны»; Р. Сеф «Совет»; В. Берестов «В магазине игрушек»;. И. Пивоварова «Вежливый ослик». | «Утренники, часы общения. Кружок познавательной деятельности. | Проект «моя игрушка – маленькому другу». | |||
Трудолюбия | «Окружающий мир»: «Что окружает нас дома?»; «Как ухаживать за кошкой и собакой?»; «Как мы находили ответы на свои вопросы?». «Литературное чтение»: О. Григорьев «Стук»; К. Чуковский «Телефон»; М. Пляцковский «Помощник»; С. Маршак «Хороший день». | Общественно-полезный труд. Обязанности самообслуживания по школе. | Уход за цветником у памятников. | Уход за домашними животными; домашние обязанности. | Проект «Снежный городок – малышам детского сада» | |
Здоровый образ жизни | Окружающий мир: «Почему нужно много есть фруктов?»; «Зачем мы спим ночью?»; «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»; «Что вокруг нас может быть опасным?» | Программа «Здоровье»; Спортивные кружки и секции. Соревнования. Кружок «Ритмика». Летний лагерь. | Походы, экскурсии | Помощь по дому. Совместные подвижные игры. Соревнования «Папа, мама и я – спортивная семья!». | Спортивные кружки: хоккей, футбол | Участие в районном волонтёрском проекте «Ручеек здоровья» |
Эстетическое | Окружающий мир: «Почему радуга разноцветная?»; «Литературное чтение»: И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А»; | Кружок «Оч,умелые ручки». Конкурсы рисунков и творческих работ. | Конкурсы различного уровня. | Сельский дом культуры. Народный ансамбль ложкарей | ||
Отношение к природе | Окружающий мир: «Как зимой помочь птицам?»; «Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?»; «Почему в лесу нужно соблюдать тишину?»; «Почему мы слышим слово »экология»?»; «Откуда берётся и куда девается мусор?». «Литературное чтение»: по М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль»; Э. Энтин «Про дружбу»; С. Михалков «Трезор»; Р. Сеф. «Кто любит собак»; В. Осеева «Собака яростно лаяла»; И. Токмакова «Купите собаку»; Г. Сапгир «Кошка»; В. Берестов «Лягушата»; В. Лунин «Никого не обижай»; С. Михалков «Важный совет»; Д. Хармс «Храбрый ёж»; Н. Сладков «Лисица и ёж»; С. Аксаков «Гнездо».Раздел: «Апрель, апрель! На дворе звенит капель…» (стихи И. Токмаковой, Е. Трутневой, В. Берестова, Р. Сефа); |
| Походы, экскурсии; основы поведения в природе. | Очистка родничка на берегу пруда. |
5 раздел. «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников»
Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Для обеспечения сохранения и развития связи, преемственности, непрерывности и органичной корректировки уже идущего в семье процесса воспитания ребенка, общеобразовательная школа должна сотрудничать с семьей при осуществлении процесса обучения и духовно-нравственного развития обучающихся, создавая:
- общее, открытое для социальной среды школьно-семейное пространство духовно-нравственного обучения и воспитания;
- условия к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и стала социальной семьей ребенка.
- Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».
Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций России, русского народа и народов, в среде которых он родился и живет.
Родители - активные партнёры классного руководителя, школы в воспитании детей. К Программе духовно-нравственного развития и социализации 1 класса прилагается программа «Родительская школа».
Основные направления:
- соблюдение преемственности между дошкольным и школьным воспитанием;
- координация процесса воспитания школьника в семье, педагогическое сопровождение родителей в организации учебной и трудовой деятельности ребёнка;
- организация воспитательной работы в классе с активным привлечением семьи.
Собрания в подготовительный период: «Создадим семейный клуб»; «Подготовка к школе. Уровни готовности ребёнка»; «Подготовка к школе. Социальная готовность ребёнка». Изучение представления дошкольного психолога, консультации с психологом, изучение медицинских документов, консультации с детским врачом. 1 сентября 1 класса - праздник семьи и школы: «Здравствуйте, мои дорогие! »
Повышение уровня педагогической культуры родителей. Формы работы:
- индивидуальные беседы с целью изучения физиологических и психолого-педагогических особенностей развития детей;
- ознакомление родителей с нормативно-правовой базой: нормами оценок, основными требованиями учебных программ по предметам, законами, орфографическим режимом, Уставом школы. С законом «Об ответственности родителей за содержание и воспитание детей»; Конвенцией о правах детей и др.;
- совместная работа с родителями по формированию у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью: памятки для родителей по обучению детей правилам дорожного движения, беседы о мерах безопасности во время каникул; родительские собрания «О вреде телевизора и компьютера»; «Игры вашего детства и игры ваших детей»; спортивные соревнования, походы, экскурсии;
- праздники с участием родителей: «День защитника Отечества»; «8 Марта»; «День матери»; «День отца»; «День семьи».
- Совместная работа над детскими проектами: «Семейные фотографии».
- Развитие творческих способностей детей: создание творческих мини-проектов.
Другие формы работы с родителями:
- Совместные родительские собрания с детьми («Первые уроки школьной оценки»; «Семейная гостиная»);
- посещение семей;
- анкетирование (с целью подготовки родительского собрания; изучения уровня удовлетворённости работой школы и др.);
- тренинги (совместно с психологом школы);
- проведение совместно с детьми трудовых операций (субботник, уход за цветами у памятников; генеральные уборки в классе);
- создание уголка природы;
- подготовка учебного кабинета к новому учебному году;
- оборудование игрового уголка (а это – одно из самых необходимых условий как для постепенного перехода детей с полноценно сформированной игровой деятельностью к деятельности учебной (в рамках сюжетно-ролевой игры, игры по правилам и режиссерской игры высокого уровня), так и для компенсации недостаточности развития игровой деятельности у части детей класса);
- работа по реализации коллективных и индивидуальных детских проектов.
В результате тесного сотрудничества с родителями должны быть выработаны единые нравственные критерии, ориентиры на ребёнка, родители научатся принимать школу как дом души и сердца своего ребёнка.
Взаимодействие с общественностью:
Воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации школьника при определённых условиях:
- выполнение функций компенсации недостатков первичной социализации;
- коррекция детских комплексов;
- расширение воспитательного пространства на основе связи с социальной средой;
- обеспечения нравственной устойчивости воспитанников к влиянию негативных факторов социальной среды.
Формы работы:
- сотрудничество с детским садом «Колосок» (первоначальные основы формирования способов волонтёрской деятельности);
- вовлечение школьников в кружки при сельском ДК: народный ансамбль ложкарей;
- вовлечение мальчишек в спортивные кружки при администрации сельского Совета: хоккей, футбол;
- районный ДЮЦ: волонтёрский проект «Ручеек здоровья»;
- договор с настоятелем Михайло-Архангельского храма о совместном проведении православных праздников: «Рождество Христово», «Светлая Пасха», «День славянской письменности»;
- сотрудничество с районным центром «Семья и дети» (участие в выставках детского творчества «Рождественские сказки» и «Светлая Пасха»);
- работа с неблагополучными семьями в сотрудничестве с женсоветом при администрации сельского Совета.
6 раздел. «Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания учащихся на первой ступени образования»
Предполагаемые результаты реализации программы:
Результаты первого уровня: приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Уровни. Результат и критерии | Воспитание гражданствен ности | Воспитание нравственных чувств | Воспитание трудолюбия | Здоровый образ жизни | Эстетическое воспитание | Отношение к природе |
1 уровень (1 класс) | Знания о символах России, о традициях памяти героев ВО войны; знания о семье и семейных традициях. | Знания об этике и эстетике повседневной жизни человека, о принятых в обществе нормах отношения к памятникам истории и культуры. | Знания о принятых в школе и дома правилах самообслуживания, о правилах групповой работы. | Знания о народных играх, способах организации совместных игр; режиме дня и личной гигиене. | Знания о культуре села, края; о способах создания творческих проектов. | Знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, знания о правилах ухода за растениями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка «Эрудит» как средство развития дивергентного мышления младших школьников
Данный кружок включает в себя специально подобранные упражнения и задания для развития дивергентного мышления и обеспечивает учащихся и учителей материалом для преодоления стереотипов и шаблонов мышле...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования
Планирование воспитательной работы с учащимися класса....
Литературное краеведение как средство патриотического воспитания и развития читательской самостоятельности младших школьников.
Литературное краеведение Самарского края - программа курса внеурочной деятельности....
Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии, воспитании, социализации младших школьников
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становлен...
Духовно-нравственное воспитание и развитие творческих способностей младших школьников на уроках ОПК и через внеклассные мероприятия»
Развитие духовно-нравственных качеств учащихся происходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Мы, учителя, как никто другие, способны пом...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования
Программадуховно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования...
Дифференциация обучения и воспитания на основе гендерного подхода - эффективное средство развития и социализации младших школьников с особыми образовательными потребностями.
В статье рассматриваются вопросы использования гендерного подхода обучения и воспитания детей в логопедической практике....