разработки тем классных часов по изучению жизни и деятельности М.В. Ломоносова
классный час (1 класс) по теме

Савицкая Светлана Валерьевна

Разработка содержит перечень тем классных часов и презентацию "Великий помор"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Савицкая С.В.

Ознакомление младших школьников с жизнью и деятельностью М.В.Ломоносова во внеурочной деятельности через разработки классных часов

Я представляю разработки по внеурочной деятельности «Великий помор», созданные мною для того, чтобы вместе с детьми 6-11 лет найти ответ на вопрос: « Почему в истории отечественной и мировой науки и культуры Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место?»  Реализую данные разработки в течение 4 лет (с 1 по 4 класс) через систему классных часов в количестве 35 занятий.

        Актуальность изучения темы «Великий помор» обусловлена возрастающим в современном обществе интересом к истории своей страны, поселения, своего рода. Люди стремятся возродить лучшие традиции прошлого, сохранить их и передать потомкам. Трудно недооценить широчайшие возможности на примере жизни и деятельности одного человека, нашего земляка, раскрыть перед учащимися важность  и постоянного научного поиска, и неутолимой жажды знаний, и упорства и бескорыстия в труде, и самоотверженной любви к своей стране, к своему народу.

Цель изучения темы  «Великий помор»:

формирование у  учащихся начальной школы представления о М.В. Ломоносове как учёном, поэте, художнике  через последовательное рассмотрение  в совместной деятельности  всех этапов жизни этого великого человека.

        Содержание данных разработок предполагает раскрытие перед ребятами особенностей детских лет жизни М.В.Ломоносова, обучения его в высших учебных заведениях того времени, научной деятельности и творческих работ этого великого человека. Ребята узнают о людях, оказавших большое влияние на становление М.В.Ломоносова как учёного, художника, человека, преданно любящего свою Родину.

        Для работы по данной теме используются следующие формы проведения занятий с учащимися: коллективная и индивидуально-групповая, а  также  устные, наглядные и практические  методы работы.

        Все 35 часов, предусмотренных для изучения материалов темы, распределены по годам обучения следующим  образом:

1 год обучения – 8 часов.

Тема года: Детские годы Михаила Васильевича Ломоносова.

Цель года: раскрытие влияния суровых природных условий северного края на развитие ума, наблюдательности, физической силы Михаила Ломоносова

Время

проведения

Тема классного часа

Форма проведения

октябрь

Беломорский край.

беседа

ноябрь

Поморы -  жители Беломорского края.

ролевая игра

декабрь

Семья Ломоносовых.

презентация

январь

Трудовое детство Миши Ломоносова.

рассказ, сюжетная игра

февраль

Дальние морские переходы с отцом.

игра-путешествие

март

Первые шаги к знаниям.

презентация

апрель

Страсть к наукам.

Путь в Москву.

рассказ, игра-путешествие

май

Детские годы М.В. Ломоносова.

викторина

2 год обучения – 9 часов.

Тема года: Путь М.В. Ломоносова в  науку.

Цель года: раскрытие трудности пути в науку М.В. Ломоносова

Время

проведения

Тема классного часа

Форма проведения

сентябрь

Учёба в Москве в Славяно-греко-латинской академии.

рассказ

октябрь

М.В. Ломоносов – студент  Петербургской академии.

беседа

ноябрь

Обучение в Марбургском университете.

презентация

декабрь

Изучение горного дела,  металлургии и химии в Германии.

рассказ

январь

Работа в Петербургской Академии наук. Создание химической лаборатории.

виртуальная экскурсия

февраль

Организация географических исследований.

игра- путешествие

март

Снаряжение полярной астрономической экспедиции.

рассказ

апрель

М.В. Ломоносов – основатель Московского университета.

устный журнал

май

М.В. Ломоносов. Путь в науку.

викторина

3 год обучения – 9 часов.

Тема года: Итоги научной  деятельности М.В. Ломоносова

Цель года: раскрытие важности итогов научной деятельности М.В. Ломоносова для развития русской науки и России.

Время

проведения

Тема классного часа

Форма проведения

сентябрь

М.В. Ломоносов и его теория строения вещества.

рассказ

октябрь

Исследования М.В. Ломоносовым природы   электрических явлений.

беседа

ноябрь

Химия не искусство, а наука.

презентация.

декабрь

Создание М.В. Ломоносовым новых оптических приборов.

творческая лаборатория

январь

Введение М.В. Ломоносовым новых геологических терминов.

устный журнал

февраль

Освоение Севера – мечта великого русского учёного.

игра-путешествие

март

«Древняя Российская история», автор – М.В. Ломоносов.

рассказ

апрель

Изучение М.В. Ломоносовым экономики России.

презентация

май

М.В. Ломоносов. Итоги научной деятельности.

викторина

4 год обучения – 9 часов.

Тема года: Литературное творчество М.В. Ломоносова. Создание мозаик.

Цель года: раскрытие значения  успешной творческой деятельности М.В. Ломоносова для развития российской культуры.

Время

проведения

Тема классного часа

Форма проведения

сентябрь

«Риторика» М.В. Ломоносова – первая в России хрестоматия.

беседа

октябрь

М.В. Ломоносов – автор книги «Российская грамматика.

устный журнал

ноябрь

Оды М.В. Ломоносова как хвалебные песни.

инсценировка

декабрь

М.В. Ломоносов – литературный переводчик.

«живая газета»

январь

М.В. Ломоносов – основатель первой в России фабрики цветного стекла.

игра- путешествие

февраль

Мозаики, созданные М.В. Ломоносовым.

презентация

март

«Полтавская битва» - шедевр мозаичного искусства.

дискуссия

апрель

Именем Ломоносова названы…

«круглый стол»

май

Великий помор.

конференция

Планируемые результаты после изучения темы «Великий помор»:

умение учащихся определять последовательность основных периодов жизни и творчества М.В. Ломоносова,

понимание учащимися значения научной   и творческой деятельности М.В. Ломоносова для развития русской науки и культуры,

появление у учащихся интереса к научной деятельности.

Список литературы:

  1. Ломоносов.  Лебедев Е.Н. –М., издательство ОГИ, 2008
  2. Первый академик России. М.В. Ломоносов. Набор открыток.
  3. www. az.lib.ru
  4. www. znaniya-sila.narod.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Великий помор Программа по внеурочной деятельности в начальной школе с 1 по 4 класс (35 классных часов) для детей 6-11 лет Автор: учитель начальных классов МОУ «СОШ № 3 им. К.М. Трухинова» II квалификационной категории Савицкая Светлана Валерьевна

Слайд 2

Цель программы: формирование у учащихся начальной школы представления о М.В. Ломоносове как учёном, поэте, художнике через рассмотрение в совместной деятельности различных этапов жизни этого великого человека.

Слайд 3

1 год обучения – 8 часов Тема года : Детские годы Михаила Васильевича Ломоносова. Цель: раскрытие влияния суровых природных условий северного края на развитие ума, наблюдательности, физической силы Михаила Ломоносова

Слайд 4

Время проведения Тема классного часа Форма проведения октябрь Беломорский край. беседа ноябрь Поморы - жители Беломорского края. ролевая игра декабрь Семья Ломоносовых. презентация январь Трудовое детство Миши Ломоносова. рассказ, сюжетная игра февраль Дальние морские переходы с отцом. игра- путешествие март Первые шаги к знаниям. презентация апрель Страсть к наукам. Путь в Москву. рассказ, игра- путешествие май Детские годы М.В. Ломоносова. викторина

Слайд 5

2 год обучения – 9 часов Тема года : Путь М.В. Ломоносова в науку. Цель: раскрытие трудности пути в науку М.В. Ломоносова

Слайд 6

Время проведения Тема классного часа Форма проведения сентябрь Учёба в Москве в Славяно-греко-латинской академии. рассказ октябрь М.В. Ломоносов – студент Петербургской академии. беседа ноябрь Обучение в Марбургском университете. презентация декабрь Изучение горного дела, металлургии и химии в Германии. рассказ январь Работа в Петербургской Академии наук. Создание химической лаборатории. виртуальная экскурсия февраль Организация географических исследований. игра- путешествие март Снаряжение полярной астрономической экспедиции. рассказ апрель М.В. Ломоносов – основатель Московского университета. устный журнал май М.В. Ломоносов. Путь в науку. викторина

Слайд 7

3 год обучения – 9 часов Тема года : Итоги научной деятельности М.В. Ломоносова Цель: раскрытие важности итогов научной деятельности М.В. Ломоносова для развития русской науки и России

Слайд 8

Время проведения Тема классного часа Форма проведения сентябрь М.В. Ломоносов и его теория строения вещества. рассказ октябрь Исследования М.В. Ломоносовым природы электрических явлений. беседа ноябрь Химия не искусство, а наука. презентация. декабрь Создание М.В. Ломоносовым новых оптических приборов. творческая лаборатория январь Введение М.В. Ломоносовым новых геологических терминов. устный журнал февраль Освоение Севера – мечта великого русского учёного. игра-путешествие март «Древняя Российская история», автор – М.В. Ломоносов. рассказ апрель Изучение М.В. Ломоносовым экономики России. презентация май М.В. Ломоносов. Итоги научной деятельности. викторина

Слайд 9

4 год обучения – 9 часов Тема года : Литературное творчество М.В. Ломоносова. Создание мозаик. Цель: раскрытие значения успешной творческой деятельности М.В. Ломоносова для развития российской культуры

Слайд 10

Время проведения Тема классного часа Форма проведения сентябрь «Риторика» М.В. Ломоносова – первая в России хрестоматия. беседа октябрь М.В. Ломоносов – автор книги «Российская грамматика. устный журнал ноябрь Оды М.В. Ломоносова как хвалебные песни. инсценировка декабрь М.В. Ломоносов – литературный переводчик. живая газета январь М.В. Ломоносов – основатель первой в России фабрики цветного стекла. игра- путешествие февраль Мозаики, созданные М.В. Ломоносовым. презентация март «Полтавская битва» - шедевр мозаичного искусства. дискуссия апрель Именем Ломоносова названы… круглый стол май Великий помор. конференция

Слайд 11

Планируемые результаты: умение учащихся определять последовательность основных периодов жизни и творчества М.В. Ломоносова понимание учащимися значения научной и творческой деятельности М.В. Ломоносова для развития русской науки и культуры появление у учащихся интереса к научной деятельности

Слайд 12

Литература, интернет -сайты: Ломоносов. Лебедев Е.Н. –М., издательство ОГИ, 2008 Первый академик России. М.В. Ломоносов. Набор открыток. znaniya-sila.narod.ru az.lib.ru

Слайд 13

Спасибо за внимание! Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект классного часа "Здоровый образ жизни и его составляющие"

Цели: 1.Дать представление об основах здорового образа жизни.            2.Рассмотреть основные составляющие здорового образа жизни....

Материал к классному часу "Хлеб - всей жизни голова"

Данный материал содержит подборку стихотворений и пословиц  по теме...

Разработка классного часа на тему "Жизнь прекрасна!"

Данный классный час расчитан на учащихся 2-3 классов....

Разработка классного часа "Здоровый образ жизни"

Классный час оснащен презентацией....

Разработка классного часа на тему: "Жизнь как ценность"

Разработка классного часа на тему: "Жизнь как ценность" предназначена для 3-4 классов начальной школы....

Методическая разработка классного часа "Вода - источник жизни. Ценность воды" для детей с ОВЗ. Экологическое воспитание.

Методическая разработка классного часа "Вода - источник жизни. Ценность воды" для детей с ОВЗ, имеющих умственную отсталость в рамках "экологического воспитания".  Данная разр...

Разработка открытого классного часа по теме Мама - это жизнь

Разработка открытого классного часа по теме Мама - это жизнь...