Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению "Фантазия"
рабочая программа (4 класс)
Занятия дополнительного образования то место, которое посещают дети у которых есть проблеммы в развитиии. В процессе занятий ведётся коррекционная работа по преодолению недостатков. 70 % содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность обучающихся, творческое воображение, внимание, память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dop_obrazovaniya_fantaziya.doc | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Колушкинская специальная школа-интернат»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественно- эстетической направленности
«Фантазия»
2019-2020 уч. год
Составитель: учитель Недайводина К.С.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………. | 3 |
2. | Учебно-тематический план на год………………………………………………………………………………………... | 11 |
3. | Содержание программы……………………………………………………....................................................................... | 12 |
4. | Календарно-тематическое планирование кружка……………………………………………………………………….. | 15 |
5. | Материально-техническое обеспечение образовательного процесса………………………………………………….. | 22 |
6. | Литература…………………………………………………………………………………………………………………. | 23 |
7. | Список детей……………………………………………………………………………………………………………….. | 24 |
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуются стойким нарушением и недоразвитием всех психических процессов, что отчётливо прослеживается в сфере познавательной деятельности. В силу интеллектуальной недостаточности страдает личность обучающегося, недостаточно развита речь, бедность словаря. Страдают коммуникативные и регулятивные навыки. Дети не умеют договариваться в совместной игре. С трудом контролируют свои поступки, желания. Большинство из них не способны подчинить своё поведение требованиям, которые предъявляют им педагоги, детский коллектив. Наблюдаются нарушения эмоциональной сферы и отклонения в поведении. Эмоции примитивны, развиты слабо, однообразны. По внешним эмоциональным проявлениям обучающиеся не всегда могут угадать смысл поведенческих реакций окружающих и правильно реагировать на них. Дети не умеют договариваться в совместной игре, с трудом контролируют свои поступки, желания. Большинство из них не способны подчинить своё поведение требованиям, которые предъявляют им учителя, детский коллектив. У многих обучающихся повышенный уровень агрессивности, проявление враждебности, жестокости; двигательная расторможенность; сниженный уровень самоконтроля; негативизм и упрямство. Наличие перечисленных особенностей и нарушений в личностном и эмоциональном развитии и поведении детей требует коррекционной работы в этом направлении. Времени на уроках для проведения индивидуальной коррекционной работы не достаточно. Специально для этого на занятиях дополнительного образования ведётся коррекционная работа с обучающимися, имеющими отклонения в поведении и эмоционально-волевой сфере. Настоящая программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), уровня их знаний и умений и имеет художественно-эстетическую направленность.
Описание воспитательной системы занятий дополнительного образования.
Занятия дополнительного образования то место, которое посещают не только талантливые обучающиеся, но и дети, у которых есть проблемы в развитии (с нарушениями речи, нарушением поведения, состоящие на разных видах учёта). В процессе занятий ведётся коррекционная работа по преодолению недостатков. Занятия проводятся с обучающимися 5 – 9 классов. Дети разделены на две группы. Программа рассчитана на 74 занятия в год. Два раза в неделю по 1 часу. 70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся, творческое воображение, внимание, память Это: репетиции, инсценирование сказок, сценок, подготовка костюмов. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы. В конце учебного года планируется творческий отчет - представление.
Цель: коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами игровой , театрализованной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- формирование навыков владения средствами театральной выразительности: интонации, коррекции речи.
Коррекционно-развивающие:
- развитие восприятия слова, четкости, выразительности речи,
- развитие психических процессов: внимания, памяти, речи, творческого воображения.
- развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в нём;
- развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы (снятие детской агрессии и негативных эмоций;
- развитие умения эмоционально расслабляться;
- снятие детской нерешительности.
Воспитательные:
- воспитание интереса к чтению, театральному искусству;
- воспитание культуры общения, стремления к сотворчеству, интереса к искусству.
Занятия являются комплексными и позволяют формировать базовые учебные действия:
Личностные:
- Принятие и устойчивое следование в поведении социальным нормам.
- Осознание детьми ответственности за своё здоровье.
- Осознание нравственных категорий, таких как: добро, любовь, дружба, смелость, трудолюбие и т. д.
- Оценивание этического анализа содержания (нравственно-этическое оценивание).
Коммуникативные:
- Способность к совместным действиям, умения позитивно и продуктивно общаться, формирование уверенного поведения.
- Согласованно выполнять совместные действия.
- Принимать и уважительно относится к мнению товарищей.
- Адекватно реагировать на замечания.
Регулятивные:
- Формирование умения осуществлять пошаговый контроль, волевое усилие.
- Контролировать свои действия и действия товарищей.
- Формировать умение планировать конечный результат.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Особенности реализации программы:
Программа включает следующие разделы:
- Театральная игра
- Культура и техника речи
- Ритмопластика
- Основы театральной культуры
- Работа над инсценированием сценок, сказок , показ .
Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.
Формы работы:
Формы занятий - групповые и индивидуальные.
Основными формами проведения занятий являются:
- театральные игры,
- конкурсы,
- викторины,
- беседы,
- спектакли
- праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Методы работы:
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Планируемые результаты освоения программы:
Учащиеся должны знать
- правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
- основные термины: актёр, премьера, спектакль, ширма, действующие лица, декорации, генеральная репетиция.
- виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
- несколько чистоговорок и скороговорок;
- правила взаимодействия в коллективе.
Учащиеся должны уметь
- соблюдать правила игры и дисциплину (совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им, правильно взаимодействовать с партнерами по команде);
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- адекватно воспринимать предложения и оценку руководителя, сверстника, других людей;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- выбирать вид чтения в зависимости от цели;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- выступать перед публикой, зрителями.
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- слушать и понимать речь других.
- произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
- строить диалог с партнером на заданную тему;
Предполагаемые результаты реализации программы
У обучающихся формируются элементы социального поведения. Постепенно формируются различные эмоционально-волевые качества детей, нравственно-этические представления.
2.Учебно-тематический план на год
N п\п | Содержание программы | Всего часов |
1. | Организационная работа | 4 |
2. | Вводные занятия | 1 |
3. | Театральная игра | 5 |
4. | Культура и техника речи | 6 |
5. | Ритмопластика | 3 |
6. | Основы театральной культуры | 3 |
7. | Работа над спектаклем, показ спектакля | 14 |
8. | Заключительное занятие | 1 |
Итого: | 37 |
3.Содержание программы (37 часа)
Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.
1 раздел. (4 часа) Организационная работа.
Разработка программы занятий. Беседа с учениками для правильного формирования групп по интересам. Работа с журналом.
2 раздел. (1 час) Вводное занятие.
На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой занятий, правилами поведения на занятиях, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».
-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
- Знакомство с театрами Ростовской области (презентация) –региональный компонент.
3 раздел. (5 часов) Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
4 раздел. (3 часа) Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».
Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
5 раздел. (6 часов) Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи учителя . Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
6 раздел. (3 часа) Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
7 раздел. (14 часов) Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.
Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
8 раздел. (1 часа) Заключительное занятие
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.
4. Календарно-тематическое планирование занятий
№ п/п | Тема | Содержание занятия | Формы и методы работы | Кол-во часов | Дата | |
1-я группа | 2-я группа | |||||
1 | Организационная работа | 4 | 05.09 12.09 19.09 26.09 | 06.09 13.09 20.09 27.09 | ||
Разработка программы. Комплектование групп по интересам. Работа с журналом | ||||||
2 | Вводное занятие. | Задачи и особенности занятий в коллективе. Игра «Театр – экспромт»: «Колобок». | беседа | 1 | 03.10 | 04.10 |
3 | Здравствуй, театр! | Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр». Знакомство с театрами Ростовской области (РК) | Фронтальная работа | 1 | 10.10 | 11.10 |
4 | Театральная игра | Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему. Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. | 1 | 17.10 | 18.10 | |
5 | Репетиция постановки | Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе игр: «Репортаж с соревнований по гребле»,«Шайба в воротах», «Разбилась любимая мамина чашка». | Индивидуальная работа | 2 | 24.10 31.10 | 25.10 01.11 |
6 | В мире пословиц. | Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки» | Индивидуальная работа | 1 | 07.11 | 08.11 |
7 | Виды театрального искусства | Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства. Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями. Чтение сказки Н.Грибачёва «Заяц Коська и его друзья». Инсценирование понравившихся диалогов. | Словесные формы работы | 1 | 14.11 | 15.11 |
8 | Правила поведения в театре | Познакомить детей с правилами поведения в театре Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему | игра | 1 | 21.11 | 22.11 |
9 | Кукольный театр. | Мини-спектакль с пальчиковыми куклами. | Отработка дикции | 3 | 28.11 05.12 12.12 | 29.11 06.12 13.12 |
10 | Театральная азбука. | Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание | Индивидуальная работа | 1 | 19.12 | 20.12 |
11 | Театральная игра «Сказка, сказка, приходи». | Викторина по сказкам | Фронтальная работа | 1 | 26.12 | 27.12 |
12 | Инсценирование мультсказок По книге «Лучшие мультики малышам» | Знакомство с текстом, выбор мультсказки, распределение ролей, диалоги героев. | Фронтальная работа | 3 | 16.01 23.01 30.01 | 17.01 24.01 31.01 |
13 | Театральная игра | Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность. Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. | Групповая работа, словесные методы | 1 | 06.02 | 07.02 |
14 | Основы театральной культуры | Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий Музыкальные пластические игры и упражнения | Групповая работа, поисковые методы | 1 | 13.02 | 13.02 |
15 | Инсценирование народных сказок о животных. | Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ | Фронтальная работа, словесные методы | 3 | 20.02 27.02 05.03 | 21.02 28.02 06.03 |
16 | Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой, Э.Успенского | Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ | Индивидуальная работа | 1 | 12.03 | 13.03 |
17 | Театральная игра | Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы. | Групповая работа. Методы поисковые, наглядные | 1 | 19.03 | 20.03 |
18 | Постановка сказки «Пять забавных медвежат» В. Бондаренко | Знакомство с содержанием, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ | Словесные и наглядные методы | 4 | 26.03 02.04 09.04 16.04 | 27.03 03.04 10.04 17.04 |
19 | Культура и техника речи Инсценирование постановки | Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1.Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки». 2.Упражнения для языка. Упражнения для губ.» Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.). Знакомство с содержанием сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ | Словесные и наглядные методы. Групповая работа | 2 | 23.04 30.04 | 24.07 01.05 |
20 | Ритмопластика | Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. | Наглядные методы | 1 | 07.05 | 08.05 |
21 | Инсценирование постановки | Чтение сказок, распределение ролей, репетиции и показ | Словесные и наглядные методы | 2 | 14.05 21.05 | 15.05 22.05 |
22 | Заключительное занятие. | Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок. | Фронтальная работа. Словесные методы | 1 | 28.05 | 29.05 |
- Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Музыкальный центр;
- музыкальная фонотека;
- аудио и видео кассеты;
- СД– диски;
- костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
- элементы костюмов для создания образов;
- пальчиковые куклы;
- сценический грим;
- видеокамера для съёмок и анализа выступлений.
- Электронные презентации «Правила поведения в театре»
«Виды театрального искусства»
- Сценарии сказок, пьес, детские книги.
- Литература
1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.
3. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.
4. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.
5. Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе).Методическое пособие. - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, ч. 1,2. - 2006. – 56 с.
6. Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с.
7. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.
8. Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. - Спб.: Речь, 2007. – 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детского объединения учащихся 2-х классов «Бумагопластика» (художественное–эстетическое направление) в условиях ФГОС второго поколения (возраст 8-9 лет) Срок реализации – 1 год.
Рабочая программа для внеурочной деятельности в рамках фгос...
Упражнения и игры на развитие эмоциональности. Программа дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно – эстетического направления. Блок развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений – кружок «Пластика».
Программа дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно – эстетического направления.Блок развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений – кружок «Пластика».Упражнен...
Проект занятия«Огонь. Танец огня. Огненный танец» по программе дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно-эстетического направления.
Проект занятия по развитию выразительных (экспрессивных) движений. Блок «Стихии». Занятие 4. «Огонь. Танец огня. Огненный танец». В представленном занятии интегрируются все три направления ...
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности
Программа кружка «Родное слово». Направленность: художественно-эстетическая. Срок реализации: 3 года. Руководитель: Харасова Л. Ф. 2011-2014 уч. г....
Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.
Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детейхудожественно-эстетической направленностидля детей младшего школьного возраста4 года обученияДополнительная образ...
Образовательная программа дополнительного образования детей. Кружок художественно-эстетического направления
Кружок развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыр...
Развитие ассоциативно-образного мышления на занятиях по общеобразовательным программам дополнительного образования художественно-эстетического профиля
В статье рассматривает опыт внедрения образовательных проектов в системе общего и дополнительного образования на примере разработки занятия, целью которого является развитие ассоциативно-образного мыш...