Дополнительная общеразвивающая программа "Природа и фантазия"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Программа 2-летнего обучения в кружке декоративно-прикладного творчества для детей младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priroda_i_fantaziya._vasileva.doc214 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа

«Природа и фантазия»

программа 2-летнего обучения

в кружке декоративно – прикладного творчества

для детей младшего школьного возраста

Автор - составитель

педагог дополнительного образования

Васильева Ирина Михайловна

.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Формирование интереса и любви к труду – одна из основных задач воспитания детей. В различных видах труда детей содержаться истоки раннего выявления способностей, дарований личности, правильного выбора в дальнейшем профессии. Работа с природным материалом таит в себе большие возможности сближения ребенка с природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Природный материал – кладовая для развития детского творчества. Встречи с природой расширяют представления детей, совершенствуют их умения внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.  

Дополнительная общеразвивающая программа «Природа и фантазия» художественной направленности, направление – декоративно – прикладное творчество. При работе учащихся с природным материалом, природа для ребят становится источником глубокого эстетического наслаждения, воспитывает в них чувство сопричастности с предками – умельцами, так как именно из природы черпали вдохновение народные мастера прошлого. Умение увидеть в природном материале будущий образ развивает не только фантазию и восприятие, но также учит наблюдать и развивает в детях чувство сопричастности ко всему сущему и живому на Земле. Ребята познают красоту труда, участвуя в создании эстетически выразительных произведений, получают удовлетворение от его результатов.

В процессе занятий с природными материалами, педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

Новизна программы. Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. В данном виде труда детей есть реальные возможности формировать у них контроль и оценку собственной деятельности. При изготовлении поделок дети встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом. Кроме того программа показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированны на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании школьников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Актуальность программы. В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность. Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному.  Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде. Данная программа предусматривает работу с учащимися по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Программа конструирования из природных материалов вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в ее внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир. Это вооружает их: будущий взрослый человек, увидевший в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке – зверька или птичку, хочет перенести в свою повседневную жизнь, дом  кусочек живой природы.

Природа – замечательная мастерская. В руках умельца с душой художника все превращается в необыкновенные поделки, открывающие вечную ее красоту. Поделки из природных материалов – это не только детская забава или просто игрушки, а настоящие произведения искусства. Любая работа с природным материалом: поделки из шишек, орехов или рыбьей чешуи – не только увлекательна, но и познавательна. Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.

Учить мастерству и совершенствовать душу растущего человека можно одновременно, если окунуть его в атмосферу творчества. Ребенок, творящий своими руками и окруженный добрым, чутким и уважительным отношением, основанным на вере в его потенциальные возможности, крепнет умом и богатеет душой, а значит, способен творить с большим вдохновением и глубиной. В этом и состоит огромное педагогическое значение приобщения детей к занятию декоративно-прикладным творчеством.

Выполнение игрушек и декоративных поделок развивает образное мышление, способствует воспитанию художественного вкуса и творческой познавательной активности детей.

Педагогическая целесообразность. Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий. В процессе систематического труда, детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнения действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система социальных навыков и умений.

Региональный компонент дополнительной общеразвивающей программы «Природа и фантазия» заключается во внедрении в образовательную программу тематики родного края – создавать зарисовки, поделки, картины родного региона , отмечать его красоту и особенности; вводить в образовательный процесс знакомство с творчеством известных местных художников, мастеров изучение их творчества. Так же предусмотрено ознакомление обучающихся с частными образцами народного промысла, сохранившихся у жителей станицы.

Цель программы: создание условий для раскрытия творческих способностей у обучающихся, формирование эстетического отношения к миру через декоративно-прикладное творчество.

          Задачи:

 обучающие:

  • познакомить с основными видами декоративно-прикладного творчества;
  • сформировать знания, умения и навыки, необходимые для декоративно-прикладного творчества;
  • обучить детей основным правилам и приёмам работы с различными   материалами и инструментами;
  • научить основным приёмам работы с природным материалом, бумагой, опилками, бисером, солёным  тестом.

развивающие:

  • способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в декоративном творчестве;
  • развивать художественно-творческие способности детей, эстетическое, художественное восприятие окружающей действительности, эмоционально - чувственное отношение к природе;
  • развивать  мелкую моторику пальцев, память и глазомер;
  • развивать мышление, воображение, память;

воспитательные:

  • содействовать гармоничному развитию личности, совершенствованию её духовно–нравственных качеств;
  • воспитать уважение к культурному наследию своего народа;
  • воспитывать бережное отношение к природе, чувство прекрасного, чувство   коллективизма, аккуратность, экономность.

Отличительная особенность программы - доступность используемых материалов; одновременное развитие мелкой моторики, речи, пространственного мышления, математических представлений; возможность выполнения работы в несколько этапов; уникальность итогового результата; возможность изменить замысел в процессе работы; возможность исправлять и корректировать свои работы; возможность передать свой собственный образный поэтический мир; воспитание трудолюбия; возможность сотворчества ребенка и педагога; формирование сенсорного восприятия окружающего мира, возможность чередовать одни темы в различных видах изобразительной деятельности; развитие художественного вкуса.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности для развития познавательных способностей учащихся. Они закрепляют умения по осуществлению операций соединения деталей с помощью пластилина, клея, палочек-штырьков. Вырабатываются способы передачи характерных черт фактуры и формы природных материалов, пропорции частей тела человека и животного. Трудовая деятельность предполагает подбор природного материала. Работа с природным материалом – это очень интересное и приятное занятие. Заготовки нужного материала расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно всматриваться в природные формы, развивают наблюдательность. Выполняя такую работу важно заинтересовать детей процессом созидания, вселить уверенность, что они могут выполнить задуманное, а затем учить работать с природным материалом. Стоит пофантазировать, и умелые руки превратят обычные каштаны, желуди, орехи и другие природные материалы в знакомых сказочных героев, персонажей мультфильмов, зверюшек, создадут целые сюжетные композиции. Картинами  «без кисти и красок» называют работы из засушенных цветов, листьев, лепестков, мха, лишайников, коры, пуха, соломки и других материалов, которые дарит нам природа. Дети должны усвоить некоторые правила сбора природного материала: собирать можно все, что лежит на земле, в траве, на песке ( желуди, каштаны, шишки, ракушки, камушки, листья и многое другое); нельзя отламывать здоровые ветки от кустов и деревьев - их надо удалять лишь в ленных местах (в зарослях, с целью прореживания); кору можно снимать только со спиленных деревьев, с бревен; нельзя вредить растениям. Специальную обработку и подготовку различных материалов нужно выполнять при помощи взрослых или под их руководством. Делать различные отверстия, удалять лишние части, надо сразу же после сбора, так как пересохший материал трудно поддается обработке.

Программа адресована детям младшего школьного возраста, ученикам общеобразовательных школ. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. В группу принимаются дети, пришедшие по интересу, без конкурсного отбора. Занятия проводятся в группах до 15 человек.

Общий срок реализации программы – 2 года. Программа первого и второго  года обучения рассчитана на 144 учебных часа по два часа два раза в неделю.

Ожидаемые результаты

Первый год обучения

Кружковцы будут знать:

  • инструменты, материалы, операции, необходимые для обработки бумаги, картона;
  • правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем, канцелярским ножом, шилом, плоскогубцами, с солёным тестом, с проволокой;
  • правила поведения в природе и в обществе;
  • способы заготовки, обработки, сушки и хранения природных материалов;
  • название и назначение инструментов и приспособлений, правила  пользования ими;
  • значение слов «шаблон»,  «аппликация», «лекало», «мозаика», «панно», «орнамент» и др.;
  • правила работы с яичной скорлупой, опилками и другими сыпучими материалами;
  • последовательность выполнения изделий из природного материала;
  • дополнительные материалы, используемые при изготовлении поделок из природного материала;
  • правила работы с картоном и бумагой.

Кружковцы будут уметь:

  • выполнять операции, необходимые для обработки бумаги, картона;
  • правильно заготавливать, обрабатывать и хранить различные виды природных материалов;
  • соблюдать правила поведения на природе и в обществе;
  • бережно относиться к природе;
  • пользоваться инструментами и приспособлениями, соблюдая правила по технике безопасности;
  • уметь пользоваться лекалами и шаблонами;
  • выполнять аппликации из цветной бумаги, листьев, семян и косточек растений;
  • выполнять аппликации из яичной скорлупы и семян;
  • делать миниатюры из природного материала (шишки, желуди, каштаны, орехи, веточки и т.д.)

Второй год обучения

 Кружковцы будут знать:

  • что такое композиция, сюжет, эскиз;
  • способы объемного засушивания растений и их сохранения;
  • приемы составления зимних букетов;
  • приемы работы с тканью и др.;
  • приемы работы с опилками и другими сыпучими материалами.

Кружковцы будут уметь:

  • объемно засушивать растения;
  • составлять зимние букеты из сухоцветов;
  • правильно составлять композиции из природного материала;
  • выполнять аппликации из ткани и др.;
  • выполнять мозаику из опилок и других сыпучих материалов.

По итогам обучения кружковцы будут уметь:

  • планировать порядок рабочих операций;
  • постоянно контролировать свою работу;
  • пользоваться простейшими инструментами;
  • знать виды и свойства природного материала;
  • знать основные виды работ с природным материалом;
  • знать основные приемы работы с природным материалом;
  • владеть приемами изготовления несложных поделок;
  • расширят кругозор в области биологии, изобразительного искусства;
  • уметь самостоятельно пользоваться литературой для изготовления поделок;
  • уметь последовательно вести работу;
  • уметь подбирать подходящий природный материал для изготовления поделок;
  • владеть приемами обработки природного материала;
  • знать основные понятия композиции;
  • уметь составлять композиции из природного материала;
  • владеть технологией изготовления поделок из природного материала;

Методика  отслеживания  результатов

Исходя из поставленных целей и задач, спрогнозированных результатов обучения, используются методы отслеживания результатов: наблюдение за детьми в процессе работы; беседа с детьми и их родителями; анкетирование, тестирование; выставки; коллективные творческие работы; конкурсы; промежуточная и итоговая аттестация с использованием критериев оценки ЗУН.

Виды контроля

Время

проведения

Цель проведения

Формы контроля

Начальный контроль

сентябрь

Определение уровня развития детей, их творческих  способностей.

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование

Текущий контроль

В течение

всего учебного года

Определение степени усвоения учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

Педагогическое наблюдение, опрос, итоговое занятие, самостоятельная работа

Промежуточный контроль

По окончании изучения темы или раздела, в конце полугодия

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения.

конкурс, творческая работа, опрос, итоговое занятие, открытое занятие, самостоятельная работа, презентация

Итоговый контроль

В конце

учебного года или курса

обучения

Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее (в том числе, самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

конкурс, творческая работа, презентация, итоговое занятие, открытое занятие, коллективная рефлексия, самоанализ, тестирование, анкетирование и др.

Возможные формы выявления, фиксации и предъявления результатов:

Спектр способов и форм

выявления результатов

Спектр способов и форм

фиксации результатов

Спектр способов и форм предъявления результатов

беседа, опрос, наблюдение, открытые и итоговые занятия, диагностика,  анализ выполнения программ, анкетирование, анализ результатов участия детей в мероприятиях,  анализ приобретенных навыков общения, самооценка обучающихся, взаимная аттестация, взаимное обучение детей

грамоты, дипломы, журнал, анкеты, тестирование, фото, отзывы (детей и родителей), статьи в прессе, отчеты, методические разработки, портфолио

конкурсы, отчеты, итоговые занятия, открытые занятия, диагностические карты, тесты

Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и поощрения обучающихся.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы: коллективная рефлексия, конкурс, контрольное занятие,  отзыв, открытое занятие для родителей, презентация, самоанализ.

После изучения каждой темы и в конце полугодий проводится промежуточная или итоговая аттестация обучающихся с использованием критериев оценки знаний, умений, навыков.

Критерии оценки знаний, умений, навыков обучающихся

1 год обучения

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Теория. Хорошо знает инструменты, материалы, операции, необходимые для обработки бумаги, картона, ткани; понятия: материал, инструмент, деталь, аппликация, мозаика, оригами, шаблон, трафарет,  композиция, шитьё, вышивание,  эскиз, панно, нить основы и утока, изнаночная и лицевая сторона ткани; названия швов; правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем, швейной иглой,  канцелярским ножом, шилом, плоскогубцами, с солёным тестом, с проволокой.

Практика. Умеет выполнять основные операции обработки бумаги, ткани, картона; определяет в ткани лицевую и изнаночную стороны, нити основы и утока; выполняет шов «вперёд иголку», шов «строчка», петельный шов, тамбурный  шов, пришивать пуговицы; изготавливает несложные изделия из солёного теста, из разных материалов (проволока и т.д.)

Знает инструменты, материалы, операции, необходимые для обработки бумаги, картона, ткани; правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем, швейной иглой, канцелярским ножом, шилом, плоскогубцами, с солёным тестом, с проволокой. Дает самостоятельно определения практически всем понятиям по теме. Выполняет все необходимые операции, но с помощью педагога.

Слабо владеет теорией и практикой по изученным темам. Работы выполнены небрежно.

2 год обучения

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Теория. Хорошо знает инструменты, материалы, операции, необходимые для обработки бумаги, картона, ткани; правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем, швейной иглой,  канцелярским ножом, шилом, плоскогубцами, с солёным тестом, с проволокой.

Четко знает и применяет на практике законы цветоведения.

Практика. Умеет выполнять основные операции обработки бумаги, ткани, картона; изготавливает несложные изделия из солёного теста, из разных материалов (проволока и т.д.) Творчески подходит к выполнению работы. Самостоятельно создает зарисовки, наброски.

Знает инструменты, материалы, операции, необходимые для обработки бумаги, картона, ткани; правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем, швейной иглой, канцелярским ножом, шилом, плоскогубцами, с солёным тестом, с проволокой.

Выполняет все необходимые операции, но с помощью педагога. Знает, но не всегда правильно применяет на практике законы цветоведения

Слабо ориентируется в законах цветоведения. Выбор композиции выполняет с помощью педагога. В работах отсутствует творческий подход.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I год обучения

п\п

Тема

Общее

кол-во

часов

Теория

Практика

Введение в программу

2

0,5

1,5

Заготовка природного материала

10

2

8

Забавные фантазии из овощей и фруктов

4

1

3

Разноцветные поделки из природного материала

14

2

12

Поделки и игрушки из засушенных растений, листьев и семян – крылаток

22

2

20

Работа с яичной скорлупой

10

2

8

Работа с  бумагой

12

1

11

Флористика.

18

2

16

Творческая мастерская «Подарки своими руками»

10

2

8

Аппликация из опилок и других сыпучих материалов.

8

2

6

Работа с различными материалами.

10

2

8

Тестопластика.

4

1

3

Техника «Терра»

4

1

3

Бисероплетение.

4

1

3

Организация и проведение выставок

4

-

4

Итоговые занятия

4

1

3

Мероприятия воспитывающего и познавательного характера

4

-

4

Итого:

144

22,5

121,5

2 год обучения

п\п

Тема

Общее

кол-во

часов

Теория

Практика

Вводное занятие

2

0,5

1,5

Заготовка природного материала

10

1

9

Разноцветные поделки из природного материала

20

2

18

Аппликации из засушенных растений, листьев и семян –крылаток

16

2

14

Зимний букет

8

1

7

Поделки из бумаги

10

1

9

Объемная аппликация из скорлупы орехов и косточек растений

8

1

7

Аппликация из ткани

10

2

8

Чудеса из семян.

4

1

3

Мозаика из опилок и других сыпучих материалов.

12

1

11

Изготовление сувениров.

8

1

7

Тестопластика.

8

1

7

Техника «Терра»

6

1

5

Бисероплетение.

10

1

9

Организация и проведение выставок

4

-

4

Итоговые занятия

4

1

3

Мероприятия воспитывающего и познавательного характера

4

-

4

Итого:

144

17,5

126,5

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения

Тема 1. Ведение в программу.

Теория. Ознакомление с программой кружка, режимом работы и правилами поведения в кабинете. Правила безопасной работы, личной гигиены и пожарной безопасности. Беседа о декоративно-прикладном искусстве.

Практика. Показ готовых поделок декоративно-прикладного творчества.

Форма проведения занятия: беседа о творческих планах на будущее, выставка.

Тема 2. Заготовка природного материала

Теория. Заготовка природного материала. Легенды и придания о природе, растениях. Охраняемые и редкие растения Ставропольского края. Правила поведения в природе. Сроки и особенности сбора разных природных материалов. Плоскостное засушивание растений с сохранением естественной окраски. Сортировка  и хранение собранного природного  материала.

Практика. Сбор природного материала: шишек, желудей, каштанов, листьев и растений, орехов, семян-крылаток и т.д.  Сортировка собранного материала, засушивание, подготовка к хранению. Упаковка.

Форма проведения занятия: занятие – беседа, беседа – показ, занятие – экскурсия, практическое занятие.

Тема 3. Забавные фантазии из овощей и фруктов.

Теория. Знакомство с приемами изготовления поделок. Демонстрация поделок на данную тему. Техника безопасности.. Применение других дополнительных материалов.

Практика. Демонстрация приемов изготовления поделок. Освоение приемов изготовления.

Форма проведения занятия: беседа – показ; практическое занятие, самостоятельная работа, творческая мастерская, коллективная работа «Смешные зверюшки».

Тема 4. Разноцветные поделки из природного материала.

Теория. Просмотр работ на данную тему. Применение других дополнительных материалов. Знакомство с приемами изготовления поделок. Техника безопасности. Анализ приемов изготовления поделок по схемам.

Практика. Подготовка природного материала к работе. Выбор сюжета, схемы, эскиза.

.Изготовление поделок из природных форм. Составление композиций из природного материала. Создание мини-скульптур. Игрушки. Декоративные элементы интерьера.

Форма проведения занятия: беседа – показ, практическое занятие, самостоятельная работа, творческая мастерская.

Тема 5. Поделки и игрушки из засушенных растений, листьев и семян – крылаток.

Теория. Знакомство с семенами различных деревьев, их значение для растения. Заготовка и хранение. Просмотр выставочных работ на данную тему. Технология изготовления игрушек и аппликаций. Анализ приемов выполнения аппликаций.

Практика. Демонстрация приемов изготовления игрушек и аппликаций. Выбор рисунка, подготовка фона, компоновка деталей на фоне. Освоение приемов изготовления аппликаций. Оформление работы. Примерные темы занятий: «Слоненок из репейника», «Коллаж из зерен», «Панно парусник», «Пластилиновый еж», «Барышня из семян», «Панно ваза с цветами», «Панно дом».

Форма проведения занятия: беседа, самостоятельная работа, творческая мастерская.

Тема 6. Работа с яичной скорлупой

Теория. Знакомство с новым материалом. Подготовка яичной скорлупы к работе.

Демонстрация поделок на данную тему. Анализ приемов создания красоты. Применение дополнительных материалов при изготовлении поделок. Технология изготовления аппликаций и игрушек из яичной скорлупы. Фон и клей. Техника безопасности.

Практика. Подготовка яичной скорлупы к работе. Выбор сюжета по теме, подготовка фона, составление эскиза, подбор цветной гаммы. Демонстрация приемов изготовления игрушек. Освоение и совершенствование приемов. Оформление работы. Примерные темы занятий: «Картины и орнамент из яичной скорлупы», «Поделки из яичной скорлупы в подставках», «Панно грибы», «Игрушки из яичной скорлупы», «Мозаика из яичной скорлупы»

Форма проведения занятия: беседа – показ, практическое занятие, самостоятельная работа, творческая мастерская.

Тема 7. Работа с цветной бумагой.

Теория. Понятие об аппликации. Фон, клей, материалы. Демонстрация аппликаций из цветной бумаги. Цветовой круг, сочетание цветов. Симметрия, пропорциональность. Технология изготовления аппликаций. Техника безопасности.

Практика. Выбор сюжета, деталировка, подготовка фона, компоновка деталей, приклеивание к фону. Оформление работы.

Форма проведения занятия: беседа – показ, практическое занятие, творческая мастерская.

Тема 8. Флористика.

Теория. История флористики. Знакомство с семенами, плодами и косточками растений. Их значение для растения. Повторение правил хранения и подготовка материала к работе. Демонстрация поделок. Знакомство с приемами изготовления. Применение дополнительных материалов. Анализ приемов создания красоты.

Практика. Демонстрация приемов изготовления объемной аппликации и мозаики, букетов. Выбор эскиза, фона. Компоновка деталей на фоне. Освоение приемов изготовления, совершенствование приемов. Оформление работы.

Форма проведения занятия: беседа – показ, практическое занятие, самостоятельная работа, обсуждение поделок, творческая мастерская.

Тема 9. Творческая мастерская «Подарки своими руками»

Теория. Разнообразие подарочных сувениров, значение подарков в жизни человека. Демонстрация поделок. Знакомство с приемами изготовления.

Практика. Демонстрация приемов изготовления сувениров. Подбор материала и его подготовка к работе. Освоение приемов изготовления и их совершенствование. Оформление работы.

Форма проведения занятия: беседа – показ, практическое занятие, самостоятельная работа, обсуждение поделок, творческая мастерская.

Тема 10. Аппликация из опилок и других сыпучих материалов.

Теория. Заготовка, способы подготовки материала к работе. Инструменты и материалы для работы. Демонстрация поделок на данную тему. Знакомство с приемами изготовления аппликаций. Анализ приемов создания красоты.

Практика. Демонстрация  приемов изготовления аппликаций. Составление эскиза, подбор цветочной гаммы, подготовка фона. Освоение приемов изготовления. Оформление работы.

Форма проведения занятия: беседа – показ, , практическое занятие, самостоятельная работа, обсуждение поделок, творческая мастерская, конкурс на лучшую поделку.

Тема 11. Работа с различными материалами.

Теория.  Работа с бросовыми материалами. Демонстрация поделок. Знакомство с приемами изготовления.

Практика. Демонстрация приемов изготовления поделок. Подбор и подготовка материала к работе. Освоение приемов изготовления. Оформление работы. Поделки из ракушек: Подбор ракушек. Соединение частей с помощью клея. Оформление

дополнительными деталями. Примерные темы занятий: «Рамка для фотографий украшенная раковинами», «Морские обитатели», «Забавные зверюшки»

Форма проведения занятия: беседа, практическое занятие, самостоятельная работа, обсуждение поделок, творческая мастерская, обмен впечатлениями.

Тема 12.  Тестопластика

Теория. Изучение материала. Демонстрация поделок. Знакомство с приемами изготовления.

Практика. Демонстрация приемов изготовления поделок. Подбор и подготовка материала к работе. Освоение приемов изготовления. Оформление работы.

Форма проведения занятия: беседа – показ, практическое занятие, самостоятельная работа, обсуждение поделок, творческая мастерская, обмен впечатлениями.

Тема 13. Техника «Терра»

Теория. Знакомство с приемами изготовления. Демонстрация поделок.

Практика. Демонстрация приемов изготовления поделок. Подбор и подготовка материала к работе. Освоение приемов изготовления. Оформление работы.

Форма проведения занятия: практическое занятие, самостоятельная работа, обсуждение поделок, творческая мастерская, обмен впечатлениями.

Тема 14.Бисероплетение.

Теория. Демонстрация поделок. Знакомство с приемами изготовления.

Практика.

Демонстрация приемов изготовления поделок.. Освоение приемов изготовления. Оформление работы.

Форма проведения занятия: беседа – показ, беседа – занятие, практическое занятие, самостоятельная работа, обсуждение поделок, творческая мастерская, обмен впечатлениями.

Тема 15. Организация и проведение выставок.

Практика. Организация и проведение промежуточных, тематических и отчетных выставок. Отбор поделок для участия в выставках, их структура и содержание. Персональные выставки. Художественное оформление. Награждение отличившихся кружковцев.

Тема 16. Итоговые занятия

Теория. Подведение итогов работы после изучения отдельных тем и года в целом. Анализ выполнения программы, подведение итогов конкурса на лучшую поделку, проводимого в течение года в группах, обмен мнениями по поводу представленных работ.

Анкетирование: Анкетирование или беседа с учащимися.

Практика:  выполнение итоговых заданий.

Тема 17. Мероприятия воспитывающего и познавательного характера.

Игра –путешествие «Живая и неживая природа»

Викторина «Мир природы»

Игра «Поле чудес»

Конкурс пословиц и поговорок о природе.

  1. год обучения

Тема 1. Вводное занятие.

Теория. Ознакомление с программой обучения, с материалами и инструментами. Правила поведения в природе и  в обществе, правила по технике безопасности на занятиях кружкового объединения. Воспоминания о лете. Просмотр выставки детских работ.

Практика. Анализ выставочных работ. Обмен впечатлениями.

Форма проведения занятия:  беседа о впечатлениях лета, о творческих планах на будущее, выставка.

Тема 2. Заготовка природного материала

Теория. Природные материалы и их заготовка. Охраняемые и редкие растения родного края. Сроки и особенности сбора природного материала. Беседа об охране природы во время сбора. Правила поведения в природе. Техника засушивания растений и их хранение.

Практика. Самостоятельный сбор природного материала, плоскостное и объемное засушивание с сохранением цвета и формы. Сортировка, подготовка к хранению. Упаковка.

Форма проведения занятия: беседа – показ, самостоятельная работа, экскурсия, практическое занятие, ролевая игра.

Тема 3. Разноцветные поделки из природного материала.

Теория. Демонстрация поделок на данную тему.  Понятие о композиции. Технология изготовления поделок из овощей и фруктов, осенних листьев, каштанов, шишек, желудей и т.д..

Практика. Демонстрация приемов изготовления поделок. Подготовка природного материала к работе. Выбор сюжета, схемы изготовления. Освоение приемов. Создание композиции. Примерные темы занятий: «Венок из сухоцветов и злаков», «Цветочное панно», «Панно из анютиных глазок и папоротника», «Жар- птица», «Теремок», «Создание фигур Самовар и Мельница».

Форма проведения занятия: самостоятельная работа, практическое занятие, творческая мастерская.

 Тема 4. Аппликации из засушенных растений, листьев и семян –крылаток.

Теория. Знакомство с разнообразием деревьев, кустарников и растений. Определение их по листьям и плодам. Демонстрация поделок. Технология изготовления аппликаций. Анализ приемов выполнения.

Практика. Демонстрация приемов изготовления аппликаций. Выбор рисунка, подготовка фона, деталировка, компоновка деталей на фоне. Освоение приемов изготовления. Оформление работы. Примерные темы занятий: «Розовый букет из листьев»

Поделки из плодов (шишки, ягоды, орехи, кукурузные початки, декоративная тыква, овощи фрукты, каштан).

Форма проведения занятия: беседа – показ, самостоятельная работа, практическое занятие, творческая мастерская.

Тема 5. Зимний букет

Теория. История флористики. Законы композиции. Природные и дополнительные материалы, используемые в композиции зимнего букета. Искусство составления букета из засушенных растений. Новогодняя композиция.

Практика. Демонстрация приемов составления зимнего букета. Освоение приемов составления. Изготовление елочных игрушек для составления Новогодней композиции. Выполнение композиции. Оформление работы.

Форма проведения занятия: беседа – показ, самостоятельная работа, практическое занятие, творческая мастерская.

Тема 6.  Поделки из цветной бумаги.

Теория. Знакомство с приемами работы с цветной бумагой и картоном. Демонстрация поделок на данную тему. Технология изготовления.

Практика. Изготовление игрушек, различных фигурок животных, объемной снежинки, закладок.

Форма проведения занятия: беседа – показ, практическое занятие, творческая мастерская.

Тема 7. Объемная аппликация из скорлупы орехов и косточек растений.

Теория. Материалы, используемые в объемной аппликации, их обработка. Демонстрация поделок на данную тему. Технология изготовления объемной аппликации.

Практика. Выбор сюжета и фона. Подготовка (покраска) материала к работе. Выполнение объемной аппликации, оформление работы. Примерные темы занятий: «Картины и орнамент из яичной скорлупы», «Поделки из яичной скорлупы в подставках», «Панно грибы», «Игрушки из яичной скорлупы», «Мозаика из яичной скорлупы»

Форма проведения занятия: беседа – показ, самостоятельная работа, практическое занятие, творческая мастерская.

Тема 8. Аппликация из ткани.

Теория. Знакомство с  приемами работы с тканью. Демонстрация поделок на данную тему. Технология изготовления аппликаций.

Практика. Выбор сюжета и фона.  Подготовка ткани к работе, подбор по цветам и тонам. Деталировка и компоновка деталей. Изготовление плоской и объемной аппликаций. Оформление работы.

Форма проведения занятия: беседа – показ, практическое занятие, творческая мастерская.

Тема 9. Чудеса из семян.

Теория. Методика сбора и подготовки семян к работе. Демонстрация поделок из семян. Технология изготовления.

Практика. Выбор эскиза, фона. Подбор семян. Компоновка деталей на фоне. Изготовление композиции на коре дерева и панно. Оформление работ. Изготовление поделок из готовых природных форм (каштанов, желудей, семян и тд.) путем соединения частей деревянными палочками-штырями. Использование дополнительных материалов (пластилин, проволока, бумага, клей). Работа с простейшими инструментами. Примерные темы занятий: «Медвежонок из каштана», «Ворона и лисица», «Поделки из скорлупы грецкого ореха», «Панно из желудей Корзина»

Форма проведения занятия: беседа – показ, самостоятельная работа, практическое занятие, творческая мастерская

Тема 10.  Мозаика из опилок и других сыпучих материалов.

Теория. Материалы, используемые в работе и их подготовка. Просмотр выставочных работ по теме. Технология изготовления мозаики.

Практика. Закрепление навыков работы с опилками и другими материалами. Выбор сюжета, подбор цветовой гаммы, подготовка фона. Совершенствование приемов изготовления. Оформление работы.

Форма проведения занятия: беседа – показ, самостоятельная работа, практическое занятие, творческая мастерская.

Тема 11. «Изготовление сувениров».

Теория. Материалы, используемые для изготовления сувениров и их подготовка. Просмотр выставочных работ по теме. Технология изготовления.

Практика. Подбор материала для работы. Выбор образца. Изготовление сувенира. Оформление работы. 

Форма проведения занятия: беседа – показ, практическое занятие, творческая мастерская.

Тема 12.  Тестопластика

Теория.   Изучение материала. Демонстрация поделок. Знакомство с приемами изготовления.

Практика. Демонстрация приемов изготовления поделок. Подбор и подготовка материала к работе. Освоение приемов изготовления. Оформление работы.

Форма проведения занятия: беседа – показ, практическое занятие, самостоятельная работа, обсуждение поделок, творческая мастерская, обмен впечатлениями.

Тема 13. Техника «Терра»

Теория. Знакомство с приемами изготовления. Демонстрация поделок.

Практика. Демонстрация приемов изготовления поделок. Подбор и подготовка материала к работе. Освоение приемов изготовления. Оформление работы.

Форма проведения занятия: беседа – показ, практическое занятие, самостоятельная работа, обсуждение поделок, творческая мастерская, обмен впечатлениями.

Тема 14. Бисероплетение.

Теория. Демонстрация поделок. Знакомство с приемами изготовления.

Практика. Демонстрация приемов изготовления поделок.. Освоение приемов изготовления. Оформление работы.

Форма проведения занятия: беседа – показ, практическое занятие, самостоятельная работа, обсуждение поделок, творческая мастерская, обмен впечатлениями.

Тема 15. Организация и проведение выставок.

Практика. Организация и проведение промежуточных, тематических и отчетных выставок. Отбор поделок для участия в выставках, их структура и содержание. Персональные выставки. Художественное оформление. Награждение отличившихся кружковцев.

Тема 16. Итоговые занятия.

Теория. Подведение итогов работы после изучения отдельных тем и года в целом. Анализ выполнения программы, подведение итогов конкурса на лучшую поделку, проводимого в течение года в группах, обмен мнениями по поводу представленных работ.

Анкетирование: Анкетирование или беседа с учащимися.

Практика:  выполнение итоговых заданий.

Тема 17. Мероприятия воспитывающего и познавательного характера.

Игра –путешествие «Мир природы»

Конкурс «Знатоки природы»

Создание проекта «Первоцветы»

Конкурс рисунков

  1. IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПРОГРАММЫ

Общеразвивающая программа предлагает идею свободного выбора в развитии творческой мысли детей, помогает преодолеть неравномерность развития отдельных качеств личности, создает условия для расцвета природных дарований. В ее основу положены принципы:

  • доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, уровень их подготовленности, степень сформированности коллектива;
  • наглядности – на занятиях используется много демонстрационного материала;
  • сознательности и активности – для активизации деятельности детей необходимо пробудить в них интерес к обучению, определить мотивы для получения знаний.

1.Методическое сопровождение

  • учебной работы педагога: методика контроля усвоения учащимися учебного материала; методика диагностики (стимулирования) творческой активности обучающихся; наличие специальной методической литературы по  декоративно – прикладному творчеству, методики проведения занятия по конкретной теме; методы обновления содержания образовательного процесса;
  • воспитательной работы педагога: методика формирования детского коллектива;

     наличие специальной методической литературы по педагогике и психологии; методика организации воспитательной работы;

  • работы педагога по организации учебного процесса: методика анализа результатов деятельности;
  • массовой работы: методика организации и проведения массового мероприятия (выставки, конкурса, соревнования, праздника, игровой программы); план и методика проведения родительского собрания и др.

Виды методической продукции:

  • методическое пособие, методическая разработка, методическая инструкция;
  • доклад, материалы образовательного процесса (слайд – фильмы (презентации), подготовленные педагогом и обучающимися) и др.

Виды дидактических материалов:

  • естественный (образцы материалов);
  • объёмный (образцы, рисунков, ваз, шкатулок, картин  и пр.);
  • дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, др.);
  • учебные пособия, журналы, книги;
  • тематические подборки материалов, игр.

Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.

Для реализации познавательной и творческой активности учащихся в учебном процессе используются современные образовательно-воспитательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности: личностно-ориентированные технологии, технология создания ситуации успеха (поощрение даже небольшого успеха ребенка (хотя бы добрым словом), его личные достижения при выполнении какого-либо задания, упражнения, работы), игровые технологии, технология проектирования (педагог выступает только с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности), технологии здоровьесберегающие, технология «портфолио» учащихся, технология коллективной творческой деятельности.

Для обеспечения формирования знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач используются:

  • методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:
  1. словесные (устное рассказ, беседа, работа с книгами),
  2.  наглядные (рассматривание поделок, иллюстраций, рисунков; использование экспонатов, подлинных вещей и т.д.),
  3. практические (выполнение работ на практике в учебном классе или самостоятельно дома);
  • методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
  1. объяснительно-иллюстративные  (педагог, проводя беседу, рассказывает и показывает на схемах, чертежах, рисунках, картинах, моделях и таблицах новый материал);
  2. репродуктивные (выполнение  по образцу «делай,  как я»);
  3.  частично-поисковые (кружковцы совместно с педагогом проводят поиск новых решений; это может быть новая технология, новые материалы, применяемые в практической работе);
  4. исследовательские (подготовка и разработка индивидуальных проектов с последующей защитой);
  5. диалогические (предусматривает диалог между педагогом и детьми, обеспечивающий более прочное усвоение знаний путем обсуждения возникающих проблем при изображении или постройке, изготовлении поделки).

Раскрытию творческого потенциала учащихся способствует создание неформальной обстановки на занятиях, сочетание различных форм работы: беседы о декоративно прикладном творчестве, практические наброски – композиции, просмотр иллюстративного материала, коллективные работы, занятия-вариации, занятия-поиски, участие в тематических выставках, конкурсах, декоративная и конструктивная работа, игры, посещение выставок, музеев.

Учебное занятие – основная форма организации образовательного процесса. Практическая работа - занимает основную часть занятий и способствует закреплению приобретаемых умений и навыков.

Возможны различные формы проведения занятий: беседа, выставка, занятие-игра, занятие-соревнование (конкурсы, викторины и т.п.); занятие – фантазии (сказка, сюрприз); защита проектов, игровая программа, открытое занятие, посиделки, ярмарка.

Кроме образовательного аспекта программа несет в себе воспитательную функцию, основу которой составляют следующие методы воспитания обучающихся:

  • общие методы воспитания (рассказ на этическую тему);
  •  методы организации деятельности и формирования опыта поведения (поручение, игра, упражнение, коллективная творческая деятельность, обычаи коллектива, соблюдение норм, традиций; создание воспитывающих ситуаций);
  • методы стимулирования: поощрение, предоставление прав, одобрение, награждение, соревнование.

2. Материально-техническое обеспечение 

  • помещение: учебный кабинет, оборудованный столами, стульями, общим освещением, классной доской, шкафами для дидактического и раздаточного материалов, стендами;
  • перечень материалов и инструментов, необходимых для занятий:  природный материал: листья, шишки, ракушки, опилки, гипс, перья, кости рыб, соломка, береста, мох, сухоцветы, скорлупа орехов и яиц, корки апельсина, косточки плодовых деревьев, семена растений; крупы: перловая, манная, гречневая, рис, пшено.
  •  карандаши, ластики, альбомы, ватман, стаканы для воды, ветошь, ткань, клей, природные материалы, пластилин, стеки, мел, ножницы, цветная бумага, картон, спортинвентарь;
  • дидактическое обеспечение программы: образцы, журналы, книги
  • перечень технических средств обучения: ноутбук, магнитофон, фотоаппарат.

ПЕРЕЧЕНЬ  ОБОРУДОВАНИЯ,

НЕОБХОДИМОГО  ДЛЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

(в расчете на 15 чел.)

 

№п/п

Наименование

1  год

обучения

2  год

обучения

Шкаф для дидактического и раздаточного материалов

1

1

Доска классная магнитная

1

1

Стол

14

14

Стул

28

28

Телевизор

-

-

Мультимедийный проектор

1

1

ноутбук

1

1

диски

2

3

Бумага цветная

3

3

Стакан для воды

8

8

Набор красок

2

2

Карандаш ТМ

15

15

Ластик

15

15

Клей ПВА

5

5

Ножницы

8

8

Магниты

1 набор

1 набор

Бисер

8 наборов

8 наборов

Заготовки для топиария

15

15

Психолого-педагогическое сопровождение

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий для развития личностного роста, обучения и развития обучающихся.

Методы психолого-педагогического сопровождения детей: диагностика; анкетирование, тестирование; психолого-педагогическое наблюдение; индивидуальные консультации; групповая работа с обучающимися и их родителями; инновационные игры; занятия с элементами сказкотерапии; занятия с элементами тренинга; беседа.

4.Кадровое обеспечение

Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий  соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, постоянно повышающий свой уровень профессионального мастерства.


5.Финансовое обеспечение

Финансирование осуществляется на бюджетной основе.

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для  педагога:

  1. Л.А.Кондратова «Забавные поделки»/Москва «Астрель», Гришина «Поделки из природных материалов»/ Москва «ОНИКС», 2010г.;
  2. М.И.Нагибина «Природные дары для поделок и игры»,Ярославль «Академия развития», 19
  3. О.В.Белякова «Поделки из природных материалов»/Москва «Астрель», 2011г.;
  4. О.Н.Маркелова «Поделки из природного материала» Волгоград, Издательство «Учитель», 2008г.;
  5. Сюзанна Гирндт «Разноцветные поделки из природных материалов»/Москва «Айрис», 2007г.;
  6. Э.К.Гульянц, И.Я.Базик «Что можно сделать из природного материала»/Москва «Просвящение», 1984г.;

Для  детей и родителей:

  1. Амуленко И.А., «Аппликации новые идеи», «Изд-во Мир книги», 2010.
  2. Белякова О.В., «Поделки из природных материалов», Москва, 2010.
  3. Диброва А. Поделки из соленого теста. 2011г.
  4. Зайцева  А.А, «Модный декупаж»,  -М.:  АСТ-ПРЕСС  КНИГА, 2008. – 80 с.
  5. Шорыгина Т. А. Путешествие в мир природы. Развитие речи, М. Просвещение. 2002.
  6.  Шухова С. Поделки из всякой всячины: Айрис Пресс. Москва 2007
  7. Фицджеральд Д. Цветочные фантазии из бисера. М.: Мой мир

  1. ЭЛЕКТРОННЫЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  РЕСУРСЫ

(для реализации программы)

раздел

адрес

Страна мастеров

http://stranamasterov.ru

Простоделкино

http://prostodelkino.com/applikacija/86581-sobachki-applikacija-3.htmlChromiumHTML/Shell/Open/Command

Украшения своими руками

http://lookathis.ru/

БисерМаг –

 Сайт о бисере и бисероплетении

http://www.bisermag.ru/

Бисеромания - самые лучшие украшения из бисера.

http://vk.com/biseromania

Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты

babylessons.ru

Сделай сам – самоделки своими руками.

podelki-rukodelie.ru




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модернизация дополнительной общеразвивающей программы с учётом ведения в неё основных требований ФГОС

Методическая рекомендация педагога дополнительного образвания МБОУ ДОД ЦДТ "Восход" городского округа Самара Романовской Аллы Леонтьевны по теме: "Модернизация дополнительной  общеразвивающей про...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по рукопашному бою.

Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы физкультурно-спортивной направленности в области единоборств, развития физических...

Дополнительная общеразвивающая программа "Вокальная студия"

Программа «Вокальная студия»  адресована учащимся  дошкольного и младшего школьного возраста.  Срок реализации - 5 лет.Работа в рамках программы осуществляется  по двум...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА « ИНФОРМАТИКА - СТРАНА ФАНТАЗИЙ »

1.1.Дополнительная общеразвивающая программа «Информатика – страна фантазий» реализуется в соответствии с технической направленностью образования.Программа составлена на основе авторской программы Н....

Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".

Аннотация к программе объединения «Кукольный театр»      Программа  «Кукольный театр»  ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа "Бумажные фантазии", 12 часов, воспитатель Шафикова И. Д.

Краткосрочная программа по оригами «Бумажные фантазии» предполагает применение образовательных технологий и самостоятельного знакомства со складыванием конкретных фигурок из бумаги, и разв...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...