"Лес - наш друг"(экскурсия)
материал (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Разработка экскурсии
Тема: «Лес – наш друг»
Цель экскурсии : расширить представления о лесе. Задачи: воспитать бережное отношение к лесу, организовать отдых учащихся .
Время проведения : период золотой осени.
Вступительная беседа.
-Мы живём с вами в лесной зоне. Наш долг- хоро-
шо знать жизнь леса и учиться охранять его.
-Кто из вас бывал в лесу?
-Чем он вам нравится?
-Где легче дышится: в городе или в лесу?
-Почему в лесу нельзя сорить?
-Почему в лесу надо стараться ходить по тропин-
кам или дорожкам?
-Как мы поступим, если нам встретится малень-
кий зайчонок?
Сегодня мы узнаем много интересного о лесе.
Подойдя к лесу , воспитатель читает стих. С.Пого-
рельского «Лес».
Здравствуй , лес,
дремучий лес,
полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
ночью тёмной , грозовою,
что нам шепчешь на заре
весь в росе , как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
ты же видишь мы свои.
-Ребята, внимательно посмотрите на лес и скажи-
те, как он выглядит в своём осеннем наряде.(Лес
очень нарядный, величественный, пёстрый, он на-
поминает расписной терем.)Русские писатели любовно называли леса лесными хоромами.
-Что же представляет собой лес?
-Лес напоминает многоэтажное здание.На каждом
его этаже свои растения, птицы, звери, насекомые.
Все они тесно взаимосвязаны между собой и ок-
ружающим миром. Так, например, под землёй мно-
го корней трав, кустарников, деревьев. Это как бы
подвал.Здесь корни различных деревьев сплетают-
ся с нитями грибницы, они взаимно помогают друг
другу развиваться. Под землёй находятся дома у мышей, барсуков, кротов и разных насекомых. К
жителям подземелья относятся также земляные черви. Они рыхлят почву и делают её более плодо-
родной.
-На поверхности земли растёт мох и травянистые
растения. Здесь лесное население более разнооб-
разное. Прямо на земле в траве вьют гнёзда соло-
вьи, строят свои домики муравьи, ящерицы, ежи,
устраивают берлоги медведи, роют норы лисы и
другие звери и насекомые.
-На следующем этаже растут кустарники. Здесь
вьют свои гнёзда дрозды.Ещё выше находятся раз-
личной формы и высоты кроны деревьев . В ство-
лах деревьев делают дупла (домики) белки, дятлы,
синички, ещё выше – совы.
-На самых верхних этажах размещены гнёзда хищ-
ных птиц , ястребов , орлов. В летний период все
этажи леса сильно заселены.
Предлагается детям поиграть.
Дети встают в круг, воспитатель- в центр круга.
Когда воспитатель назовёт какое-нибудь дерево
нашего леса (н-р:берёзу), дети должны бежать по
кругу с распростёртыми руками. Когда назовёт
кустарник(н-р:шиповник) дети должны приседать,
назовёт травянистое растение (н-р:кислицу), дети
должны подниматься на пальчики и хлопать в ла-
доши. Далее перечисляется : липа, дуб, малина, по-
дорожник, осина, ель, черёмуха, сосна, клён, зверо-
бой, пихта и т.д.
Во время прогулки по тропинкам леса следует
фронтальное наблюдение за деревьями, кустарни-
ками, травами, птицами.
Дети загадывают загадки.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки
(лиственное дерево)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?
(хвойное дерево)
Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки,
Но, в отличии от ёлки,
Опадают те иголки.
(лиственница)
Стоит Алёна,
Платок зелёный,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
(берёза)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
(осина)
Я на розу так похож,
Разве что не так хорош,
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды.
(шиповник)
Весной веселит,
Зимой холодит,
Осенью питает.
Зимой согревает
(лес)
-Объясните эту загадку.
-Весной лес радует всех своими нарядами, свежей листвой деревьев, трав, цветов, весёлым пеньем птиц. Летом в жаркую погоду человек найдёт в лесу тень, прохладу. Осенью лес дарит людям грибы, орехи и ягоды (клюкву, рябину, плоды шиповника). Зимой на открытой местности, в поле, очень холодно, а в лесу за деревьями значительно теплее. Кроме того, большинство домов в сельской местности отапливаются зимой дровами.
- Какое ещё имеет значение лес?
Воспитатель обещает и дополняет ответы детей.
Лес – это наш зелёный друг, это наша здравница. Он очищает воздух от пыли и обогащает его кислородом. Лесной воздух имеет целебные свойства. Поэтому лагеря, дома отдыха, санатории строят чаще всего в лесу. В лесу у нас всегда хорошее настроение. А ещё лес является хранителем влаги и защитником почвы от размыва. Он оберегает реки от обмеления, поля – от засухи.
Каждый день мы соприкасаемся с изделиями, изготовленными из древесины. Тетради, книги, парты, столы и многие другие предметы. На них расходуется очень много древесины, а лес растёт медленно. Требуется не мания ста лет для его роста. Поэтому уже сейчас должны думать, как сохранить лес. Какую посильную работу по охране леса мы можем осуществить?
Обобщение:
-Учиться культуре вести себя в природе;
-Принимать посильное участие в уборке валежника, мусора;
-Организовать сбор семян деревьев и кустарников, чтобы засевать пустыри, склоны и дно оврагов;
-Продолжать сбор макулатуры.
Подведём итоги.
В каком лесу мы сегодня побывали (смешанном, хвойном, лиственном)? Какие растения встретили в лесу? Почему лес называют нашим зёлёным другом?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классеТема: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени».
Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида, по теме: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени». В предложенном примерно...
Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру "Экскурсия в зимний лес" (Правописание ь после шипящих на конце имен существительных + заочная экскурсия "Птицы родного края")
"Начальная школа XXI века", 3 класс...
Интегрированный урок-экскурсия окружающего мира с элементами краеведения и английского языка по теме «Экскурсия в зоопарк» во 2 классе (УМК М.З. Биболетовой, Enjoy English – 2; )
Тема: В зоопарке. Лексика по теме «Животные, обитающие в зоопарке». Монологическая речь по теме «He/She can(can’t)», «I have got».Цели:Образовательные: активизировать лексический материал по тем...
Виртуальная экскурсия "Сторона родная" "Экскурсия в поселок Гузерипль"
Экскурсия в посёлок Гузерипль поможет детям проявить интерес к истории родины, национальной культуре, открыть для себя новые ценности, дети лучше узнают друг друга. Краеведение является од...
Экскурсии по окружающему миру: ПРИРОДА И МЫ" ; Экскурсия в парниково-тепличное хозяйство городской организации "Зеленстрой" (зима)
Примеры экскурсий по окружающему миру ("ПРИРОДА И МЫ" ; Экскурсия в парниково-тепличное хозяйство городской организации "Зеленстрой" (зима)) помогут молодым учителм и студентам при подг...
Классный час по теме "Толернтность" : "Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими."
1.Просмотр отрывка “Сцена птичьего двора” из м/ф “Гадкий утёнок” (2010г.). 2. Беседа. - Как отнеслись жители птичьего двора к утёнку?- Как они его назвали? (Ответы детей) Га...
Памятка "Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими!"
ТолерантностьСотрудничество, дух партнерства;Готовность мириться с чужим мнением;Уважение человеческого достоинства;Уважение прав других;Принятие другого таким, какой он есть;Способность поставить себ...