Конспект внеклассного занятия на тему "Я гражданин"
план-конспект занятия по теме

Цели:

  1. Уточнить права и обязанности гражданина РФ, дать понятие словам «гражданин», «конституция».
  2. Развивать чувства любви к родному краю, поселку, к его славному прошлому и будущему, к его людям.

Воспитывать чувства патриотизма к своей Родине, стремясь вызвать у детей положительную реакцию: восхищение, гордость, любовь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_grazhdanin.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Я – гражданин России.

Цели:

  1. Уточнить права и обязанности гражданина РФ, дать понятие словам «гражданин», «конституция».
  2. Развивать чувства любви к родному краю, поселку, к его славному прошлому и будущему, к его людям.
  3. Воспитывать чувства патриотизма к своей Родине, стремясь вызвать у детей положительную реакцию: восхищение, гордость, любовь.

Литература:

  1. Антонов, В. В. Изучаем права человека. Рабочая тетрадь для учащихся. [Текст]./В.В. Антонов. «Виета – Пресс», 1996, 32 с.ил
  2. Данилов, Д.Д. Окружающий мир. «Мое отечество».3 класс. Часть 4[Текст]/Д.Д. Данилов, С.В. Тырин. «Баласс», 1998. 37с.ил.
  3. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. –М.: «Айрис пресс», 2004, 64с.
  4. Чутко, Н.Я. Я – гражданин России. Учебник хрестоматия для третьего класса четырехлетней начальной школы. [Текст]/Н.Я. Чутко. Обнинск: «Духовное возрождение». 2002. 184с. Ил.
  5. Шабельник, Е.С. Ваши права. Книга для начальных классов. [Текст]/Е.С. Шабельник, Е.Г. Каширцева. – М.: «Вита пресс», 1995. 64 с.ил.
  6. Шабельник, Е.С. Права на всякий случай. [Текст]/Е.С. Шабельник, Е.Г. Каширцева. – М.: «Вита пресс», 1995. 48 с.ил.

Ход урока:

Этап

Содержание

Примечание

I

II

III

IV

Организация класса на урок.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. А теперь давайте встанем все ровно, выпрямим спины, успокоимся и тихо сядем. Меня зовут: Людмила Петровна.

Проверка знаний и умений учащихся.

-А чтобы проверить, как вы усвоили материал прошлого урока, давайте проведем тест. Дежурный раздайте листочки.

- Я читаю два раза. Первый раз – слушаем, на второй – записываем ответ.

И так начнем:

1.Как называется государство, в котором вы живёте?

____________________________________________ 

2.Столицей нашего государства является:

А) Кемерово 

Б) Волгоград 

В) Москва

3. Чем отделено наше государство от соседних государств?

А) горами 

Б) забором 

В) реками 

Г) границей

4. Перечислите государственные символы 

______________, _______________, ______________ 

5. Запишите, какого цвета флаг России?

______________, ______________, ______________ 

6. Главная песня нашей страны называется ________

- А теперь передайте листочки с ответами с последних парт, на первую.

Сообщение темы и постановка целей.

Сегодня тема нашего урока «Я – гражданин России». Мы с вами узнаем, что значит быть гражданином, познакомимся с основным законом и документом – конституцией, поговорим о правах ребенка.

Изучение нового материала.

1- Работа над понятием гражданин.

- Ребята, а как вы понимаете слово «гражданин», какого человека мы можем назвать гражданином?

Гражданин – это лицо, обладающее определёнными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями.

 - А как вы понимаете слово «права»? (это то, что ты можешь делать.)

- А слово «обязанности»? (это то, что ты должен делать)

- Все мы живем в обществе, чтоб жизнь была хорошей, радостной, спокойной нужно соблюдать законы и порядки. 

- А чтобы знать какие права и обязанности есть у нас в государстве, они должны быть где-то записаны.

2- Знакомство с конституцией и ее содержанием.

- А вы знаете, в каком документе прописаны права и обязанности граждан РФ? (конституция)

Конституция – это основной закон, в котором изложены основы устройства государства, самые главные правила поведения людей и взаимоотношений государства и общества. Эти правила долгое время остаются постоянными и неизменными, и каждый гражданин должен их знать. Конституцию приняли 12 декабря 1993г. всенародным голосованием. В календаре есть праздник, который отмечается 12 декабря и называется он «день Конституции». Мы все должны запомнить эту дату, дату в честь основного закона, который мы с вами должны знать и соблюдать.

- Посмотрите вот, так выглядит наша с вами Конституция. Она состоит из двух разделов. В первом разделе есть следующие главы: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Федеративное устройство», «Президент РФ», «Федеральное собрание», «Правительство РФ», «Судебная власть», «Местное самоуправление», «Конституционные поправки и пересмотр конституции». А во второй главе: «Заключительные и переходные поправки».

 Давай мы с вами прочитаем, какие права и обязанности есть у гражданина и человека, во второй главе «Права и свободы человека и гражданина».

Статья 18.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, место самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 19.

Все равны перед законом и судом.

Статья 20.

Каждый имеет право на жизнь.

Статья 22.

Каждый имеет право на личную свободу и личную неприкосновенность.

Статья 29.

Каждому человеку гарантируется свобода мысли и слова.

Статья 57

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статья 58

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 59.

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.

Статья 60.

Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

- Ребята, вы с самого рождения являетесь гражданами того государства, в котором родились. Вашим родителям, выдают свидетельство вашего рождения, в котором говорится, что вы являетесь гражданин РФ. В 14 лет вы получите основной документ, удостоверяющий личность гражданина РФ - паспорт. Паспорт нужно бережно хранить и беречь, а так же  гордиться , что вы являетесь гражданином России.

- Я надеюсь, вы многое узнали, и теперь вы точно будете знать, на что вы имеете право.

3- Знакомство с «Конвенцией прав ребенка».

- А как выдумаете, есть ли какие-нибудь права у детей. (Да)

- Правильно, они записаны в Конвенции о правах ребёнка, которую создала и приняла Организация Объединённых наций (ООН). В ней говорится о том что:

- В каждом ребёнке необходимо воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между народами. 

- Ни один ребёнок не может быть продан или куплен. 

- Каждый ребёнок имеет право на бесплатное и обязательное образование. 

- Ни один малолетний ребёнок не может быть разлучён со своей матерью, кроме исключительных случаев. 

- Каждый ребёнок нуждается в любви и внимании. 

- Каждый ребёнок со дня своего рождения имеет права на гражданство и собственное имя. 

Закрепление изученного материала.

А теперь давайте мы с вами поработаем в группах. Каждая группа будет состоять из 4 человек. Я раздаю вам листочки, на которых изображены различные ситуации из хорошо знакомых вам сказок. Если  вы любите читать сказки, и вас волнует судьба главных героев. Попробуйте посмотреть на них с точки зрения законов. Составьте рассказ от имени одного из персонажей и определите, какие права героев были нарушены?  Затем каждая группа будет защищать свой ответ.

- Молодцы, ребята вы хорошо справились с заданием. 

Права взрослого человека и права ребёнка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что кроме прав у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.

Дача домашнего задания.

- Дома вам необходимо будет прочитать в учебнике со страницы 10 по12. И ответить на вопросы после параграфа.

Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Кого мы можем назвать гражданином?

- Что полезного для себя узнали?

- Вставить в текст пропущенные слова:

– Моя страна, моя родина – Россия, поэтому я – ……….. России. Каждый гражданин обязан знать и помнить основной закон государства – …………. В Конституции России перечислены важнейшие ……….. и ………… граждан нашего государства

На уроке мы с вами успешно потрудились. Всем спасибо!

Приветствие

Тест делается на листочках

Поставить перед детьми цель и задачи

Д.к.

Схема

Демонстрация книги

Д.к

Д.к.

Чтение содержания

Выборочное чтение статей.

Демонстрация паспорта

Демонстрация книги

Содержание конвенции

Групповая работа

Задание на карточках

Запись на доске


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного занятия на тему:"Как вести себя когда что-то болит?"

Цель:формировать у детей знания о боли, её источниках, о правилах поведения при первых признаках боли.Воспитание ответственности за своё поведение, здоровье, за своё будущее....

Конспект внеклассного занятия по теме: "Русское чаепитие"

Данный материал будет интересен педагогам начальных классов и педагогам дополнительного образования, предназначен для проектной деятельности с учащимися 3-4 классов   РУССКОЕ ЧАЕПИТИЕ.Цели п...

Конспект внеклассного занятия на тему "Чистота- залог здоровья"

Данное занятие может быть предложено учителям начальной школы для формирования здорового образа жизни обучающихся....

Конспект внеклассного занятия на тему "Великая война и великая победа"

Конспект внеклассного занятия на тему  "Великая война и великая победа".Занятие для 4 класса, посвящённое Дню Победы в Великой Оечественной войне 1941-1945 г....

Конспект внеклассного занятия на тему: «Законы жизни класса».

Цель данного внеклассного занятия: создание условий для формирования межличностных отношений в классном коллективе через совместную формулировку законов жизни класса....

Конспект внеклассного занятия на тему "Каша - пища наша".

Конспект внеклассного занятия на тему "Каша - пища наша". Знакомство с разными видами круп и каш....

Конспект внеклассного занятия по теме "В продуктовом магазине" для детей с нарушением слуха, проведённого во 2 классе.

Сюжетно-ролевая игра «В продуктовом магазине»Цель: создать условия для формирования и активизации словарного запаса по теме «Магазин»Задачи: активизация жизни детей, продолжить знакомство с трудом взр...