О постоянстве и изменчивости в развитии
статья по теме
О психологии взаимоотношений в коллективе, о том как происходит развитие, какими темпами. Предлагается количественная оценка происходящих процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starchenko_e.docx | 13.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Старченко Е.В.
О постоянстве и изменчивости в развитии
Вся живая природа неразрывно связана с процессами образования и изменения высокомолекулярных соединений. Они изучаются на количественном уровне в физике и химии полимеров. Предполагая, что закономерности этих изменений справедливы также для таких систем, как личности и социальные группы, можно количественно описать процесс развития.
В настоящей работе представлены две закономерности развития уже созданных и функционирующих систем.
Первая закономерность следует из понятия о степени порядка (или упорядоченности) системы. Для того, чтобы система была способной к развитию в пределах данной формы, то есть была живой, свободной, радостной, но также устойчивой, надежной долговечной, необходимо, чтобы степень беспорядка ( свободное время, творчество, хобби) в ней была в пределах 10-30%. Ниже 10% - чрезмерная жесткость порядка, выше 30% - хаос. То есть правило, которое имеет свыше 30% исключений – уже не правило, но редкие (до 10%) исключения только подтверждают правило.
Развитие должно идти постепенно, плавно; новое вносит оживление, лишь , если оно меняет не более 30% устоявшегося порядка. Если же наоборот – новое составляет менее 10%, то система достигает своего предела, а затем разрушается и организуется уже другим способом. Путь с вершины горы только вниз, если, конечно, не научиться летать.
Стремиться к идеалам, безусловно, необходимо, но до 90% достижения идеала, а 10% оставим на случайности и чудо. С другой стороны 70% жизни нужно упорядочивать, планировать, организовывать (на чудо надейся, а сам не плошай).
Аналогичное соотношение касается лидерства в группе. Лидер должен быть как все на 70% и на 30% лучше. Сильный отрыв (более 30%) лидера от группы приводит к взаимному непониманию (непризнанный гений), а слишком большое сходство (до 90%) – к потере авторитета.
Вторая закономерность четко выявляется, если отдельные элементы системы отличаются по степени единства (жесткости –S) в 10 раз, тогда общая целостность (жесткость) системы зависит от количества элементов разобщения (гибких элементов, 1/S –гибкость) таким образом, что демонстрирует эффект ложки дегтя в бочке меда. Наличие 5% элементов разобщения снижает целостность S системы в 2 раза, а наоборот, чтобы почувствовать, что деготь уже не деготь нужно добавить в него 50% меда. При добавлении до 30% мед в дегте совсем не чувствуется. Количественно эта закономерность выражается в том, что в системе суммируются (с учетом процентного состава) гибкости 1/S элементов системы.
Все отмеченное выше относится к равновесным состояниям организованных систем и характеризует эволюционный путь развития. Если изменения в системе достигают 30% и более, она становится неравновесной. В неравновесном состоянии (состоянии кризиса, революции, войны) ярче проявляются свойства личности (жесткого элемента системы) по созданию прецедента (точки кристаллизации) и появляется возможность (и один в поле воин) спонтанного возникновения порядка из хаоса в результате процесса самоорганизации.
Resource id #4980
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса
Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвеще...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса
Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...
Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса
Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; П...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса
Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...
Урок окружающего мира в 1 классе по теме"Природа и её изменчивость"
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС . Стержнем урока является познавательная преобразующая деятельность детей. Она организована по таким направлениям, как наблюдение...
Педагогика и методика преподавания в новых условиях изменчивого мира
Новые времена требуют от общества новых решений. Педагоги как никто обязаны быть готовыми к изменениям в новом мире....
Технологическая карта урока «Изменчивый рельеф» (УМК системы Эльконина Д. Б.-Давыдова В. В., 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся об изменчивости рельефа....