Классный час "Чудо земли-хлеб"во 2 классе
классный час (2 класс) по теме

Орищак Наталья Витальевна

Открытое мероприятие во 2 классе " Чудо земли-хлеб!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ЧУдо земли-хлеб!25.01 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Хлеб – всему голова».

Цели и задачи:

  • познакомить с историей хлеба,
  • формировать представление о том, как делают хлеб,
  • воспитывать чувства бережного отношения к хлебу, любви к Родине,

к людям труда,

  • закрепить представление детей о значимости хлеба.

Оборудование:

Плакат со словами «Хлеб – всему голова».

Компьютер,  проектор, магнитофон.

Ход классного часа.

Учитель. Отгадайте загадку:

        И пшеничный, и ржаной,

        Пахнет он землёй родной.(Хлеб)

Сегодня мы поговорим о хлебе. Хлеб! Какое привычное и всё-таки необычное слово! Мы каждый день едим хлеб, но никому в голову не приходит мысль о том, что это одно из величайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий. Хлеб – это символ жизни, здоровья, труда, благополучия и богатства.

В центр выходят мальчик и девочка в русских народных костюмах. Девочка держит хлеб- соль. Читают стихотворение.

Мальчик.         Слава миру на Земле!

Девочка.        Слава хлебу на столе!

Мальчик.        Слава тем, кто хлеб растил,

                        Не жалел трудов и сил.

Девочка.        Если мы хотим кого-то

                        Встретить с честью и почётом,

                        Встретить щедро от души,

                        С уважением большим,

                        То гостей таких встречаем

                        С круглым белым караваем.

                        Он на блюде расписном,

                        С белоснежным рушником.

Мальчик.        С караваем соль подносим,

                        Поклоняясь ,отведать просим

                        Дорогой наш гость и друг,

                        Принимай хлеб-соль из рук!

(Вручает хлеб-соль гостям).

Учитель. С хлебом связано много обрядов. С хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; хлеб брали с собой, отправляясь свататься, везли хлеб вместе с приданым невесты. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорождённому, брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути.

Хлеб – очень ценный продукт. Он имеет очень длинную историю. Как пришёл ты к людям, хлеб?

Мальчик:- Было это давным-давно. Впервые хлеб появился свыше 15 тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далёкие времена была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании. Издавна кормит людей матушка-земля. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, сочные стебельки, съедобные корешки. Случалось и так, что вместе с грибами, корешками человек случайно приносил спрятавшиеся в корзине зёрнышки. Упадут они на землю возле дома – на этом месте вырастет несколько колосков. Попробовал человек зёрнышки – они оказались вкусными. Так люди обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя.

Девочка: Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зёрен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зёрен. Долгое время люди употребляли в пищу зёрна в сыром виде, а затем научились растирать их между камнями, получая крупу и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб.

- С тех пор прошло много времени. Люди придумали огромное количество рецептов приготовления хлеба.

Входит пекарь в белом колпаке. В руках у него корзина с хлебом — батоны, буханки, булочки. На шее — связка сушек. Поет на мотив песни «Не кочегары мы, не плотники» (из к/ф «Высота»):

Не кочегары мы, не плотники,

Но сожалений горьких нет как  нет...

Хлебозавода мы работники,

Вам из пекарни шлем привет!!!

Пекарь: Здравствуйте, ребятки! Я к вам прямо с работы. Прямо с хлебозавода. Вот и свежую выпечку принес.

Учитель: Узнали- кто это?

Пекарь: Как вы думаете, что делает пекарь на хлебозаводе?

 Дети: Выпекает хлеб!

Пекарь: Верно!

А знаете ли вы, чем пахнет хлеб,

Ломоть ржаного трудового хлеба?

Он пахнет полем, речкой, печью, небом.

А главное - работой пахнет хлеб.

А  какой длинный путь проходит буханка, прежде чем оказаться на прилавке магазина! Давайте разберемся, с чего начинается путь хлеба.

Дети показывают рисунки на доске, на которых изображены пашня, мельница, сбор урожая, сев, магазин, пекарня. Их нужно расставить в правильном порядке.

           

              1.Что стучите, мастера-золотые руки?

- Чиним, чиним трактора!

                - Точим, точим плуги.

На дворе весна у нас,

Агроном сказал, - Пора!

Заводите трактора!

2.Трактора выходят в поле,

Тянут плуги на прицепе.

Гребнем частым борона

Расчеши земельку!

Приготовим для зерна

Мягкую постельку!

3.Сеял сеятель старинный

Из лукошка-решета.

Нынче сеялка – машина

Этим делом занята.

Роет борозды проворно,

В них закладывает зерна.

              

4.Чтобы крепким был росток.

Наливался колосок,

Должен он расти в землице,

Дождевую пить водицу.

Греться солнечным теплом,

Обдуваться ветерком!

5.Поле хлебное созрело,

Жатва жаркая близка,

И комбайн берется смело

Все собрать до колоска!

              6.Вот шофер услышал, мчится.

Вот гудит: - Иду-у! иду-у!

Лейся теплая пшеница

Прямо в кузов на ходу!

7. Слышен летом до заката

Гул комбайнов у реки.

И везут на элеватор

Урожай грузовики.

Там хранят и берегут,

Затем на мельницу везут.

8.Вот на мельнице пшеница,

Здесь такое с ней творится!

В оборот ее берут,

И в муку ее сотрут!

9.Стали зернышки мукою,

Не дадут и ей покою:

На большой хлебозавод

Муковоз муку везет.

10.На большом хлебозаводе

Станешь тестом ты мука.

Тесто в печь быстрей давай –

Так родился   (все хором)  КАРАВАЙ

Пекарь:

     Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий! В каждый кусочек хлеба вложено очень много труда людей. Посмотрите на картинки и узнайте профессии людей, кто работает над выращиванием хлеба.(мукомол, комбайнер, пекарь, тракторист, водитель, агроном)

Пекарь: Святое дело- вырастить хлеб. Из одного зернышка можно получить примерно 20 миллиграммов муки. Для выпечки одного батона хлеба требуется более десяти тысяч зерен. Это в несколько раз больше, чем в этом снопе.

-Как вы думаете, ребята, Много ли хлеба едят русские люди?

 Человек за 60 лет съедает 15 тонн хлеба. Русские люди всегда ели больше хлеба, чем мяса. Это отмечали иностранные путешественники.

- Как вы думаете, 15 тонн это много или мало?

Посмотрите: в этом вагоне помещается столько хлеба, сколько съедает один человек за 60 лет.

Учитель: Хлеб у всех народов – это вечный символ жизни, символ благополучия. С детских лет цените и берегите кусок хлеба как самое большое богатство на земле. К хлебу нужно относиться с большим уважением.

- Не раз хлеб спасал людей в тяжёлые времена. В годы Великой Отечественной войны хлеб был основной пищей в блокадном Ленинграде. 900 дней и ночей длилась блокада. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек. В самые суровые дни блокады ленинградцы получали по 125 г. хлеба в сутки.(показываю этот кусочек)

Пекарь: Ребята, эту выпечку трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего лишь 5 граммов ржаной муки, остальное опилки, крапива, лебеда, картофель, свёкла, хвоя .

Давайте рассмотрим: это опилки, сушёная крапива, лебеда. Посмотрите: 5 граммов муки.

При выпечке хлеба во время ВОВ соль не добавляли. Её не было у людей.

Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек хлеба в мусорное ведро.

Учитель: Внимательно послушайте небольшой отрывок из стихотворения О хлебе автора Нины Самковой, а потом я задам вам несколько вопросов:

Ученик: Я видела однажды, по дороге.

Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.

И ловко били хлеб шальные ноги.

Играл, как мячиком, мальчишка озорной.

Тут подошла, старушка и, нагнувшись,

Взяла батон, заплакав вдруг, ушла

Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.

Решил, что это нищенка была.

Учитель: -Как вы думаете, почему старушка, подбирая батон, заплакала?

-Какие эмоции у вас вызвал этот отрывок?

Учитель: А теперь предлагаю Вашему вниманию сценку «Хлеб –святой», подготовленную учениками нашего класса:

Сценка «Хлеб-святой»

Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила:

Катюша:- Фу, какой плохой хлеб!

Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:

Бабушка:- Так про хлеб нельзя говорить. Его уважать надо. Если не очень вкусный, говорят: хлеб плохо выпечен

Катюша: -А Юра тоже хлеб не уважает. На улице не доел кусочек и бросил на землю.

Бабушка:-Ах, как нехорошо, - разгневалась бабушка.

-Ты так не делай и Юре не позволяй. Не доела, в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит хлеб на землю, вели поднять.

-Ведь без хлеба голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.

Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:

Катюша:-Я больше никогда так не буду говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юре тоже не позволю. Только не сердись на меня.

Бабушка ласково погладила внучку и обняла ее.

Учитель: Давайте сравним мальчиков из стих-я и сценки..Чем они похожи?

А теперь послушаем стих-е –обращение к таким мальчикам:

Ученик:

Мальчик, ногою пинающий хлеб,

Мальчик, голодных не знающий лет,

Помни, что были лихие года.

Хлеб это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись, за хлеб умирали

Не для того, чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится.

Вот что в народе у нас говорится:

Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал.

Пекарь: Молодцы, ребята…Я думаю, что вы никогда не станете играть хлебом, а тем более выбрасывать куски хлеба. Нам должно быть стыдно, когда недоеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.

Хлеб нужно беречь!

Дети по очереди читают строчки стихотворения:

  1. Хлеб наш берегите!
  2. Хлебом не сорите!
  3. Хлеб наш уважайте!
  4. С хлебом не играйте!
  5. Хлеб выбрасывать нельзя!
  6. Берегите хлеб, друзья!

Пекарь: Ну, ребятки, мне пора на хлебозавод. Нужно выпекать хлеб, чтобы магазины не остались без нужного всем людям продукта.

Вот он, хлебушек душистый,

Вот он, теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

В нем — земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Читая стихотворение, Пекарь раздает детям булочки из своей корзины.

Учитель:Нет лучшего в мире цветка, чем пышный колос, нет лучшего сада, чем пышное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспечённого хлеба - гласит народная мудрость.

Resource id #2676

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий " Чудо земли - хлеб"

Сценарий праздника подготовлен с целью показать детям, как нелёгок труд людей по выращиванию хлеба. Привить детям уважение к хлебу и труду людей....

Чудо земли - хлеб.

Расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба;  воспитывать уважительное отношение к труду людей,  любовь к родной земле; формирование бере...

Внеклассное мероприятие "Чудо земли - Хлеб!".

Данное мероприятие имеет цель: воспитание бережного отношения у хлебу, раскрыть представление учащихся о ВОВ, О блокадном хлебе....

Чудо земли - хлеб

Занятие о хлебе. О его возникновении и производстве....

Классный час "Чудо земли-хлеб"

Методическая разработка классного часа. Использован интересный материал: стихи, пословицы, загадки о хлебе....

Классный час "Чудо земли- хлеб"

Цель: формировать представление о том, как делают хлеб, воспитывать бережное отношение к хлебу; закрепить представление детей о значимости хлеба....

Проект "Чудо земли - хлеб" для учащихся 3 классов

Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Хлеб, насущный хлеб наш! Мы обязаны хлебу – без него нет завтрака, ни обеда ,ни ужина. Хлеб всегда остаётся главной нашей е...