Классный час "Чудо земли- хлеб"
классный час (3 класс) на тему

Базали Лариса Майрамовна

Цель: формировать представление о том, как делают хлеб, воспитывать бережное отношение к хлебу; закрепить представление детей о значимости хлеба.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon классный час38.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Чудо Земли – Хлеб».

        Цель: формировать представление о том, как делают хлеб, воспитывать бережное отношение к хлебу; закрепить представление детей о значимости хлеба.

Ведущий: Тема сегодняшнего классного часа вы узнаете, если внимательно прочтете слова. ХЛЕБ, ЛАДОНЬ, ЕЛЬ, БЕЛКА.

Запишите первую букву каждого слова. Какое слово получилось? (Хлеб). Сегодня мы поговорим о хлебе. Мы каждый день едим хлеб, но никому и в голову не приходит мысль о том, что это одно из величайших чудес на свете. И дается он человеку ценой больших усилий

        Хлеб – очень полезный продукт. Недаром его всегда ставили на Руси в центр стола и считали главным блюдом. А знаете ли вы, откуда хлеб к нам на стол пришел? Вот послушайте сказку.

1-й Колосок: Давным-давно это было, когда люди жили племенами в пещера и питались мясом животных. Случилось так, что всех животных они истребили и есть им стало нечего. Вот и отправились они в поисках других мест, где можно было бы прокормиться. Шли они долго, многие умирали от голода. Так и случилось с одним человеком. Он упал, потерял от изнурительного голода сознание. Когда он очнулся, вокруг него никого не было. И в друг над собой он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него мелкие камушки. Он решил попробовать один из них, и вдруг приятный запах и вкус оживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зернышками, и есть их. Эти зерна подействовали на него, как лекарство. Он окреп и выздоровел, и ему сразу же захотелось рассказать об этом людям. Он собрал эти зерна и пошел искать людей. Увидев его живым и невредимым, люди удивились, а он рассказал им о чудо - колоске.  С тех пор люди стали употреблять в пищу чудо – колоски. Позднее они начали зерна размельчать, подсушивать на камнях и питаться этим.

        Хлебное зернышко – это чудо. В нем маленьком слились 3 силы: Солнце, Земля и человеческий труд.

2-й Колосок: Здравствуйте ребята! Я пришел чтоб подарить Вам сказку. Но сказка эта не простая! Хотите увидеть ее?

Жили были на свете Солнце, Земля и Труд. Земля питала каждую травинку, Солнышко ласкало, а Труд оберегал. Но откуда невозьмись…

Входит Безделица.:

- Ох, люблю бездельничать! Ох, люблю! Недаром зовусь Бездельницей. Больше всего не люблю труд. Вы его, ребята, не видели?

(Появляется Труд, в руках он несет зерно).

Труд: (смотрит на зерно). Какое ты маленькое, а сколько в тебе добра.

(Безделица набрасывается сзади на него и пытается отнять зерно).

Безделица: Все равно я стану владычицей Земли!

Труд: Владыкой мира будет труд!

Безделица: Ха! Давай позовем человека. Пусть он решит, то ли ему обливаться потом, то ли ничего не делать, полеживая в тени…

Труд: Будь по-твоему. (Появляется человек.) Вот тебе горсть зерна. Сумеешь вырастить хороший урожай – принесешь всем радость.

Безделица: А уж коли не вырастишь, коли захочется тебе (зевает) подремать да понежиться (потягивается), уж тогда мы с тобой друзьями станем.

Человек: (кланяется Труду). Спасибо тебе, батюшка Труд! Я тебя не подведу.

Звучит русская народная мелодия. Человек под музыку сеет зерна. На каждый взмах руки выбегают всходы и водят хороводы.

        Безделица: Ну надо же! Труд верх берет! Эх, была не была! Позову-ка я Мороза, пусть заморозит всходы. Эй вы, Морозы лютые! Сюда! Сюда!

(Влетают Морозы «Красный Нос» и «Синий Нос» и бегают по залу.)

        Труд: Ребята! Беда может случиться! Скорее в круг! Не дадим Морозам погубить зеленые всходы хлеба!

(Дети окружают всходы).

        Морозы: Я Мороз – Красный Нос! Я Мороз – Синий Нос! Померяемся силой! Если мы перетянем канат, - наши всходы.

Игра «Перетягивание каната». Дети побеждают, Морозы убегают.

        Бездельница: Ох и бездельники эти Морозы. Ну да у меня еще ветры-суховеи про запас есть! Ветры! Ветры-суховеи! Отзовитесь! Появитесь!

(Вбегают ветры).

Ну, суши! Ну, губи!

        Человек: Нашим всходам нужна влага! В воде их спасение. Там вдали озеро. Необходимо сюда доставить как можно больше влаги! Но ветры-суховеи постараются овладеть водой, поэтому мне нужна ваша помощь.

        Всходы: Спасибо, ребята, напоили нас!

        Безделица: Горе мне, горе! Ухожу я от вас! Фу! Какая противная ваша сказка! И здесь мне не удалось поселиться…

3-й Колосок: Хорошая твоя сказка, братец Колосок! Но не сразу стали зерна Хлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно потрудились на земле!

        

Ведущий: Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Если посмотреть на поле пшеницы, то оно похоже на золотое море. Сначала его косят, обмолачивают, все это делает комбайн, потом зерно везут на ток. А что делают на току?

- Зерно жмут, очищают, сгружают в мешки и отвозят на мельницу. Там зерна превращают в муку, а с мельницы мука поступает на пекарни, хлебные заводы. Там помесив тесто и выпекают вот такие хлебобулочные изделия.

        Ведущий: Святое дело – вырастить хлеб. Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграмм муки 1 сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тыс. зёрен! Сколько же надо, чтобы прокормить народ?

- Каравай земли и неба на твоем столе –

  Ничего сильнее хлеба нету на земле.

- В каждом маленьком кусочке хлебные поля,

  А на каждом колосочке держится земля.

- В малом зернышке пшеницы летом и зимой

  Сила солнышка хранится и земли родной.

- И растет под небом светлым строен и высок,

  Словно Родина бессмертный, хлебный колосок.

        Ведущий: Да! Хлеб! Какое привычное и все таки необычное слово!

- Только снег сошел в апреле, как поля зазеленели.

  Мы говорим: «Хлеб».

- Золотой простой бескрайний, там работают комбайны,

  Мы говорим: «Хлеб».

- Вот зерно течет рекой, чтобы сделаться мукой.

  Мы говорим: «Хлеб».

- Пусть кружится в квашке, запекается в огне.

  Мы говорим: «Хлеб».

- Ешь его, расти и помни:

  В мире нет труда огромней, чтоб на стол к тебе явился

  Свежий хлеб.

        Ведущий: А теперь ребята я хочу провести Викторину «Мозговой штурм».

  1. В чем разница между озимой и яровой пшеницей? (Яровую сеют весной, озимую осенью, в зиму).
  2. Куда зерно везут после уборки? (На элеватор – хранилище зерна).
  3. Где зерно превращают в муку? (На мельнице).
  4. Что такое квашня? (Дрожжевое тесто).

Загадки!

  1. Вырос в поле колоском.

     На столе лежит куском. (Хлеб)

  1. Как на поле, на кургане

     Стоит курочка с серьгами. (Овес)

  1. До снега кустится, зимой отоспится,

     Зимой проснется, а летом нальется. (Озимый хлеб)

  1. Весной – травкой шелковой,

     Летом – Нивой золотистой,

     К столу – булочкой душистой. (Пшеница)

  1. Он на солнышко стоит и усами шевелит.

     Разомнешь его в ладони – золотым зерном набит. (Колос)

  1. Рос сперва на воле, в поле,

     Летом цвел и колосился,

     А когда обмолотился,

     Он в зерно вдруг превратился.

     Из зерна в муку и тесто,

     В магазине занял место.

     Вырос он под синим небом,

     А пришел на стол он … (Хлебом).

                Молодцы!

Ребята! А какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

  1. Хлебушко – пирогу дедушка.
  2. Без печки холодно – без хлеба голодно.
  3. Нет хлеба – нет обеда.
  4. Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
  5. Не шуба греет, а хлеб.
  6. Много снега – много хлеба.
  7. Хлеб в пути не в тягость.
  8. Худ обед – когда хлеба нет.
  9. Хлеб – батюшка, вода – матушка.
  10.  Хлеба ни куска, так и в доме тоска.
  11.  Хлеб всему голова.

Молодцы ребята! Справились и с викториной и с загадками и с пословицами.

        Ребята! Обратите внимание на наш богатый хлебный стол, здесь лежат разные хлебобулочные изделия разной формы. А в музее истории Санкт -Петербурга хранится кусочек заплесневелого черного хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было работать, нужно было выжить на зло фашистам. Живой – значит победа!

Военный хлеб.

Я помню хлеб, военный, горький,

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой крошке

Был. Горький вкус людской беды.

Нелегкий хлеб, нелегких дней,

Но как сладка была минута,

Когда кусок в руке моей

Посыпан был щепоткой соли,

Приправлен маминой слезой.

Я есть хотел, а мама с болью

Взгляд отводила стороной.

Как горе было гостем частым

Им были детства дни полны,

Особо помню я, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

        Помни: для того, чтобы у всех на столе ежедневно был кусок хлеба, жили, боролись смелые, мужественные люди. Никогда не забывай о хлебе войны!

        Теплый хлеб в человеческих ладонях – это чудо! В нашей стране есть хлеб у каждого человека. Наши школьники и представить себе не могли, что значит нет хлеба! А между тем, есть немало людей на земле, которые постоянно не доедают, треть из них находятся на грани голодной смерти, каждую минуту на земле умирает от голода один человек.

        Вы и каждый, кто ел сегодня хлеб, купил его, принес домой, посмотри на хлеб.

        - Ты держишь в руках сокровище. Может ты станешь врачом, инженером, водителем. Но кто бы ты ни был, и кем бы ты не стал, ты не сможешь обойтись без хлеба. И чтоб у каждого из нас на столе был хлеб, мы должны определить с вами четкие правила:

  • Не топчи хлеб, не бросай его, не пренебрегай им.
  • Бери хлеб столько, сколько ты съешь.
  • Никогда не бери хлеб, грязными руками.
  • Живи так, чтобы хлеб твой был всегда честным.

Запомни и скажи это всем, кого знаешь и с кем дружишь:

В ХЛЕБЕ – ДУША ТВОЕЙ РОДНОЙ ЗЕМЛИ, СУДЬБЫ МНОГИХ ЛЮДЕЙ, И ТЯЖЕЛЫЙ ТРУД.

Нам, людям, дорог каждый колос,

Он к нам пришел с полей родных

Нас учат дома, учат в школе,

Что хлеб – святыня для людей.

Когда тебе доверят поле,

Любое зернышко лелей.

И нет трудней и лучше доли,

Чем для людей растить хлеба.

Колосья хлеба, серп и молот

Моя любовь, моя судьба.

К хлебу все имеет отношение

Русский хлеб причастен ко всему,

К дружбе наций, к спутников движенью,

К миру, к правде, к счастью твоему.

        Издревне на Руси был обычай встречать дорогих гостей хлебом – солью. Как вы думаете, почему? (Вы правы: хлеб для дорогого гостя – это уважение к нему, так как хлеб был всегда самым дорогим продуктом для человека.)

Если мы хотим кого-то встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души, с уважением большим,

То гостей таких встречаем пышным круглым караваем.

Он на блюдце расписном, с белоснежным рушником.

                   

         * * *

С караваем соль подносим, поклонясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг, принимай хлеб – соль из рук!

Пышный, мягкий, пропеченный, подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченной шел к тебе издалека.

                                    Слава хлебу!

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил!

Не жалел труда и сил.

Вот он хлебушко душистый

Вот он теплый золотистый

В каждый до, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

        * * *

В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем.

              * * *

Вырос в поле колосок, из земли вбирая сок.

Сжатый бережно рукой, стал на мельнице мукой.

Из муки той хлебопек

Хлеба мягкого испек.

Столько вложено в нем сил –

А ты разок лишь откусил.

        Молодцы ребята! Вот и подошел к концу наш классный час. Надеюсь вы очень много полезного узнали сегодня. И очень бы хотелось, чтобы вы ребята с таким же уважением и почтением относились к хлебу всегда.

И помнить! Хлеб – это морщинистые руки, бессонные ночи колхозников, мечты и надежды целых поколений. Хлеб – это жизнь!

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий " Чудо земли - хлеб"

Сценарий праздника подготовлен с целью показать детям, как нелёгок труд людей по выращиванию хлеба. Привить детям уважение к хлебу и труду людей....

Чудо земли - хлеб.

Расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба;  воспитывать уважительное отношение к труду людей,  любовь к родной земле; формирование бере...

Внеклассное мероприятие "Чудо земли - Хлеб!".

Данное мероприятие имеет цель: воспитание бережного отношения у хлебу, раскрыть представление учащихся о ВОВ, О блокадном хлебе....

Чудо земли - хлеб

Занятие о хлебе. О его возникновении и производстве....

Утренник "Чудо земли - хлеб"

Задачами  данного мероприятия является расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба. Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отнош...

Классный час "Чудо земли-хлеб"во 2 классе

Открытое мероприятие во 2 классе " Чудо земли-хлеб!"...

Классный час "Чудо земли-хлеб"

Методическая разработка классного часа. Использован интересный материал: стихи, пословицы, загадки о хлебе....