Сценарий занятия "Деловая игра семейный бюджет"
план-конспект занятия (4 класс)

Татьяна Александровна Леонтьева

В начальной школе прошла  деловая игра "Семейный бюдет".

Цель мероприятия: повторить экономические понятия, формировать целостность взглядов на семью. ее роль в обществе, формировать умение работать в группе, взаимоуважение.

Ребята разделились на 2 семьи-команды: Ивановы и Петровы. В ходе испытаний игры учащиеся познакомились с экоономической жизнью семьи. правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом.

Команды развивали умение делать рациональный выбор. познавательные способности. выполняли проблемные задания в конкурсах "Банк", "Семейный бюджет", "расчет бюджета на месяц", "Конкурс капитанов" 

Игра была веселой, динамичной. ребятам очень понравилась.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Будницкая основная школа»

Велижского района Смоленской области

Сценарий занятия

 «Деловая игра семейный бюждет»»

Выполнила: Леонтьева Татьяна

Александровна

Учитель начальных классов

МБОУ «Будницкая ОШ»

д. Будница, 2024

Цель:

Создать условия для формирования у детей элементарных экономических представлений о бюджете семьи.

Задачи:

– образовательные:

ознакомить ребят с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом;

формировать представление о структуре семейного бюджета;

повторить экономические понятия;

– развивающая

– развивать познавательные способности, устную речь детей, умение делать рациональный выбор, выполнять проблемные задания;

– воспитательные:

формировать целостность взглядов на семью, ее роль в обществе и  традиции;

формировать умение работать в группе;

воспитывать организованность, бережливость, взаимоуважение, уважение к старшим.

Оборудование:

карточки-схемы,   презентация, мультфильм по финансовой грамотности таблички с фамилией семьи, бейджи с названиями членов семей.

раздаточный материал (список товаров, список советов для экономии).

 

Ход занятия

I.  Организационный момент  

  -Приветствие гостей!        

II. Введение в тему игры.

- Сегодня мы поиграем и  поговорим о жизни в семье, ее финансовой составляющей.

 - Почему порой происходит так: одни работают, получают приличный доход, но живут, так, что денег порой не хватает до зарплаты. А другие вроде бы и получают меньше, но всегда при деньгах? (Не умеют планировать свой семейный бюджет)

III. Постановка проблемы

Вопросы:

Как называются люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство?

Ответ: семья.(слайд 1)

Может ли у семьи быть свой бюджет?

Ответ: да.

Как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет?(слайд2)

Ответ: из доходов и расходов.

Какая же будет сегодня тема игры?

Ответ: семейный бюджет.

          IV.Игра

1 Словарная работа.

Бюджет в переводе с английского означает денежная сумка. С точки зрения экономики бюджет включает в себя источники доходов и расходы.(слайд3)

Доходы семьи - это поступления денежных средств в семью из разных источников.

Расходы - затраты денежных средств на товары и услуги.

Таким образом, бюджет- это своеобразный план семьи. А с планом жить намного легче.

Для чего составляется бюджет? Чтобы заранее знать источники доходов и предстоящие расходы. Важно, чтобы расходы не превышали доходы. При распределении средств учитываются интересы всех членов семьи.

-А есть ли бюджет у нашего государства?

Дети: да, есть.

- Кто его составляет?

Дети: правительство, министры.

- Он обсуждается в различных государственных органах, рассматривается и утверждается нашим президентом.

- А кто планирует бюджет в семье, как вы думаете?

Дети: мама, папа, вся семья.

-–  У нас сегодня будут работать две группы – две семьи:

Ивановы и Петровы (в составе каждой семьи 6 человек: мама, папа, 2 ребёнка и бабушка с дедушкой). У каждой семьи своя копилка. Задача каждой семьи накопить как можно большую сумму денег.(слайд4) При прохождении испытаний, с которыми столкнутся семьи, они получат денежное вознаграждение.(

 

I ИСПЫТАНИЕ: «Семейный бюджет» (Открывается название на доске)

Распределите «Семейный бюджет» правильно,(слайд 5) что мы отнесём к доходам, а что к расходам. Заполни таблицу: ( у каждой семьи на столе лист с таблицей)( 5 рублей максимальный заработок, вычитается  по 1 рублю за ошибочный ответ)

Налоги;

Доходы от подработок;

Жилищно-коммунальные платы;

Пенсии бабушек и дедушек;

Плата за интернет и телевидение;

Покупка одежды;

Социальные пособия.

Покупка продуктов питания;

Получение всех % по банковским вкладам;

Медицинское обслуживание;

Зарплата родителей

Карманные деньги на личные траты всех членов семьи.

 

Семейный бюджет

Доходы

Расходы

 

 

 

(Слайд 6-ответ)

-Молодцы!!!( Группы получают деньги в копилку за  результат).Вывод: слайд 7.

Как вы все прекрасно знаете, зарплату в семье получают через банк.

-А  что же такое БАНК??

 

II ИСПЫТАНИЕ: «Банк»(Слайд 8, раздача листков с заданием)

Из предложенных операций необходимо выбрать те, которые можно совершить в банке( на листе ставят отметку + или - , 5 рублей максимальный заработок, вычитается  по 1 рублю за ошибочный ответ)

1. Снять деньги с личного счета +

2. Купить продукты –

3. Работать +

4. Отдохнуть –

5. Оплатить жилищно-коммунальные услуги +

6. Поиграть –

7. Получить кредит +

8. Поспать –

9. Открыть вклад +

10. Поиграть на музыкальных инструментах –

11. Получить % по вкладу +

12. Оплатить налоги +

Слайд 9 -ответ

-Молодцы! ( Группы получают деньги в копилку за  результат)

-Для того, чтобы настроится на следующее испытание, отгадаем загадки (Слайд 10)

«Угадай-ка»

1. Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке -

От одежды до булавки. (Супермаркет)

 

2. Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа и самовар

Называются … (Товар)

 

3. Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам … (Продавцы)

 

4. Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно … (Весы)

 

5. За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт … (Кассир)

 

 

6. Люди ходят на базар

Там дешевле весь … (Товар).

 

- Внимание, семьи!!! Выберите в своей семье самого разборчивого в вопросе что дёшево, а что дорого.( по 1 ребёнку от каждой семьи)

- Прежде, чем мы приступим к следующему испытанию, давайте вспомним, что такое фразеологизмы?(Слайд 11 )

 

III. ИСПЫТАНИЕ: «В корень зри, не продешеви»

-Представитель одной семьи выбирает фразеологизмы со значением дёшево, а другой со значением дорого. Если необходима помощь семьи, то вы лишаетесь 2 рублей из 5.

             Дорого

 

            Дёшево

 

 

На вес золота

За бесценок

По божеской цене

Не подступиться

Цена кусается

Не по карману

Влетит в копеечку

За гроши

По сходной цене

 

(Слайд 12 –ответ)

IV. ИСПЫТАНИЕ: «Бюджет семьи»(5 рублей, если  есть остаток, 4 рубля, если нет, ушли в минус- 0 рублей).(Слайд 13, раздача листков с заданием)

Бюджет вашей семьи в месяц составляет 100 рублей. У вас есть список товаров и услуг.

Выберите то, на что вы потратите свой месячный бюджет.

 

 

Список товаров и услуг

Товар или услуга                                   Цена, руб.                       Ваш выбор

Лекарства                                        5р.   

Продукты                                      50р.   

Одежда                                          10р.   

Обувь                                             10р.   

Бытовая химия                               4р.     

Транспорт                                     10р.   

Велосипед                                      15р.   

Музыкальная (спортивная) школа  10р.  

Книги                                               5р.   

Компьютер                                     40р.  

Игрушки                                          5р.   

Платежи и налоги                           30р.   

Диски с мультфильмами                 6р.   

Посещение цирка                            6р.   

Посещение боулинга                       7р.   

Туристическая поездка                    8р.  

Поход в кино                                   4р.   

Мороженое, конфеты                       5р.  

Фрукты                                             8р.  

 

 Работа детей в парах.

– Выслушаем, что у вас получилось. Выступление делегатов

 от каждой пары.

– А теперь подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.

– Что получилось? Сумели ли вы уложиться в эту сумму100 рублей?

- Давайте послушаем семью Ивановых./ Петровых. 

                                          

 

 

У кого сумма больше этой цифры? У кого меньше100р.?

 

4. Какая ситуация может складываться в семейном бюджете? (Слайд 14)

Доходы = расходы

Доходы > расходы            

Доходы < расходы

 Ответ: доходы могут быть равны расходам,  превышать расходы, быть меньше расходов     

- Какая формула будет наилучшей?

- В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия?

-Идеальный вариант превышение доходов над расходами. Значит произошла экономия.

- На чём же мы можем сэкономить?

-На этот вопрос мы ответим в последнем испытании:

 

        V. ИСПЫТАНИЕ: «Советы по экономии бюджета семьи» (5 рублей за верный ответ в банку-копилку)(Слайд 15)

 

                  Работая в группах, дети выбирают правильные советы и рекомендации и добавляют свои:

  • Планируйте семейный бюджет, исходя из доходов 
  • Уходя из дома, выключайте свет  
  • Просите у родителей новую игрушку к каждому празднику      
  • Бережно относитесь к своим вещам       
  • Чаще пользуйтесь услугами такси 
  • После похода в магазин оставляйте сдачу себе        
  • Пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы      
  • Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону  

                                                          

- А теперь подведём итоги вашего накопления. Семья Петровых заработала…./Ивановых…

-Вы хорошо потрудились и каждая «семья» заработала деньги. У кого-то их чуть больше, у кого - то чуть меньше. Почему так произошло? (хорошо трудились - получили высокую зарплату, кто был менее активен получил меньше). Желаю вам, чтобы ваша жизненная активность   была всегда на высоте.

 (Поздравляем команду победителей)

- А сейчас, как обычно, небольшой сюрприз: мультфильм о том как ведёт бюджет семья бобров ( Мультфильм «Богатый Бобрёнок, 10 серия).Возможно ведение бюджета этой семьи пригодится нам в ведении бюджета наших семей.  

VI.  Рефлексия: зажмите руку в кулак и…

  1. кому было интересно – разогните мизинец
  2. кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный
  3. кто хорошо работал – средний
  4. кто помогал работе в группе – указательный

кому понравилась игра – большой

  VII. Чтение стихотворения.

− А теперь, каждый член командной семьи, прочтёт по строчке стихотворения про семью.

Семья–это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.-    Ивановы 
(Слайд 16)


Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,    -Петровы 
(Слайд17)
Тогда про Вас скажут ваши друзья:
Какая хорошая Ваша семья!                 -Учитель.

 

-Всем спасибо за внимание и работу! (Слайд18)Пусть  бюджет вашей семьи будет в полном порядке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Лайфхаки для порядка в семейном бюджете"

Деловая игра "Лайфхаки для порядка в семейном бюджете" в рамках программы повышения финансовой  грамотности населения....

Урок-игра "Семейный бюджет"

Цель: дать понятие «семейный бюджет, «доходы», «расходы»; познакомить с основными частями бюджета, способствовать подготовке детей к самостоятельной жизни, умению экономи...

Методическая разработка игры по станциям " Семейный бюджет"

Игра по станциям содержит в себе материалы , направленные на развитие финансовой грамотности детей. Может использоваться  как самостоятельное занятие на внеурочной деятельности, либо как элементы...

Игра по финансовой грамотности " Семейный бюджет.Деньги"

Урок: окружающий мир Тема: « Семейный бюджет. Деньги» игра Игра  по основам финансовой грамотности «Бюджет семьи. Деньги»  посвящена вопросам доходов и расх...

Квест-урок «Финансовая грамотность на уроке окружающего мира тема: «Семейный бюджет» Тема: «Семейный бюджет»

Тема: Семейный бюджеттип урока: Урок изучения новых знаний.Учащиеся, опираясь на наблюдения из личного опыта и знания, полученные ранее, знакомятся с финансовыми понятиями и учатся сравнивать, кл...

Квест-игра "Семейный бюджет"

Квест-игра "Семейный бюджет"...

Шаблон для игры на уроке окружающего мира по теме "Семейный бюджет"

Шаблон для игры на уроке окружающего мира по теме "Семейный бюджет"...