Занятие "Природа и фантазия"
план-конспект занятия (3 класс) по теме
На занятие закрепляем и пополняем знания детей о природе; продолжаем знакомить с творчеством русских поэтов, художников и композиторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_teme.docx | 29.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по теме:
«Природа и фантазия»
Задачи:
Образовательные
- закреплять и пополнять знания детей о природе;
- продолжать знакомить с творчеством русских поэтов, художников и композиторов;
- учить высказывать свою точку зрения на определённую тему, свободно общаться;
- активизировать словарь детей.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес;
- развивать связную речь, мышление, кругозор, наблюдательность, любознательность;
- развивать эстетическое восприятие окружающей среды через зрительные и слуховые рецепторы.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- Воспитывать у детей экологическую культуру.
Ход занятия:
В.: - Ребята, что такое природа?
- Природа – это все, что нас окружает, кроме сделанного человеком. Природа делится на живую (растения, животные, насекомые, грибы, человек, бактерии, вирусы) и неживую (например, Солнце, Луна, горы, почва, радуга, вода, небо и т.д.).
- Природа – одно из наиболее широких понятий. Явления и объекты природы – это и свет далёких звёзд, бескрайни просторы океана и простирающиеся леса и луга, могучие реки, это и бесконечное разнообразие жизни на Земле.-
Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо, светло-голубое,
Солнце светит золотое
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и леса,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года-
Это все вокруг природа.
- Жизнь человека всегда неотъемлема от природы. Познавая ее тайны, создавая мифы и легенды, устраивая свою жизнь, люди воспринимали ту гармонию, которая существовала в природе.
- Наверное, каждый человек на земле ощущает и понимает природу, её «язык». Но наиболее глубоко и тонко проникаются этим чувством люди творческие – художники, поэты, композиторы. Окружающая природа восхищает их, они как будто проводят её через себя, сочиняя свои произведения так, как подсказывает им их очарованное сердце и широко раскрытые глаза. Природа является источником вдохновения, фантазии. Безгранично любя свою Родину - Россию, они стремятся воплотить в своем творчестве ее образ через образ природы. Это бескрайние леса, луга и долины, высокие горы и величавые реки, голубое небо с плывущими по нему, как белоснежные лебеди, облаками. Природа в искусстве всегда одухотворена.
- Русскую природу, природу нашей Родины мы любим и ценим, но не менее горячую любовь испытывали к ней писатели и поэты прошлых веков.
«Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…» Это слова писателя К.Г.Паустовского, непревзойдённого мастера описания русского пейзажа, писателя, сердце которого было переполнено нежностью и любовью к родной природе.
- Наверное, нет такого поэта, который не воспевал бы в своих стихах красоту русской природы. Тема взаимоотношений, взаимопроникновения природы и человека занимает значительное место в творчестве многих поэтов. О природе было написано столько же стихов, сколько и о любви. Вопрос об отношении к природе для них – это вопрос о любви к родине, к России.
- Замечательные картины природы изображены Тютчевым в стихотворениях «Весенние воды», «Зима недаром злится», «Есть в осени первоначальной….», «Летний вечер». Всё в природе подмечает поэт:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный.
И лучезарны вечера…
- Читая эти строки, живо представляешь себе тёплые осенние дни. Поэт любит природу, у него «лазурь небесная смеётся», «поют деревья», «звучат скалы», «лениво дышит полдень лучистый».
- Гармония и тишина природы вызывает гармонию и в душе человека. Стихотворения о природе живут своей собственной жизнью, в своей рифме. Их запоминают и поют потом, как песни. Или просто читают и пропускают в свою душу.
- А сейчас я предлагаю вам почитать стихи.
(см. приложение)
- С самого начала занятия звучит музыка…
Послушайте, какая звучит музыка? Она вам нравится? А чем она вам нравится?
(ответы детей)
- Это знаменитое произведение Чайковского «Времена года». Чайковский написал его наполненный особых сил и впечатлений, которые возникали во время прогулок по природе в разных частях страны, в разное время года. Времена года он писал это произведение ровно год, закончив в 1876 году, поэтому передал образ каждого месяца очень чётко и своеобразно.
------------------
- Писатель и поэт описывает природу с помощью слов, использую эпитеты, сравнения, метафоры. С помощью чего рисует природу художник? композитор? (Звуками и красками).
- Посмотрите, как свою любовь к природе высказывали русские художники.
( Дети рассматривают репродукции картин разных художников: И.Шишкин, В.Поленов, И.Левитан, А.Саврасов, А.Куинджи.)
- Природа в картинах то печальна, то радостна, задумчива или величава, она поражает нас насыщенностью колорита. Художники изображают природу во всем ее многообразии.
- Каждый художник видел что-то свое, постигал голоса природы по-своему. И мы сегодня попытаемся посмотреть на окружающий мир их глазами.
- Константин Паустовский писал: “ Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени.» Левитан так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года. Левитан оставил около ста “осенних” картин, не считая этюдов. Осень в картинах Левитана очень разнообразна.
- Тишину осени, ясную радость отдыха передал Исаак Левитан в своей картине «Золотая осень».
- Как удалось ему красками передать тишину природы? Ведь цвета на картине тревожно-контрастные: нежно-золотая листва берез и мрачная, лиловая вода реки. Но, посмотрите, как художник смягчает контраст этих ярких тонов. Пятна света и тени лежат на широком поле, трава то золотится под лучом солнца, то становится серовато-пепельной от тонких облаков. Легкие тени берез трепетно скользят по склону холма, спускаются к реке и густеют до холодного, тяжелого цвета воды.
- Картины перекликаются со стихами Тютчева, которые уже звучали:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный.
И лучезарны вечера…
Где добрый серп гулял и падал колос.
Теперь уж пусто всё – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде. (Ф.Тютчев)
- Осень заворожила многих художников. Василий Поленов тоже писал много картин о ней. И среди них “Золотая осень”. От нее веет тишиной, но есть в этой тишине, что-то настораживающее, тревожное. Отчего это? Ведь золотые березки будто танцуют в легком хороводе, дорожка бежит стремительно и зовет вдаль. Но плавное медленное течение реки не поддается этим легким ритмам. Река уже подчинилась осени. Она скорее привыкла к ней, чем эти светлые березы, стоящие вокруг. Наверное, эта неравномерность движения и рождает тревогу.
- Мы с вами на прогулках и экскурсиях в парк часто наблюдали за природой, за явлениями, которые в ней происходят в разные времена года, часто восхищаясь увиденным. Любование природой, её красотой и неповторимостью побуждает нас к творчеству, включает нашу фантазию. Давайте тоже попробуем пофантазировать, подобно художникам, и результаты своей фантазии выразить в творческих поделках и рисунках. Вы можете сами выбрать для себя материал и инструмент. Может это будет бумага и краски, карандаши, фломастеры, может пластилин, клей и природный материал, собранный нами на прогулках.
(Дети выполняют творческие работы.)
- Закончить наше занятие хочу отрывком из стихотворения, которое вы читали в начале:
Прекрасный вальс танцует с ветром осень,
Дрожит в окне вечерняя звезда…
Природой называется всё это
Давайте же её любить всегда!
Приложения:
* * *
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!
В лугах ромашки, солнечного цвета
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется всё это,
Давайте же с природою дружить.
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Всё это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!
Прекрасный вальс танцует с ветром осень,
Дрожит в окне вечерняя звезда…
Природой называется всё это
Давайте же её любить всегда!
Дождик
Дождик,
Дождик моросит
Осенний.
Сеет дождик через сито
Дым серый.
Дождь-художник:
Он рисует
Лужи,
И на трубах он играет
Не хуже.
Вот и серый снег пошёл,
Лёг густо.
До чего же хорошо
И грустно. (Роман Сэф)
Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся
И заплачет спросонья. (К.Бальмонт)
Птицы улетают
Птиц провожают
В дорогу леса:
Долгое эхо
Летит в небеса.
Птиц провожают
В дорогу луга:
Выросли травы
В большие стога.
Даже вослед им,
Как будто крылом,
Пугало машет
Пустым рукавом. (В.Степанов)
Октябрь
Листва всю землю устилает,
Рыжеют чёрные поля.
И в серых тучах день скучает,
И ветру сдались тополя.
И вдруг, неведомо откуда,
Среди осенней кутерьмы
Зайчишка белоснежным чудом
Несёт в поля клочок зимы. (Г.Новицкая)
* * *
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный.
И лучезарны вечера…
Где добрый серп гулял и падал колос.
Теперь уж пусто всё – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде. (Ф.Тютчев)
* * *
Люди, оглянитесь-ка вокруг!
Как природа истинно прекрасна!
Ей нужна забота Ваших рук,
Чтобы красота ее не гасла.
* * *
Что шепчет парк…
О каждом новом свежем пне,
О ветви, сломанной бесцельно,
Тоскую я душой смертельно.
И так трагично больно мне.
Редеет парк, редеет глушь,
Редеют ёловые кущи…
Он был когда-то леса гуще,
И в зеркалах осенних луж
Он отражался исполином…
Но вот пришли на двух ногах
Животные – и по долинам
Топор разнес свой гулкий взмах.
Я слышу, как, внимая гуду
Убийственного топора,
Парк шепчет: “Вскоре я не буду…
Но я ведь жил – была пора…”
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!
--------------------------------
В лугах ромашки, солнечного цвета
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется всё это,
Давайте же с природою дружить.
-------------------------------
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Всё это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!
---------------------------
Прекрасный вальс танцует с ветром осень,
Дрожит в окне вечерняя звезда…
Природой называется всё это
Давайте же её любить всегда!
------------------------------------------------------------------------------------
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
------------------------------------------
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
-------------------------------------------
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся
И заплачет спросонья.
----------------------------------------------------------------------
Птиц провожают
В дорогу леса:
Долгое эхо
Летит в небеса.
------------------------
Птиц провожают
В дорогу луга:
Выросли травы
В большие стога.
-------------------------
Даже вослед им,
Как будто крылом,
Пугало машет
Пустым рукавом.
---------------------------------------------------------------------
Листва всю землю устилает,
Рыжеют чёрные поля.
И в серых тучах день скучает,
И ветру сдались тополя.
И вдруг, неведомо откуда,
Среди осенней кутерьмы
Зайчишка белоснежным чудом
Несёт в поля клочок зимы.
----------------------------------------------------------------------
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный.
И лучезарны вечера…
Где добрый серп гулял и падал колос.
Теперь уж пусто всё – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде. (Тютчев)
___________________________________________
Люди, оглянитесь-ка вокруг!
Как природа истинно прекрасна!
Ей нужна забота Ваших рук,
Чтобы красота ее не гасла.
___________________________________________
Что шепчет парк…
О каждом новом свежем пне,
О ветви, сломанной бесцельно,
Тоскую я душой смертельно.
И так трагично больно мне.
Редеет парк, редеет глушь,
Редеют ёловые кущи…
Он был когда-то леса гуще,
И в зеркалах осенних луж
Он отражался исполином…
Но вот пришли на двух ногах
Животные – и по долинам
Топор разнес свой гулкий взмах.
Я слышу, как, внимая гуду
Убийственного топора,
Парк шепчет: “Вскоре я не буду…
Но я ведь жил – была пора…”
__________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание "Детская ложь и фантазия"
презентация к родительскому собранию "Детская ложь и фантазия"...
Урок ИЗО в 3классе "Снежная фантазия"
Разработка урока ИЗО в 3классе. Цель - показать детям, как художники, композиторы и поэты воспевали зиму в своем творчестве. Учить детей совмещать изученные техники: набрызг, пальчиковую палитру, цвет...
Украшение и фантазия. Снежинка. Варежка и рукавица
Конспект урока по технологии. 2 класс....
Дополнительная общеобразовательная программа "ФАНТАЗИЯ" для кружка поделок из природных материалов на 3 года обучения
Для кружка по изготовлению работ из природных материалов на 3 года обучения (для детей 6-14 лет)Направление: художественно-эстетическое ...
Празник красок "Весенняя фантазия"
На данном занятии дети знакомятся с различными приемами и техниками рисования, учатся замечать оттенки цветов. Но все- же основной задачей остается - побуждение детей к творчеству....
Внеклассное занятие :Мир фантазий. К. Булычёв «Тайна третьей планеты».
На внеклассных занятиях по чтению формируется культура чтения, которая сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника. Она проявляется в...
Урок ИЗО 2 класс "Изображение и фантазия" из раздела "Реальность и фантазия"
Тема урока просматривается по линии "Реальная птица- фантастическая птица"....