Основной закон России и права человека
(3 класс) по теме

 В мероприятии подробно разъясняется сущность Основного закона страны, учащиеся знакомятся  с правовым статусом гражданина РФ, на протяжении всего мероприятия формируется уважительное отношение к правам и обязанностям друг друга.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

 

Тема: Основной закон России и права человека

Цели:

  1. разъяснить сущность Основного закона страны;
  2. познакомить с правовым статусом гражданина РФ;
  3. сформировать уважительное отношение к правам и обязанностям друг друга.

Оборудование:

Презентация (слайды, сопровождающие текст)

Стихи из  детской книжки «Моя страна»

Ход урока.

  1. Вступительное слово

- Все мы любим праздники. Мы радуемся семейным праздникам: дням рождениям, встречам с друзьями.

Свои профессиональные праздники отмечают врачи, строители, работники печати и люди многих других профессий. Один из таких праздников – День учителя, когда мы обращаемся со словами благодарности к нашим учителям. А как прекрасны народные праздники! Они – одна из ниточек между прошлым и настоящим.

Но есть праздники, которые отмечает весь наш народ.  Это государственные праздники Российской Федерации.

Что это за праздники?    Назовите те, которые вам известны. 

2. Конституция – Основной закон страны.

 

Ученик

- На территории России живёт 160 народов. Среди них русские, татары, буряты, якуты, башкиры, калмыки, аварцы, ингуши, кабардинцы, балкарцы, карелы, удмурты, ненцы, эвенки и многие другие. Поэтому нашу страну называют – «Российская Федерация», что означает «союз, объединение» разных народов.

Ученик

Я, ты, он, она –

Вместе целая страна,

Вместе – дружная семья.

В слове «мы» –

Сто тысяч «я».

Надо мною солнце светит,

Родина моя!

Ты прекрасней всех на свете,

Родина моя!

Я люблю твои моря и горы,

Я люблю твои просторы,

Родина моя!

Во все времена люди задумывались над тем, каким должно быть справедливое государство, как разумно сочетать интересы его граждан.

Ученик

Поэтому была принята Конституция, что в переводе с латинского означает «устройство, постановление».

Законы – это правила, обязательные для всех жителей страны, по которым и мы с вами живем.

Конституция называется Основным законом, а это значит, что все остальные законы не должны ей противоречить.

В Конституции России сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Это главная мысль нашей Конституции.

              Мы с вами знакомились с Конституцией, с её 4 главой, когда говорили о символах нашего государства: флаге, гербе, гимне.

Сегодня мы познакомимся со второй главой Конституции нашей страны (а всего их 9).  Она называется «Права и свободы человека и гражданина».

3. Вторая глава Конституции «Права и свободы человека и  гражданина»

- У каждого из нас есть права, которые никто не может отнять. Эти права нам никто не даровал. Они принадлежат человеку просто потому, что он человек и родился на свет. Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах.

  • Право на жизнь
  • Право на свободу и личную неприкосновенность
  • Право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию
  • Право на отдых
  • Право на жилище
  • Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
  • Право на образование
  • Право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям.

Все равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, через полицию и суд

Определите, о каких правах идёт речь в стихах?

Ученик

Мы не просто так

Играем

В трактористов и врачей.

Мы не просто так

Взлетаем

Над родной страной своей.

Мы не просто так

Мечтаем

На земле растить сады.

Потому, что твердо знаем –

Наши сбудутся мечты.

(Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию)

Ученик

Листья желтые летят,

День стоит веселый.

Провожает детский сад

Ребятишек в школу.

Отцвели цветы у нас,

Улетают птицы,

Вы идете в первый раз,

В первый раз учиться.

(Право на образование)

Ученик        

Запели капели,

Вернулись грачи.

Берем мы гантели,

Ракетки, мячи.

На старты зовут

Ребят

Стадионы.

Воспитывай волю,

Характер крепи.

Все мы –

Спортсмены!

Все –

Чемпионы!

(Право на охрану и укрепление здоровья, через поощрение занятиями физической культурой и спортом)

Ученик

Бедные, бедные звери!

Воют, рыдают, ревут!

В каждой берлоге и

В каждой пещере

Злого обжору клянут.

Да и какая же мать

Согласится отдать

Своего дорогого ребенка –

Медвежонка, волчонка, слоненка, –

Чтоб ненасытное чучело

Бедную крошку замучило!

(Право детей на жизнь. Право на заботу родителей)

Ученик        

Талантливые дети

Надежды подают:

Участвуют в концертах –

Танцуют и поют.

А детские рисунки

На тему «Мир и труд»

Печатают в журналах,

На выставки берут.

(Гарантируется свобода творчества.

Право на участие в культурной жизни)

Ученик

У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

Чем заниматься?

(Ребенком считается каждый юный

житель планеты до 18 лет)

– А что значит быть гражданином?

Гражданин исполняет законы государства, имеет право на поддержку и защиту государства, а также на управление страной.

С 18 лет мы имеем право участвовать в управлении делами государства.

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Президентом Российской Федерации и республики Татарстан может быть избран гражданин  не моложе 35 лет.

Депутатом Городской Думы и Мэром города Казани может быть избран гражданин, достигший на день голосования 21 года и обладающий избирательным правом.

4. Обязанности гражданина

  - Но нельзя пользоваться только правами, не имея никаких обязанностей!

Одна из важных обязанностей граждан нашей страны – забота о сохранении природы и окружающей среды.Люди на Земле хотят жить в мире и согласии, и в любой точке нашей планеты ощущать себя в полной безопасности. Чтобы обеспечить безопасность, Конституцией закреплена обязанность - защищать Родину.

Ученик

Стихотворение М. Исаковского «У самой границы».

У самой границы, в секрете,

Я зоркую службу несу –

За каждый пригорок в ответе,

За каждую ёлку в лесу.

Укрытый густыми ветвями,

И слушаю я. И смотрю.

И сердцем с родными краями

В такие часы говорю.

И всё мне становится ближе.

Как будто сквозь сумрак ночной

Я всю свою Родину вижу

И вся она рядом со мной.

        

Проходят, встают предо мною

Деревни, поля и леса,

И месяц над самой трубою,

И липа напротив крыльца;

Я вижу, как солнце выходит,

Как трактор идёт большаком

И как мальчуган на подводе

Бидоны везёт с молоком…

И ласточки крыльями машут,

И топится чья-нибудь печь…

И всё это – Родина наша,

А Родину надо беречь


5. Как принимаются законы

 

- Кто же принимает законы, по которым мы с вами живем?

Законы принимает Государственная дума, а Совет Федерации одобряет их или отклоняет. Если закон одобрен Советом Федерации, он направляется на подпись Президенту. Закон вступает в силу после того, как его опубликуют в печати.

- Президент Российской Федерации в торжественной обстановке приносит присягу народу. Клянётся уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Федерации, защищать независимость и безопасность государства, верно служить народу.

- Важные вопросы жизни решает Правительство Российской Федерации. Оно разрабатывает меры по развитию хозяйства, культуры и других областей жизни.

- А как же принимаются законы в республике Татарстан?

- Государственный Совет Республики Татарстан принимает законы и постановления. Президент Республики Татарстан подписывает и обнародует закон. А также при вступлении в должность приносит присягу на верность народу и Конституции Республики Татарстан.

6. Вывод

- Чтобы жизнь в нашем государстве была благополучной, надо знать и уметь отстаивать не только свои права, но и не забывать о своих обязанностях, жить по Основному закону нашей страны, по Конституции, не нарушать её. 

    Нет на свете Родины дороже,

Надо всё нам сделать для неё,

Чтобы день, который нами прожит,

Каждым часом радовал её.

7. Проверь себя!

  • Что такое Конституция?

/Основной закон страны

  • Когда была принята Конституция РФ?

/1993 году

  • Кто сегодня является Президентом РФ?

/Владимир Владимирович Путин

  • Кто был первым президентом Республики Татарстан?

/ Минтимер Шарипович Шаймиев

  • Какие государственные символы вы знаете?

/Герб, флаг, гимн

  • Сколько полос на флаге России? В какой последовательности они расположены?

/Белый, красный, синий

  • Что символизирует каждая полоса флага?

/Белый – мир, правду, чистоту (выражение чистоты устремлений)

Синий – небо, верность, веру

Красный - смелость, доброту, честность, огонь, кровь (отвага, мужество, героизм, символ могущества и непоколебимости)

  • Как изображено на гербе РФ?

/Двуглавый орел, в лапах которого держава, и скипетр. В центре герба - всадник

  • Кто написал текст и музыку для гимна РФ?

/Текст-С. В. Михалков

Музыка – А. В. Александрова

  • Что значит быть гражданином своей страны?

/ Гражданин исполняет законы государства,

имеет право на поддержку и защиту

государства, а также на управление

страной.

8.  Песня «Широка страна моя родная».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру "ОСНОВНОЙ ЗАКОН РОССИИ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА"

Данный урок направлен на ознакомление детей с их правами и обязанностями, а также на права жителей нашей страны в общем....

"Основной закон России и права человека"

Цели: *    Дать представление о том, насколько  велика наша страна *    Познакомить детей с народами, населяющими Россию         ...

Конспект урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о государственном устройстве нашей страны; Основном законе России – Конституции; правах человека и ребёнка.Планируемые результаты:Предметные...

Конспект урока окружающего мира "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)

           Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о Конституции РФ;·...

Конспект урока окружающего мира. Тема "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «Основной закон России и права Человека» Цели деятельности учителя: формирование знаний о Конституции РФ; формирование представлений о права...

Технологическая карта урока "Окружающий мир" на тему "Основной закон России и права человека " (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование знаний о конституции РФ, представление о правах человека.Задачи урокаДидактические:1.  знать, что такое Конституция РФ, пр...