Технологическая карта урока "Окружающий мир" на тему "Основной закон России и права человека " (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: формирование знаний о конституции РФ, представление о правах человека.
Задачи урока
Дидактические:
1. знать, что такое Конституция РФ, права человека и конвенция о правах ребенка;
2.уметь правильно отвечать на вопросы.
Развивающие:
Осознавать личностный смысл учения.
Проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные качества.
Воспитывать у учащихся чувство патриотизма.
Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу: умение слушать мнение других и высказывать своё мнение.
Оборудование: УМК « Школа России», учебник «Окружающий мир»: 4 класс, 2 часть, А. А. Плешаков, учебная презентация, раздаточный материал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дата: 25.04.2022 | Студентка: Назарова Нина |
Школа: Шумовская СОШ | Группа: 42 |
Класс: 4 Урок: Время: Кабинет: | Учитель: Рябинина Лариса Ивановна Руководитель практики: |
Тема урок «Основной закон России и права человека »
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: формирование знаний о конституции РФ, представление о правах человека.
Задачи урока
Дидактические:
1. знать, что такое Конституция РФ, права человека и конвенция о правах ребенка;
2.уметь правильно отвечать на вопросы.
Развивающие:
- Осознавать личностный смысл учения.
- Проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Воспитательные:
- Воспитывать нравственные качества.
- Воспитывать у учащихся чувство патриотизма.
- Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу: умение слушать мнение других и высказывать своё мнение.
Оборудование: УМК « Школа России», учебник «Окружающий мир»: 4 класс, 2 часть, А. А. Плешаков, учебная презентация, раздаточный материал.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель урока | Формы, методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П, М, Л) | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
I.Самоопределение к деятельности (1-2мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Метод: Ф Словесный: учебный диалог | Здравствуйте. - Садитесь, пожалуйста, за парты. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Только тот, кто много знает В жизни что-то достигает! - Будьте внимательны на уроках, желаю вам хорошей и продуктивной работы. | Готовят рабочее место. Настраиваются на работу. Слушать учителя. | Л:личностное самоопределение. | Презентация |
II.Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Метод: Ф, И Словесный: учебный диалог. | - Все мы с вами разные люди, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. - Что у нас с вами общее? Что нас объединяет? - Послушайте стихотворение. Здесь тёплое поле наполнено рожью, Здесь плещутся зори в ладонях лугов. Сюда златокрылые ангелы Божьи По лучикам света сошли с облаков. И землю водою святой оросили, И синий простор осенили крестом. И нет у нас Родины, кроме России, - Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом. - О чем это стихотворение? - Родина есть у каждого человека, и каждый по-своему любит ее, изучает, ценит! Тысячу лет насчитывает история нашего Отечества. На протяжении веков не одно поколение людей укрепляло и защищало нашу Родину, развивало её хозяйство и культуру. | Отвечают на вопрос учителя. - Стихотворение о том, что у каждого человека есть свой дом, этим мы похожи. | Пред: Восстанавливать деформированный план к рассказу. К: Оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста. Р:Соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем. Оценивать результаты своих действий по итогам выполнения задания | Презентация разадточный материал |
III.Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Форма: Ф Словесный: подводящий диалог. | - Над какими темами мы работали в этом разделе? - Отлично. Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент. - Итак. Кто догадался, о чем он? - Молодцы. - Что вы знаете про современную Россию? - Кто догадался, как будет звучать тема нашего урока? - Какие цели мы поставим? - Верно. | - Мы узнали, про революцию 1917 года, Великую отечественную войну, про космос и космонавтов. Смотрят видеофрагмент. - Он про современную Россию. Отвечают на вопрос учителя. - Тема нашего урока: «Основной закон России и права Человека». - Мы должны узнать информацию про современную Россию, про Конституцию и про законы. | Пред: самостоятельное формулирование цели и темы урока. Пред: Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Р: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. | Презентация
|
IV.Открытие нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Метод: Ф,И,Г Словесный: учебный диалог, чтение учителем. | - Как называется страна, в которой мы живем? - Верно, мы живем в России. По-другому нашу страну можно назвать «Российская Федерация». В переводе с латинского «федерация» означает «союз», «объединение». В Российской Федерации субъектами федерации являются республики, края, области. - Давайте посмотрим на административную карту России! - Кто покажет границы нашей страны? - Россия – это демократическая республика! Как вы понимаете эту фразу – демократическая? - Это означает, что народ (граждане страны с 18 лет) выбирает главу государства – Президента, в ходе выборов формируются другие органы власти и управления: Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации. - Какие символы нашей страны вы уже знаете? - О гербе, гимне и флаге мы уже с вами не раз говорили. А вот ещё один очень важный символ России – это Конституция Российской федерации. - Кто знает, что это такое? - Конституция – слово латинское и обозначает «устройство», «установление». - 12 декабря 1993 года в результате всенародного голосования была принята Конституция России – главный закон, по которому управляют государством. - Давайте начнем читать со страницы 156 - Какие основные права вы знаете? - Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным? - Человек имеет право на жизнь. Об этом в конституции в разделе права статья 20. Никто не может отнять у человека жизнь. Попытка убить другого человека карается законом. - Чтобы у человека была хорошая счастливая жизнь, что еще является не менее ценным? - Каждый имеет право на охрану здоровья и мед. обслуживание статья 41. - Следующее право- право на свободу и личную неприкосновенность человека. Никто не может схватить человека, держать его взаперти. Право на свободу обозначает право на личную переписку: чужие письма никто не имеет права вскрывать и читать. Нельзя подслушивать наши телефонные разговоры. Право человека на свободу и неприкосновенность может быть ограничено, если он нарушит права других людей и его вина будет наказана в суде. Его посадят в тюрьму. | - Страна, в которой мы живем называется Россия. Ученик показывает у доски границы нашей страны. - Люди имеют право голоса и слова. - Герб, гимн, флаг. - Конституция – это книга с законами и правами человека. - Право на жизнь. - Право на свободу. - Право на личную неприкосновенность. - Право на труд. - Право на отдых. - Право на свободу слова. - Право на свободу совести. - Право на образование. - Право на медицинское обслуживание. | П: Извлекать информацию, представленную в различных формах (чтение учителя, аудиозапись). К: Оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста. Формулировать ответы на вопросы. Принимать участие общей беседе, выполняя правила речевого поведения. Формулировать собственное мнение и аргументировать его. Предметные умения: Формировать интерес к чтению как к средству получения информации К: Уметь воспринимать на слух художественное произведение. П: Извлекать информацию, представленную в различных формах (текст) | Презентация |
V.Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Метод: Ф Словесный: учебный диалог. Практический:выполнение задания. | - Как вы думаете, все эти права есть и у детей? - Конечно, правда некоторыми из них человек начинает пользоваться только, когда вырастет и станет совершеннолетним, например, право участия в выборах. Но зато у детей есть свои особые права – права ребенка, есть право на заботу и любовь. Специально оговорено право на защиту чести и достоинства ребенка, никому не позволено оскорблять или унижать маленького человека. Забота о соблюдении всех прав ребенка, прежде всего, лежит на родителях. Мама и папа должны вырастить тебя в любви, обеспечить едой и одеждой, воспитать тебя хорошим гражданином и проследить за твоим образованием. Для этого у родителей есть право решать многие вопросы за ребенка: в какую школу отдать, какие читать книги и т.д. Но ребенок тоже не должен забывать, что родители подарили ему жизнь, поэтому он должен заботиться о них, слушаться их. - Как видите, в современном обществе каждый человек с рождения имеет много прав. Но не надо забывать, что кроме прав, у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права не надо забывать, что у других они точно такие же. | - Обязательно это есть и у детей. | Презентация листочки | |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Методы: И Практический:самостоятельная работа. | Выполняют задания в рабочей тетради. - Откройте рабочие тетради на странице 55. - Сейчас каждый самостоятельно делает три задания. - В конце урока вы ее сдадите и получите отметку. - Если у вас возникают вопросы, то поднимите руку. | Выполняют задания в рабочей тетради. | Пред: Уметь самостоятельно выполнять учебные задания. Р: оценивают свою работу на уроке; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища. К: умеют излагать свое мнение. Л: имеют мотивацию к учебной деятельности. | Презентация рабочая тетрадь |
VII.Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение ранее изученного | Метод: Ф,И Словесный: учебный диалог | – Как называется наша страна? – Что обозначает слово «федерация»? – Сколько народов живет на территории России? – Что такое конституция? – Что такое законы? – Назовите главную мысль конституции. – Какое право имеет человек? – Какие документы были приняты после Второй мировой войны? – Когда и где была принята «Всеобщая Декларация прав человека»? – Какие права имеет каждый из вас? - Молодцы. | - Российская Федерация. - Федерация – это союз. - 160 народов живет на территории РФ. - Конституция – это устройство. - Правила обязательные для всех жителей страны. - Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. - Человек имеет право жить в мире, устроенном на началах добра, справедливости, безопасности. - Всеобщая декларация прав человека. - 10 декабря 1948 года на общем собрании ООН. - У каждого есть права, которые никто не может отнять. | П: анализ, синтез, обобщение, аналогия. П: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. | Презентация учебник |
VIII.Рефлексия деятельности | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Метод: Ф Словесный: учебный диалог | - Кто скажет, как звучала тема нашего урока? - Какие цели мы ставили? - Скажите, пожалуйста, вам понравился урок? - Узнали ли вы что-то новое? - Закрепили свои знания? - Мне урок понравился, Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания. - Как вы думаете. Каких ребят мы можем оценить за этот урок? Кому мы можем поставить отметку? - Полностью согласна. Спасибо вам за урок. | - Тема нашего урока: «Основной закон России и права Человека». - Мы должны были узнать информацию про современную Россию, про Конституцию и про законы. Варианты ответов детей. | Л:самооценка. Предметные: определять главную мысль произведения и обосновывать свое мнение; Р: оценивают свою работу на уроке; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища. | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основной закон России и права человека
Презентация к уроку....
Тест к уроку окружающего мира по теме "Основной закон России и права человека." 4 класс
Тест к уроку окружающего мира по теме "Основной закон России и права человека." 4 класс...
Задания по теме "Основной закон России и права человека". Окружающий мир.4 класс.
Материал содержит 10 заданий по теме "Основной закон России и права человека"...
Конспект урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК «Школа России», 4 класс).
Цели деятельности учителя: формирование представлений о государственном устройстве нашей страны; Основном законе России – Конституции; правах человека и ребёнка.Планируемые результаты:Предметные...
Конспект урока окружающего мира "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности учителя:· формирование знаний о Конституции РФ;·...
Конспект урока по окружающему миру "Основной закон России и права человека" (4 класс, УМК "ПНШ")
Цели деятельности учителя: формирование представления об основном законе – Конституции; формирование представлений о правах человека.Планируемые результаты:Предметные: Знать: что такое Конституц...
Конспект урока окружающего мира. Тема "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «Основной закон России и права Человека» Цели деятельности учителя: формирование знаний о Конституции РФ; формирование представлений о права...