Конспект урока окружающего мира "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Цели деятельности учителя:
· формирование знаний о Конституции РФ;
· формирование представлений о правах человека.
ПП Планируемые результаты:
Предметные:
· знать, что такое Конституция РФ, права человека и конвенция о правах ребенка;
· уметь правильно отвечать на вопросы.
Личностные:
· принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
· проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
· осознавать личностный смысл учения.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 27 .04.2020 г. ФИО учителя: Шабалина М.Г.
Школа: МОУ Уйско-Чебаркульская сош ФИ студента: Бобровникова А., 45 гр.
Класс: 4 ФИО методиста: Сачкова Т.А.
Кабинет: 4
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Тема урока: «Основной закон России и права Человека»
Цели деятельности учителя:
- формирование знаний о Конституции РФ;
- формирование представлений о правах человека.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать, что такое Конституция РФ, права человека и конвенция о правах ребенка;
- уметь правильно отвечать на вопросы.
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- осознавать личностный смысл учения.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.
Этапы урока. Методы и приемы | Хрономет-раж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
| Деятельность учащихся | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный метод: слово учителя. | 1 мин. | - Здравствуйте. - Садитесь, пожалуйста, за парты. - Настройтесь на работу и проверьте все ли готово к уроку окружающего мира. | Готовят рабочее место. Настраиваются на работу. | Р: умение организовать свое рабочее место. Л: самоопределение. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный метод: фронтальный опрос, диалог. Наглядный метод: презентация. | 2 мин. | - Все мы с вами разные люди, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. - Что у нас с вами общее? Что нас объединяет? - Послушайте стихотворение. Здесь тёплое поле наполнено рожью, Здесь плещутся зори в ладонях лугов. Сюда златокрылые ангелы Божьи По лучикам света сошли с облаков. И землю водою святой оросили, И синий простор осенили крестом. И нет у нас Родины, кроме России, - Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом. - О чем это стихотворение? - Родина есть у каждого человека, и каждый по-своему любит ее, изучает, ценит! Тысячу лет насчитывает история нашего Отечества. На протяжении веков не одно поколение людей укрепляло и защищало нашу Родину, развивало её хозяйство и культуру. | Отвечают на вопрос учителя. - Стихотворение о том, что у каждого человека есть свой дом, этим мы похожи. | Р: контроль и самоконтроль. П: умение структурировать знания, анализ ответа одноклассников. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции, сотрудничество с учителем и сверстниками. |
III. Постановка учебной задачи Словесный метод: слово учителя, диалог. Проблемное обучение: проблемная ситуация. | 2 мин. | - Над какими темами мы работали в этом разделе? - Отлично. Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент. - Итак. Кто догадался, о чем он? - Молодцы. - Что вы знаете про современную Россию? - Кто догадался, как будет звучать тема нашего урока? - Какие цели мы поставим? - Верно. | - Мы узнали, про революцию 1917 года, Великую отечественную войну, про космос и космонавтов. Смотрят видеофрагмент. - Он про современную Россию. Отвечают на вопрос учителя. - Тема нашего урока: «Основной закон России и права Человека». - Мы должны узнать информацию про современную Россию, про Конституцию и про законы. | П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Р: целеполагание. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
IV. Открытие детьми нового знания Словесный метод: фронтальный опрос. Наглядный метод: презентация. | 20 мин. | - Как называется страна, в которой мы живем? - Верно, мы живем в России. По-другому нашу страну можно назвать «Российская Федерация». В переводе с латинского «федерация» означает «союз», «объединение». В Российской Федерации субъектами федерации являются республики, края, области. - Давайте посмотрим на административную карту России! - Кто покажет границы нашей страны? - Россия – это демократическая республика! Как вы понимаете эту фразу – демократическая? - Это означает, что народ (граждане страны с 18 лет) выбирает главу государства – Президента, в ходе выборов формируются другие органы власти и управления: Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации. - Какие символы нашей страны вы уже знаете? - О гербе, гимне и флаге мы уже с вами не раз говорили. А вот ещё один очень важный символ России – это Конституция Российской федерации. - Кто знает, что это такое? - Конституция – слово латинское и обозначает «устройство», «установление». - 12 декабря 1993 года в результате всенародного голосования была принята Конституция России – главный закон, по которому управляют государством. - Давайте начнем читать со страницы 156 - Какие основные права вы знаете? - Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным? - Человек имеет право на жизнь. Об этом в конституции в разделе права статья 20. Никто не может отнять у человека жизнь. Попытка убить другого человека карается законом. - Чтобы у человека была хорошая счастливая жизнь, что еще является не менее ценным? - Каждый имеет право на охрану здоровья и мед. обслуживание статья 41. - Следующее право- право на свободу и личную неприкосновенность человека. Никто не может схватить человека, держать его взаперти. Право на свободу обозначает право на личную переписку: чужие письма никто не имеет права вскрывать и читать. Нельзя подслушивать наши телефонные разговоры. Право человека на свободу и неприкосновенность может быть ограничено, если он нарушит права других людей и его вина будет наказана в суде. Его посадят в тюрьму. | - Страна, в которой мы живем называется Россия. Ученик показывает у доски границы нашей страны. - Люди имеют право голоса и слова. - Герб, гимн, флаг. - Конституция – это книга с законами и правами человека. - Право на жизнь. - Право на свободу. - Право на личную неприкосновенность. - Право на труд. - Право на отдых. - Право на свободу слова. - Право на свободу совести. - Право на образование. - Право на медицинское обслуживание. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог. Логич.: анализ объектов с целью выделения признаков. П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
V. Первичное закрепление Словесный метод: диалог. Наглядный метод: работа с учебником. | 10 мин. | - Как вы думаете, все эти права есть и у детей? - Конечно, правда некоторыми из них человек начинает пользоваться только, когда вырастет и станет совершеннолетним, например, право участия в выборах. Но зато у детей есть свои особые права – права ребенка, есть право на заботу и любовь. Специально оговорено право на защиту чести и достоинства ребенка, никому не позволено оскорблять или унижать маленького человека. Забота о соблюдении всех прав ребенка, прежде всего, лежит на родителях. Мама и папа должны вырастить тебя в любви, обеспечить едой и одеждой, воспитать тебя хорошим гражданином и проследить за твоим образованием. Для этого у родителей есть право решать многие вопросы за ребенка: в какую школу отдать, какие читать книги и т.д. Но ребенок тоже не должен забывать, что родители подарили ему жизнь, поэтому он должен заботиться о них, слушаться их. - Как видите, в современном обществе каждый человек с рождения имеет много прав. Но не надо забывать, что кроме прав, у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права не надо забывать, что у других они точно такие же. | - Обязательно это есть и у детей. | П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, сравнение, наблюдение, обобщение. К: умение вступать в учебный диалог, аргументация своего мнения. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический метод: выполнение самостоятельной работы. | 3 мин. | - Откройте рабочие тетради на странице 55. - Сейчас каждый самостоятельно делает три задания. - В конце урока вы ее сдадите и получите отметку. - Если у вас возникают вопросы, то поднимите руку. | Выполняют задания в рабочей тетради. | П: структурирование знаний. Р: умение контролировать и оценивать учебные действия. |
VII. Включение в систему знаний, повторение Словесный метод: беседа. | 3 мин. | – Как называется наша страна? – Что обозначает слово «федерация»? – Сколько народов живет на территории России? – Что такое конституция? – Что такое законы? – Назовите главную мысль конституции. – Какое право имеет человек? – Какие документы были приняты после Второй мировой войны? – Когда и где была принята «Всеобщая Декларация прав человека»? – Какие права имеет каждый из вас? - Молодцы. | - Российская Федерация. - Федерация – это союз. - 160 народов живет на территории РФ. - Конституция – это устройство. - Правила обязательные для всех жителей страны. - Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. - Человек имеет право жить в мире, устроенном на началах добра, справедливости, безопасности. - Всеобщая декларация прав человека. - 10 декабря 1948 года на общем собрании ООН. - У каждого есть права, которые никто не может отнять. | К: умение строить речевое высказывание и аргументировать своё мнение, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. П: структурирование знаний. |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный метод: беседа. | 2 мин. | - Кто скажет, как звучала тема нашего урока? - Какие цели мы ставили? - Скажите, пожалуйста, вам понравился урок? - Узнали ли вы что-то новое? - Закрепили свои знания? - Мне урок понравился, Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания. - Как вы думаете. Каких ребят мы можем оценить за этот урок? Кому мы можем поставить отметку? - Полностью согласна. Спасибо вам за урок. До свидания! | - Тема нашего урока: «Основной закон России и права Человека». - Мы должны были узнать информацию про современную Россию, про Конституцию и про законы. Варианты ответов детей. | Р: оценка; умение контролировать и оценивать учебные действия. П: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. К: умение слушать и вступать в диалог. |
Задания, разработанные для дистанционного обучения:
1.Для данного урок была самостоятельно составлена презентация и отправлена детям для изучения темы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира - "Патриоты России". 4 класс. Школа России
Цели урока: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, воспитывать уважение к героическим и историческим личностям Отечества, расширить кругозор о подвигах героев....
Конспект урока окружающего мира «Россия на карте» (УМК «Школа России», 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с картой России; формирование первоначальных умений, связанных с чтением карты, умения правильно показывать объекты на настенной карте.Планируемые р...
Конспект урока окружающего мира «Города России. Проект» (УМК «Школа России», 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения выполнять проект; расширение знаний о городах России; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну.Планируемые результаты:Предметные: знать: п...
Конспект урока по окружающему миру "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель деятельности учителя: формирование знаний о карте Российской Федерации.Планируемые результаты:Предметные:Знать:понятие «карта»;приёмы чтения карты;правила показа объектов на карте;Уме...
Конспект урока по окружающему миру "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с картой России; формирование первоначальных умений, связанных с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной карте.Планируемые ре...
Конспект урока окружающего мира «Россия на карте» (УМК "Школа России" 2 класс)
Тема урока: «Россия на карте».Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с картой России; формирование первоначальных умений, связанные с чтением карты; формирование умение правил...