Открытый урок по окружающему миру "ОСНОВНОЙ ЗАКОН РОССИИ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Данный урок направлен на ознакомление детей с их правами и обязанностями, а также на права жителей нашей страны в общем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_4_klass.docx | 32.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВНОЙ ЗАКОН РОССИИ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Цели:
1. Дать учащимся представление о государственном устройстве нашей страны.
2. Познакомить учащихся с основными документами, защищающими права человека.
3. Развивать устную речь.
4. Воспитывать интерес к истории России.
О б о р у д о в а н и е: административная карта России, Конституция России, Декларация прав и свобод человека и гражданина.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Здравствуйте ребята!!! Я вижу у вас сегодня хорошее настроение я этому очень рад. Мы с вами закончили на прошлом уроке большой раздел посвященный страницам истории отечества и сегодня начнем изучения нового раздела, который носит название «Современная история».
Повторение изученного материала
А какая именно тема урока, ждет нас сегодня вы узнаете, разгадав кроссворд посвященный предыдущему разделу, который мы уже изучили!!! Обратите внимание на презентацию!!!
Вопросы к кроссворду:
1. Господствующая над городом высота 102,0 – место ожесточеннейших боев в период Сталинградской битвы.
2. Великая русская река, которую ласково называют «матушка».
3. Как назывался Волгоград во время Великой Отечественной войны?
4. Многие города России были основаны как военная…
5. Что выпускали машиностроительные заводы во время Великой Отечественной войны?
6. Название скульптуры, поднявшейся над Мамаевым курганом в Волгограде.
7. Учреждение, где показывают движение планет, читают научно-популярные лекции по астрономии.
8. Где находился штаб немецкого генерал-фельдмаршала Ф. Паулюса в Сталинграде?
9. Первое название города Волгограда.
10. За Домом Павлова стоят разбитые снарядами и бомбами руины бывшей…
11. Скульптурное или архитектурное сооружение в память кого-нибудь или чего-нибудь.
К л ю ч е в о е с л о в о: конституция.
Молодцы ребята вы ответили на все вопросы нашего кроссворда, какое ключевое слово данного кроссворда? (конституция)
Сегодня мы поговорим о конституции, узнаем, что такое закон. И так!!! Тема сегодняшнего урока «ОСНОВНОЙ ЗАКОН РОССИИ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА».
Изучение нового материала
Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
Верно, мы живем в России. По-другому нашу страну можно назвать «Российская Федерация». В переводе с латинского «федерация» означает «союз», «объединение». В Российской Федерации субъектами федерации являются республики, края, области.
Давайте посмотрим на административную карту России!!!
Кто покажет границы нашей страны? (ученик выходит показывать)
Россия – это демократическая республика!!! Как вы понимаете эту фразу –демократическая? (дети отвечают)
Это означает, что народ (граждане страны с 18 лет) выбирает главу государства – Президента, в ходе выборов формируются другие органы власти и управления: Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации.
Какие символы нашей страны вы уже знаете? (герб, гимн, флаг)
О гербе, гимне и флаге мы уже с вами не раз говорили. А вот ещё один очень важный символ России – это Конституция Российской федерации.
Кто знает, что это такое?
Конституция – слово латинское и обозначает «устройство», «установление».
12 декабря 1993 года в результате всенародного голосования была принята Конституция России – главный закон, по которому управляют государством.
Пока вам очень сложно понять, что это за устройство? Но целью нашего урока постараться узнать и понять, какими правами пользуются граждане нашего государства и какие обязанности они должны выполнять.
Учитель: Нашу встречу сегодня освещает солнышко. И это не случайно. Какое значение имеет солнышко для всех жителей нашей планеты?
Вывод: Солнце дает жизнь всему живому. И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь и как это охраняется законом нашего государства.
1) Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным? (1 лучик-жизнь)
– Докажите, почему самым большим богатством для человека является жизнь?
Вывод: Человек имеет право на жизнь. Об этом в Конституции в разделе права самая первая статья. (Зачитывает учитель статью из Конституции РФ)
2) Чтобы у человека была хорошая счастливая жизнь, что еще является не менее ценным? (2 лучик-здоровье)
– Вы согласны с этим мнением? Почему люди должны ценить здоровье свое и других людей?
Вывод: Человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание. (Статью зачитывает ученик)
3) Без кого человек не может быть по-настоящему счастлив? (Без семьи, без друзей )
Докажите свое мнение. Согласно ли с нами солнышко? (3 лучик – семья)
– Согласны ли вы с мнением, что каждый человек вправе иметь семью, жить в семье?
4) Что же ещё является значимым для человека, даже уезжая за границу мы хоти вернуться домой? (Родина)
– Почему Родина так важна для человека?
– Почему люди вдалеке от Родины тоскуют по ней?
– Почему люди во все времена не жалея жизни, здоровья сражались за свою Родину?
Вывод: Человек имеет право быть гражданином своей страны.
5) Следующее право – право на свободу и личную неприкосновенность[1]. Никто не может стеснять свободу человека: ни с того ни с сего задержать его, бросить в тюрьму или избить. Вы спросите а как же преступники. Ведь их сажают в тюрьму?
Учитель: Да, но преступником можно назвать человека только после того, как его вина будет доказана в суде. И тогда он будет наказан – временно лишен свободы. Но и преступников нельзя подвергать физическому наказанию – избивать. Ведь они остаются людьми и сохраняют свои права.
6) Однако, вред человеку можно нанести не только побоями. Лживым или грубым словом можно обидеть человека, оклеветать, оскорбить его, бросить тень на его честь, доброе имя. И это тоже будет нарушением права – права на защиту чести и достоинства. Каждый может добиваться справедливости, а клеветники должны быть наказаны.
7) Как вы думаете, какими еще правами пользуются люди?
Послушайте стихотворение и подумайте, какое право оно демонстрирует? (7 лучик – труд и отдых)
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка. Нож…
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас
Мы благодарны людям
Придёт пора, настанет час
И мы трудиться будем.
(С. Михалков)
– Правильно, это право на труд и отдых.
8) А сейчас пока вы – школьники, главный ваш труд это учеба, хорошие, крепкие знания. Кстати, как вы думаете, есть ли право, связанное как-то с вашей учебой? (8 лучик – образование)
Учитель: Как вы думаете, все эти права есть и у детей?
Конечно, правда некоторыми из них человек начинает пользоваться только, когда вырастет и станет совершеннолетним, например, право участия в выборах. Но зато у детей есть свои особые права – права ребенка, есть право на заботу и любовь. Специально оговорено право на защиту чести и достоинства ребенка, никому не позволено оскорблять или унижать маленького человека. Забота о соблюдении всех прав ребенка, прежде всего, лежит на родителях. Мама и папа должны вырастить тебя в любви, обеспечить едой и одеждой, воспитать тебя хорошим гражданином и проследить за твоим образованием. Для этого у родителей есть право решать многие вопросы за ребенка: в какую школу отдать, какие читать книги и т.д. Но ребенок тоже не должен забывать, что родители подарили ему жизнь, поэтому он должен заботиться о них, слушаться их.
Как видите, в современном обществе каждый человек с рождения имеет много прав. Но не надо забывать, что кроме прав, у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права не надо забывать, что у других они точно такие же.
Вывод: В современном обществе каждому человеку принадлежат равные права.
Откройте учебник. Прочитайте статьи «Ты живешь в России» и «Конституция – основной закон страны» на с. 156–157. Какова главная мысль конституции России? Сколько народов живет на территории России?
Ученики отвечают Главная мысль нашей конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». В России проживает 160 народов.
Однако возникает вопрос, а что если ваши права будут нарушены, если вас будут ущемлять в том или ином праве, как быть в такой ситуации?
После Второй мировой войны были приняты документы, защищающие права человека. Главным документом является «Всеобщая Декларация прав человека». В переводе с латинского «декларация» означает «заявление».
– Прочитайте статью «Что такое права человека» на с. 157–159 учебника.
– Когда была принята «Всеобщая Декларация прав человека»?(10 декабря 1948г) О чем в ней говорится?
После чтения статьи учащиеся дают ответы.
Учитель (обобщает). «Всеобщая Декларация прав человека» провозглашает права личности, гражданские и политические права и свободы (равенство всех перед законом, право каждого на свободу и личную неприкосновенность, свободу совести и др.), а также социально-экономические права (на труд, социальное обеспечение, отдых и др.). По решению ООН 10 декабря отмечается как День прав человека.
ООН – международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами.
Закрепление изученного материала
А сейчас я предлагаю поиграть!!! Обратите внимание на презентацию!!! Вам будут представлены картинки из разных произведений и задан вопрос о нарушении прав, ваша задача определить к каким из картинок можно отнести это нарушение!!! (5 вопросов)
Молодцы ребята вы очень хорошо поработали сегодня, а главное каждый из вас узнал что-то новое!!!
– Как называется наша страна? (Российская Федерация)
– Что обозначает слово «федерация»? (союз)
– Сколько народов живет на территории России? (160)
– Что такое конституция? (устройство)
– Что такое законы? (правила обязательные для всех жителей страны)
– Назовите главную мысль конституции. (человек, его права и свободы являются высшей ценностью)
– Какое право имеет человек? (человек имеет право жить в мире, устроенном на началах добра, справедливости, безопасности)
– Какие документы были приняты после Второй мировой войны? (Всеобщая декларация прав человека)
– Назовите главный среди них.
– Когда и где была принята «Всеобщая Декларация прав человека»? (10 декабря 1948г на общем собрании ООН)
– О чем говорится в Декларации? (у каждого есть права, которые никто не может отнять)
– Какие права имеет каждый из вас?(отвечают)
– Что такое ООН?
Молодцы!!!
Сегодня на уроке мы познакомились с таким понятием как Конституция. Конституция – это основной закон нашей страны. В ней сказано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Права человека принадлежат каждому из нас по праву рождения. О них говорится в важном международном документе – Всеобщей Декларации прав человека.
Домашнее задание.
С. 156–159. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задание 2
Спасибо за урок!!! Урок окончен!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест к уроку окружающего мира по теме "Основной закон России и права человека." 4 класс
Тест к уроку окружающего мира по теме "Основной закон России и права человека." 4 класс...
Конспект урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК «Школа России», 4 класс).
Цели деятельности учителя: формирование представлений о государственном устройстве нашей страны; Основном законе России – Конституции; правах человека и ребёнка.Планируемые результаты:Предметные...
Конспект урока окружающего мира "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности учителя:· формирование знаний о Конституции РФ;·...
Конспект урока по окружающему миру "Основной закон России и права человека" (4 класс, УМК "ПНШ")
Цели деятельности учителя: формирование представления об основном законе – Конституции; формирование представлений о правах человека.Планируемые результаты:Предметные: Знать: что такое Конституц...
Конспект урока окружающего мира. Тема "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «Основной закон России и права Человека» Цели деятельности учителя: формирование знаний о Конституции РФ; формирование представлений о права...
Технологическая карта урока "Окружающий мир" на тему "Основной закон России и права человека " (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование знаний о конституции РФ, представление о правах человека.Задачи урокаДидактические:1. знать, что такое Конституция РФ, пр...
Технологическая карта урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК "Школа России", 4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Дата:02.05.2022г....