"Основной закон России и права человека"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Цели:
* Дать представление о том, насколько велика наша страна
* Познакомить детей с народами, населяющими Россию
* Формировать представление об основном законе-Конституции
* Воспитывать в детях чувство любви и уважения к родной стране
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 53 КБ |
rossiya.ppt | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Цели:
* Дать представление о том, насколько
велика наша страна
* Познакомить детей с народами,
населяющими Россию
* Формировать представление об
основном законе-Конституции
* Воспитывать в детях чувство любви и
уважения к родной стране
Ход урока:
- Орг. Момент
Я вижу, что у вас хорошее настроение и очень этому рада. Итак начнем
2. Актуализация знаний
Посмотрите на экран
Слайд №1
Что вы видите?
( )
-Кто догадался, чему будет посвящен наш сегодняшний урок
( ответы детей)
Постановка целей урока
Знаете ли вы, какие народы проживают в России? Кто руководит Россией?
По каким законам живет Россия? Какие права имеют люди, которые живут в России?
Давайте назовем цели нашего урока ……
Слайд №2
Работа по теме
Слайд №3
Наша страна очень большая. Чтобы преодолеть расстояние от Калининграда до Владивостока нужно ехать целую неделю.
Слайд №
Назовите столицу России
Слайд №
Москва-столица России. Там живет президент страны. Он является главой государства и избирается гражданами страны
Слайд №
Россия ( другое название страны - Российская Федерация)
Слово федерация обозначает союз, объединение. Российская федерация объединяет в своем составе республики, края, области, автономные округа.
Слайд №
Россия –многонациональная страна. На ее территории проживает более 100 народов. Русский язык- государственный язык РФ на всей ее территории.
В нашей стране проживают разные народы: русские, татары, якуты, буряты и др.
(………………………..)
Слайд
А сейчас послушайте легенду:
Знакомство с легендой
«Давным – давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять- оскорбляй. Можно всё. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государства Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось! В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи у государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению -объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установили порядок, а все жители стали счастливы и довольны.»
-Как вы думаете , почему страна стала процветающей, счастливы стали все ее жители, почему они чувствовали себя в безопасности?
(жители стали жить по законам)
-Основным законом нашей страны является Конституция России.
Слайд №
-Что такое конституция?
(Конституция- основной закон по которому живет государство. Права и обязанности граждан страны записаны в нашей конституции)
-А как вы понимаете «Права»
(права- это то, что ты можешь делать, а можешь не делать)
Работа с конституцией
Давайте ознакомимся с важнейшими правами гражданина России.
(у детей на партах распечатаны «Права гражданина России»
-Право на жизнь
-Право на свободу
-Право на личную неприкосновенность
-Право на труд
-Право на отдых
-Право на свободу слова
-Право на свободу совести
-Право на образование
-Право на медицинское обслуживании
Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным? (жизнь)
Человек имеет право на жизнь. Об этом в конституции в разделе права статья 20. (учитель зачитывает статью) Никто не может отнять у человека жизнь. Попытка убить другого человека карается законом.
Чтобы у человека была хорошая счастливая жизнь, что еще является не менее ценным? (здоровье)
Каждый имеет право на охрану здоровья и мед. обслуживание статья 41
Без кого человек не может быть по настоящему счастлив? (без семьи, без детей) статья38
Следующее право- право на свободу и личную неприкосновенность человека. Никто не может схватить человека, держать его взаперти. Право на свободу обозначает право на личную переписку: чужие письма никто не имеет права вскрывать и читать. Нельзя подслушивать наши телефонные разговоры. Право человека на свободу и неприкосновенность может быть ограничено, если он нарушит права других людей и его вина будет наказана в суде. Его посадят в тюрьму.
Право на неприкосновенность жилища. (никто не может проникнуть в наше жилище против нашей воли)
Право на защиту чести и достоинства. (оно защищает нас от клеветы, напрасных обвинений, оскорблений. За клевету тоже существует правовая ответственность)
Послушайте стихотворение и подумайте, какое право оно демонстрирует.
Стол, за котором ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба
Все это сделано трудом,
А не свалилось с неба.
За все , что создано для нас
Мы благодарны людям
Придет пора, настанет час
И мы трудиться будем. (С. Михалков) - право на труд и отдых
Сейчас вы пока - школьники, главный ваш труд это учеба, хорошие крепкие знания.
Как вы думаете, есть ли право, связанное как-то с вашей учебой?
(право на образование)
Молодцы, вы назвали все основные права человека в обществе.
Давайте еще раз прочитаем основные права человека они у вас распечатаны на листах
-Право на жизнь
-Право на свободу
-Право на личную неприкосновенность
-Право на труд
-Право на отдых
Право на свободу слова
-Право на свободу совести
-Право на образование
-Право на медицинское обслуживание
Работа в группах
Я вам раздам картинки к очень известным сказкам- ваша задача: определить, какое право было нарушено в той или иной сказке. Посовещайтесь, решите, кто из вас будет отвечать?
1 группа «Заюшкина избушка» (право на неприкосновенность жилища)
«Колобок» (право на жизнь)
2 группа «За двумя зайцами» (право на свободу и личную неприкосновенность)
«Путешествие в сказку»
Герои сказок могли бы также воспользоваться своим правом, если бы знали конституцию
Ситуация1.
Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!»
Буратино: «Не имеешь права лишать меня имущества ст. 17.»
Ситуация 2.
Волк: «Козлятушки, ребятушки, отворитесь, отопритесь.
Козлята: «Не имеешь права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно ст. 12»
Ситуация 3
Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить.
Машенька: «Не имеешь права посягать на мою свободу ст 4.»
Ситуация 4
Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его»
Волчица: «Не имеешь права лишать его жизни ст3»
Как вы видите в современном обществе у человека с рождения очень много прав. Нужно знать и отстаивать свои права. Но отстаивая свои права не забывай - у других они точно такие же.
Работа с учебником
-Откройте учебник на с.156 и рабочую тетрадь на с. 58, пользуясь учебником выполните задание №2 с. 58
Вывод
Россия- это великая держава, самое большое государство в мире по занимаемой территории! Страна с великим духовным и культурным наследием. Основным законом России является –конституция.
Игра «Паутинка»
Тестирование
Во время тестирования каждый из вас проверит свои знания
Домашнее задание
Песня о России
Рефлексия
Встаньте, те кто сегодня на уроке пополнил багаж своих знаний.
Расскажите, какие знания вы унесете с собой домой
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РОДИНА- отечество, страна, в которой родился человек. Род; Родной; Народ; Родители; Родственники…
Сегодня на уроке Вы узнаете почему наша страна называется –Россия, какие народы проживают в России? Вы познакомитесь с основным законом, по которому живет наше государство.
Чтобы преодолеть расстояние от Калининграда до Владивостока, нужно ехать на поезде целую неделю.
Назовите столицу России
Москва- столица России
Кто является президентом нашей страны?
Президент России Владимир Владимирович Путин
Россия (Российская Федерация) объединяет в своем составе республики, края, области, автономные округа.
Россия - многонациональная страна. На её территории проживает более 100 народов. Русский язык – государственный язык РФ на всей её территории.
Какие народы живут в нашем стране? Дети каких национальностей учатся в нашей школе, в нашем классе?
Фамилии, оканчивающиеся на -ов, -ова, -ев, -ева. Например: Выборн ов , Егор ова , Роман ова . Эти фамилии имеют славянско - русское происхождение.
Фамилии, оканчивающиеся на- о украинского происхождения. Например: Карпенк о , Головоченк о , Будьк о.
Фамилии, оканчивающиеся на – берг, -штейн, -е, -ель европейского происхождения. Например: Эйн штейн , Гейб ель , Гопп е .
Африканцы- темный цвет кожи, темные, обычно вьющиеся волосы, широкие ноздри.
Грузины- светлый цвет кожи, удлиненный нос, с горбинкой, темные , густые волосы.
Славяне- светлая кожа, цвет глаз от голубого до серого, цвет волос от светло-русого до рыжего.
Китайцы- желтоватый цвет кожи, небольшой, узкий нос почти плоские раскосые глаза. Темные прямые волосы.
В России проживает около 130народов. Каждый народ имеет свой язык, культуру, традиции. Масленица-праздник весны у русских.
Красный день -весенний праздник в Дагестане.
Вороний день- праздник весны у хантов.
Живут в России разные Народы с давних пор. Одним- тайга по нраву, Другим- степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд. Один- черкеску носит, Другой надел халат
Один- рыбак с рожденья, Другой- оленевод. Один кумыс готовит, Другой готовит мёд. Одним- милее осень, Другим милей весна. А Родина Россия У нас у всех- одна.
Внимание, игра!
Игра «Паутинка» Дети, передавайте клубок, называя важные слова сегодняшнего урока. Так нить всех соединяет- символизируя единство.
А что же нас всех объединяет? Единая Родина. А это общая земля, общая история, общие законы, общий язык. Но важнее всего общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботиться о близких ему людях, об интересах народа и Отечества.
Конституция Российской Федерации- основной закон государства
Россия - это великая держава, самое большое государство в мире по занимаемой территории! Страна с великим духовным и культурным наследием!
Домашнее задание Прочитать текст в учебнике стр. 156- 159; Нарисовать рисунки на тему «Наша Родина- Россия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основной закон России и права человека
Презентация к уроку....
Открытый урок по окружающему миру "ОСНОВНОЙ ЗАКОН РОССИИ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА"
Данный урок направлен на ознакомление детей с их правами и обязанностями, а также на права жителей нашей страны в общем....
Конспект урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК «Школа России», 4 класс).
Цели деятельности учителя: формирование представлений о государственном устройстве нашей страны; Основном законе России – Конституции; правах человека и ребёнка.Планируемые результаты:Предметные...
Конспект урока окружающего мира "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности учителя:· формирование знаний о Конституции РФ;·...
Конспект урока окружающего мира. Тема "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «Основной закон России и права Человека» Цели деятельности учителя: формирование знаний о Конституции РФ; формирование представлений о права...
Технологическая карта урока "Окружающий мир" на тему "Основной закон России и права человека " (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование знаний о конституции РФ, представление о правах человека.Задачи урокаДидактические:1. знать, что такое Конституция РФ, пр...
Технологическая карта урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК "Школа России", 4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Дата:02.05.2022г....