Игра по станциям "Осенний калейдоскоп"
материал (3 класс) по теме

Коростелева Ольга Витальевна

Игра по станциям для учащихся 3-х классов. Место проведения - школа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osen_igra_po_stantsiyam.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Игра по станциям

«Осенний калейдоскоп»

Цели игры:

  • Обобщить  знания детей об осенних явлениях в природе.
  • Развивать художественные способности, творческую активность детей, кругозор.
  • Воспитывать любознательность, доброжелательность, сплоченность.
  • Формировать чувство командной взаимовыручки.

Игра начинается с общего сбора, на котором каждый класс получает маршрутный  лист, где указана схема маршрута и названия станций.

На каждую станцию отводится 5-7 минут.

Продолжительность игры – 1 час.

В зал сегодня вы пришли,

Чтобы конкурс провести.

Семь   команд есть у нас,

Пусть покажут высший класс-

Навык, смелость и сноровку

Да свою физподготовку.

Мы начинаем нашу игру «Осень – чудная пора». Каждая команда пройдет испытания, побывав на разных станциях. Капитаны классов, получите маршрутные листы. Но сначала хочется послушать детей, которые подготовили стихи про осень.

Чтение стихов про осень.

Станции:

  1. Лесные загадки
  2. Кляксография
  3. Узелки
  4. Осенняя мозаика
  5. Шифровальщики
  6. Запоминайка
  7. Игровая

Лесные загадки

Отгадайте загадки:

        

Стоит Антошка на одной ножке.

Его ищут, а он не откликается.      (гриб)

Воду пьет – себя торопит,

И растет, и листья копит,

Набирает вес кубышка,

В середине – кочерыжка.    (капуста)

Скинули с Егорушки

Золотые перышки –

Заставил Егорушка

Плакать и без горюшка.        (лук)

Хотя я сахарной зовусь.

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы меня? Я -…               (свекла)

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост не нужен.   (морковь)

Что копали из земли,

 Жарили, варили

 Что в жаре мы испекли

 Ели да хвалили. (картофель)

На грядке длинный, зеленый

А в кадке желтый, соленый. (огурец).

Он усатый и ползучий,

Спрятал ядрышки в стручке –

Саблевидном кулачке.

Не раскусишь, коль засох,

Называется… (горох)

На грядке привалился на бочок

Солидный крутолобый … (кабачок)

Он круглый и красный,

Как глаз светофора

Среди овощей нет сочней… (помидора)

Осень – это и время сбора грибов. Давайте проверим, как хорошо вы знаете грибы.

1. И на горке, и под горкой
Под березкой и под елкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят? (грибы)

2. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня узнаешь за версту
Зовусь я …  (подосиновик)

3. На пенечке, ровно вряд
В шапках молодцы стоят. (опята)

4. Стоят желтые сестрички
А зовут все их… (лисички).

5. С белой юбочкой на ножке
В красной шляпе, весь в сережках.
Но красе его не верь
Страшен этот гриб, поверь.(мухомор)

6. Он большой, красивый, статный,
С белой ножкой аккуратной
В боровом растет лесу
Осень вкусен он в супу.(боровик)

Удивительный портной:

Нет катушки ни одной,

И машинки швейной нет…

И утюг не разогрет…

Но зато иголки есть.

Сколько? Их не перечесть!    (ежик)

Нам издали красная шляпа видна

Лесного обманщика-хвастуна.

Ему к нам в корзинку

Попасть не придется,

Пусть мухам на гибель

В лесу остается!             (мухомор)

Может быть, вы поверите мне,

Но я увидала грибы на сосне.

Разве грибы на деревьях растут?

Что-то совсем непонятное тут…

Надеты на ветки маслята, опята…

Кто же их на зиму сушит, ребята?         (белка)

Не удержались в сите

Сверкающие нити

И, выскочив на волю,

Пришили тучу к полю.    (дождь)

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Коровам без нее беда:

Она их главная еда.         (трава)

Сидит – зеленеет,

Падает – желтеет,

Лежит – чернеет.            (лист)

 Над рекой и над долиной
Повисла белая холстина. (туман)

Летит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает.
Слышишь его, а не видишь его. (ветер)

Средь темна леса
Красна девица стоит.(рябина)


Кляксография

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. Кто это?  (осень)

Настала очередь осени рисовать. Для своей работы взяла она самые яркие краски и отправилась с ними в лес. Березы и клены покрыла она лимонной желтизной. Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. А могучий столетний дуб-богатырь одела в медную кованую броню.

Но осенью часто идет дождь, появляются лужи.

Эти лужи надо высушить. Для этого к данным фигурам нужно

за 1 минуту пририсовать что-то так, чтобы получился другой предмет. А затем рассказать о чем вы нарисовали.

Узелки

1. Какие приметы осени вы знаете? Как мы узнаем, что осень наступила? (похолодало, день становится короче, желтеют и опадают листья, птицы улетают в теплые края и т.д.)

2. Чем осень отличается от весны?( весной день длиннее становится, почки на деревьях, прилетают птпцы, зеленеет трава, теплеет, тает снег и пр.)

3.. Какое время года идет следом за осенью?(зима)

4.Какие птицы улетают от нас на юг?( журавли, соловьи, гуси, ласточки, дрозды, лебеди +)

5. Какие птицы остаются зимовать с нами?(снегири, синицы, воробьи, голуби, вороны, клесты- даже выводят зимой птенцов)

6. Какие животные впадают в спячку?( медведи, ежи, лягушки,...)

7. Какие животные меняют цвет шубки , готовясь к зиме?(белки, зайцы, песцы)

8.А кто из животных запасается на зиму продовольствием и что заготовляет? . (бобры, белки, мыши, ежи, хомяки)

9. Назовите съедобные грибы.(опята, сыроежки, маслята, моховики, горькушки, грузди и пр.)

11.Какие цветы цветут осенью? (хризантемы, астры, гладиолусы, георгины)

12. Какие ягоды поспевают осенью? (рябина, клюква, брусника, калина, облепиха)

13.Почему деревья сбрасывают на зиму листья? (испарения уменьшить, сохранить пит. в-ва, избавиться от ядовитых в-в накопившихся на листьях, )

14. -А знаете ли вы: Какие деревья не меняют зимой цвет и не опадают? (хвойные: сосны ,кедры, ели)

Приметы сентября:

Гром  в сентябре предвещает теплую осень.

Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.

Если журавли осенью летят высоко – осень будет продолжительной.

Приметы октября:

Гром в октябре сулит бесснежную зиму.

Появление комаров – к мягкой зиме.

Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.

Поздний грибок – поздний снежок.

Приметы ноября:

В ноябре зима с осенью борется.

Ноябрь – месяц слякоти и пороши.

У дуба и осины самый поздний листопад.

В ноябре рассвет с сумерками в середине дня встречается.

Осенняя мозаика

Осень – время уборки урожая, когда людям приходится много трудиться. Давайте сейчас мы вспомним пословицы о труде.

(Начало и конец пословиц написаны на карточках, ребята составляют пословицы и объясняют значение)

1.  Кто не работает …    (тот не ест.)
2.  Землю красит солнце, а …  
(человека – труд.)
3.  Где труд, там и …  
(счастье.)
4.  Делу время, а …   
(потехе час).
5.  Откладывай безделье, да …  
(не откладывай дела.)
6.  Не поклонясь до земли и …  
(грибка не поднимешь.)
7.  Без труда …  
(не вытащишь и рыбки из пруда.)
8.  Труд кормит, а …  
(лень портит.)

Первый  месяц осени – сентябрь. Название месяца происходит от латинского «септимус», что означает «седьмой». В древнерусском календаре сентябрь был седьмым по счёту от начала года. Первым тогда считали март, а не январь, как в современном календаре. Сентябрь – самый сухой месяц осени. Эти теплые деньки осенью называются бабьим летом.

Хмурень – так называли октябрь в старину. Называют его ещё и вечером года. В это время природа начинает готовиться ко сну. Дел у всех невпроворот. Деревьям надо вовремя сбросить листву. Насекомым схорониться в лесную подстилку или забиться в щели. Поспешить с отлетом последним птицам.

Последний месяц осени – ноябрь. Его древнерусское название – грудень, что значило – разъезженный, плохой и замёрзший путь. Небо нередко закрыто тяжёлыми облаками, идёт снег пополам с дождём. Уже все перелётные птицы покинули свои места.

 

Шифровальщики

С помощью алфавита прочитайте строчки из стихотворения Ивана Бунина.

2,6,18,7,9,29            8,7,13,20,16,32               18,6,9,30,2,16,11

БЕРЁЗЫ                      ЖЁЛТОЮ                         РЕЗЬБОЙ

2,13,6,19,20,33,20         3       13,1,9,21,18,10           4,16,13,21,2,16,11.

БЛЕСТЯТ                    В          ЛАЗУРИ                       ГОЛУБОЙ.

А теперь зашифруйте последнюю строку.

КАК              ВЫШКИ,            ЁЛОЧКИ                            ТЕМНЕЮТ.

(12,1,12           3,29,26,12,10,            7,13,16,25,12.10                20,6,14,15,6,32,20)

Запоминайка

Вопросы вы найдёте на обратной стороне листьев, прикрепленных к доске. Прошу подойти к доске и прочитать вопросы.

1. Осенью в щель забирается, а весной проснётся. (муха)

2.На лугу живёт скрипач, носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик)

3. Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет. (бабочка)

4. Кто за печкою живёт, спать мне ночью не даёт?(сверчок)

5.То погаснет, то зажжется, ночью в роще огонёк? (светлячок)

6. Голубой аэропланчик – сел на белый одуванчик. (стрекоза)

7.Нос долог, голос тонок, кто его убьёт, тот свою кровь прольёт.(комар)

8.В лесу у пня суета, беготня: народ рабочий весь день хлопочет. (муравьи)

9.Не моторы, а шумят, не пилоты а летят, не змеи, а жалят.(осы)

10. Сок из цветов она берёт, и в сотах копит сладкий мёд. (пчела)      

11. А какого цвета осенние листья?

Хитрые вопросы:

   

1. Какие овощи усатые?( фасоль, горох)

2. У какого овоща есть глазки?(картофель)

3. Какой овощь мешал спать принцессе?(горох)

4. Никого не огорчаю, а всех плакать заставляю(лук)

5. Закутан ребенок в сорок пеленок (капуста)

6. Кругла да гладка, откусишь- сладка,засела на грядке крепко. Я+.(репка)

7. И зелен и густ на грядке куст. Покопай немножко, под кустом- (картошка)

8. В огороде вырастаю, а когда я созреваю, варят из меня томат, в щи кладут и так едят. (помидор)

9. Желтый Антошка вертится на ножке. Где солнце стоит, туда он и глядит. (подсолнух)

10. Круглое, румяное, я росту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко)

11. Я в красной шапочке росту среди корней осиновых, меня увидишь за версту,- зовусь я +( подосиновик)

12. Он в лесу стоял, никто его не брал, В красной шапке модной, никуда не годный. (мухомор).

13. В каком овоще 2 ноты. (фа-соль)
14. У каких зверей детёныши рождаются в листопад (зайцы)
15. У каких деревьев листья краснеют ( клён ,осина, рябина)
16. Кто собирает яблоки спиной (ёж)

Игровая

Игра на внимание «Копёшка, тропинка, картошка.»

Копёшка-стоя, поднять руки вверх.

Тропинка- приседаем.

Картошка- приседаем и прячем голову в колени.

Когда дети движения запомнили, ведущий начинает путать детей.

Те, кто ошибся выбывают

Фруктовая дорожка

Игроки шагают по «фруктовой дорожке» — на каждый шаг надо назвать фрукт. Кто больше назовет, тот дальше по дорожке прошагает, а чтоб шаги были равные, каждый шаг делается вместе с ведущим.

Молодцы! Вы прошли все станции. А пока жюри будет подводить итоги, давайте немного поиграем. Но игры не совсем обычные, а игры на внимание.

   Игра «Летает, не летает».

Если тот, о ком идет речь в стихах, летает, то ребята машут руками, как крыльями. Если же не летает – топают ногами.

Грачи летят,                                   Пчелы летят,

На всю Русь кричат:                Гудят и бренчат:

- Курлы-курлы,                              -Жу-жу-жу,

 Расстаемся до весны.                   Медову несем сыту.

Журавли летят,                              Поросята летят,

 На всю Русь трубят:                     Полосатые визжат:

- Гу- гу-гу,                                      Хрю-хрю-хрю,

Не догнать никому.                        Надоело нам во хлеву.                                                                                                                                                                        

               Синицы летят,                                Комары летят,

               На всю Русь кричат:                      Кричат, пищат:

               -Дзу-дзу-дзу,                                   - Ду-ду-ду,

               Не поймать никому.                      Не уйти никому.

                                          Медведи летят,

                                          Толстопятые рычат:

                                          -Ру-ру-ру-ру,

                                           Надоело нам в бору.

Игра "Улетели птицы"

Ведущий читает стихи, дети внимательно его слушают и, если слышат "лишнее" слово, начинают хлопать в ладоши.

Улетели птицы:
Голуби,
куницы.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи
Чибисы,
ежи.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди и утки
И спасибо шутке.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Театр-экспромт. Сказка «Репка»

(Ведущий распределяет роли, которые будут играть ребята.)

Чтобы сказку здесь сыграть,

Нужно роли нам раздать.

Кто загадку отгадает,

Роль он тут же получает.

Работящий, хоть и сед,

Догадались, это … (дед)

(Кто отгадает первым,

тот и будет играть роль деда.)

А у деда есть подружка,

Очень милая … (старушка)

Раскрасавица, не злючка,

Проживает с ними … (внучка)

А у внучки есть дружок,

Очень шустренький … (щенок)

Растянулась на окошке

И мурлычет сладко … (кошка)

И хвостатый шалунишка,

Это серенькая … (мышка)

Растёт в огороде,

Хоть нынче не в моде,

Кругла да крепка,

Жёлтая … (репка)

 (Каждый участник выполняет какое-то движение и произносит свой текст, когда называют его имя:

Репка (разводя в стороны руки, перепрыгивая с ноги на ногу): А вот и я!

Дед (потирая ладоши): Так – с!

Бабка (кланяясь): Фу ты! Ну ты!

Внучка (машет рукой): Ой ля ля!

Жучка: О – го – го.

Кошка: Ё – моё.

Мышка: Так точно!

(Ведущий читает обычный текст сказки, а когда он называет имя героя, тот должен сыграть свою роль. И так на протяжении всей сказки)

ВАРИАНТ:

 Репка Артистам выдаются не только роли, но и слова - по фразе на роль. После каждого упоминания персонаж произносит свою фразу.

Репка - "Оба на!"

Дед - "Ё моё!"

Бабка - "Я готова!"

Внучка - "Ля-ля-ля-ля ля-ля-ля!"

Жучка - "Гав-гав"

Кошка - "А я ещё и на машинке вышивать умею!"

Мышка - "Пи! я сказала Пи!"

 Сценарий - обычная детская сказка "Репка":

Посадил дед ("Ё-моё!") репку ("Оба на!"). Выросла репка ("Оба на!") большая пребольшая. Тянет дед ("Ё-моё") репку ("Оба на"), а вытащить не может. Позвал дед ("Ё-моё!") бабку ("Я готова!"). Бабка ("Я готова!!") за дедку ("Ё-моё"), дедка ("Ё-моё") за репку ("Оба на!"), тянут-потянут, вытащить не могут. Позвал дед ("Ё моё!") внучку ("Ля-ля-ля-ля ля-ля-ля!"). Внучка ("Ля-ля-ля-ля ля-ля-ля!") за бабку ("Я готова!"), бабка ("Я готова!") за дедку ("Ё моё!"), дедка ("Ё моё") за репку ("Оба на!") тянут-потянут а вытащить не могут.... Ну и так далее в таком же ключе...

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра"Калейдоскоп"

Это мероприятие проводилось внутри класса.В нем прослеживается межпредметная связь, коллективная работа учащихся 2 класса...

Игра для ума загадочный калейдоскоп

Игра для ума загадочный калейдоскоп...

Игра Калейдоскоп

Командная игра для первых классов по станциям. Закрепление изученного первокласниками за первый год обучения в школе....

Конспект занятия по программе РОСТ 2 класс. Тема: Развитие коммуникативных навыков в командой игре. Викторина «Школьный калейдоскоп».

Викторина для начальных классов является  игровым способом проверки знаний учащихся и помогает обнаружить пробелы в образовании...Игра-викторина для младших школьников состоит из вопросов по конк...

Внеклассное мероприятие по русскому языку. Игра-викторина «Словесный калейдоскоп», 3 класс.

Занятие проводится в виде игры-викторины во внеурочной деятельности в 3 классе. Элементы занятия можно использовать на уроках русского языка  со 2 по 4 класс. Учащиеся получают представление по я...

Игра - викторина «Витаминный калейдоскоп»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение«Белоомутская  школа-интернат для обучающихсяс ограниченными возможностями здоровья»...

Внеклассное мероприятие для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Игра-викторина «Новогодний калейдоскоп».

Данная игра-викторина может быть использована на внеклассном мероприятии, посвященном Новому году, поэтому может быть использовано как учителем, так и воспитателем....