Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности «Умелые руки»
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему

Перова Лидия Николаевна

Программа  рассчитана на 1 год  обучения для детей 7 - 8 лет. Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология»  отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.


Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов п. Добринка Липецкой области.

Рассмотрено:

Руководитель МО начальных классов

________________________

                       (Л.В. Павлова)

Протокол №_____________

от «_____»__________2015

Утверждено:

Директор МБОУ СОШ №2

п. Добринка

___________________________

                             (Н.Н.Зиброва)

Приказ №_____________

от «_____»__________2015

Программа внеурочной деятельности

  художественно-эстетической направленности

«Умелые руки»

для детей _7 - 8_лет

                                       Программа  рассчитана на 1 год  обучения

 Составитель: Перова Лидия Николаевна

Должность: учитель начальных классов

Название  населенного пункта, в котором реализуется программа внеурочной деятельности: п. Добринка,  Добринского района,   Липецкой области

Год составления:  2015

Пояснительная записка

            Нормативно-правовая база.

            Программа внеурочной деятельности  разработана в соответствии с основными положениями федерального образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. Программа составлена на основе нормативных  документов и методических рекомендаций:

  • Приказ Минобрнауки РФ от 06.10. 2009 № 373 (ред. От22.09.11) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
  • Учебный план образовательного учреждения на 2015 / 2016 учебный год
  • Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры программы внеурочной деятельности)

В  Федеральном государственном образовательного стандарте начального общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Назначение программы.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология»  отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.
  Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Программа внеурочной деятельности «Умелые руки» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

      Актуальность и перспективность курса.

      Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

     Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

    Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия.

    Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7 – 8  лет, на 1 год обучения: на 34 часа аудиторных и внеаудиторных занятий, 1 раз в неделю.

     Цели и задачи реализации программы.

     Цель: развитие творческих способностей ребенка, проявляющего  интерес к техническому и художественному творчеству.

     Исходя из данной цели, основными  задачами  программы являются:

0бучающие:

1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.

2. Обучить детей владению инструментами и приспособлениями .

3. Научить выполнять «тамбурный» шов.

4. Обучать изготовлению изделий из разных материалов.

5. Обучать художественному моделированию из бумаги.

6. Обучить приемам конструирования поделок из природного материала.

Развивающие:

1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Развивать внимание, память, воображение, усидчивость.

3.Расширять художественный кругозор, обогащать  личный жизненно – практический опыт учащихся.

Воспитательные:

1.Воспитывать трудолюбие, аккуратность, адекватную самооценку.

2. Формировать  творческий подход к выбранному виду деятельности.

Мотивационные:

создать комфортную обстановку на занятиях, благоприятные условия для адаптации учащихся;

Социально-психологические:

- формирование общественной активности, самореализация в обществе.

Формы и методы работы.

Учитывая психологические особенности учащихся в работе должны использоваться следующие формы:

  • фронтальная
  • групповая
  • индивидуальная
  • сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы

Методы работы:

  • практические упражнения, практические работы, практикумы;
  • использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
  • эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация;

      Режим занятий.

      Режим работы кружка – 1 занятие в неделю по 45 минут.

     Формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся.

     Подросткам предлагается защитить выставку-презентацию, имеющую название «Наше творчество». Здесь обучающимся дается полная свобода в выборе темы, а так же в формах представления информации (рисунок, презентация, модель и многое другое).

        Планируемые результаты реализации программы.

       

       Личностные

-ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

-уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

-оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

-называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

-объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;

-уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;

-понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, -умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

       Метапредметные

       Регулятивные УУД:

-определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на кружке,

-учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);

-учиться планировать практическую деятельность на кружке;

-под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

-учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в предложенном пособии);

-работать совместно с учителем по составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);

-определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.

       Познавательные УУД:

-наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;

-сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;

-учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;

-находить необходимую информацию в дополнительной литературе, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);

-с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;

-самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

       Коммуникативные УУД:

-уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;

-уметь вести небольшой познавательный диалог по теме занятия на кружке, коллективно анализировать изделия;

-вступать в беседу и обсуждение на занятиях кружка и в жизни;

-учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.

       Предметные

-познакомиться со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;

-знать законы природы, на которые опирается человек при работе;

-наблюдать традиции и творчество мастеров ремесел и профессий;

-организовывать свою деятельность: подготавливать к работе свое место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности;

-создавать мысленный образ конструкции, планировать последовательность практических действий, отбирать наиболее эффективные способы решения задач;

-моделировать несложные изделия;

-уметь применять знания, полученные в 1 классе;

-знать о материалах и инструментах, используемых человеком в различных областях деятельности, выполнять практические работы (изготовлять изделие по плану);

-уметь осуществлять элементарное самообслуживание в школе и дома;

-уметь работать с разнообразными материалами: бумагой и картоном, текстильными и волокнистыми материалами, природными материалами, пластичными материалами, пластмассами, металлами (знать об их свойствах, происхождении и использовании человеком);

-освоить доступные технологические приемы ручной обработки изучаемого материала: разметка (с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет), выделение из заготовки, формообразование, раскрой, сборка, отделка;

-уметь использовать приемы комбинирования различных материалов в одном изделии;

-правильно и экономно расходовать материалы;

-знать основные правила работы с инструментами (правила безопасной работы ножницами, шилом и др.);

-знать и выполнять правила техники безопасности;

-использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

-самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;

-изготавливать модели и конструкции изделий по образцу, рисунку, эскизу, чертежу, плану, технологической карте.

Календарно-тематический план

№ п/п

Дата

Тема занятия

Всего часов

Содержание деятельности

По плану

По факту

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1.

Введение.

1

1

2

Экскурсия. Сбор природного материала.

1

1

3

«Семейка грибов на поляне»

1

1

4

«Магнит из теста»

1

1

5

«Праздничный стол»

1

1

6

«Золотая хохлома»

1

1

7

«Городецкая роспись»

1

1

8

«Дымковская игрушка»

1

1

9

«Матрешка»

1

1

10

«Деревня»

1

1

11

«Лошадка»

1

1

12

«Курочка из крупы»

2

1

13

«Курочка из крупы»

1

14

«Деревенский двор»

1

1

15

«Новый год»

2

1

16

«Новый год»

1

17

«Изба»

1

1

18

«Помпон»

1

1

19

«Русская печь»

1

1

20

«Коврик»

1

1

21

«Стол и скамья»

1

1

22

« Русская красавица»

1

1

23

«Костюм Ани и Вани»

1

1

24

« Кошелек»

1

1

25

«Салфетка»

1

1

26

«Золотая рыбка»

1

1

27

«Аквариум»

1

1

28

«Русалка»

1

1

29

«Птица счастья»

1

1

30

«Ветряная мельница»

1

1

31

«Флюгер»

1

1

32

«Книжка-ширма»

2

1

33

«Книжка-ширма»

1

34

Итоговое занятие. Выставка творческих работ.

1

1

35

Резервное занятие

1

1

Содержание рабочей программы

1. Введение (1 час)

* Введение в образовательную программу 1 года обучения.

* Требования к поведению учащихся во время занятия.

* Соблюдение порядка на рабочем месте.

* Соблюдение правил по технике безопасности.

Экскурсия. Сбор природного материала. Беседа «Будь природе другом». Изучение природы Липецкого края. Определение  и отбор природных материалов для выполнения изделий.

«Семейка грибов на поляне» Практическое занятие. Выполнение композиции из пластилина и природного материала. Знакомство с профессией флориста.

«Магнит из теста» Изготовление изделий из соленого теста по замыслу детей.

«Праздничный стол» Работа с пластилином. Выполнение практической работы в группах. Оформление праздничного стола.

«Золотая хохлома». Работа с бумагой папье-маше. Практическая работа по изготовлению блюдца, роспись гуашевыми красками.

«Городецкая роспись». Работа с бумагой Составление аппликационной композиции по эскизам городецкой росписи.

«Дымковская игрушка». Работа с пластилином. Лепка фигурок дымковских игрушек по замыслу детей.

«Матрешка» Работа с разными материалами (картон, ткань, бумага, краски).  Практическая работа.

«Деревня». Работа с пластилином. Выполнение рельефной работы деревенского пейзажа.

«Лошадка» Конструирование фигурки лошадки из картона. Самостоятельное планирование последовательности выполнения работы с опорой на план.

«Курочка из крупы». Работа с разными материалами. Изготовление аппликации из крупы гречки, фасоли, пшена, риса. Практическая работа.

«Деревенский двор» Коллективная групповая работа. Изготовление фигурок домашних животных из бумаги. Оформление композиции. Выставка получившихся композиций.

«Новый год». Работа с различными материалами. Беседа о предстоящем праздновании нового года. Осваивание технологии изготовления изделий по собственному замыслу. Использование приемов работы с различными материалами.

«Изба». Работа с бумагой. Осваивать способы работы с бумагой: сгибание, складывание.

Изготовление изделий из бумаги и картона. Самостоятельное планирование последовательности выполнения работ с опорой на план

«Помпон». Работа с волокнистыми материалами. Изготовление поделки по замыслу детей на основе получившегося помпона.

«Русская печь». Работа с пластилином. Знакомство с устройством русской печи. Практическая работа.

«Коврик» Плетение из бумаги. Практическая работа.

«Стол и скамья» Конструирование из картона. Изготовление изделий, оформление с использованием приемов симметрии.

« Русская красавица» Работа с волокнистыми материалами и картоном. Практическая работа. Изготовление портрета русской красавицы.

«Костюм Ани и Вани» Работа с разными материалами. Изготовление одежды для кукол по замыслу детей.

« Кошелек». Работа с тканными материалами. Практическая работа. Изготовление кошелька для дома.

«Салфетка» Работа с тканью. Вышивание салфетки по самостоятельно составленному узору. Знакомство с профессией швеи, пряхи, вышивальницы. Совершение заочной экскурсии на швейную фабрику. Исследование видов, свойств и состава тканей. Изучение техники шва «тамбурный» .  

«Золотая рыбка» Работа с волокнистыми материалами. Изонить. Знакомство с технологией изготовления. Вышивка золотой рыбки  с использованием изонити.

«Аквариум». Работа в парах с различными материалами (бумага, природный материал, бросовый материал). Составление композиции аквариума по замыслу детей.

«Русалка» Работа с бумагой и волокнистыми материалами. Выполнение аппликационной работы.

«Птица счастья» Работа с бумагой. Оригами. Осваивать способы работы с бумагой: сгибание, складывание.

«Ветряная мельница» Работа с бумагой. Самостоятельное изготовление модели ветряной мельницы. Знакомство с устройством ее работы.

«Флюгер»  Работа с фольгой. Практическое занятие. Самостоятельная работа по картинному плану.

«Книжка-ширма» Работа с бумагой и картоном. Изготовление книжки-ширмы.

Итоговое занятие. Рефлексия, анкетирование. Выставка творческих работ.

Резервное занятие. Поход в лес, в парк.

Учебно-методические средства обучения

   Используемые учебные методические пособия для педагога и обучающихся учитывают особенности и возраст детей. Содержат описания, что необходимо для поделок и как их выполнить. На страницах книг содержатся рисунки, образцы и схемы, советы и рекомендации, которые могут помочь детям для получения конкретного результата. Учащиеся могут активно работать в группах над творческими проектами, используя справочную литературу, умело вести дискуссии на занятиях, могут контролировать и оценивать работу.

Используемая литература.

  1. А. М. Гукасова «Рукоделие в начальных классах», М .Просвещение,1985 г, 190 с.
  2. А. М. Гукасова «Внеклассная работа по труду», М. Просвещение, 1981 г, 174 с.
  3. Г. И. Перевертень «Самоделки из бумаги», М.Просвещение,1983г, с.132.
  4. Г. И. Перевертень «Самоделки из разных материалов», М.Просвещение,1985 г,110 с.
  5. Н. М. Коньшева «Лепка в начальных классах», М.Просвещение, 1985 г,78 с.
  6. Н. Е.Цейтлин «Справочник по трудовому обучению»,                       М. Просвещение,1983 г,191с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления. Студия «Театральная»

Пилотная площадка 1 класс.  Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления. Студия «Театральная»...

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Фантазии из бумаги» .

Программа внеурочной деятельности "Фантазии из бумаги" художественно-эстетического направления....

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Волшебная палитра".

Программа содержит пояснительную записку, основные направления работы изостудии "Волшебная палитра" и календарно-тематическое планирование....