Программа внеурочной деятельности художественно - эстетического направления "Кукольный театр"
рабочая программа на тему
Программа внеурочной деятельности художественно - эстетического направления "Кукольный театр" реализуется в начальной школе с целью приобщения младших школьников к творчеству, выявление и развитие их творческих способностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Пречистенская СОШ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР»
2 КЛАСС
Составила: Куницына Е.С.
2015 – 2016 уч.год
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Цель программы:
приобщение младших школьников к творчеству, выявление и развитие их творческих способностей.
Задачи программы:
Формировать практические навыки творческой деятельности.
Развивать культуру и технику речи, память, воображение, артистические способности.
Воспитывать способность улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев произведений.
Общая характеристика курса
Кукольный театр играет огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании младших школьников. Занятия в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность. Играя в спектакле, дети перевоплощаются в различные образы, учатся выражать свои чувства в слове, интонации. Благодаря этому развивается выразительность речи. В процессе работы над спектаклем дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива. Содержание кукольных спектаклей преломляется через опыт ребенка, отношение детей к изображаемым в спектакле явлениям и оказывает воспитательное воздействие на них. Занятия в театральном кружке способствуют расширению кругозора детей, повышению эмоциональной культуры и культуры мышления, формированию убеждений и идеалов.
Отличительными особенностями и новизной программы являются: принцип деятельностного подхода к воспитанию и развитию ребенка средствами театра,
где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля; принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературного чтения, музыки, изобразительное искусство, технология, русский язык);принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности. Данная программа направлена на развитие творческой личности и создание условий для её самореализации, интеграции личности в национальную и мировую культуру.
Основная, театрализованная, деятельность – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом.
Место курса «Кукольный театр» в учебном плане
Программа данного курса разработана для учащихся 2 класса и рассчитана на 34 часа (1 часа в неделю)
Описание ценностных ориентиров курса
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Искусство театра кукол тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На занятиях дети знакомятся с принципами декоративной обработки используемых материалов, осваивают простейшее конструирование кукол, декораций, а также самостоятельно стараются создать свои «шедевры».
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно.
Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.
Ожидаемый результат
В результате изучения данной программы учащийся приобретает представления:
- об истории театральной куклы;
- о профессиях людей, которые работают в театре (режиссер, художник- декоратор, бутафор, актер и т.д.);
- об устройстве театра.
- и умеет:
- водить куклу над ширмой;
- изготавливать театральную куклу из различных материалов;
- создавать декорации и афиши для спектаклей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты
- формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
- развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
- формирование установки на здоровый образ жизни.
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий для личного развитии
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
- умение устанавливать причинно-следственные связи,
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач.
- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий ,
- умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей,
- проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
умение вступать в диалог,
- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
- умение договариваться, находить общее решение, работать в группах.
- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать,
- умение контролировать действия партнёра по деятельности.
- умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
- формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Регулятивные УУД:
- моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах.
- различение допустимых и недопустимых форм поведения.
- умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.
- умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Предметные результаты.
Учащиеся научатся:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- сочинять этюды по сказкам;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Содержание программы
В процессе обучения учащиеся познакомятся с народной куклой и её видами, что способствует формированию интереса к театрально - игровой деятельности. Ребята смогут освоить театральные понятия. На практических занятиях обучающие смогут освоить приёмы кукловождения, что даст возможность раскрепощению, артистические навыки в плане переживания и воплощения образа.
Кукла - есть «оживление» неживой материи при помощи рук актёра и фантазии. «Ожившие» герои будят у детей воображение, рождают новые образы, которые влияют на ребёнка: в работу включается мыслительный процесс. Прежде чем «Оживлять» куклу рассматривается внешний образ, составляется характеристика, подбирается соответствующая интонация и стиль речи. Овладение речью через куклу, позволяет ребёнку воспринимать явление, более осознано. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, активнее происходит психическое развитие. Восприятие живой образной речи побуждает детей к творчеству художника, поэта, скульптора.
Куклы-персонажи - уникальные создания. Они являются информативной, образовательной игрушкой и могут многое рассказать тем, кто занимается изучением истории, этнографии, литературы, изобразительного и прикладного искусства.
Реализация программы, не только на занятиях, но и в выступлениях на праздниках, позволит стимулировать способность обучающихся к образному и свободному восприятию окружающего мира.
Основные направления работы с детьми
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Критерии оценивания
Знания, умения и навыки учащихся по внеурочной деятельности не оцениваются.
Используемая литература
1. Кияновский А.А. Школьный театр в начальной школе/ Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». М.: ООО «Чистые пруды», 2007.
2. Караманенко Т.Н. «Кукольный театр», М., 2001г.
3. Газета «Начальная школа», №30, 1999.
3. Чудакова Н.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2001.
4. Юрина Н.Г. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
Интернет - ресурсы
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | дата | Тема занятия | Виды деятельности учащихся
| Планируемые результаты | Дата | Прим. | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||
1 | Вводное занятие. Театр. . Знакомство с историей возникновения театра кукол | анализировать видеоряд театральных кукол | познакомятся с историей возникновения кукольного театра, культурой других стран | Познавательные : понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий ,умение устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос, слушать собеседника Регулятивные различение допустимых и недопустимых форм поведения, понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем | потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников | 02.09 | ||
2 | Таинственные превращения. Упражнения и игры на внимание | знакомство с понятиями « балкон», «ло жа», «закули сье», «сцена», «партер» и др. | познакомятся с профессиями театра | 09.09 | ||||
3 | Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение учителем стихотворения К.И. Чуковского «Телефон». Упражнения и игры на развитие воображения | Знакомство с пьесой, анализ характеров героев произведения | читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта | Познавательные : умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении , проводить сравнение и анализ поведения героя Коммуникативные понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос, включаться в диалог, в коллективное обсуждение, умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания. · понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой Регулятивные понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем, различение допустимых и недопустимых форм поведения | целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы | 16.09 | ||
4 | Распределение ролей и чтение произведения учащимися . Развитие речевого дыхания и артикуляции | Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. | уметь выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение, развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию | 23.09 | ||||
5 | Отработка чтения каждой роли Упражнения и игры на внимание | Разучивание ролей. | читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта | 30.09 | ||||
6 | Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом | 07.10 | ||||||
7 | Беседа по охране труда . Изготовление кукол и бутафории. | Изготовление простейших плоских кукол для игры за ширмой, бутафории | Знать и соблюдать правила работы с ножницами, иглой, уметь читать чертежи | Познавательные : проявлять индивидуальные творческие способности Коммуникативные обращаться за помощью ,предлагать помощь и сотрудничество Регулятивные понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем, различение допустимых и недопустимых форм поведения | потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников | 14.10 | ||
8 - 9 | Изготовление кукол и бутафории | 21.10 11.11 | ||||||
10 | Обучение работе над ширмой | Знакомство с понятием «декорация». | определять последовательность событий, составлять план. | Познавательные : умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные умение вступать в диалог, работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных Регулятивные осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; · анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе ,потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников | 18.11 | ||
11 | Обучение работе над ширмой . Распределение технических обязанностей по спектаклю | Освоить правила вождения куклы над ширмой, распределять обязанности по подготовке спектакля | 25.11 | |||||
12 | Генеральная репетиция пьесы. | Прогон спектакля | Уметь выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение | Познавательные : понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий Коммуникативные осуществлять взаимный контроль, работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных Регулятивные осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; · анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу | целостность взгляда на мир средствами литературных произведений, | 02.12 | ||
13 | Показ пьесы детям, родителям | 09.12 | ||||||
14 | Выбор пьесы: р. н.с. «Колосок» Чтение пьесы вслух Распределение ролей. Читки по ролям за столом. | Знакомство с пьесой, анализ характеров героев произведения | читать сказку, передавая с помощью интонации настроение героев произведения | Познавательные : умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении , проводить сравнение и анализ поведения героя Коммуникативные понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос, включаться в диалог, в коллективное обсуждение, умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания. · понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой Регулятивные понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем, различение допустимых и недопустимых форм поведения | целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы | 16.12 | ||
15 - 16 | Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы. | Разучивание ролей | 23.12 13.01 | |||||
17-19 | Репетиция пьесы. Изготовление бутафории и кукол для пьесы. | Использование приёмов работы с бумагой, картоном и тканью по шаблону, оформление изделий, осваивание способа разметки деталей изделия на ткани по шаблону и способ соединения деталей из разных материалов (ткани и бумаги) при помощи клея | овладеть технологией изготовления изделий из мягких материалов, выполнять разметку на ткани, экономить используемый материал | Регулятивные : овладеют способностью самостоятельно планировать свою деятельность, контролировать и корректировать свои действия в соответствии с выявленными отклонениями, адекватно оценивать результаты своего труда. Познавательные : научатся анализировать образец, осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации, оформлять свою мысль в устной форме, Коммуникативные : слушать и понимать высказывания собеседников, осуществлять поиск необходимой информации из разных источников . | 20.01 27.01 03.02 | |||
20 - 21 | Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. | Разучивание ролей | Осознавать идею произведения, правильно оценивать ее и выражать свое отношение | 10.02 17.02 | ||||
22 - 23 | Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю | Освоить правила вождения куклы над ширмой, распределять обязанности по подготовке спектакля | потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников | 24.02 02.03 | ||||
24 | Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля. | Прогон спектакля | Уметь выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение, адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | Познавательные : понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий Коммуникативные осуществлять взаимный контроль, работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных Регулятивные осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; · анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу
| 09.03 | |||
25 | Показ пьесы детям. | осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; · анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу | 16.03 | |||||
26 | Показ пьесы родителям. | 06.04 | ||||||
27 - 34 | Посещение театрального профессионального спектакля | просмотр театральной постановки. | знать виды театрального искусства, основы актёрского мастерства | Познавательные : пользоваться приёмами анализа и синтеза при просмотре спектакля, проводить сравнение и анализ поведения героя Коммуникативные· включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность Регулятивные Моделировать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах | формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, осознание значимости занятий для личного развития | 13.04– 25.05 |
Список литературы
1. Кияновский А.А. Школьный театр в начальной школе/ Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». М.: ООО «Чистые пруды», 2007.
2. Караманенко Т.Н. «Кукольный театр», М., 2001г.
3. Газета «Начальная школа», №30, 1999.
3. Чудакова Н.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2001.
4. Юрина Н.Г. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
СЛОВАРЬ КУКОЛЬНИКА
Авансцена — передняя часть сцены.
Антракт — промежуток между действиями спектакля.
Батлейка — белорусское народное кукольное представ-
ление, сходное по типу с вертепом и шопкой. В её ре-
пертуар наряду с историей, рассказывающей о рожде-
нии Христа, входили народные пьесы («Царь Макси-
милиан») и короткие интермедии («Вольский — куз-
нец польский», «Корчмарь Берек» и др.).
Бутафория — предметы и украшения, имитирующие
подлинные в сценической обстановке.
Вага — особая конструкция, к которой крепятся нити
для управления марионеточной куклой. Она бывает
горизонтальной (для марионеток-животных) и верти-
кальной.
Вертеп (старославян. и древнерусс. — пещера) — пере-
носный театр кукол, в котором разыгрываются пред-
ставления религиозного характера, связанные с леген-
дой о рождении Христа. Обычно имеет строение в два
этажа. На верхнем разыгрываются библейские сюже-
ты, на нижнем — светские (бытовые, комедийные, по-
рой — социальные). Вертепные куклы передвигаются
по прорезям в полу сцены.
Гапит — трость, на которую насажена головка тросте-
вой куклы. Гапит, снабженный простейшей механи-
кой, позволяет поворачивать и наклонять головку.
Возможен вариант крепления к гапиту ниток, управ-
ляющих глазами и ртом куклы.
Гансвурст (с нем. — «Ганс-колбаса») — герой немецко-
го народного драматического театра и театра кукол.
Появившись в XVI веке, Гансвурст уже через два сто-
летия уступил место новому национальному героюКасперле, который унаследовал некоторые черты его
характера.
Гиньоль — персонаж французского театра кукол. Ро-
дился в Лионе в начале XIX века. Сюжеты сценок, в
которых он участвовал, были заимствованы из жизни
ткачей города. Все возрастающая популярность Гинь-
оля в народных кругах вытеснила старого Полишине-
ля. До сих пор французские кукольные представления
носят его имя, а самому народному любимцу в Лионе
сооружен памятник.
Грядка — верхний передний край (или план) ширмы.
Даланг — актер яванского театра кукол. В его задачу
входит только кукловождение, а текст произносит на-
ходящийся рядом чтец.
Декорации (от латин. — украшение) — художествен-
ное оформление действия на ширме или театральной
сцены.
Дубль — подменная кукла, копирующая своим внешним
видом основную и заменяющая её в случае необходимо-
сти при решении особых сценических задач,
Задник — расписной или гладкий фон на заднем плане
ширмы или сцены.
Зеркало сцены — плоскость видимого зрителю игрово-
го пространства,. ограниченная в театре кукол шир-
мой, порталами и портальной аркой.
Карагез (с турец. — «черный глаз») — герой турецкого
теневого театра кукол. Славился своими шутками и
неприязнью к «власть имущим».
Котурны — в театре кукол небольшие скамеечки, при-
крепляемые к обуви, или специальные башмаки на
толстой подошве. Они используются в том случае, ког-
да рост актера-кукольника не позволяет ему держать
куклу на уровне воображаемого пола ширмы Кулисы — вертикальные полосы ткани, оорамляющие
сцену по бокам.
Матей Копецкии (1762-1847 гг.) — чешский народный
кукольник, создатель знаменитого театра и его героя
Кашпарека, для которого им написано более 60 пьес.
На могиле Матея Копецкого поставлен памятник из
белого мрамора, на котором актер изображен со своей
куклой. Сам знаменитый Кашпарек хранится в Наци-
ональном музее Праги.
Марионетка — низовая кукла, управляемая с помощью
нитей. Она требует особого устройства сцены и ваги.
Мизансцена — определенное расположение декораций,
предметов и действующих лиц на сцене в отдельные
моменты спектакля.
Мимирующая кукла — кукла из мягких материалов с
подвижным выражением лица. Пальцы актера нахо-
дятся непосредственно в голове куклы и управляют ее
ртом, глазами и носом.
Монолог — речь одного лица, мысли вслух.
Образцов Сергей Владимирович (1901-1992 гг.) — зна-
менитый кукольный актер и режиссер, создатель соб-
ственного оригинального театра кукол. Многие его
спектакли стали хрестоматийными: «Каштанка» (по
А. П. Чехову), сказки «По щучьему велению», «Вол-
шебная лампа Аладина» и др. А спектакли Б.Штока
«Божественная комедия», «Говорит и показывает
ГЦТК...» и «Необыкновенный концерт» признаны
мировой классикой.
Олеарий — немецкий путешественник, посетивший
Россию и оставивший «Подробное описание путеше-
ствия голштинского посольства в Московию и Пер-
сию...» (1647 г.). С именем Олеария связано первое
документальное упоминание о кукольном представ-
лении на Руси, а в самой книге есть рисунок, изобра-жающий кукольника с Петрушкой, датированный
1636 годом.
Падуга — горизонтальная часть декоративного оформ-
ления сцены. Представляет собой полоску ткани, под-
вешенную на штанге или тросе.
Пантомима — выразительные движения телом, переда-
ча чувств и мыслей лицом и всем телом.
Панч — популярный герой английского театра кукол,
снискавший славу хулигана и драчуна. Панчу неиз-
менно сопутствует жена Джуди. Их представления —
образец английского юмора и злой социальной сати-
ры — пользовались в Англии огромным успехом и со-
хранились до сих пор.
Папье-маше — наиболее распространенный способ изго-
товления кукольных голов, представляющий собой
оклеивание бумагой по глиняному слепку снаружи
или гипсовой форме изнутри.
Парик — накладные волосы.
Партер — места для зрителей ниже уровня сцены.
Патронка — картонная трубочка, которая вклеивается
в шею и руки перчаточной куклы. Она позволяет «по-
догнать» руку и голову персонажа к размерам пальцев
актера.
Передник ширмы (или фартук) — матерчатая занавес-
ка, закрывающая конструкцию ширмы со стороны
зрителя. В отличие от обтяжки, которая прикрепляет-
ся к рамке ширмы наглухо, передник просто подвеши-
вается. Применяется при различных устройствах раз-
борных ширм.
Перчаточная кукла — кукла, которая имеет вид трех-
палой перчатки для управления головой и реками
куклы.
Петрушка — любимый герой скоморохов, удалой смель-
чак и задира, в любой ситуации сохранявший чувство
юмора и оптимизм. Как внешний вид куклы (длинный
нос, колпачок с кисточкой), так и сценки, которые он
разыгрывал, почти не подвергались изменениям на
протяжении столетий. В кукольных представления::
вместе с Петрушкой принимали участие различные
персонажи: цыган, лекарь, квартальный, капрал и др.
Любопытно, что некоторые эпизоды в представлениях
Петрушки перекликаются с кукольными представле-
ниями других стран.
Пищик — специальное приспособление, которь:::
пользовались актеры-петрушечники.
Полишинель — герой французского театра кукол середи-
ны XVIII века, пришедший из Италии. По своему харак-
теру Полишинель весельчак и немного циник.
Пониженный план — окно или прорезь на основной
ширме, находящиеся ниже основной грядки. Исполь-
зуется для показа контрастных сцен с «живым» акте-
ром или сюрпризных моментов.
Портал (портальная арка) — плоскость, ограничиваю-
щая в виде рамки «зеркало» сцены с боков и сверху.
Пульчинелла — популярный комический герой неаполитанской комедии «дель арте». Наиболее приметная черта — черная маска.
Реквизит — подлинные и бутафорские вещи и предметы, используемые по ходу действия спектакля.
Ремарка — пояснение автора на страницах пьесы, которое определяет место и обстановку действия, указывает на поведение и настроение персонажа в тех илп иных обстоятельствах спектакля.
Репетиция — повторение, предваряющее показ спектакля.
Репертуар — пьесы, идущие в театре в определённый промежуток времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления. Студия «Театральная»
Пилотная площадка 1 класс. Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления. Студия «Театральная»...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/14/picture-109360-1350218297.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) 1 класс
«Волшебный мир оригами»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/22/picture-352139-1385150005.jpg)
Образовательная программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления. Кружок "Волшебная иголочка"
Образовательная программа разработана для организации кружка по вышивке ....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/14/picture-410085-1705254909.jpg)
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности «Умелые руки»
Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 7 - 8 лет. Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/25/picture-798635-1466871691.jpg)
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Фантазии из бумаги» .
Программа внеурочной деятельности "Фантазии из бумаги" художественно-эстетического направления....
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/25/picture-798635-1466871691.jpg)
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Волшебная палитра".
Программа содержит пояснительную записку, основные направления работы изостудии "Волшебная палитра" и календарно-тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/05/picture-516472-1415206862.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по эстетическому направлению "Театр и музыка"
Программа внеурочной деятельности по эстетическому направлению «Театр и музыка» адресована обучающимся с тяжелыми многочисленными нарушениями развития (ТМНР).Реализация коррекционных задач...